Результаты проведения специальной оценки условий труда

746

Проблема

Отсутствие в нормативных правовых актах Минтруда России, принятых в целях реализации Закона о СОУТ, ряда факторов трудового процесса, учитывающих специфику и характер труда медработников

Чем грозит

Необъективность оценки условий труда на рабочих местах медработников; искусственное снижение класса условий труда, что влечет снижение или отмену гарантий и компенсаций, установленных ранее

Как избежать

При проведении СОУТ учитывать биологический фактор, психоэмоциональные нагрузки и др.; закреплять отдельные нормы о гарантиях и компенсациях в отраслевых соглашениях и коллективных договорах

Всилу положений законодательства условия труда делятся на четыре класса – оптимальные (1-й класс), допустимые (2-й класс), вредные (3-й класс) и опасные (4-й класс) условия труда. В свою очередь, вредные условия труда подразделяются на четыре подкласса (вредные условия труда 1-й, 2-й, 3-й и 4-й степени). Медицинский работник чаще всего лишается установленных ему ранее гарантий и компенсаций, если по результатам СОУТ степень вредности снижается. Причиной этого, как правило, служит неполный учет всех вредных факторов, влияющих на работника.

Основным вредным и (или) опасным фактором в обращении или контакте медицинских работников можно считать биологический фактор, а именно – микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы – возбудители инфекционных заболеваний.

Биологический фактор характерен для всех медицинских организаций, которые:

непосредственно обслуживают больных;проводят санитарно-гигиенические и противоэпидемические обследования;проводят профилактические мероприятия;проводят дезинфекцию и дератизацию в эпидемиологических очагах;осуществляют отбор, упаковку, исследование, утилизацию, транспортировку проб биологических материалов, инфицированных тканей и т. д.

В соответствии с Законом № 52-ФЗ (ст. 1) инфекционное заболевание человека – это заболевание, возникновение и распространение которого обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека к здоровому человеку. Инфекционное заболевание, представляющее опасность для окружающих, – инфекционное заболевание человека, характеризующееся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия). Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, определен постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715.

Работы, связанные с возбудителями инфекционных заболеваний, относят к определенным классам условий труда без проведения измерений независимо от концентрации патогенных микроорганизмов.

Так, без измерений устанавливаются опасные условия труда (4-й класс) при работе с I группой (возбудители особо опасных инфекций). При работе со II группой (возбудители высоко контагиозных эпидемических заболеваний человека) устанавливается 3-я степень вредных условий труда (3.3). Если работа ведется с возбудителями инфекционных болезней, выделяемых в самостоятельные нозологические группы (III группа), условия труда относят к вредным 1-й степени (3.1). Наконец, если медицинский работник имеет дело с условно-патогенными микробами IV группы (возбудители оппортунистических инфекций), условия труда относят ко 2-му (допустимому) классу.

Вопросы отнесения рабочих мест к классам (подклассам) условий труда при наличии патогенных микроорганизмов и возбудителей опасных заболеваний урегулированы приложением 9 к Методике проведения специальной оценки условий труда (утв. приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, далее – Методика проведения СОУТ).

Обращает на себя внимание п. 29 Методики проведения СОУТ. Он имеет следующую формулировку: «Условия труда на рабочих местах работников организаций, имеющих разрешительные документы (лицензии) на право выполнения работ с патогенными биологическими агентами (ПБА) I–IV групп патогенности и возбудителями паразитарных болезней, относятся к соответствующему классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора в соответствии с приложением № 9 к настоящей Методике».

КСТАТИ

Работодателям и профсоюзу медработников при выборе организации, которая будет проводить СОУТ, перед заключением договора необходимо обращать особое внимание на наличие в привлекаемой организации микробиологической лаборатории, имеющей соответствующие лицензии и аккредитацию.

При применении этого положения возникают трудности с оценкой и установлением классов по биологическому фактору, поскольку в соответствии с Законом о лицензировании и постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 317, лицензирование организаций, деятельность которых осуществляется в медицинских целях, не проводится.

Если работы не связаны с возбудителями инфекционных заболеваний, но предполагают контакт с вредными веществами или агентами биологической природы с возможным аллергенным действием на организм, для оценки влияния биологического фактора на таком рабочем месте организации, занимающиеся СОУТ, должны иметь в своем штате аккредитованного и сертифицированного Минтрудом России эксперта – врача-гигиениста.

Замеры для выявления наличия превышения предельно допустимых концентраций осуществляются согласно Методике проведения СОУТ.

В реальности большинство испытательных лабораторий организаций, прошедших уведомительную аккредитацию, не имеет в своем составе микробиологических лабораторий.

Доказательством наличия биологического фактора и возможного нанесения вреда здоровью работника при исполнении им своих профессиональных функций могут служить такие документы, как лицензия на медицинскую деятельность, должностные инструкции медицинского работника, внутренние приказы руководителя организации об утверждении перечней работников, работа которых связана с диагностированием, лечением, возможным контактом с инфекционными больными, носителями патогенных микроорганизмов.

Снижение рисков некачественного проведения СОУТ

Чтобы снизить риск некачественной оценки условий труда, представители ЦК профсоюза и Минздрава России создали совместную рабочую группу по разработке предложений для включения в отдельный дополнительный перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих исследованию и измерению при проведении СОУТ.

Региональными организациями профсоюза ведется работа по выработке предложений для внесения изменений в Методику проведения СОУТ.

Представители ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ включены в рабочую группу по разработке положений об особенностях проведения СОУТ на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей».

В субъектах РФ проводятся тематические семинары по вопросам реализации законодательства о СОУТ, в которых принимают участие представители региональных профсоюзных организаций.

Сокращенная продолжительность рабочего времени

В соответствии с новой редакцией ст. 92 ТК РФ с 2014 г. сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается только для тех работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям 3-й или 4-й степени (3.3, 3.4) или опасным условиям труда. Продолжительность рабочего времени, как и ранее, не может превышать 36 ч в неделю. Таким образом, те лица, на рабочих местах которых условия труда отнесены к вредным условиям 1-й или 2-й степени (3.1 и 3.2), лишились права работать менее 40 ч в неделю. Следует учитывать, что согласно ст. 350 ТК РФ для медицинских работников продолжительность рабочего времени в любом случае не должна превышать 39 часов в неделю.

Введенные с 1 января 2014 г. изменения не должны коснуться тех работников, которым сокращенная рабочая неделя была установлена до указанной даты по той причине, что на их рабочих местах согласно ранее проведенной аттестации был установлен класс условий труда 3.1 или 3.2. Если же работник был принят на работу в медицинскую организацию в 2014 г. и на его рабочем месте по результатам СОУТ установлен класс условий труда 3.1 или 3.2, то право на сокращенную рабочую неделю он теряет.

Действующее законодательство по-прежнему оговаривает только максимальную продолжительность рабочего времени – 36 ч в неделю. При этом до 2014 г. конкретная продолжительность рабочего времени, исходя из условий труда, должна была определяться документами Минтруда России, которые так и не были приняты. Согласно части 2 ст. 92 ТК РФ продолжительность рабочего времени каждого конкретного работника устанавливается в трудовом договоре на основании отраслевого соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ.

СПРАВКА

В соответствии со ст. 45 ТК РФ под соглашением понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции, в т. ч. устанавливающий общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации, льготы работникам отрасли здравоохранения.

Таким образом, для того чтобы определить продолжительность рабочего времени каждому работнику, на рабочем месте которого выявлены вредные условия труда подкласса 3 или 4 или опасные условия труда, необходимо, чтобы оценка условий труда была проведена:

на ранее аттестовывавшихся рабочих местах – не позднее 5 лет с даты последней аттестации (ч. 4 ст. 27, п. 3 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ);на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, не включенных в пп. 1 и 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ, – в срок до 31 декабря 2018 г. (ч. 6 ст. 27 Закона о СОУТ);на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, включенных в пп. 1 и 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ – в кратчайшие сроки со дня вступления в силу Закона о СОУТ.

Если организация является участником отраслевого соглашения, сокращенная продолжительность рабочего времени работников, занятых на работах с вредными условиями труда подклассов 3.3, 3.4 или опасными условиями труда может составить менее 36 ч. Но если организация сама установит продолжительность времени менее 36 ч, соответствующие расходы будут признаны необоснованными в части налога на прибыль.

Компенсация за увеличение продолжительности рабочего времени

Нововведением трудового законодательства является возможность установления денежной компенсации за увеличение продолжительности рабочего времени работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным условиям 3-й или 4-й степени или опасным условиям труда. С согласия самого работника продолжительность рабочего времени может быть увеличена, но не более чем до 40 ч в неделю (часть 3 ст. 92 ТК РФ), для медицинских работников – не более 39 ч (ст. 350 ТК РФ).

Для отдельных категорий медицинских работников в зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени определяется Правительством РФ. В настоящее время она регулируется постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности».

Согласно этому постановлению медицинским работникам устанавливается следующая сокращенная продолжительность рабочего времени:

1) 36 ч в неделю для медицинских работников:

инфекционных больниц, отделений, палат, кабинетов;кожно-венерологических диспансеров, отделений, кабинетов;лепрозориев;лечебно-профилактических учреждений по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями; организаций государственной санитарно-эпидемиологической службы и их структурных подразделений, а также структурных подразделений организаций здравоохранения (в т. ч. специализированных), осуществляющих диагностику, лечение, проведение судебно-медицинской экспертизы и другую работу с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными;лабораторий (отделов, отделений, групп) организаций здравоохранения и государственной санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих лабораторную диагностику ВИЧ-инфекций;психиатрических (психоневрологических), нейрохирургических, наркологических лечебно-профилактических организаций, учреждений, отделений, палат и кабинетов, учреждений социального обслуживания населения и их структурных подразделений, предназначенных для обслуживания граждан, страдающих психическими заболеваниями, а также учреждений социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий;учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы;станций (отделений) скорой медицинской помощи, станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи, отделений выездной экстренной и консультативной медицинской помощи областных, краевых и республиканских больниц;станций и отделений переливания крови;лечебно-исправительных учреждений для принудительного лечения лиц, страдающих наркоманией и хроническим алкоголизмом;работающих с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений и др.;

2) 33 ч в неделю для медицинских работников:

лечебно-профилактических организаций, учреждений (поликлиник, амбулаторий, диспансеров, медицинских пунктов, станций, отделений, кабинетов);физиотерапевтических лечебно-профилактических организаций, учреждений, отделений, кабинетов;стоматологических лечебно-профилактических организаций, учреждений (отделений, кабинетов);

3) 30 ч в неделю для медицинских работников:

туберкулезных (противотуберкулезных) организаций здравоохранения и их структурных подразделений;лечебно-производственных (трудовых) мастерских при туберкулезных (противотуберкулезных) организациях;патолого-анатомических отделений бюро (институтов), отделений, лабораторий, прозекторских, моргов;учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы (главных бюро медико-социальной экспертизы, бюро медико-социальной экспертизы), осуществляющих освидетельствование граждан, больных туберкулезом;бюро судебно-медицинской экспертизы и др.;

4) 24 ч в неделю для медицинских работников, непосредственно осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.

КСТАТИ

Согласно приказу Минздрава России от 10.02.1998 № 39 «О мерах по улучшению организации помощи по мануальной терапии в Российской Федерации» продолжительность рабочей недели врача – мануального терапевта составляет 30 рабочих часов.

Возможность увеличения продолжительности рабочего времени напрямую связана с выплатой денежной компенсации. По этой причине отсутствие компенсации будет рассматриваться как прямое нарушение положений российского законодательства. Рассматриваемая компенсационная мера может устанавливаться при соблюдении следующих условий:

условия труда на рабочем месте работника отнесены к подклассу 3 или 4 вредных условий труда или к опасным условиям труда;организация является участником отраслевого (межотраслевого) соглашения, которое предусматривает увеличение продолжительности рабочего времени и устанавливает порядок, размеры и условия выплаты компенсации;в организации в установленном порядке заключен коллективный договор, предусматривающий увеличение продолжительности рабочего времени, а также порядок, размеры и условия выплаты компенсации;имеется письменное согласие работника на увеличение продолжительности рабочего времени, оформленное в виде дополнительного соглашения к трудовому договору.

Без соблюдения указанных условий выплата компенсации будет рассматриваться как не предусмотренная законодательством.

Увеличивать продолжительность рабочего времени без наличия соответствующих пунктов в отраслевом соглашении, коллективном договоре и без письменного согласия работника работодатели не вправе. Это будет нарушением норм трудового законодательства и грозит привлечением должностных лиц организации к установленной законом ответственности.

В силу положений ст. 164 ТК РФ предусмотренная ст. 92 ТК РФ денежная компенсация является именно компенсацией, а не гарантией. Напомним, что согласно части 2 ст. 164 ТК РФ компенсации – это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных законодательством.

Данный вывод важен для понимания порядка налогообложения рассматриваемой компенсации, выплачиваемой за увеличение продолжительности рабочего времени. Так как компенсация предусмотрена законодательством и должна рассматриваться именно как компенсация (а не гарантия), она не должна облагаться налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховыми взносами. Для иного порядка необходимо, чтобы соответствующие нормативные правовые акты напрямую предусматривали необходимость налогообложения рассматриваемой компенсации. Речь идет о положениях ст. 217 ТК РФ и ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

Компенсация призвана компенсировать затраты труда работника, который выполняет свои трудовые обязанности сверх установленной законодательством сокращенной продолжительности рабочего времени. То есть в данном случае компенсация заменяет оплату труда. Эти часы должны оплачиваться работнику именно в форме компенсации, а не оплаты труда. В противном случае законодательство содержало бы норму о повышенной оплате труда для соответствующих часов.

Чтобы обеспечить выплату компенсации, организация должна вести отдельный учет соответствующих часов, которые отработаны сверх установленной сокращенной продолжительности рабочего времени, но в пределах общеустановленной 39-часовой рабочей недели (для медицинских работников).

При этом следует учитывать, что порядок, размеры и условия выплаты компенсации за увеличение продолжительности рабочего времени для работников, занятых на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда, определяются прежде всего отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями. В данных документах могут предусматриваться и иные правила предоставления компенсации.

Продолжительность рабочего времени работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, может быть увеличена путем увеличения продолжительности рабочей смены (ежедневной работы). В общем порядке согласно части 2 ст. 94 ТК РФ для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать следующих значений:

при 36-часовой рабочей неделе – 8 ч;при 30-часовой рабочей неделе – 6 ч.

КОММЕНТАРИЙ АВТОРА

О принятых в организации изменениях работники должны быть уведомлены не позднее, чем за 2 месяца до начала применения новых норм. Так как режим рабочего времени является обязательным условием трудового договора, то в случае необходимости (например, если продолжительность учетного периода была зафиксирована в трудовом договоре) изменения должны сопровождаться заключением дополнительных соглашений. По этой причине изменения необходимо вносить оперативно, чтобы за первый квартал 2014 г. они были внедрены с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры.

Указанная норма не подверглась изменениям и может по-прежнему применяться организациями. А вот согласно введенной с 1 января 2014 г. части 3 ст. 94 ТК РФ при соблюдении определенных условий продолжительность рабочей смены (ежедневной работы) может быть несколько увеличена. В частности, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с вышеприведенными значениями для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда:

ЦИТАТАТрудовой кодекс РФ Статья 104. Суммированный учет рабочего времен Когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, – три месяца.Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.при 36-часовой рабочей неделе – с 8 до 12 ч;при 30-часовой рабочей неделе – с 6 до 8 ч.

Дополнительным условием увеличения продолжительности смены (рабочего дня) является соблюдение нормы рабочего времени для таких работников, установленной в соответствии со ст. 92 ТК РФ. Наряду с получением письменного согласия работника и соблюдением ранее рассмотренных условий должна быть соблюдена норма рабочего времени, исчисленная из расчета 40-часовой рабочей недели (для медицинских работников – 39 ч).

Одновременно изменениям подвергнуты и положения ст. 104 ТК РФ о порядке установления учетного периода в рамках применяемого режима суммированного учета рабочего времени. В новой редакции части 1 указанной статьи особо отмечено, что суммированный учет рабочего времени может устанавливаться и в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Такую норму можно было применять и ранее.

Изменениям подверглась максимальная продолжительность учетного периода, устанавливаемого в рамках суммированного учета рабочего времени. Если в общем случае учетный период, как и ранее, не может превышать 1 год, то для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, максимальная продолжительность учетного периода с 2014 г. составляет 3 месяца. Это существенное ограничение по применению учетного периода, которое должно быть учтено всеми без исключения работодателями, использующими труд соответствующих категорий работников на условиях суммированного учета рабочего времени.

Принятые изменения касаются всех работников, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными (всех подклассов – 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4) или опасными.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2014 г. новой редакции части 1 ст. 104 ТК РФ организации должны внести изменения в локальные нормативные акты, устанавливающие применение режима суммированного учета рабочего времени. Изменения должны быть проведены одновременно с пересмотром графиков работы (сменности), для того чтобы за первый квартал текущего года добиться соблюдения предусмотренной законом нормы рабочего времени для работников, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными или опасными.

Если норма рабочего времени в первом квартале 2014 г. не соблюдена, необходимо определить количество сверхурочных часов. В случае если в порядке, рассмотренном выше, организация предусмотрит увеличение продолжительности рабочего времени до 39 или 40-часовой рабочей недели, сверхурочные часы будут компенсированы денежной компенсацией, предусмотренной ст. 92 ТК РФ.

Допустим, что в организации предусмотрено применение суммированного учета рабочего времени с учетным периодом в один календарный год (12 месяцев). Согласно новой редакции ст. 104 ТК РФ с 2014 г. такая продолжительность учетного периода может применяться только в отношении работников, занятых на рабочих местах, условия труда на которых по итогам СОУТ (ранее процедура носила наименование «аттестация рабочих мест») признаны оптимальными или допустимыми.

Для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, продолжительность учетного периода не может превысить 3 месяца (квартал). Именно такой учетный период предусмотрен в организации с 2014 г., о чем соответствующие лица в установленном порядке предупреждены.

Теперь допустим, что одним из работников организации (класс условий труда на рабочем месте – 3.2, продолжительность рабочего времени – 36 ч в неделю) за первый квартал 2014 г. фактически было отработано 440 ч. По итогам первого квартала 2014 г. (учетный период) организация должна определить количество сверхурочных часов. По условиям примера, количество таких часов составит 31,6 ч, поскольку норма составляет 408,4 ч за первый квартал 2014 г. для 36-часовой рабочей недели согласно производственному табелю-календарю.

Рассмотрим ситуацию, когда в отраслевом соглашении предусмотрена возможность увеличения нормы рабочего времени с согласия работника.

Предположим, что организация является участником отраслевого соглашения, предусматривающего возможность увеличения, с согласия работника, нормы рабочего времени до 39- или 40-часовой рабочей недели с выплатой денежной компенсации, предусмотренной ст. 92 ТК РФ. Коллективный договор организации и дополнительное соглашение к трудовому договору работника также предусматривают выплату данной компенсации.

Работник организации в установленном порядке получил свою заработную плату за первый квартал 2014 г. согласно норме рабочего времени из расчета 36-часовой недели, т. е. за 408,4 ч, отработанные фактически. Отработанные сверх установленной нормы рабочего времени 31,6 ч подлежат денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, предусмотренных отраслевым соглашением и коллективным договором.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

В соответствии с новой редакцией части 1 ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным условиям труда.

Таким образом, право на этот вид отпуска утратили лица, на рабочих местах которых условия труда по результатам СОУТ определены как вредные 1 степени (класс условий труда 3.1). При этом если работнику, на рабочем месте которого условия труда определены как вредные 1-й степени, такой отпуск был установлен ранее, условия его предоставления должны быть сохранены, и продолжительность отпуска снижена быть не может.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска не изменена. Как и ранее, она составляет 7 календарных дней. С 2014 г. продолжительность такого отпуска закреплена непосредственно в ст. 117 ТК РФ. До этого времени она определялась в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 (ныне утратило силу).

В каждом конкретном случае продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных и опасных условиях труда устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ. Таковы положения части 3 ст. 117 ТК РФ.

Если организация не является участником отраслевого (межотраслевого) соглашения, она вправе с отнесением на затраты по налогу на прибыль признавать дополнительный отпуск продолжительностью только 7 календарных дней.

Действующие в настоящее время нормативные правовые акты предусматривают предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков отдельным категориям работников организаций и учреждений системы здравоохранения.

КСТАТИ

Порядок, размеры и условия выплаты компенсации за часть дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, устанавливаются отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором организации.

Например, постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 № 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников» (далее – постановление № 482) была определена продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими ВИЧ.

В связи с введением с 1 января 2014 г. порядка установления продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска с учетом СОУТ, а также с учетом положений отраслевых (межотраслевых) соглашений предусмотренные постановлением № 482 нормы применяются в полном объеме.

За работником сохраняется право на дополнительный отпуск, установленный по результатам аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 г., т. е. до даты вступления в силу Закона о СОУТ (который вместо аттестации ввел СОУТ).

Руководствуясь ч. 4 ст. 27 Закона о СОУТ, работодатель может не проводить СОУТ на рабочих местах, в отношении которых до 1 января 2014 г. была проведена аттестация по условиям труда, если со дня ее завершения не прошло пяти лет. Исключение составляют случаи, указанные в ч. 1 ст. 17 Закона о СОУТ.

С 1 января 2014 г. действуют положения части 4 ст. 117 ТК РФ, согласно которой работники приобрели право на денежную компенсацию за часть дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающего минимальную продолжительность в 7 календарных дней. Соответствующие изменения внесены также в ст. 126 ТК РФ, которой до 2014 г. было определено, что выплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, производится только при увольнении с работы.

Для выплаты денежной компенсации за часть дополнительного оплачиваемого отпуска работодателю необходимо соблюсти следующие условия, оговоренные в части 4 ст. 117 ТК РФ:

участие в отраслевом соглашении, предусматривающем возможность выплаты такой компенсации;закрепление нормы о выплате компенсации в коллективном договоре организации;получение письменного согласия работника на выплату компенсации, оформленного путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.

Суммы выплачиваемой компенсации подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами. Во-первых, это объясняется положениями соответствующих нормативных правовых актов. Во-вторых, данная компенсация по своей сути является гарантией, а не компенсацией по смыслу ст. 164 ТК РФ.

Повышенная оплата труда

Наименьшим изменениям подвергнуты гарантии, установленные в ст. 147 ТК РФ, в виде повышенной оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Как и прежде, оплата труда таких работников устанавливается в повышенном размере.

Право на повышенную оплату труда сохранено за всеми работниками, условия труда на рабочих местах которых по итогам СОУТ (аттестации рабочих мест) признаны вредными (класс условий труда 3, подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4) или опасными (класс условий труда 4).

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, закреплен непосредственно в ст. 147 ТК РФ. Как и ранее, он установлен на уровне 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, либо коллективным договором, трудовым договором.

За работниками сохраняется право на оплату труда в повышенном размере, если оно было установлено по результатам аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 г., т. е. до даты вступления в силу Закона о СОУТ.

Как уже говорилось ранее, работодатель может не проводить СОУТ на рабочих местах, в отношении которых до 1 января 2014 г. была проведена аттестация, если со дня ее завершения не прошло пяти лет.

В отличие от гарантий и компенсаций, рассмотренных ранее, размер повышенной оплаты труда организация вправе определять самостоятельно. Он вполне может превышать минимальный уровень, составляющий 4%. Расходы на повышенную оплату труда (в т. ч. в размере более 4% тарифной ставки или оклада) в полной мере могут признаваться в целях налогообложения прибыли.

Рассматриваемые выплаты следует считать выплатами по оплате труда (а не компенсациями) или как минимум гарантиями (в смысле применения положений ст. 219 ТК РФ), поэтому они в полной мере подлежат обложению НДФЛ, а также обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.

Результаты СОУТ применяются для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (далее – ПФР) с учетом класса условий труда на рабочем месте (ст. 7 Закона о СОУТ).

СПРАВКА

Представители профсоюза и каждый работник должны знать, что если условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми, дополнительный тариф составит 0%, т. е. работодатель будет освобожден от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам, но и право на досрочное пенсионное обеспечение работника будет приостановлено.

ПФР в письме от 12.02.2014 № НП-30-26/1707 отметил, что новые размеры дополнительных тарифов страховых взносов применяются в отношении выплат лицам, занятым на работах, условия труда на которых по результатам аттестации, проведенной до 2014 г., признаны вредными или опасными. Если по итогам такой аттестации условия труда на рабочих местах, перечисленных в подп. 1–18 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, признаны оптимальными или допустимыми, уплачивать страховые взносы в 2014 г. нужно по дополнительному тарифу, определенному в ч. 1 или 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ. Соответственно, выплаты в пользу физических лиц, занятых на работах, которые указаны в подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, должны рассчитываться по дополнительному тарифу в размере 6%, а выплаты физическим лицам, которые заняты на работах, предусмотренных в подп. 2–18 п. 1 ст. 27, – по дополнительному тарифу 4%.

Таким образом, при оптимальных или допустимых условиях труда работодатели могут применять дополнительный тариф, составляющий 0%, только после проведения СОУТ.

В 2014 г. плательщики страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, виды которых указаны в подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях), по общему правилу применяют дополнительный тариф страховых взносов в ПФР. В 2013 г. этот тариф составлял 4%, в 2014 г. – 6% (ч. 1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ).

В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, виды которых перечислены в подп. 2–18 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, с 2014 г. по общему правилу применяется дополнительный тариф страховых взносов в ПФР в размере 4% вместо 2% в предыдущем году (ч. 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ).

Напомним, что страховые взносы по дополнительным тарифам уплачиваются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов, которая установлена ч. 4 и 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ.

С 1 января 2014 г. установлена дифференциация дополнительных тарифов страховых взносов в зависимости от результатов СОУТ (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ). Если по итогам такой оценки условия труда будут признаны вредными (всех степеней) или опасными, то работодатели в отношении выплат лицам, занятым на указанных работах, должны будут применять тарифы в размере от 2 до 8%.

КОММЕНТАРИЙ АВТОРА

Не секрет, что в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда часто возникали конфликты по поводу достоверности тех или иных исследований и замеров уровней вредных и опасных факторов и последующего снижения либо отмены компенсаций работникам. Можно ли избежать подобного с введением СОУТ? Это покажет практика. В настоящее время можно лишь констатировать, что законодательство о СОУТ существенно ужесточает требования к организациям, проводящим СОУТ, и их экспертам.

Оценка качества СОУТ

До истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель вправе провести СОУТ, которая будет иметь невысокое качество, поскольку нормативная правовая база, касающаяся СОУТ, в настоящее время не является полной, и качество работы экспертов, не прошедших обучение и сертификацию, без утвержденных методик оценки будет сомнительным.

С результатами проведения специальной оценки работодатель должен ознакомить работников под подпись (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона о СОУТ). Срок для ознакомления составляет 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении оценки. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения в отпуске или командировке (ч. 5 ст. 15 Закона о СОУТ).

Если работники не ознакомлены с результатами СОУТ на их рабочих местах, это является нарушением порядка ее проведения и основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда проводят государственную экспертизу условий труда в целях оценки качества проведения СОУТ и фактических условий труда работников на бесплатной основе в следующих случаях:

по определению судебных органов;по обращению органов исполнительной власти;на основании представлений территориальных органов Роструда в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства о СОУТ.

Ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны труда

Одна из основных обязанностей работодателя – обеспечение безопасных условий и охраны труда работников, в т. ч. проведение СОУТ (ст. 212 ТК РФ).

За непроведение СОУТ (аттестации рабочих мест до 1 января 2014 г.) или нарушение порядка ее проведения работодателя могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, а с 1 января 2015 г. – по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Исходя из анализа положений Закона о СОУТ, нарушением порядка проведения СОУТ (аттестации рабочих мест до 1 января 2014 г.) могут быть признаны следующие действия (бездействие) работодателя:

несоблюдение срока проведения СОУТ (аттестации);неознакомление работников с результатами оценки условий труда на их рабочих местах;нарушение порядка оформления результатов СОУТ;проведение СОУТ без привлечения специализированной организации, без формирования комиссии по ее проведению или не на всех рабочих местах.

Поскольку обязанность по проведению СОУТ возникает в отношении разных категорий рабочих мест в разное время до 1 января 2019 г., к административной ответственности за непроведение СОУТ или нарушение порядка ее проведения могут привлечь только те медицинские организации, условия труда на рабочих местах которых относятся к потенциально опасным и (или) вредным (т. е. указаны в ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ). Ответственность возможна в следующих случаях:

аттестация на этих рабочих местах никогда не проводилась;эти рабочие места были аттестованы, но срок действия аттестации истек, а СОУТ в соответствии с требованиями Закона о СОУТ на этих рабочих местах не проводилась.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» (далее – Закон № 421-ФЗ) внесен ряд изменений и дополнений в УК РФ (изменения уже действуют) и КоАП РФ (изменения вступили в силу с 1 января 2015 г.).

Так, ст. 5 Закона № 421-ФЗ регулирует изменения в ст. 143 «Нарушение требований охраны труда» УК РФ. Теперь она излагается в следующей редакции:

«1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, – наказывается штрафом в размере до 400 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, – наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, – наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Примечание к ст. 143 УК РФ гласит, что под требованиями охраны труда в статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ.

Кроме того, ст. 11 Закона № 421-ФЗ были внесены изменения в КоАП РФ.

В частности, существенно дополнена ст. 5.27. Теперь статья носит название «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (раньше она называлась «Нарушение законодательства о труде и об охране труда»).

Частью 1 статьи определено, что нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. 2 и 3 статьи, а также ст. 5.27.1 (тоже новой), влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.;на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 тыс. до 5 тыс. руб.;на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Суммы штрафов в этой части не изменены, а вот санкция в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток изъята. Также первоначальная редакция не предусматривала предупреждения, речь шла лишь о штрафе.

Части 2 и 3 можно считать новыми. Согласно ч. 2 фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае если работодатель или его уполномоченный представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (с лицом, фактически допущенным к работе, не заключен трудовой договор), влечет наложение административного штрафа:

на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

Как следует из ч. 3 ст. 5.27, уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Часть 4 новой редакции – это расширенная ч. 2 старой редакции. В ней говорится о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа:

на должностных лиц – в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;на юридических лиц – от 50 тыс. до 70 тыс. руб.

Наконец, ч. 5 предусматривает санкции за повторное совершение правонарушений, предусмотренных ч. 2 или 3 статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Это наложение административного штрафа на граждан в размере 5 тыс. руб.; для должностных лиц – дисквалификация на срок от одного года до трех лет; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – штраф от 30 тыс. до 40 тыс. руб.; для юридических лиц – штраф от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Статья 5.27.1, о которой упоминается в ст. 5.27, получила название «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации». Такое нарушение согласно ч. 1 ст. 5.27.1 влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

на должностных лиц – в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб.;на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.;на юридических лиц – от 50 тыс. до 80 тыс. руб.

КСТАТИ

К ст. 5.27.1 КоАП РФ дается примечание, что под средствами индивидуальной защиты, упомянутыми в ч. 4, следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза (ТР ТС 019/2011) «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2-му классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение, как следует из ч. 2 ст. 5.27.1, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

на должностных лиц – в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;на юридических лиц – от 60 тыс. до 80 тыс. руб.

Часть 3 статьи касается допуска работника к исполнению им трудовых обязанностей. Если работник допущен к работе без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, это повлечет наложение административного штрафа:

на должностных лиц – в размере от 15 тыс. до 25 тыс. руб.;на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 15 тыс. до 25 тыс. руб.;на юридических лиц – от 110 тыс. до 130 тыс. руб.

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты согласно ч. 4 статьи влечет наложение административного штрафа:

на должностных лиц – в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб.;на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 тыс. до 30 тыс. руб.;на юридических лиц – от 130 тыс. до 150 тыс. руб.

Совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1–4 статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 тыс. до 40 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кодекс дополнен ст. 14.54 «Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда». Итак, нарушение организацией, проводившей СОУТ, установленного порядка проведения СОУТ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц – от 70 тыс. до 100 тыс. руб.

Повторное совершение этого административного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц – в размере от 100 тыс. до 200 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Эксперт организации, проводившей СОУТ, совершивший при проведении СОУТ административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.54, несет административную ответственность как должностное лицо.

Статья 19.5 КоАП РФ дополнена ч. 23, которая гласит: невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

К ответственности могут привлечь как саму организацию, так и ее руководителя (его заместителя), специалиста по охране труда или иное ответственное лицо, уполномоченное проводить СОУТ в силу должностных обязанностей или на основании приказа руководителя. Привлечение к ответственности организации не исключает одновременного применения наказания к перечисленным выше лицам (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

1 Краснорудская М.В. Специальная оценка условий труда: этапы и особенности проведения, роль представителей профсоюза // Правовые вопросы в здравоохранении. 2015. № 1. С. 84–101. >>вернуться в статью



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль