Госконтроль качества и безопасности медицинской деятельности

118

Извлечения из доклада Федеральной антимонопольной службы о проблемах государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, 2015 г., опубликованного на сайте www.fas.gov.ru.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» понятие «медицинская деятельность» шире понятия «медицинская помощь». Так, согласно п. 10 ст. 2 медицинская деятельность представляет собой профессиональную деятельность:

по оказанию медицинской помощи;

по проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

а также профессиональную деятельность, связанную с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

То есть оказание медицинской помощи и проведение медицинских экспертиз — это отдельные направления медицинской деятельности.

Пункт 3 ст. 2 Закона № 323-ФЗ дает понятие медицинской помощи как комплекса мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг, а п. 4 раскрывает понятие медицинской услуги как медицинского вмешательства или комплекса медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Хотя Закон № 323-ФЗ содержит только понятие качества медицинской помощи, по всему тексту закона контроль увязывается с качеством медицинской деятельности и дополняется понятием «безопасность», которое в законе не раскрывается.

Согласно п. 21 ст. 2 Закона № 323-ФЗ качество медицинской помощи — совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Также понятие «качество медицинской помощи» содержится в приказе Минздрава России от 22.01.2001 № 12 «О введении в действие отраслевого стандарта „Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении“», согласно которому качество медицинской помощи — система критериев, позволяющих определить качество оказания медицинской помощи как в определенном медицинском учреждении, у определенного врача, на определенной территории, так и отдельному больному.

В отношении «качества медицинской помощи» проводится экспертиза, а в отношении «качества и безопасности медицинской деятельности» — контроль

В то же время Законом № 323-ФЗ определено, что в отношении «качества медицинской помощи» проводится экспертиза, а в отношении «качества и безопасности медицинской деятельности» — контроль.

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности

В соответствии со ст. 87 Закона № 323-ФЗ контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в формах государственного контроля, ведомственного контроля и внутреннего контроля. Полномочиями по государственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности обладает Росздравнадзор на основании Положения о Росздравнадзоре.

В рамках проведения проверки ФАС России требованием от 29.09.2014 № 1 у Росздравнадзора были запрошены параметры качества и безопасности медицинской деятельности, которые проверяются Росздравнадзором в рамках контрольных мероприятий. Согласно представленной информации при проведении проверок по качеству и безопасности медицинской деятельности Росздравнадзор руководствуется Положением о государственном контроле качества медицинской деятельности, а также утвержденными порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи.

Вместе с тем Положение о государственном контроле качества медицинской деятельности лишь определяет порядок организации и проведения государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, но не содержит каких-либо параметров качества и безопасности медицинской деятельности. В соответствии с ч. 2 ст. 64 Закона № 323-ФЗ критерии оценки качества медицинской помощи формируются на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, т. е. порядки и стандарты являются базовыми документами для разработки соответствующих критериев, но при этом не содержат их. В связи с изложенным, ссылка Росздравнадзора на вышеуказанные документы при определении параметров качества и безопасности медицинской деятельности является некорректной.

Порядки и стандарты медицинской помощи являются базовыми документами для разработки критериев качества и безопасности медицинской деятельности, но не содержат их

В соответствии с требованиями подп. 2, 4 п. 2 ст. 87 Закона № 323-ФЗ контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем определения показателей качества деятельности медицинских организаций и создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг. В настоящее время выше-указанные показатели и система оценки не утверждены.

Экспертиза качества медицинской помощи

Читайте также в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении»

В соответствии с Положением о государственном контроле качества медицинской деятельности в рамках проверок соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья граждан, а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи должна проводиться экспертиза качества медицинской помощи, оказанной пациенту. Экспертиза качества медицинской помощи является одним из видов медицинских экспертиз, которые являются отдельным направлением медицинской деятельности.

В соответствии со ст. 58 Закона № 323-ФЗмедицинская экспертиза — проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина.

Статья 64 Закона № 323-ФЗ содержит определение экспертизы качества медицинской помощи и порядок ее проведения. Согласно данной статье экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в т. ч. оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

Требованиями ч. 3, 4 ст. 64 Закона № 323-ФЗ установлено:

если медицинская помощь оказана вне рамок обязательного медицинского страхования (далее — ОМС), то экспертизу качества медицинской помощи необходимо проводить в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время данный порядок Минздравом России не установлен); 

если медицинская помощь оказана в рамках ОМС, то экспертизу качества медицинской помощи вправе проводить только страховые медицинские организации и фонды ОМС в соответствии с законодательством Российской Федерации об ОМС.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время законодательно предусмотрено два вида экспертизы качества медицинской помощи, осуществление которых регулируется разными нормативными правовыми актами.

Экспертиза качества медицинской помощи вне рамок ОМС

Большая часть всего объема медицинской помощи оказывается в рамках ОМС. Вместе с тем даже вне рамок ОМС, как следует из ответа Росздравнадзора, проведение экспертизы качества медицинской помощи до 1 января 2015 г. не предусмотрено в связи с тем, что:

Минздравом России не утвержден порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи вне рамок ОМС;

Минздравом России не утверждены критерии оценки качества медицинской помощи (согласно ст. 101 Закона № 323-ФЗ положения ст. 64 относительно критериев оценки качества медицинской помощи вступают в силу с 1 января 2015 г.).

Как уже было указано выше, экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в т. ч. оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Однако порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи в силу положений ст. 37 Закона № 323-ФЗ не устанавливают требований к своевременности или правильности медицинской помощи, к порядку планирования ее результата.

Таким образом, несмотря на предусмотренную Законом № 323-ФЗ и Положением о государственном контроле качества медицинской деятельности обязанность проведения экспертизы качества медицинской помощи, оказанной пациенту, в настоящее время ее проведение не представляется возможным.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ"О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию. Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (далее — Положение о лицензировании медицинской деятельности), экспертиза качества медицинской помощи относится к работам (услугам), составляющим медицинскую деятельность, и подлежит лицензированию.

Экспертиза качества медицинской помощи подлежит лицензированию

В то же время для проведения экспертизы качества медицинской помощи в рамках программ ОМС страховые медицинские организации и фонды ОМС не имеют соответствующие лицензии на медицинскую деятельность, а также не требуют наличия таких лицензий у экспертов, привлекаемых к проведению экспертизы качества медицинской помощи.

Согласно Методическим указаниям о порядке ведения реестров экспертов качества медицинской помощи в сфере ОМС, направленным письмом ФФОМС от 17.02.2011 № 822/30–5/и, эксперт качества медицинской помощи может быть штатным сотрудником территориальных фондов или страховых медицинских организаций, участвующих в проведении экспертизы качества медицинской помощи, а также привлекаться для выполнения работ по экспертизе качества медицинской помощи на условиях заключения гражданско-правовых договоров. Однако в письме ФФОМС от 24.01.2008 № 282/30–4/и"О лицензировании СМО» страховым медицинским организациям дается разъяснение, что законодательство о лицензировании медицинской деятельности «не распространяется на страховые медицинские организации, которые в силу специфики их правового статуса, определенного федеральным законодательством, осуществляют контроль качества медицинской помощи без лицензии на медицинскую деятельность». В письме также говорится, что «страховая медицинская организация не осуществляет непосредственно медицинскую деятельность по определенным видам работ (услуг), а только осуществляет контроль качества медицинской помощи, оказанной соответствующими медицинскими учреждениями».

Вместе с тем ФАС России отмечает, что законодательством не предусмотрено наделение территориальных фондов и страховых медицинских организаций особым статусом, позволяющим им осуществлять без лицензии работы (услуги), подлежащие лицензированию, а следовательно, такая деятельность территориальных фондов и страховых медицинских организаций (проведение экспертизы качества медицинской помощи) без лицензии на медицинскую деятельность незаконна. Кроме того, Положение о лицензировании медицинской деятельностине содержит никаких изъятий, касающихся осуществления экспертизы качества медицинской помощи в рамках программ ОМС без наличия соответствующей лицензии, а значит экспертиза качества медицинской помощи как работа (услуга) в рамках медицинской деятельности должна лицензироваться вне зависимости от того, в рамках какой помощи она проводится — в рамках ОМС или вне рамок ОМС.В этой связи применяемые в соответствии со ст. 41 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 326-ФЗ) санкции к медицинским организациям за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, на основе заключений экспертов, не обладающих лицензиями на проведение экспертизы качества медицинской деятельности, не имеют юридических оснований. Однако Росздравнадзор в своей практике не выявляет указанных нарушений.

Противоречивость и неоднозначность правового регулирования в данной сфере необоснованна, поскольку положения Закона № 323-ФЗ регулируют и сферу ОМС, понятийный аппарат одинаков — понятия «медицинская деятельность», «медицинская помощь», «качество медицинской помощи», «экспертиза качества медицинской помощи» являются общими как в рамках ОМС, так и вне его рамок.

Закон № 326-ФЗ регулирует отношения, связанные только с ОМС, определяет правовое положение субъектов ОМС, участников ОМС, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Однако основополагающим законом в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является именно Закон № 323-ФЗ.

Поскольку требования о необходимости получения лицензии и критерии оценки качества медицинской помощи в рамках ОМС и вне его рамок различны, то нарушается принцип доступности и качества медицинской помощи

В случае признания разницы в подходах правового регулирования экспертизы качества медицинской помощи возникает правомерный вопрос о различиях в медицинской помощи, предоставляемой гражданам в рамках ОМС и вне его рамок. Поскольку экспертиза качества медицинской помощи делится на два вида, требования о необходимости получения лицензии, по мнению ФФОМС и Росздравнадзора, различны, критерии/параметры оценки качества медицинской помощи в рамках ОМС и вне его рамок также отличаются (вне рамок ОМС не разработаны), то нарушается принцип доступности и качества медицинской помощи, декларированный ст. 4 Закона № 323-ФЗ, т. к. определить качество предоставляемой медицинской помощи не представляется возможным.

Такая недостаточность правового регулирования порождает путаницу и при лицензировании экспертизы качества медицинской помощи. Так, в рамках проведенной проверки ФАС России письмом от 30.09.2014 № АЦ/39317-ПР/14 у органов лицензирования субъектов РФ были запрошены нормативные правовые акты и иные документы, на основании которых устанавливаются требования к медицинским организациям в целях лицензирования и на основании которых выдаются лицензии по каждой работе (услуге), составляющей медицинскую деятельность. В своем ответе от 24.10.2014 № 31–1130064/14–2 Департамент здравоохранения г. Москвы, например, указал, что при выдаче лицензий на экспертизу качества медицинской помощи руководствуется Законом № 326-ФЗ и приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» (далее — Приказ № 230).

В статье 14 Закона № 323-ФЗ закреплены полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по утверждению соответствующей номенклатуры медицинских услуг. По какой-то причине в Номенклатуру медицинских услуг, утвержденную приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н (ред. от 28.10.2013),была включена как самостоятельная медицинская услугаэкспертиза качества толькоодного вида медицинских услуг — экспертизы (исследования) качества косметологических и стоматологических услуг (код услуги — B01.045.007), т. е. Минздравом России экспертиза качества отнесена к медицинским услугам, предоставляемым в рамках медицинской помощи, а не к видам медицинских экспертиз.

ФАС России отмечает, что по информации, представленной Росздрав-надзором по требованию ФАС России от 29.09.2014 № 1, в 2013 г. было выдано (переоформлено) 4887 лицензий на медицинскую деятельность по экспертизе качества медицинской помощи, а с января по сентябрь 2014 г. — 4231 лицензий. То есть лицензии на экспертизу качества медицинской помощи выдаются, более того, отдельные территориальные органы Росздравнадзора даже осуществляют такую экспертизу в рамках проведения проверок, а также проводят проверки соблюдения порядка проведения экспертизы качества медицинской помощи. Однако, как уже указывалось выше, Росздравнадзор сообщает о том, что осуществление экспертизы качества медицинской помощи до 1 января 2015 г. не предусмотрено, в связи с чем возникают вопросы о целесообразности выдачи лицензий на медицинскую деятельность по экспертизе качества медицинской помощи, о порядке выдачи таких лицензий, о порядке осуществления контроля (надзора) в условиях отсутствия нормативно установленных лицензионных требований к организации и выполнению экспертизы качества медицинской помощи, а также о законности проведения экспертизы качества медицинской помощи до 1 января 2015 г. как территориальными органами Росздравнадзора, так и организациями, получившими соответствующие лицензии, в условиях отсутствия порядка проведения экспертизы качества медицинской помощи и критериев оценки качества медицинской помощи.

Экспертиза качества медицинской помощи в рамках ОМС

В соответствии со ст. 40 Закона № 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения в числе прочего экспертизы качества медицинской помощи. Этой же статьей установлено, что экспертиза качества медицинской помощи — выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в т. ч. оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. То есть понятие экспертизы качества медицинской помощи аналогично понятию, содержащемуся в Законе № 323-ФЗ.

Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утвержден Приказом № 230. Контроль осуществляется путем проведения экспертизы качества медицинской помощи.

Согласно п. 5 Приказа № 230 целями контроля являются:

обеспечение бесплатного предоставления застрахованному лицу медицинской помощи в объеме и на условиях, установленных территориальной программой ОМС;

защита прав застрахованного лица на получение бесплатной медицинской помощи в объеме и на условиях, установленных территориальной программой ОМС, надлежащего качества в медицинских организациях, участвующих в реализации программ ОМС, в соответствии с договорами на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС;

предупреждение дефектов медицинской помощи, являющихся результатом несоответствия оказанной медицинской помощи состоянию здоровья застрахованного лица;

невыполнения и (или) неправильного выполнения порядков оказания медицинской помощи и (или) стандартов медицинской помощи, медицинских технологий путем анализа наиболее распространенных нарушений по результатам контроля и принятие мер уполномоченными органами;проверка исполнения страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями обязательств по оплате и бесплатному оказанию застрахованным лицам медицинской помощи по программам ОМС;

проверка исполнения страховыми медицинскими организациями обязательств по изучению удовлетворенности застрахованных лиц объемом, доступностью и качеством медицинской помощи;

оптимизация расходов по оплате медицинской помощи при наступлении страхового случая и снижение страховых рисков в ОМС.

Вместе с тем понятия «медицинская помощь надлежащего качества» и «дефект медицинской помощи», которые характеризуют качество медицинской помощи, в законодательстве отсутствуют.

Экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи, по поручению ТФОМС или страховой медицинской организации, имеет целевой или плановый характер и осуществляется путем проверки соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, порядкам оказания медицинской помощи и стандартам медицинской помощи, сложившейся клинической практике. Однако порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи не являются инструментом контроля качества медицинской помощи, поскольку критерии — это своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов лечения и достигнутый положительный результат.

Таким образом, в настоящее время под критериями (параметрами) оценки качества в сфере ОМС подразумевается совокупный перечень обязательств медицинской организации по обеспечению прав застрахованных лиц, при нарушении которых они привлекаются к ответственности. Однако к качеству медицинской помощи это никак не относится.

В соответствии с Законом № 326-ФЗ программы ОМС (как базовая, так и территориальные) содержат критерии качества медицинской помощи. Раздел VIII «Критерии доступности и качества медицинской помощи» Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.10.2013 № 9321, содержит критерии доступности и качества медицинской помощи. Вместе с тем данные критерии носят достаточно общий характер и трудно применимы для определения качества оказания медицинской помощи как в конкретной медицинской организации, у конкретного врача, так и конкретному пациенту. Данные критерии являются статистическими данными, применяемыми для оценки эффективности реализации программы государственных гарантий, необходимыми для составления различного рода аналитических отчетов, поскольку вышеуказанные параметры могут только опосредованно характеризовать качество оказания медицинской помощи, но никак не являются прямыми индикаторами качества медицинской помощи, оказанной конкретному пациенту, по результатам проверки которых контрольный орган может выдать соответствующий акт реагирования конкретной медицинской организации или конкретному врачу.

Критерии доступности и качества медицинской помощи, заложенные в программе госгарантий, не являются прямыми индикаторами качества медицинской помощи

Например, такой критерий как удовлетворенность населения медицинской помощью, определяемый с помощью анкетирования (опроса), будет напрямую зависеть от перечня вопросов и вариантов ответов и организации самого процесса анкетирования; критерии «смертности населения» ставят качество в обратную зависимость от количества смертей, однако смертность не всегда связана именно с некачественным оказанием медицинской помощи врачом, а может являться следствием иных причин: поздним обращением пациента за медицинской помощью, наличием у пациента патологий, не связанных напрямую с основным заболеванием, отказом пациента выполнять соответствующие назначения врача и т. д.

Упомянутые критерии доступности и качества медицинской помощи никак не связаны с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, а также отсутствуют целевые показатели, которых необходимо достигнуть.

Кроме того, все вышеперечисленное не соотносится с определением понятия качества медицинской помощи, данным в Законе № 323-ФЗ.

Таким образом, на основании установленного понятийного аппарата, а также в условиях отсутствия критериев оценки качества вне рамок ОМС и существующих «критериев качества» в рамках ОМС определить качество медицинской помощи, оказанной конкретному пациенту, не представляется возможным.

Качественная медицинская помощь — ключевое понятие, являющееся индикатором соблюдения прав человека, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в сфере здравоохранения. Недостаточная четкость ключевого понятийного аппарата в области качества медицинской помощи может приводить к несоответствию конечного результата лечения ожиданиям пациента, а также к повышению расходов государства.

Неурегулированность вопросов качества медицинской помощи и экспертизы ее качества ведет к различиям и вольности при трактовке понятия «качество медицинской помощи», вследствие чего пациенты, страховые медицинские организации, фонды ОМС, контролирующие организации, включая Росздравнадзор, и медицинские организации трактуют понятие «качество» при оказании медицинской помощи в своих собственных интересах. Например, для медицинских организаций преимущественное значение имеет отсутствие осложнений в процессе оказания медицинских услуг и своевременное завершение лечебного процесса выпиской пациента «с улучшением» или «с выздоровлением».

Росздравнадзор, органы лицензирования и страховые медицинские организации признают качественной медицинскую помощь, соответствующую порядкам оказания медицинской помощи и стандартам медицинский помощи. Данная трактовка федерального законодательства позволяет страховым медицинским организациям реализовывать свои экономические интересы, допуская возможность применения штрафных санкций по отношению к медицинским организациям даже в тех случаях, когда достигается благополучный результат лечения, однако при этом оказанная медицинская помощь не в полной мере соответствует требованиям порядков и стандартов медицинской помощи.

Органы лицензирования субъектов РФ проверяют не качество медицинской помощи, а соблюдение лицензионных требований, а это относится не к качеству, а к условиям осуществления медицинской деятельности. Роспотребнадзор осуществляет надзор за оказанием платных медицинских услуг, однако договоры на оказание платных медицинских услуг также не содержат критериев качества, что не позволяет ему оценивать качество оказанной медицинской помощи.

Таким образом, не имея критериев качества оказания медицинской помощи, все перечисленные контрольные органы, включая Росздравнадзор, лишены инструмента оценки качества, поэтому проверяют толькоусловия оказания медицинской помощи, но не качество самой помощи.


1В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». — Примеч. ред.>>вернуться в текст



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль