Расчет потребности во врачебных кадрах

1172

Подходы к расчету потребности системы здравоохранения Российской Федерации во врачебных кадрах

Методика расчета потребности во врачебных кадрах субъектов Российской Федерации (далее — Методика) основывается на расчете потребности во врачах исходя из нормативов оказания медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи, в то время как «стандартная» модель потребности основывается на существующем штатном расписании и поэтому не отражает реальной потребности населения.

Поскольку в основе расчета потребности во врачебных кадрах лежат объемы и нормативы ТПГГ расчеты необходимо проводить в два этапа. На первом этапе необходимо определить общую потребность в целом по субъекту, затем в аналогично распределению объемов ТПГГ между медицинскими организациями субъекта может быть определена потребность во врачах для каждой медицинской организации.

Для того чтобы приблизить расчетную потребность во врачебных кадрах к реальным потребностям, Методика позволяет учесть несколько факторов.

Особенности заболеваемости с учетом пола и возраста населения в субъекте Российской Федерации (далее — субъекты РФ).Территориальные особенности субъектов РФ (расположение субъекта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, наличие в субъекте РФ населенных пунктов, отдаленных (более 400 км) от медицинских организаций, где оказывается специализированная медицинская помощь, плотность населения, удельный вес сельского населения).Объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — ТПГГ).

В Методике используется условное разделение на следующие группы врачей, учитывающие их роли в организации лечебно-диагностического процесса и функциональные обязанности: «лечебная группа», включающая врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, врачей, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, врачей, оказывающих медицинскую помощь в условиях дневного стационара, врачей скорой медицинской помощи. 

В группу включается «подгруппа усиления» — заведующие отделениями — врачи-специалисты, врачи приемного отделения и др.; «параклиническая группа», включающая «диагностическую подгруппу» (врачи-анестезиологи-реаниматологи, врачи функциональной диагностики, врачи-рентгенологи, врачи клинической лабораторной диагностики, врачи ультразвуковой диагностики, врачи-эндоскописты, врачи-радиологи, врачи-бактериологи и др.) и «подгруппу управления» (руководители медицинских организаций и их заместители, врачи-статистики, врачи-методисты).

Расчет необходимого числа врачебных кадров проводится по методу компонентов согласно алгоритмам расчета потребности во врачебных кадрах.

Основой для расчета потребности во врачах, оказывающих скорую медицинскую помощь (далее — врачи СМП), является норматив объема скорой медицинской помощи (число вызовов на одно застрахованное лицо), установленный ТПГГ.

Расчет потребности во врачебных кадрах

Рис. 1. Алгоритм расчета потребности во врачах, оказывающих СМП

Для расчета потребности во врачах СМП (рис. 1) согласно нормативу и фактически осуществляемой деятельности используются следующие показатели:

  • число вызовов на одно застрахованное лицо, установленное Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.10.2013 № 932 (далее — ПГГ);
  • фактически сделанных вызовов на одного жителя (форма № 40 отраслевого статистического наблюдения «Отчет станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи», утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 02.12.2009 № 942 (табл. 2000, стр. 1, гр. 3 / табл. 1000, стр. 1, гр. 2));
  • фактическое число врачей СМП на 10 000 населения (форма федерального государственного статистического наблюдения № 17 «Сведения о медицинских и фармацевтических работниках», утверждена приказом Росстата от 14.01.2013 № 13 (стр. 69, гр. 3 / численность населения субъекта РФ x 10 000));
  • расчетный норматив числа врачей СМП на 10 тыс. населения (далее РНЧВ). В случае если ТПГГ установлено 0,318 вызова на одно застрахованное лицо, используется коэффициент 1,26;
  •  если ТПГГ установлено 0,330 вызова на одно застрахованное лицо, используется коэффициент 1,31;
  •  если ТПГГ установлено 0,360 вызова на одно застрахованное лицо, используется коэффициент 1,43;
  • расчетный норматив врачей СМП (абсолютное число): РНЧВ x численность населения в субъекте РФ / 10 000;
  • фактическое число врачей СМП (абсолютное число) (форма федерального государственного статистического наблюдения № 17 «Сведения о медицинских и фармацевтических работниках», утверждена приказом Росстата от 14.01.2013 № 13 (стр. 69, гр. 3));
  • численность населения в субъекте РФ (абсолютное число).

Дефицит / профицит врачей СМП определяется как разница между расчетным нормативом врачей СМП (абсолютное число) и фактическим числом врачей СМП (абсолютное число).

Основой расчета необходимого числа врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (рис. 2), служат объемы медицинской помощи с профилактической и иными целями (число посещений на одного жителя (на одно застрахованное лицо), в связи с заболеваниями (число обращений на одного жителя (на одно застрахованное лицо)), установленные ТПГГ с учетом региональных особенностей и уровня заболеваемости населения, в пересчете на 1 тыс. населения.

Расчет потребности во врачебных кадрах

Рис. 2. Расчет потребности во врачах, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях

Для расчета функции врачебной должности применяются следующие коэффициенты (табл. 1).

*Функция носит рекомендательный характер2

Таблица 1. Корректирующие коэффициенты, применяемые для расчета потребности во врачебных кадрах, оказывающих помощь в амбулаторных условиях

Наименование коэффициента Нормативное значение
1. Коэффициенты, учитывающие расположение субъекта РФ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
для субъектов РФ, расположенных полностью в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 0,95
для субъектов РФ, в которых менее 50% населения проживает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 0,97
2. Коэффициенты, учитывающие долю населения субъекта РФ, проживающего в сельской местности
для субъектов РФ, в которых не менее 50% населения проживает в сельской местности 0,9
для субъектов РФ, в которых от 30 до 50% населения проживает в сельской местности 0,95
3. Коэффициенты, учитывающие объем медицинской помощи в рамках ТПГГ, который выполняют медицинские организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения
для субъектов РФ, в которых от 5 до 10% амбулаторно-поликлинической помощи по ТПГГ оказывается в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения 1,12
для субъектов РФ, в которых от 10 до 20% амбулаторно-поликлинической помощи по ТПГГ оказывается в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения 1,25
4. Коэффициенты, учитывающие плотность населения субъекта РФ
для субъектов РФ, имеющих низкую плотность населения (ниже, чем в целом по РФ) 0,95
для субъектов РФ, имеющих высокую плотность населения (выше, чем в целом по РФ) 1,2
5. Коэффициенты, учитывающие наличие в субъекте РФ населенных пунктов, отдаленных (более 400 км) от медицинских организаций, где оказывается специализированная помощь
для субъектов РФ, в которых от 30 до 50% населения проживает в отдаленных населенных пунктах 1,15
для субъектов РФ, в которых более 50% населения проживает в отдаленных населенных пунктах 1,1

Число врачей «лечебной группы», оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, рассчитывается путем деления расчетного норматива числа амбулаторных посещений (абсолютное число) на функцию врачебной должности (с учетом территориальных коэффициентов).

Расчет численности врачей «подгруппы усиления» и «параклинической группы» по ее подгруппам проводится на основе метода соотношения с учетом расчетных коэффициентов соотношения (в %) (табл. 2).

Таблица 2. Коэффициенты для расчета численности врачей амбулаторного звена различных групп (%)

Наименование группы / состав Заведующие отделениями — врачи-специалисты Другие группы врачей «Параклиническая группа»
«Лечебная группа» 52,2 43,0
Кроме того, средний медицинский персонал, ведущий самостоятельный прием 5,5
«Диагностическая подгруппа» 16,6
«Подгруппа управления» 5,8

Соответствующие расчетные коэффициенты умножаются на число врачебных должностей врачей «лечебной группы», оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

Потребность во врачах, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, включает расчетное число врачей «лечебной» и «параклинической» групп.

Дефицит / профицит врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, определяется как разница между расчетным и фактическим числом врачей (абсолютные числа).

Алгоритм расчета потребности во врачах, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, представлен на рис. 3.

Расчет потребности во врачебных кадрах

Рис. 3. Расчет потребности во врачах, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях

Основой расчета необходимого числа коек служат показатели: число койко-дней на 1 тыс. жителей, число госпитализаций на 1 тыс. жителей (уровень госпитализации) и средняя длительность пребывания одного больного в стационаре3 с учетом региональных особенностей заболеваемости населения и уровня госпитализации.

Для расчета необходимого количества коек пересчитывается абсолютное число койко-дней по профилям коек4 на население субъекта РФ.

Расчет необходимого числа врачей «лечебной группы» проводится с учетом показателя рассчитанного числа коек и норматива коек на одного врача, который может быть уточнен субъектом РФ.

Расчет численности врачей «подгруппы усиления» и «параклинической группы» по ее подгруппам проводится на основе метода соотношения с учетом расчетных коэффициентов соотношения (в %) (табл. 3).

Таблица 3. Коэффициенты соотношения численности подгрупп врачей амбулаторного звена (%)

«Параклиническая группа»
«Диагностическая подгруппа» 18,0
«Подгруппа управления» 23,0

Для учета особенностей субъектов РФ применяются корректирующие коэффициенты необходимой численности врачей. Значение коэффициента выбирается исходя из числа госпитализаций на 1 тыс. жителей (уровня госпитализации) и соответствующего ему коэффициента в графе «Нормативное значение» (табл. 4).

Таблица 4. Корректирующие коэффициенты для расчета потребности во врачебных кадрах, оказывающих помощь в стационарных условиях

Наименование Нормативное значение
Число госпитализаций на 1 тыс. жителей (уровень госпитализации) 195,5 и выше 1
Число госпитализаций на 1 тыс. жителей (уровень госпитализации) от 176,0 до 195,5 0,94
Число госпитализаций на 1 тыс. жителей (уровень госпитализации) от 166,2 до 176,0 0,9
Число госпитализаций на 1 тыс. жителей (уровень госпитализации) менее 166,2 0,84

Потребность во врачах, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, включает расчетное число врачей «лечебной» и «параклинической» групп.

Дефицит/профицит врачей, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, определяется как разница между расчетным и фактическим числом врачей (абсолютные числа).

Потребность во врачебных кадрах дневных стационаров (рис. 4) рассчитывается по аналогии с потребностью во врачах, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях.

Расчет потребности во врачебных кадрах

Рис. 4. Расчет потребности во врачах, оказывающих медицинскую помощь в условиях дневного стационара

Основой расчета необходимого числа мест служат показатели:

  • число пациенто-дней на 1 тыс. жителей5 с учетом региональных особенностей заболеваемости населения и уровня госпитализации;
  • рекомендованный норматив обеспеченности населения местами в дневных стационарах на 10 тыс. жителей6 с учетом корректировок в связи с уменьшением уровня госпитализации в круглосуточные стационары7 и увеличением числа пациенто-дней на 1 тыс. населения.

Для расчета необходимого количества пациенто-мест необходимо пересчитать абсолютное число пациенто-дней по профилям8 на население субъекта РФ.

При расчете потребности во врачах применяется норматив числа пациенто-мест дневного стационара — 20 пациенто-мест на 1 врача в соответствии с Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н9.

Дефицит/профицит врачей, оказывающих медицинскую помощь в условиях дневного стационара, определяется как разница между расчетным и фактическим числом врачей (абсолютные числа).

Методика была разработана рамках выполнения научно-исследовательской работы «Анализ кадровых ресурсов здравоохранения и разработка методики определения кадрового профиля медицинских работников субъектов РФ» в 2009 г., заказчиком которой являлось Минздравсоцразвития России). Затем, в соответствии с письмом Минздравсоцразвития России от 26.12.2011 № 16–1/10/2–13164, методика была разослана во все субъекты РФ. В начале 2012 г. впервые в соответствии с методикой были проведены расчеты потребности во врачебных кадрах, в последующем эти расчеты прошли согласование в ЦНИИОИЗ. В период 2013—2014 гг. по результатам проведенных расчетов методика совершенствовалась: происходила доработка механизма расчета потребности во врачебных кадрах, направленная на учет особенностей субъектов РФ.

Доработка Методики позволила сделать расчеты более точными, реально отражающими потребность в кадрах — так, согласно первоначальному варианту методики, дефицит врачей в целом по РФ составлял более 200 тыс. человек. Применение коэффициентов, учитывающих региональную специфику (географическое расположение субъектов РФ, плотность населения и удаленность населенных пунктов, наличие инфраструктуры, оснащение оборудованием и т. д.) обусловило снижение дефицита во врачах до 20 тыс. человек. Далее были получены расчеты, которые показывают, что в целом в РФ врачебных кадров достаточно для оказания медицинской помощи, но есть определенные проблемы в обеспеченности кадрами (дефицит, профицит) в субъектах. При этом уточнение Методики позволило выявить существенный дисбаланс врачебных кадров по видам медицинской помощи — профицит кадров в стационарном звене и дефицит в амбулаторном звене.

Несмотря на все достоинства Методики как инструмента кадрового планирования в региональном здравоохранении, можно выделить некоторые направления дальнейшего ее совершенствования, связанные, в первую очередь, с применяемыми коэффициентами соотношения различных групп персонала и коэффициентами, учитывающими особенности каждого конкретного субъекта РФ.

Первым предлагаемым направлением совершенствования Методики является введение дифференцированных коэффициентов для «параклинической группы» врачей и группы управления.

В настоящее время в Методике применяются фиксированные коэффициенты для определения потребности в вышеперечисленных группах. Так, для поликлиники коэффициенты составляют 16,6 и 5,8% соответственно, а для стационара 118,0 и 23,0% соответственно. При этом стоит отметить, что особенности функционирования как «параклинической группы» врачей, так и «группы врачей управления» зависят от структуры и состава сети медицинских организаций территории, которые и определяют реальную потребность во врачах данных групп. Так, например, потребность во врачах «параклинической группы» может быть более точно определена на основе количества тех или иных кабинетов и медицинского оборудования, соответствующих специальностям врачей, а потребность во врачах группы управления зависит в первую очередь от числа медицинских организаций и уровня информатизации здравоохранения (что определяет потребность во врачах-статистиках и врачах-методистах).

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод о необходимости введения обязательного индивидуального формирования коэффициентов с пояснениями их величины.

Вторым направлением совершенствования Методики может стать отмена рекомендованных объемов стационарозамещающей помощи. С течением времени дневной стационар начинает занимать все более существенное место в территориальных программах государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи. Использование замещающих стационар технологий становится одним из приоритетов, на которых строится повышение эффективности функционирования всей системы здравоохранения, в т. ч. в связи с оптимизацией стационара круглосуточного пребывания. В подобных условиях усредненные нормативы объемов медицинской помощи не могут отразить реальную потребность субъекта РФ во врачах для оказания стационарозамещающей помощи. Потребность в данных врачах должна рассчитываться на показателях обеспеченности помощью, замещающей стационар, определенных каждым субъектом самостоятельно на основе реализующихся программ развития здравоохранения с учетом планового количества мест в дневных стационарах, а также нормативов федеральной программы государственных гарантий.

Третьим направлением совершенствования Методики является введение коэффициентов, учитывающих средний возраст врачей. В настоящее время Методика основывается на определении дефицита врачей исходя из фактических данных на отчетный год. При этом переход с 2016 г. на систему аккредитации врачей, который должен существенно повысить длительность подготовки специалистов, обосновывает высокую потребность в учете возрастного состава кадров при осуществлении планирования.

Мы предлагаем введение дополнительного коэффициента, применяемого к потребности во врачах в целом, основанного на доле врачей пенсионного возраста в общей численности. Переменные значения и интервалы коэффициента представлены в табл. 5.

Таблица 5. Коэффициент, учитывающий долю врачей пенсионного возраста

Доля врачей пенсионного возраста среди всех врачей, % Коэффициент
меньше 10 1,0
10–15 1,01
свыше 15 1,02

Применение данных предложений позволит повысить эффективность применения Методики как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также планировать численность врачей на долгосрочную перспективу с учетом их возрастного состава.


1 Данная методика была опубликована, см.: «Здравоохранение». 2014. № 10. С. 111–118. >> вернуться в статью2 Письмо Минздравсоцразвития России от 31.12.2008 № 10407-ТГ «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год». >> вернуться в статью3 Письмо Минздрава России от 25.12.2012 № 11–9/10/2–5718 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», приложение 5. >> вернуться в статью4 Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 555н «Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи». >> вернуться в статью5 Письмо Минздрава России от 25.12.2012 № 11–9/10/2–5718 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», приложение 6. >> вернуться в статью6 Распоряжение Правительства РФ от 03.07.1996 № 1063-р. >> вернуться в статью7 Письмо Минздрава России от 25.12.2012 № 11–9/10/2–5718 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». >> вернуться в статью8 Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 555н «Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи». >> вернуться в статью9 Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» вместе с Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (приложение 10). >> вернуться в статью



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль