Важность места происхождения товара при проведении закупок

211

Наименование места происхождения товара: подходы к определению правовой категории при проведении электронного аукциона

Участники закупки при составлении заявки указывают страну происхождения товара в качестве конкретного показателя товара, а также в рамках требований к национальному режиму при осуществлении закупки, установленных в документации об аукционе.

Таким образом, суд соглашается с доводами заявителя о том, что Поставщик, указав в своей заявке «Поставляемый товар новый, изготовленный в России», выполнил требования, установленные в документации об аукционе к национальному режиму при осуществлении закупки, а также требования, установленные к конкретным показателям товара, в соответствии с документацией об аукционе.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза страной происхождения товара считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза.

При этом документом, подтверждающим страну происхождения товара, является либо декларация о происхождении товара, либо сертификат о происхождении товара (ст. 59 Таможенного кодекса).

Согласно п. 1 ст. 60 Таможенного кодекса декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товара, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товара, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товара. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.

В соответствии п. 1 ст. 61 Таможенного кодекса сертификат о происхождении товара — документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны (Торгово-промышленной палатой страны) или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

В соответствии с п. 2 ст. 58 Таможенного кодекса определение страны происхождения товара производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения.

Документом, подтверждающим наименование места происхождения товара, является свидетельство о регистрации такого наименования места происхождения товара, выданное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности — Роспатентом (ст. 1522 ГК РФ). Следует отметить, что целью регистрации наименования места происхождения товара является его дальнейшее использование, которым в соответствии с ч. 2 ст. 1519 ГК РФ считается размещение этого наименования, в частности:

1) на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот;

3) в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

4) в сети Интернет, в т. ч. в доменном имени и при других способах адресации.

Таким образом, понятия «страна происхождения товара» и «наименование мест происхождения товара» обуславливаются разными целями их определения.

Данные понятия представляют собой обособленные друг от друга правовые институты, относящиеся к разным отраслям права. Правовой институт «наименование места происхождения товара» относится к отрасли гражданского права, правовой институт «страна происхождения товара» относится к отрасли таможенного права.

Другого определения понятия «наименование места происхождения товара», как отмечает арбитражный суд Свердловской области, Закон о контрактной системе не содержит.

Следовательно, в целях применения Закона должно пониматься именно такое определение.

К аналогичному выводу приходит и арбитражный суд Тюменской области, указывая в своих решениях, что из положений Закона № 44-ФЗ не следует, что термин «наименование места происхождения товара» используется в ином значении, нежели в том, в каком оно определяется положениями Гражданского кодекса РФ.

Арбитражный суд Хабаровского края напоминает, что в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из указанного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения в этой сфере.

Важно! Доводы ФАС России о том, что в понимании обывателя, а также хозяйствующих субъектов, чья деятельность не связана с авторским правом, понятие «наименование места происхождения товара» тождественно адресу его производителя или стране происхождения, а также о том, что в настоящее время в соответствующем реестре, ведение которого осуществляется Роспатентом, имеется менее 150 зарегистрированных наименований мест происхождения товара, суд отклоняет

Термин «наименование места происхождения товара» действительно не имеет широкого распространения среди участников гражданского оборота, не связанных с авторским правом.

Тем не менее, как указано выше, в силу ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ одним из базовых нормативных правовых актов, на которых основывается законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, является Гражданский кодекс Российской Федерации, где в части 4 регулируются права на результаты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации.

Как правильно указали в судебном заседании представители комитета, незнание терминов, применяемых в гражданском праве, не предоставляет участникам гражданского оборота право толковать их по своему усмотрению, совершая юридически значимые действия: подавая заявку на участие в аукционе.

Доводы представителя ФАС о том, что в отличие от иных перечисленных в указанной норме средств индивидуализации применительно к наименованию места происхождения товара отсутствует примечание «при наличии», суд отклоняет.

Из анализа содержания подп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ следует, что в отличие от иных перечисленных в них средств индивидуализации, сведения о которых необходимо указать только в случае их наличия, участникам аукциона предоставляется право по своему усмотрению указать либо наименование места происхождения товара, либо наименование производителя предлагаемого для поставки товара.

Важно! Указание в заявке страны происхождения товара или адреса, по которому расположено производство, не является исполнением обязанности по указанию наименования места происхождения товара или наименования производителя

Арбитражный суд Красноярского края полагает, что указание страны происхождения используемых материалов, страны и города, страны и края является недостаточным для индивидуализации предлагаемого к поставке товара и в силу ст. 1516 ГК РФ не относится к наименованию места происхождения товара, а также к наименованию производителя, тогда как предоставление указанной информации (наименование места происхождения товара либо наименование производителя товара) является обязательным требованием согласно ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и аукционной документации.

О необходимости применения положений ст. 1516 ГК РФ при решении рассматриваемого вопроса указывает и арбитражный суд Краснодарского края, согласно правовой позиции которого при предоставлении правовой охраны наименованиями мест происхождения товаров необходимо выявить связь между обозначением товара и его особыми свойствами, которые, в свою очередь, обусловлены его происхождением из определенной местности. Причем принадлежность к определенной местности должна быть достаточно устойчивой и иметь известность среди потребителей.

По общему правилу правовая охрана наименования места происхождения товара в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации. Таким образом, какое-либо обозначение приобретает статус наименования места происхождения товара не автоматически, а лишь в случае его соответствия определенным критериям охраноспособности, подтверждаемым при его регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности.

Использованием наименования места происхождения товара считается размещение этого наименования на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках, или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации (подп. 1 п. 2 ст. 1519 ГК РФ).

Таким образом, по смыслу ст. 1516 ГК РФ наименование места происхождения товара определяется следующими признаками:

наименование страны или другого географического объекта;товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами;четкая связь (ассоциация) между данным товаром и указанным географическим объектом.

В связи с чем указание в первой части заявки на участие в электронном аукционе наименования страны происхождения товара не является наименованием места происхождения товара.

Рассматриваемый подход прослеживается и в иных судебных решениях.

Второй подход: понятие «наименование места происхождения товара» приведено в ст. 1516 ГК РФ исключительно в целях предоставления правовой охраны средству индивидуализации товара.

Именно в этих целях установлена необходимость определения особых свойств, индивидуализирующих географический объект, признаваемый наименованием места происхождения товара, а также установлено требование о государственной регистрации такого средства индивидуализации (ст. 1518 ГК РФ).

Для целей реализации положений Закона № 44-ФЗ наличие правовой охраны не является необходимым условием, и, учитывая, что не все товары, используемые для выполнения работ, являющихся предметом торгов, обладают зарегистрированным наименованием места происхождения товара, оснований для применения в рассматриваемой ситуации положений ст. 1516 ГК РФ у аукционной комиссии не имелось.

Судом апелляционной инстанции принимается во внимание то обстоятельство, что Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России в письме от 07.07.2014 № Д28и-1194 разъяснил положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и сообщил, что в случае поставки товара, у которого отсутствует правовая охрана наименования места происхождения, участником электронного аукциона в первой части заявки указывается полное или сокращенное наименование страны происхождения товара.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд поддерживает своих коллег, также ссылаясь в своем постановлении на письмо Минэкономразвития России от 07.07.2014.

Арбитражные суды Самарской области и Республики Марий Эл приходят к тем же выводам, что и Минэкономразвития России в указанном письме.

Арбитражный суд Челябинской области соглашается с выводом антимонопольного органа о том, что ст. 66 Закона о контрактной системе не установлено требование, что месту происхождения товара должна быть предоставлена правовая охрана, вследствие чего должны применяться положения ст. 1516 ГК РФ.

Апелляционная инстанция, принимая во внимание, что для целей реализации положений Закона № 44-ФЗ наличие правовой охраны не является необходимым условием, и учитывая, что не все товары, используемые для выполнения работ, являющихся предметом торгов, обладают зарегистрированным наименованием места происхождения товара, подтверждает правомерность выводов суда первой инстанции, указывая, что оснований для применения в рассматриваемой ситуации положений ст. 1516 ГК РФ у аукционной комиссии не имелось.

Необходимость применения к спорным правоотношениям положений ст. 1516, 1517, 1518 ГК РФ арбитражным судом г. Москвы отклоняются, поскольку, как считает суд, часть четвертая ГК РФ регулирует иные правоотношения, а именно возникающие в сфере защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации которым предоставляется правовая охрана на основании и в порядке, предусмотренных частью четвертой ГК РФ.

Согласно ст. 1225 ГК РФ к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации также относится и наименование места происхождения товаров.

Однако предметом торгов по проведенному аукциону не являлся товар, являющийся предметом правовой охраны в порядке, установленном частью четвертой кодекса, а также к которому предъявляется требование о наличие исключительного права на средство его индивидуализации.

Суд в данном случае учитывает, что целью действий заказчика являлось не установление факта обладания претендентом зарегистрированным товарным знаком или зарегистрированным наименованием места происхождения товара, а ограничение возможности поставки товара зарубежного происхождения с учетом возможности его переработки.

К аналогичным выводам приходят арбитры Ямало-Ненецкого автономного округа, Ростовской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Особый интерес для медицинских организаций представляет решение арбитражного суда Омской области.

Заказчик при закупке лекарственных средств установил следующие требования к содержанию первой части заявки:

«для лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее — ЖНВЛП), участником электронного аукциона указывается форма выпуска: лекарственная форма, дозировка, количество в потребительской упаковке и наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара по каждому торговому наименованию в соответствии со сведениями, размещенными в федеральной информационной системе «Государственный реестр лекарственных средств»;для лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП, участником электронного аукциона указывается лекарственная форма, дозировка, упаковка (полная) и наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара по каждому торговому наименованию, в соответствии со сведениями, размещенными в федеральной информационной системе «Государственный реестр предельных отпускных цен».

Комиссией Омского УФАС России было установлено, что «Государственный реестр предельных отпускных цен» содержит, в частности, графы: «Наименование препарата», «Лекарственная форма, дозировка, упаковка (полная)» и «Владелец РУ/производитель/упаковщик/Выпускающий контроль»; по всем позициям приложения 1 к документации об электронном аукционе заявитель указал сведения о предлагаемых к поставке товарам в соответствии с Государственным реестром предельных отпускных цен.

Суд отмечает, что в рассматриваемой ситуации требование учреждения здравоохранения об указании места происхождения товара в соответствии с Государственным реестром предельных отпускных цен допускало указание именно места производства лекарственного препарата, что в данном случае, учитывая (по сведениям такого реестра) отсутствие аналогичного торгового наименования с аналогичным местом производства товара, позволяло, как полагает суд, полностью идентифицировать и индивидуализировать предлагаемый лекарственный препарат.

Важно! При этом из положений ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ не следует, что место происхождения товара указывается в заявке с целью обеспечения правовой охраны соответствующего наименования (как, например, товарного знака или коммерческого обозначения)

Следовательно, необходимость и обязанность потенциального участника аукциона указывать место происхождения товара в той форме, которая предусмотрена ст. 1516 ГК РФ, отсутствует, и такой участник вправе обозначить только полное или сокращенное наименование страны производства товара.

Таким образом, окончательную точку в споре должен поставить регулятор контрактной системы — Министерство экономического развития Российской Федерации, которое уже сделало первый шаг в этом направлении, разработав предложения по внесению первоочередных изменений в Закон № 44-ФЗ по итогам мониторинга за 2-3-й кварталы 2014 г.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль