Оценка потребности населения в медицинских кадрах

452

В ряду мер по совершенствованию планирования кадров до 2018 г. указывается: создание новой методики расчета потребности в медицинских кадрах, разработка новых штатных нормативов.

В распоряжении Правительства РФ от 15.04.2013 № 614-Р «О комплексе мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года» предлагается изменить методические подходы к планированию кадров: от определения дефицита на основе расчета потребности для обеспечения необходимых объемов медицинской помощи к методике многофакторного расчета потребности в медицинских кадрах, учитывающей структурные преобразования в здравоохранении, территориальные особенности субъектов Российской Федерации, плотность населения, развитие транспортной инфраструктуры, демографические показатели, развитие государственно-частного партнерства, данные международного опыта.

В ряду мер по совершенствованию планирования кадров до 2018 г. указывается: создание новой методики расчета потребности в медицинских кадрах, разработка новых штатных нормативов.

Поставленные задачи свидетельствуют о том, что стратегия развития кадровых ресурсов меняется. Растет понимание необходимости перехода от экстенсивного наращивания численности врачей к стратегии интенсивного развития с акцентом на оптимизацию структуры кадров. Но пока эта новая стратегия недостаточно конкретизирована, в т. ч. по вопросам планирования кадров.

Действующая методика планирования кадров

В целях совершенствования планирования кадров Минздрав России выпустил приказ от 26.06.2014 № 322 «Методика расчета потребности во врачебных кадрах». Методика представляет собой хорошо проработанный документ. В нем предпринята попытка учесть широкий круг факторов, определяющих потребность в медицинских кадрах. Помимо обычных параметров планирования (объемы медицинской помощи и штатные нормативы на единицу объема), предлагается подход, позволяющий учесть особенности ситуации в субъекте РФ, включая такие характеристики, как половозрастные различия в заболеваемости населения, расположение субъекта в районах Крайнего Севера, плотность населения, удаленность территории от областного (муниципального) центра, уровень оказания медицинской помощи. Каждый дополнительный параметр оценивается на основе предложенных коэффициентов — по отношению к средней по стране.

Такой методический подход вполне оправдан и заслуживает поддержки. Он позволяет учесть реально существующие региональные различия и скорректировать оценку потребности в кадрах. Менее разработаны, на наш взгляд, общие подходы к оценке совокупной потребности здравоохранения страны в кадровых ресурсах. Наши замечания сводятся к следующему.

1. Методика разработана, как отмечается в документе, «для текущего планирования, выявления недостатка или избытка врачебных кадров и оценки эффективности использования имеющихся врачебных кадров в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения». То есть речь идет об оценке текущей, а не перспективной потребности в кадрах. Такой подход вполне оправдан для уточнения имеющихся оценок — как общих, так и по субъектам РФ. Но он не решает проблему преодоления структурных диспропорций в составе кадровых ресурсов — между участковыми врачами и узкими специалистами, работниками стационаров и поликлиник, врачами отдельных специальностей, врачами и средним медицинским персоналом, нерационального соотношения медицинского и немедицинского (прочего) персонала и проч.1

Между тем вышеупомянутое распоряжение Правительства РФ предусматривает изменение методических подходов к планированию кадров, нацеленное на преодоление структурных диспропорций.

Предложенная Методика, по сути дела, исходит из того, что имеющиеся диспропорции в составе кадровых ресурсов исчезнут в результате изменений в структуре оказания медицинской помощи. Но справедливость такой предпосылки не является очевидной.

Данные за предыдущие годы свидетельствуют об обратном. Так, доля занятых врачебных должностей стационарного сектора в общем числе врачебных должностей за последние 20 лет выросла с 43,6 до 47%, несмотря на значительное снижение объемов стационарной помощи в расчете на одного жителя (на 35%) и смещение части медицинской помощи на амбулаторный этап2.

Для преодоления этой и прочих диспропорций требуется управленческое воздействие на структуру кадров, планирование изменений в этой структуре, как это делается во многих западных странах в рамках политики кадрового маневра.

Кроме того, сдвиг медицинской помощи из одного сектора здравоохранения в другой предполагает перераспределение функций врачебного персонала, а значит, и корректировку нормативов его нагрузки. Например, перемещение больных из стационаров в поликлиники означает расширение объема деятельности имеющихся поликлинических врачей. Это должно вести к разукрупнению участков — увеличению числа участковых терапевтов, сокращению уровня совместительства врачей амбулаторного звена. Методика не предлагает решения этой проблемы.

Важно! Необходима оценка плановой потребности в отдельных категориях врачей под влиянием структурных изменений в здравоохранении

Для этого, в свою очередь, нужна оценка влияния структурных сдвигов в оказании медицинской помощи на потребность в кадрах, например, оценка влияния сокращения длительности госпитализации на потребность во врачах, численности участковых врачей по мере разукрупнения участков, численности врачей общей практики — в связи с необходимостью укрепления первичного звена здравоохранения.

Эти вопросы остались за рамками данной Методики. То есть декларируемая цель «оценки эффективности использования имеющихся врачебных кадров в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения» осталась нереализованной.

2. К сожалению, в Методике не нашел отражения ключевой элемент планирования кадров — штатные нормативы. От их значений зависят результаты оценки — и дефицит, и профицит кадров. В последние годы была предпринята попытка установить новые штатные нормативы, основываясь на разработанных порядках оказания медицинской помощи. Эти нормативы практически не обсуждались с медицинской общественностью (на сайте Минздрава с ними можно было познакомиться только в течение нескольких недель), но затем новые нормативы вновь появились в письме Минздрава России от 25.12.2012 № 11–9/10/2–5718 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Важно! Новые нормативы существенно увеличивают необходимое число врачей большинства специальностей по сравнению с прежними нормативами. Так, для стационарной помощи число коек на одну врачебную должность снизилось на 70–100%, т. е. врачей нужно существенно больше, чем сейчас

На первый взгляд новые нормативы преследуют благую цель: если ощущается дефицит врачей ряда специальностей, выражающийся в очередях, дефиците времени, отводимым врачом для общения с пациентом, то следует увеличить число врачебных должностей и вслед за этим число врачей.

Однако при расчете нормативных значений нужно также принимать во внимание действие факторов, которые снижают потребность во врачебных кадрах. Наиболее важные из них — появление более эффективных лекарственных средств, информатизация здравоохранения, замещение врачей средним медицинским персоналом и прочим персоналом, обслуживающим медицинскую технику и обеспечивающим более высокую информативность диагностических исследований.

Нам представляется, что в модернизируемой модели здравоохранения старые нормативы нагрузки врача за редким исключением вполне приемлемы для обеспечения эффективной деятельности врача — при условии изменения в структуре врачебных кадров и преодоления существующих структурных диспропорций.

Мы предлагаем взять за основу старые штатные нормативы с небольшой корректировкой, определяемой группой специалистов, — пока без углубленного анализа. Одновременно начать работу по серьезному обоснованию штатных нормативов на федеральном уровне — с использованием современных методов их расчета. По мере появления новых нормативов целесообразно корректировать Методику.

3. В целом можно приветствовать попытку декомпозировать состав врачебных кадров путем введения групп персонала (лечебная группа, группа усиления, параклиническая группа). Но с определенными оговорками.

Необходимость такого разделения более или менее обоснована для раздельного планирования основного и параклинического персонала («лечебной» и «параклинической» группы), поскольку значение последней группы возрастает и соответствующие работники выполняют специфические функции. Их численность действительно нужно планировать отдельно. Но вызывает сомнение оправданность выделения так называемой группы усиления, куда входят врачи-консультанты, заведующие отделениями, дежурные врачи и проч., т. е., по существу, те же самые врачи «лечебной группы»: сегодня они действуют как обычные врачи, завтра — как консультанты и дежурные врачи, а заведующие отделениями выполняют лечебную работу (помимо административно-организационных функций).

Предлагаемая раздельная оценка их числа неизбежно даст двойной счет — хотя бы в силу сложности статистической фиксации статуса врачебной деятельности (трудно разделить время специалистов «группы усиления» на выполнение административных и лечебных функций. К тому же такое разделение сильно запутывает и усложняет процесс планирования.

4. В алгоритме расчета потребности в медицинских кадрах целесообразно «собрать вместе» вопрос о дневных стационарах. Они фигурируют и в отдельной колонке, и в колонках по амбулаторной и стационарной помощи. Помимо этого технического вопроса, важно определиться с принципиальным вопросом: в какой мере для оказания услуг дневного стационара можно использовать персонал других подразделений медицинского учреждения? Представляется, что значительным резервом снижения потребности во врачебных кадрах служит модель организации работы дневного стационара, при которой ведение значительной части пациентов в дневном стационаре осуществляется основными лечащими врачами участковой службы и специализированных подразделений поликлиники, а также персоналом больничных отделений.

Важно! Предложенный в анализируемой Методике подход является еще одним проявлением господствующего подхода к планированию кадров — каждая дополнительная функция (даже не очень значительная) предполагает наращивание дополнительных должностей

5. Непонятно, почему кадры федеральных и частных учреждений включаются в одну группу и для регионов с высокой долей таких организаций предлагается одинаковый повышающий коэффициент (1,12)? Возможно, для федеральных учреждений это разумно (в силу более высокой трудоемкости оказываемых в них услуг), но для частных организаций более вероятна противоположная тенденция трудосбережения. Здесь, скорее всего, коэффициент должен быть с более низким знаком.

Важно! Представляется более целесообразным несколько другой алгоритм планирования врачебных кадров по формам собственности — сначала определяется общая потребность, независимо от формы собственности, а затем планируется численность врачей в учреждениях, подведомственных региональному органу управления здравоохранением, как разница между общей потребностью и имеющейся (или прогнозируемой) численностью врачей в федеральных учреждениях и частных медицинских организациях

Но самое главное состоит в том, что Методика сконцентрирована на оценке только врачебных ресурсов, что явно недостаточно, учитывая ожидаемые изменения в разделении труда между врачебным и средним медицинским персоналом. В концептуальных документах Минздрава планируется изменение соотношения врач — средний медицинский персонал с 1:2 до 1:3, причем уже в ближайшие 2–3 года. Методика оставляет этот вопрос вне рамок рассмотрения. Поэтому оценки потребности во врачах в ближайшие годы, скорее всего, будут завышены. Представленный далее алгоритм прогнозирования кадровых ресурсов является попыткой решить проблему комплексного планирования всех категорий работников здравоохранения.

В целом следует констатировать, что Методика является документом, на основе которого можно считать только текущую потребность во врачебных кадрах и дифференцировать ее в разрезе отдельных регионов страны.

Важно! Методология оценки прогнозной потребности во врачебных кадрах (не говоря уж о кадрах вообще) остается неясной

Концептуальные подходы к прогнозированию кадровых ресурсов

При всей важности текущего планирования кадровых ресурсов длительный цикл их воспроизводства требует разработки методов прогнозирования потребности в кадрах, учитывающих предполагаемые изменения в системе оказания медицинской помощи, новое разделение труда между отдельными профессионально-квалификационными группами, а также влияние новых медицинских технологий. Прогнозный период должен охватывать как минимум один-два цикла воспроизводства кадровых ресурсов, чтобы обеспечить возможность своевременной коррекции политики подготовки медицинских кадров и межсекторального кадрового маневра.

Важно! Прогнозная оценка отличается тем, что в отличие от текущей оценки используются не отчетные значения исходных данных и действующие нормативы, а предварительно спрогнозированные значения входящих в алгоритм оценки элементов

Кроме того, прогнозирование потребности в кадрах включает факторы, которые можно проигнорировать при расчете текущей потребности, но необходимо учитывать при оценке прогнозной потребности.

Основополагающими факторами, определяющими потребность в кадровых ресурсах здравоохранения, являются:

заболеваемость населения;объемы и структура необходимой медицинской помощи;разделение труда между отдельными категориями работников;организация оказания медицинской помощи.

С учетом этих факторов расчет потребности в кадровых ресурсах делится на следующие укрупненные этапы:

прогнозирование уровня и структуры заболеваемости населения;прогноз числа медицинских услуг и объема медицинской помощи на оцениваемый период;расчет объемов оказания медицинской помощи, необходимых для лечения определенных заболеваний (удельных затрат медицинской помощи на одно заболевание),определение потребности во врачах клинических специальностей с учетом необходимых объемов медицинской помощи;определение потребности в кадрах остальных профессиональных групп (врачей диагностических и вспомогательных служб, среднего медперсонала, младшего медперсонала, обеспечивающего технического и административного персонала), исходя из прогнозируемых показателей соотношения между числом врачей клинических специальностей и остальных категорий работников здравоохранения;корректировка показателей потребности в кадровых ресурсах на основе сценарных подходов в отношении различных вариантов значений необходимых объемов медицинской помощи, структурных сдвигов между отдельными секторами здравоохранения и медицинскими службами, показателей соотношения между числом врачей и остальных категорий работников здравоохранения.

Прогнозирование уровня и структуры заболеваемости населения

Заболеваемость (распространенность заболеваний) — это совокупность всех имеющихся среди населения заболеваний, как впервые выявленных в данном календарном году, так и зарегистрированных в предыдущие годы, но по поводу которых больной вновь обратился в данном году (регистрируется по всем статистическим талонам уточненных диагнозов по учетной форме 025–2/у).

Важно! Для более точного расчета объемов необходимой медицинской помощи и соответственно потребности в кадровых ресурсах методы прогноза общей заболеваемости должны ставить своей целью не только прогнозирование общей заболеваемости по обращаемости, но и так называемой скрытой заболеваемости (целевые эпидемиологические исследования, массовые осмотры на предмет выявления скрытых заболеваний и т. п.)

Методологические сложности использования структуры заболеваемости по классам и группам заболеваний, представленной в Международной классификации болезней, для расчета структуры необходимой медицинской помощи и соответственно структуры врачебных специальностей обусловлены тем, что классификация врачебных специальностей далеко не всегда соответствует перечисленным в ней классам заболеваний и состояний.

Медицинскую помощь при заболеваниях, входящих в тот или иной класс, могут оказывать врачи различных специальностей и, наоборот, врач определенной специальности может оказывать помощь при заболеваниях, входящих в разные классы. Например, лечением заболеваний нервной системы и органов чувств занимаются не только врачи-неврологи, но и нейрохирурги. В то же время врач-невролог оказывает медицинскую помощь не только при заболеваниях нервной системы, но и при сосудистых поражениях мозга, относящихся к классу болезней органов кровообращения.

Важно! Поэтому для прогноза структуры потребности в кадровых ресурсах следует использовать более дифференцированную структуру заболеваемости с учетом деления классов заболеваний и состояний на блоки, рубрики, а порой и на отдельные заболевания и состояния

Для целей определения потребности в кадровых ресурсах стационарного сектора, помимо общей заболеваемости, необходимы данные о госпитализированной заболеваемости и ее структуре.

Госпитализируемая заболеваемость — частота всех случаев заболеваний, зарегистрированных у выбывших больных из стационара за данный год (на 1000 населения).

>

Расчет необходимого числа медицинских услуг и объема необходимой медицинской помощи

Исходные данные:

численность населения, возрастная структура населения, при необходимости — половая структура населения (по прогнозам государственных органов статистического наблюдения);прогнозируемые показатели заболеваемости населения;расчетные усредненные показатели частоты предоставления услуг при тех или иных заболеваниях;усредненные показатели кратности применения медицинских услуг на 1 случай заболевания;расчетные нормы времени врача на оказание одной медицинской услуги.

Предварительно рассчитывается ожидаемое число заболеваний как произведение прогнозной численности населения и прогнозного показателя общей заболеваемости населения (болезненности).

Определяется среднее число медицинских услуг на один случай заболевания как произведение расчетного усредненного показателя частоты предоставления услуг и усредненного показателя кратности применения медицинских услуг на 1 случай заболевания.

Важно! При прогнозировании среднего числа медицинских услуг на один случай заболевания следует принимать во внимание постоянное развитие медицинских технологий, влияющих как на частоту, так и кратность оказания медицинских услуг

Между тем среднее число медицинских услуг на 1 случай заболевания до недавнего времени не только не прогнозировалось, но и никак не регламентировалось.

Разработка стандартов оказания медицинской помощи и клинических руководств призвана восполнить этот пробел. Стандарты содержат расчетные усредненные показатели частоты предоставления услуг при тех или иных заболеваниях и усредненные показатели кратности применения медицинских услуг на 1 случай их предоставления. Периодический пересмотр этих стандартов создает предпосылки для учета влияния новых технологий на удельные затраты медицинской помощи.

Следует заметить, что первоначальной целью введения в структуру стандартов оказания медицинской помощи показателей частоты предоставления и кратности оказания медицинских услуг была объективизация оценки прогнозируемых объемов медицинской помощи для целей планирования деятельности системы оказания медицинской помощи.

Далее рассчитывается показатель удельных затрат медицинской помощи на 1 случай того или иного заболевания (выраженной в минутах рабочего времени врача) как сумма произведений среднего числа конкретных медицинских услуг на один случай заболевания и расчетных норм времени врача на оказание одной медицинской услуги.

Расчетные нормы времени врача на оказание одной медицинской услуги (удельные затраты труда врача, измеряемые временем, затраченным на оказание той или иной медицинской услуги) зависят от используемых медицинских технологий, уровня организации его работы, технического и информационного обеспечения. Поэтому по мере внедрения в практику новых медицинских и информационных технологий, медицинской техники и изменения организации труда удельные затраты труда должны пересматриваться.

Расчетные нормы времени на оказание медицинских услуг утверждаются органом государственного управления в сфере здравоохранения. При отсутствии утвержденных норм времени (например, для врачей амбулаторного приема или врачей стационара) они рассчитываются, исходя из утвержденных расчетных норм нагрузки.

При прогнозировании удельных затрат медицинской помощи следует принимать во внимание постоянное развитие медицинских технологий, оказывающих комплексное влияние на частоту предоставления, кратность оказания медицинских услуг и на затраты времени врача на их оказание. Их внедрение иногда носит ресурсосберегающий характер (например, новые лекарственные средства, ускоряющие процесс лечения), но значительно чаще связано с дополнительными затратами труда, поскольку направлено прежде всего на повышение результативности и качества медицинской помощи.

Важно! Отслеживание влияния новых медицинских технологий на трудозатраты представляет собой непростую, но совершенно необходимую задачу

Объемы медицинской помощи тесным образом связаны с затратами рабочего времени медицинского персонала. Поскольку центральной фигурой процесса оказания медицинской помощи является врач клинической специальности, а остальные участники этого процесса являются его помощниками, за первичную единицу измерения медицинской помощи целесообразно принять 1 минуту рабочего времени этого врача.

Объем необходимой медицинской помощи при тех или иных заболеваниях, выраженный во времени, необходимом для оказания расчетного числа медицинских услуг, определяется как произведение ожидаемого числа заболеваний и удельных затрат медицинской помощи на 1 случай заболевания.

Важно! На практике в условиях незавершенности разработки необходимого набора стандартов оказания медицинской помощи и невозможности оценки объемов медицинской помощи, выраженных затратами рабочего времени врача, объем медицинской помощи оценивают как произведение численности населения и содержащихся в Программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи (ПГГ) укрупненных нормативов объемов медицинской помощи в расчете на 1 жителя в год

Следует заметить, что такой подход неприемлем для расчета объемов диагностической помощи, поскольку соответствующие нормативы не представлены в ПГГ. Кроме того, определение укрупненных нормативов объемов медицинской помощи на 1 жителя в год в значительной степени основано на фактически оказанных в середине 90-х гг. объемах медицинской помощи и интуитивно-экспертных представлениях того времени. Естественно, в них не учтены результаты внедрения в практику новых медицинских технологий последних десятилетий.

В связи с этим возникает настоятельная необходимость завершения разработки необходимого набора стандартов медицинской помощи, в которых показатели частоты и кратности медицинских услуг должны быть определены с учетом новых технологий и эффективной организации медицинской помощи.

Необходимо преодолеть вынужденный порядок прогнозирования объемов медицинской помощи только на основе имеющихся укрупненных показателей, не учитывающих влияние новых технологий.

Требуется более детальная оценка этих объемов по каждому заболеванию с учетом действия более широкого комплекса факторов.

Сегодня оценка динамических трендов по каждому заболеванию практически невозможна. Поэтому важно формировать условия для ее проведения — создавать экспертные группы, накапливать необходимую информацию, проводить детальные расчеты.

(Продолжение следует)


1Подробнее см. Шейман И.М., Шевский В.И. Почему в России не хватает врачей? Экономическая политика № 3, 2014 г. >> вернуться в статью2Там же. >> вернуться в статью



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×