text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Проблемы опиоидной терапии больных с хроническим болевым синдромом и пути их решения

  • 21 октября 2015
  • 656
Проблемы опиоидной терапии больных с хроническим болевым синдромом и пути их решения

В центре внимания данной статьи – законодательные инициативы в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, способствующие повышению доступности опиоидных анальгетиков, и выбор оптимальной тактики для достижения эффективного обезболивания.

[...] Изменения нормативно-правовой базы, регулирующей оборот наркотических средств и психотропных веществ

[...] С 1 июля 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2014 № 501-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О наркотических средствах и психотропных веществах”» (далее – Закон № 501-ФЗ). Пожалуй, самым значимым положением этого закона следует считать то, что в число основных принципов государственной политики в сфере оборота НС, ПВ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту включен принцип «доступности наркотических средств и психотропных веществ гражданам, которым они необходимы в медицинских целях» (п. 2 ст. 4 Закона № 3-ФЗ). Другие положения Закона № 501-ФЗ направлены на практическую реализацию этого принципа.

Так, в соответствии с Законом № 501-ФЗ право отпуска НС и ПВ предоставлено не только аптечным, но и медицинским организациям и обособленным подразделениям медицинских организаций, расположенным в сельских населенных пунктах и удаленных от населенных пунктов местностях, в которых отсутствуют аптечные организации. При этом органы исполнительной власти субъектов РФ самостоятельно определяют перечень этих медицинских организаций и номенклатуру наркотических и психотропных лекарственных препаратов для их отпуска и применения в медицинской помощи физическим лицам.

Введен запрет требования возврата пациентом (или его родственниками) первичных и вторичных (потребительских) упаковок использованных наркотических и психотропных лекарственных препаратов (пустые ампулы, флаконы, блистеры, вскрытые и использованные трансдермальные терапевтические системы) при последующей их выписке.

Однако если для исключения требования о возврате использованных упаковок от НС и ПВ достаточно внесения изменений в приказ по медицинской организации, то для исполнения других положений Закона № 501-ФЗ необходимо внесение изменений в ряд федеральных подзаконных актов.

В настоящее время постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 № 807 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, и признании утратившим силу пункта 3 Положения об использовании наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии» внесены изменения, упрощающие требования к хранению, перевозке, учету НС и ПВ.

Медицинским и аптечным организациям предоставлено право осуществлять перевозку наркотических препаратов без специализированной охраны, для медицинских организаций увеличиваются нормативы запасов НС до 15-дневного и ПВ – до месячного срока (ранее норматив запаса НС и ПВ составлял 10 дней, а до внесения предыдущих изменений – 3–5 дней).

Помещения для хранения НС и ПВ медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и удаленных от населенных пунктах местностях, отнесены к 3-й категории.

Курс повышения квалификации «Нормативно-правовое регулирование обращения НС, ПВ и ЛС, подлежащих предметно-количественному учету в медорганизациях»

20 ноября 2015, Москва

Помещения для хранения неиспользованных НС и ПВ, принятых от родственников умерших больных, отнесены к 4-й (вместо 3-й, как было ранее) категории. Право охраны помещений 2-й категории (аптечные организации) при отсутствии подразделений вневедомственной охраны (ведомственной охраны) предоставлено юридическим лицам, имеющим лицензию на частную охранную деятельность, и др.

Десятого августа 2015 г. официально опубликован приказ Минздрава России от 30.06.2015 № 386н «О внесении изменений в приложения к Приказу Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. № 1175н “Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков”».

Приказ предоставил врачам право выписывать трансдермальные терапевтические системы, содержащие НС, на рецептурных бланках формы № 148-1/у-88 (оформление которых данным приказом дополнительно упрощается), установил норму о возможности согласования с врачебной комиссией только первичного назначения НС и ПВ и внес целый ряд других изменений, значительно облегчающих работу врача при выписывании ОА (большинство этих норм вступает в силу с 1 января 2016 г.).

Авторы надеются, что на повышение доступности ОА окажет влияние и опубликованная в ряде средств массовой информации новость о том, что в июле 2015 г. директором ФСКН России издан приказ, запрещающий проверки медицинских учреждений, занимающихся выдачей обезболивающих препаратов.

В этом отношении еще более значимо решение Госдумы о строгом контроле обоснованности деятельности территориальных управлений ФСКН России по привлечению к ответственности врачей за нарушение порядка назначения и выписывания НС и ПВ.

Но, пожалуй, самой яркой на сегодняшний день демонстрацией признания приоритета адекватного обезболивания над мерами контроля легального оборота ОА является первое в современной истории удовлетворение судебного иска к государственным структурам (в т. ч. региональному управлению ФСКН России) за уголовное преследование врача, связанное с неверным оформлением документов при выписывании сильнодействующих препаратов пациенту, страдающему от сильной боли. Судебное решение по делу А. Хориняк должно стать прецедентом, исключающим саму возможность формирования подобных судебных дел в будущем.

Следует заметить, что любой обзор нормативных актов становится неполным уже к моменту его издания, и организаторам здравоохранения необходимо принять к сведению, что во исполнение Закона № 501-ФЗ

Минздравом России проводится подготовка других нормативных актов, направленных на дальнейшее совершенствование требований к обороту НС и ПВ с целью повышения их доступности для пациентов.

Тем не менее необходимо еще раз обратить внимание на то, что организационная доступность НС и ПВ обеспечивается не только федеральными нормативно-правовыми актами, но и качеством исполнения требований этих нормативно-правовых актов на местах, которое напрямую зависит от самих исполнителей. И Минздравом России неоднократно предписывалось привести региональные нормативные акты в соответствие с действующим федеральным законодательством в сфере оборота НС и ПВ.

[...] Руководители органов управления здравоохранением должны наконец понять, что организационные усложнения ухудшают условия работы врачей и соответственно препятствуют исполнению ими своих профессиональных обязан­ностей (в данном случае – проведению адекватной анальгетической терапии).

Так, приказом Минздрава России от 16.05.2003 № 205 «О внесении изменений и дополнений в приказ Минздрава России от 12.11.1997 № 330», изданным в период становления деятельности ФСКН России, было введено положение, предписывающее вскрытие ампул, введение ампулированных НС и ПВ пациенту производить процедурной (палатной) медицинской сестрой в присутствии врача (см. материалы в ЭС «Контроль в ЛПУ» - получить доступ >>).

Начиная с 2003 г. врач на дежурстве, откладывая все неотложные дела, был обязан присутствовать при вскрытии медицинской сестрой ампул с ОА. Во многих медицинских организациях такая практика сохранена до настоящего времени, несмотря на то, что данное требование отменено еще приказом Минздравсоцразвития России от 17.11.2010 № 1008н «О признании утратившими силу некоторых приложений к приказу Минздрава России от 12 ноября 1997 г. № 330».

Некоторые руководители органов управления здравоохранением (руководители медицинских организаций) на местах не посчитали необходимым изменить внутренние приказы, которые ухудшают условия работы врачей и нарушают федеральное законодательство.

При анализе причин указанных нарушений становится очевидным, что, несмотря на наметившуюся на федеральном уровне тенденцию к повышению доступности ОА для пациентов, на местах по-прежнему превалируют меры контроля оборота НС и ПВ. Действительно, в одночасье изменить сложившуюся ситуацию крайне сложно.

В связи с чем у авторов возникают серьезные опасения относительно того, как будет исполняться принципиально новое положение Закона № 501-ФЗ, дающее право отпуска НС и ПВ медицинским организациям и их обособленным подразделениям, расположенным в сельских населенных пунктах и удаленных от населенных пунктов местностях, в которых отсутствуют аптечные организации.

В соответствии с Законом № 501-ФЗ органы исполнительной власти субъектов РФ самостоятельно определяют перечень таких медицинских организаций и номенклатуру НС и ПВ для отпуска физическим лицам. Однако ни одним нормативным документом не определен сам порядок отпуска амбулаторному пациенту НС и ПВ в медицинских организациях или их обособленных подразделениях, в связи с чем возникает ряд организационных вопросов:

  • каков источник финансирования отпуска НС и ПВ в медицинских организациях (программы льготного лекарственного обеспечения или средства самой медицинской организации?) и соответственно каков источник поступления НС и ПВ в обособленные подразделения медицинской организации?

  • каков порядок отпуска НС и ПВ пациентам в медицинских организациях и их обособленных подразделениях – оформление отпуска в Журнале регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ, или по рецепту, выписать который должен тот же врач (фельдшер), который будет отпускать лекарственный препарат на руки пациенту?

Во втором случае самостоятельное оформление рецепта врачом (фельд­шером) возможно только на рецептурном бланке формы № 148-1/у[...]

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.