Регламентация работы среднего и младшего медицинского персонала в рамках системы менеджмента качества

1929
Регламентация работы среднего и младшего медицинского персонала в рамках системы менеджмента качества

[...] При внедрении системы менеджмента качества важно понять, что уже успешно функционирует в организации и на каком уровне среди подобных организаций (в своем регионе, в целом по стране, в мире) она находится. Сделать это можно путем участия в конкурсах, а также в процессе подготовки к сертификации на соответствие требованиям стандартов. Так, в 2011 г. БСМП стала лауреатом премии Правительства Республики Татарстан «За качество». В апреле 2012 г. больница была сертифицирована на соответствие системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008) «Системы менеджмента качества. Требования». А в декабре 2012 г. проведена успешная сертификация организации в европейской системе качества EFQM (European Foundation for Quality Management), вручен сертификат «Признанное совершенство – 5 звезд».

Подготовка к сертификации фактически является анализом деятельности организации с точки зрения качества и помогает определить пути для дальнейшего развития. Во время подготовки к сертификации у коллектива появляются знания в области СМК, приверженность ей и уверенность в правильности выбранного пути развития организации. Развитие же организации стимулирует саморазвитие персонала. [...]

Понятие «процессы» пришло из бизнеса; применительно к здравоохранению их можно обозначить как медико-технологические процессы.

Процессы, происходящие в медицинской организации, можно разделить на три основных группы (макропроцесса): процессы управления, обеспечивающие процессы, основные процессы (рисунок).

Регламентация работы среднего и младшего медицинского персонала в рамках системы менеджмента качества

Процессы медицинской организации

Под процессами управления подразумевается управленческая деятельность главного врача и его заместителей, главной медицинской сестры и других менеджеров организации.

Обеспечивающие процессы – это процессы, необходимые для обес­печения жизнедеятельности организации (административно-хозяйственного, юридического обеспечения, ведения документации и т. д.).

Основным для БСМП является процесс оказания специализированной высокотехнологичной медицинской помощи при жизнеугрожающих состояниях.

Описание медико-технологических процессов дает следующие возможности:

Можно проанализировать не только то, как работает медицинская организация в целом, как она взаимодействует с внешними организациями, но и как организована работа на каждом отдельно взятом рабочем месте.

Руководитель получает информацию о том, как работают рядовые сотрудники, а рядовые сотрудники – как работают их коллеги и на какой конечный результат направлена вся их деятельность.

Появляется возможность корректировать технологии.

Есть возможность минимизировать риски, возникающие на различных этапах реорганизации деятельности.

Дается текущая оценка деятельности организации по отношению к конечным результатам и степени удовлетворенности пациентов.

Более детально можно прописать процессы в виде схем, например процесс поступления пациента в кардиологическое отделение (приложение 1). На схеме должны быть представлены исполнители процессов (в приведенном в приложении примере – врач-кардиолог, медсестра-координатор, медсестра комплексного ухода) и определена их компетенция (объем мероприятий, необходимых для выполнения в рамках своей должности).

Актуализация документооборота

Одним из направлений работы сестринской службы в рамках СМК стала актуализация журналов, используемых в БСМП.

Для начала данной работы было несколько причин:

  • Из года в год в организации на основании вновь издаваемых приказов заводились новые журналы, учитывающие тот или иной вид деятельности.
  • Количество документации увеличивалось, и не было механизма, который бы позволял своевременно прекращать работу с этой документацией в случае выхода приказа, отменяющего работу данного журнала.
  • Необходимо было минимизировать время, затрачиваемое медсестрами на заполнение документации (по данным многих исследований, медицинские сестры тратят до 20% своего рабочего времени на заполнение документации).

Для систематизации работы с журналами главная медсестра составила таблицу, которую заполнили старшие медсестры отделения. В приложении 2 – пример такой таблицы для нейрохирургического отделения.

Затем данные таблицы были переданы руководителям отделов (эпидемиологическая, фармакологическая, экологическая службы, службы крови, охраны труда и т. д.), т. к. именно они являются первичными носителями информации об изменениях в нормативных документах в рамках своих служб и являются исполнителями процессов.

Была определена цветовая кодировка документации, относящейся к той или иной службе / должностному лицу (приложение 3). Использование цветовой кодировки журналов облегчает ежедневную работу медсестер.

Каждый руководитель службы сделал из таблиц выборку всех журналов, относящихся к его службе, и составил реестр журналов (пример для фармацевтической службы – приложение 4). Разработан альбом форм журналов (приложение 5), который утвержден в отделе качества. Каждый журнал получил идентификационный шифр.

После того как все службы сделали выборку, остались журналы, не принадлежащие ни одной службе. Эти журналы были рассмотрены рабочими группами Совета медсестер на предмет наличия нормативных документов, регламентирующих их ведение. Если нормативного документа не находилось, коллегиально принималось решение о целесообразности ведения того или иного журнала (см. материалы в ЭС «Контроль в ЛПУ» - получить доступ >>).

В случае необходимости журнал шифруется через отдел качества: присваивается шифр главной медсестры (ГМ.ФЖ.01.01.15) или заместителя главного врача по лечебной деятельности (ЛД.ФЖ.01.01.15), где ГМ – главная медсестра, ФЖ – форма журнала, 01 – порядковый номер в реестре, 01 – порядковый номер редакции, 15 – год утверждения. Если журнал не несет полезной информации и не имеет нормативного обоснования, коллегиально принимается решение об изъятии журнала из документооборота [...]

Разработка регламентов, инструкций, алгоритмов

Одним из первых документов, регламентирующих деятельность медсестер БСМП на рабочих местах, был Регламент работы хирургического отделения.

Пример. Содержание Регламента работы хирургического отделения:

1. Организация работы поста хирургического отделения.

2. Организация работы перевязочного кабинета.

3. Организация работы процедурного кабинета.

4. Стандарт выполнения уборки в хирургическом отделении:

4.1. Четыре зоны чистоты хирургического отделения.

4.2. График работы бактерицидных облучателей по зонам.

4.3. Санитарно-эпидемиологические мероприятия в особо чистой зоне (стерильной).

4.4. Санитарно-эпидемиологические мероприятия в особо чистой зоне (нестерильной).

4.5. Санитарно-эпидемиологические мероприятия в условно чистой зоне.

4.6. Санитарно-эпидемиологические мероприятия в грязной зоне.

5. Организация работы в служебных комнатах.

6. Режимы работы бактерицидных облучателей, используемых в ГАУЗ РТ «БСМП».

Данный регламент разработала главная медсестра, а затем каждая старшая медсестра использовала этот документ как шаблон для составления регламента своего отделения с учетом его специфики.

В здании стационара больницы 12 этажей, и на каждом этаже находится одно отделение, поэтому технические данные по структуре отделения и кабинетов на каждом этаже идентичны, что позволило стандартизировать расположение кабинетов во всех отделениях. Все одноименные (по назначению) кабинеты на всех этажах имеют одинаковое расположение.

Кроме того, удалось стандартизировать планировку манипуляционных кабинетов (приложение 7).

В регламенте также решили отразить структуру кабинетов, стандарт оснащения по каждому кабинету.

На каждом рабочем месте в зоне дезинфекции эпидемиологическим отделом разработаны инструкции по порядку дезинфекции игл, шприцев, систем, перчаток и т. д.

Выполнение 8 принципов СМК в работе сестринской службы

Работа сестринского персонала БСМП организована в соответствии с 8 базовыми принципами СМП.

1. Ориентация на потребителя. Внедрение проекта «Медсестра комплексного ухода» позволило приблизить выполнение услуг к пациенту.

2. Лидерство руководства. Руководитель сестринской службы и старшая медицинская сестра обладают знаниями в области менеджмента, несут ответственность за принятые решения, создают и поддерживают положительный микроклимат в коллективе.

3. Вовлеченность персонала достигается участием рядовых медсестер в обучении персонала, разработке инструкций, алгоритмов, регламентов, а также в проведении аудитов.

4. Процессный подход. Процессы, происходящие в медицинской организации, в регламентирующих документах описываются теми специалистами, которые участвуют в данных процессах, в т. ч. и медсестрами.

5. Системный подход. Каждый сотрудник четко понимает взаимо­связи с другими процессами, происходящими в организации.

6. Непрерывное улучшение. Специалисты сестринской службы проводят анализ процессов, аудиты, изучают степень удовлетворенности пациентов.

7. Принятие решений, основанных на фактах. Решения об изменениях принимаются на основании протоколов аудита специалистов.

8. Эффективное взаимодействие с коллегами и партнерами. Руководители сестринских служб подразделений взаимодействуют между собой (Амбулаторно-поликлиническое учреждение – БСМП – Центр реабилитации).

Таким образом, принципы системы менеджмента качества находят применение в работе сестринского персонала, позволяют правильно организовать ее и стандартизировать медико-технологические процессы в медицинской организации.[...]

Приложение 1. Пример описания процесса поступления пациента в кардиологическое отделение (схема) [...]

Приложение 2. Перечень форм журналов для отделения нейрохирургии[...]

Приложение 3. Цветовая кодировка документов[...]

Приложение 4. Реестр утвержденных форм журналов фармацевтической службы[...]

Приложение 5. Альбом формы журнала

Регламентация работы среднего и младшего медицинского персонала в рамках системы менеджмента качества

Приложение 6. Перечень-требование на закупку в типографии форм журналов для БСМП на 2015 г.[...]

Приложение 7. Планировка манипуляционного кабинета[...]



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль