Триада Донабедиана в анализе врачебной деятельности и медучреждения

201

При внимательном прочтении определений, включенных в триаду Донабедиана, можно отметить использование критериев, относящихся как непосредственно к качеству оказываемой медпомощи, так и к организации медобслуживания населения.

Параметры анализа врачебной деятельности, медучреждения

Поэтому, на наш взгляд, целесообразно различать схожие, но не идентичные понятия «качество медицинской помощи» (КМП) и «качество организации медицинской помощи» (КОМП), которые вместе входят в понятие «качество медицинской деятельности».

Если не отождествлять медпомощь с функционированием системы здравоохранения вообще, то под ней подразумевается та помощь, которую медработники оказывают нуждающимся в ней пациентам. При ее оказании пациент взаимодействует с персоналом лечебно-профилактического учреждения, а качество врачебной помощи является одной из основных характеристик такого взаимодействия. Тогда основных критериев будет два: адекватность и максимальное выполнение всех требований к технологии медицинского процесса (его соответствие определенным технологическим стандартам).

Триада Донабедиана в анализе врачебной деятельности и медучрежденияТакие характеристики КМП, как — доступность, экономичность, преемственность, своевременность, санитарно-бытовые условия и т. д., отражают, прежде всего, качество организации медпомощи. В то же время именно они влияют на субъективную оценку пациентом качества оказанной врачебной помощи, на его удовлетворенность или неудовлетворенность

К основным критериям качества организации врачебной помощи можно отнести следующие ее характеристики:

Доступность медипомощи — это свободный доступ к службам здравоохранения вне зависимости от географических, экономических, социальных, культурных, организационных или языковых барьеров.
Доступность обусловлена, прежде всего:

  • сбалансированностью необходимых объемов воачебной помощи населению с возможностями государства;
  • наличием и уровнем квалификации медкадров;
  • наличием на конкретных территориях необходимых организационных и медтехнологий;
  • возможностью свободного выбора пациентом лечащего врача и медорганизации;
  • имеющимися транспортными возможностями, обеспечивающими своевременное получение врачебной помощи;
  • уровнем общественного образования по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний.Своевременность медицинской помощи — это оказание врачебной помощи по мере необходимости, т. е. при наличии медицинских показаний, быстро и при отсутствии очередности.

Своевременность оказания помощи конкретизирует и дополняет критерий ее доступности и в значительной степени обеспечивается повышением медицинской активности населения и своевременностью обращения его за врачебной помощью, приближением врачебной помощи к населению, высокоэффективными диагностическими процедурами, позволяющими своевременно начать лечение, высоким уровнем подготовки врачей и т. д.Безопасность врачебной помощи — критерий гарантии безопасности для жизни и здоровья пациента и отсутствия вредных воздействий на больного и врача в конкретном медучреждении с учетом санитарно-эпидемиологической безопасности.
Вопросы безопасности врачебной помощи все больше привлекают внимание широкого круга специалистов.

Внедрение в практику здравоохранения новых, все более сложных медицинских технологий, рост ятрогенных болезней, высокий уровень больничных инфекций, приводящих к осложнению заболеваний и наносящих большой как социальный, так и экономический ущерб, обусловливают актуальность этой проблемы.

Преемственность и непрерывность врачебной помощи

Преемственность и непрерывность врачебной помощи — это координация деятельности в процессе оказания пациенту врачебной помощи в разное время, различными специалистами и лечебными учреждениями.

Преемственность при оказании врачебной помощи в значительной степени обеспечивается стандартными требованиями к меддокументации, техническому оснащению, процессу и персоналу. Такая координация деятельности медработников способствует стабильности процесса лечения и улучшению его результата.

Результативность и действенность — соответствие результата, полученного в процессе оказанной медпомощи, результату, ожидаемому в конкретных условиях.

Ориентированность на пациента означает его участие в принятии решений при оказании врачебной помощи и удовлетворенность ее результатами, а также условиями оказания медпомощи.Этот критерий отражает права пациентов не только на получение медпомощи надлежащего уровня, но и на внимательное и чуткое отношение медперсонала, и включает необходимость информированного согласия на медвмешательство и соблюдение других прав пациентов. Удовлетворенность можно рассматривать и как соответствие оказанной помощи ожиданиям, пожеланиям и надеждам пациентов и их родственников.Научно-технический уровень. Важнейшим компонентом уровня организации врачебной помощи является научно-технический уровень применяемых методов лечения, диагностики и профилактики, что позволяет оценить степень полноты оказания помощи с учетом современных достижений в области медицинских знаний и технологий. Эта характеристика КОМП иногда включается в критерий адекватности.

Нередко выделяют и другие критерии уровня организации врачебной помощи, такие, например, как рациональность (научная обоснованность), рассматриваемая как частота применения отдельных доказано полезных диагностических или лечебных технологий; экономическая эффективность (экономичность), отражающая рациональность использования ресурсов, и т. д.

Для определения уровня организации врачебной помощи на основе выше перечисленных критериев необходима разработка соответствующих показателей и индикаторов. В частности, для определения КОМП по вышеназванным критериям могут быть использованы показатели, приведеные в таблице.

Таблица

Примеры показателей для определения уровня организации медпомощи

Критерий Показатели
  • Доступность
Объем медпомощи на одного жителя, в т. ч.: — стационарной помощи (число койко-дней) — амбулаторно-поликлинической помощи (число посещений) — стационарозамещающей помощи (число пациенто-дней) — скорой медицинской помощи (число вызовов)
Обеспеченность медицинским персоналом (число штатных должностей на 10 000 населения)
Средние сроки ожидания: — плановой госпитализации (в днях) — приема у врача после записи (в днях, часах)
Доля респондентов, по данным социологического опроса, удовлетворенных транспортной, временной, информационной и финансовой доступностью
  • Преемственность и непрерывность врачебной помощи
Доля лиц, полностью обследованных перед плановой госпитализацией
Удельный вес необоснованного дублирования обследования больных в стационаре (в % от общего числа больных, обследованных в поликлинике перед госпитализацией)
Длительность (в днях) предоперационного периода у больных, госпитализированных для проведения плановых хирургических операций
  • Ориентированность на пациента, его удовлетворенность
Доля пациентов, удовлетворенных организацией врачебной помощи, по данным социологического опроса
Удельный вес обоснованных жалоб, связанных с оказанием медицинской помощи
  • Безопасность
Удельный вес выявленных в ходе проверок нарушений: — правил техники безопасности при эксплуатации медоборудования — требований санитарно-эпидемиологического режима — нарушений этико-деонтологических принципов
Частота внутрибольничной инфекции
  • Своевременность
Удельный вес своевременного выполнения вызовов СМП
Распределение экстренных больных по срокам госпитализации от момента обращения за медпомощью
  • Научно-технический уровень
Обеспеченность населения высокотехнологичной медпомощью
Доля лиц, получивших высококвалифицированную врачебную помощь на современном научно-техническом уровне, по данным экспертной оценки
  • Результативность
Процент случаев соответствия результата, полученного в процессе оказания врачебной помощи, ожидаемому результату
Показатель устойчивости результата (отношение длительности необращения за врачебной помощью к длительности лечения)
Удельный вес повторных госпитализаций по вине стационара
Доля лиц, состоящих на диспансерном учете, переведенных из одной группы диспансерного наблюдения в другую
  • Экономичность
Показатели использования коечного фонда
Коэффициент использования лечебно-диагностической аппаратуры
Показатели убытков от необоснованного применения медпроцедур (оказания услуг, которые не покрываются страховой программой) и удовлетворенных претензий со стороны страховых компаний

При выборе индикаторов в основу могут быть положены и уже упоминавшиеся подходы Донабедиана (индикаторы структуры, процессов и результатов). И если индикаторы процессов относятся непосредственно к уровню врачебной деятельности, то индикаторы структуры отражают уровень ее организации, а индикаторы результатов являются в определенной мере интегрирующими и зависящими как от уровня организации медпомощи, так и от качества ее оказания.

Индикаторы медицинских процессов применяются для понимания правильности ведения (лечения) пациентов в определенных клинических ситуациях (при профилактике, диагностике, лечении и реабилитации) на основе их соответствия утвержденным в установленном порядке стандартам оказания врачебной помощи и клиническим рекомендациям.

Индикаторы структуры оценивают потенциальные возможности медицинского субъекта (учреждения или медработника) оказывать соответствующую медпомощь, поэтому индикаторы структуры являются, как правило, индикаторами качества организации врачебной помощи. При этом анализируются ресурсная база: финансирование, кадры, оснащение, условия пребывания пациентов и т. п. На оценку структуры направлены мероприятия по лицензированию меддеятельности.

Индикаторы результатов имеют важнейшее значение для оценки эффективности деятельности всей системы здравоохранения и в т. ч. непосредственно оказания медпомощи. Они оценивают степень выполнения поставленных задач и достижения намеченных целей на каждом этапе оказания медпомощи, поэтому данная группа индикаторов может использоваться как для определения уровня организации медпомощи, так и опосредованно — через исход оказания медпомощи — для определения уровня врачебной помощи.

Из множества индикаторов КОМП и КМП руководители органов управления здравоохранением и ЛПУ должны выбрать наиболее значимые, позволяющие мониторировать реализацию программ повышения КОМП и КМП по приоритетным направлениям.

Полученная информация может быть использована для выявления проблем, возникающих при ведении больных, определения причин этих проблем, а также для организации мероприятий по устранению недостатков и анализу эффективности принятых управленческих решений.

Целесообразно устанавливать пороговые (целевые) значения индикатора — интервал значений, установленный как целевой или допустимый. Источниками для установления пороговых значений индикаторов качества служат клинические рекомендации, систематические обзоры, результаты лучших практик, мнения экспертов. Индикатор качества может иметь целевое и фактически достигнутое значение. Отношение фактического значения индикатора качества к целевому значению, выраженное в процентах, называют индексом достижения цели.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль