Самые частые нарушения в сфере оборота НС и ПВ и их прекурсоров

810

Государственное регулирование деятельности в сфере оборота НС, ПВ и их прекурсоров

Государственное регулирование деятельности в сфере легального оборота НС, ПВ и их прекурсоров, используемых в медицинских целях, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон № 323-ФЗ) по следующим основным направлениям:

лицензирование деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ;

порядок допуска лиц к работе с НС и ПВ;

правила изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации и уничтожения НС и ПВ в Российской Федерации.

Перечисленные направления государственного регулирования нашли отражение в постановлении Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений», где приведены лицензионные требования, перечень работ и услуг, составляющих деятельность по обороту НС и ПВ и их прекурсоров, процедура лицензирования деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ Списков II и III и прекурсоров, внесенных в табл. 1 Списка IV.

В медицинских и фармацевтических организациях осуществляются следующие виды работ и услуг в сфере обращения НС и ПВ:

хранение;

приобретение;

отпуск;

реализация;

перевозка;

использование;

изготовление;

уничтожение;

распределение.

Лицензионный контроль соблюдения лицензионных требований осуществляют лицензирующие органы. Перед принятием решения о возможности выдачи лицензии на деятельность по обороту НС, ПВ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений лицензирующие органы проводят предлицензионный контроль, через год после выдачи лицензии — первый плановый контроль, а затем плановый контроль — 1 раз в 3 года1.

Кроме лицензирующих органов плановый, а при необходимости и внеплановый, контроль деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ, осуществляют прокуратура и Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России).

Среди многочисленных функций ФСКН России, определенных Положением о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденным Указом Президента РФ от 28.07.2004 № 976, непосредственное отношение к работе медицинских и фармацевтических организаций имеет контроль деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота НС, ПВ и их прекурсоров и в пределах своей компетенции — в области оборота сильнодействующих веществ.

Нарушения в сфере оборота НС и ПВ

Проверки деятельности медицинских и фармацевтических организаций осуществляются по основным направлениям государственного регулирования оборота НС и ПВ, при этом наиболее часто выявляются следующие группы нарушений:

нарушения, связанные с законностью использования помещений и оборудования, в которых проводится работа с НС и ПВ;

нарушения, связанные с допусками сотрудников к работе с НС и ПВ;

нарушения, связанные с несоблюдением правил изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации и уничтожения НС и ПВ.

В большинстве случаев замечания проверяющих бывают абсолютно справедливыми, но иногда выданные предписания, которые порой влекут за собой весьма существенные штрафные санкции, не имеют под собой правовой основы или базируются на неправильной трактовке нормативных правовых актов.

С другой стороны, в медицинских и фармацевтических организациях допускаются «местные» варианты организации работы с НС и ПВ, вызванные либо незнанием нормативно-правовой базы, либо желанием «перестраховаться» от всяких проверок, что значительно усложняет работу организаций.

Как правило, при разборе выявленных нарушений контролирующие органы отстаивают честь мундира, а организации, в отношении которых установлены административные правонарушения, не могут грамотно обосновать свою позицию, т. к. действующие федеральные нормативные документы либо не освещают конкретные вопросы деятельности в области оборота НС и ПВ, либо допускают двоякое толкование.

В настоящей статье сделана попытка привести некоторые из наиболее часто выявляемых правонарушений, а также обратить внимание медицинских организаций на потенциально возможные нарушения действующих правил в сфере оборота НС и ПВ.

Нарушения, связанные с законностью использования помещений и оборудования

Среди нарушений, связанных с помещениями и оборудованием, которые используются для работы с НС и ПВ, необходимо выделить следующие:

не на все места хранения НС и ПВ имеется заключение из органов по контролю за оборотом НС и ПВ о соответствии требованиям по технической укрепленности и оснащению средствами охранной сигнализации объектов и помещений, используемых для осуществления деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ;

объекты и помещения, используемые для хранения НС и ПВ, не всегда соответствуют по технической укрепленности и оснащению средствами охранной сигнализации требованиям нормативно-правовой документации;

отсутствует в полном объеме оборудование, позволяющее осуществлять хранение наркотических НС и ПВ в соответствии с их физико-химическими свойствами (отсутствуют холодильники и другое оборудование, обеспечивающее защиту от повышенной температуры).

По первому из перечисленных нарушений в последнее время возникает достаточно много вопросов, связанных с тем, что до марта 2014 г. постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (далее — Постановление № 1148) предусматривались четыре категории помещений, на которые требовалось получение заключения ФСКН России.

Постановлением Правительства РФ от 29.03.2014 № 249 «Изменения, которые вносятся в правила хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» к местам временного хранения НС и ПВ, используемых в медицинских целях, были отнесены посты среднего медицинского персонала медицинских организаций, укладки, наборы, комплекты для оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой и специализированной медицинской помощи, в состав которых входят НС и ПВ, и др.».

Проблема мест временного хранения НС и ПВ сегодня становится весьма актуальной, т. к. законодателем в п. 4 (1) Постановления № 1148 не приведен исчерпывающий перечень мест временного хранения — указано: «(и др.)». Таким образом, места временного хранения должны определяться приказом руководителя медицинской организации. Это может быть, например, стоматологический кабинет, в котором в течение рабочего дня в сейфе будет находиться запас НС и ПВ на рабочую смену, аптечка в подразделении МЧС и т. д. По истечении рабочего дня НС и ПВ должны быть возвращены на место своего основного хранения.

В связи с тем, что действующая нормативная база не предусматривает выдачи заключений ФСКН России на места временного хранения НС и ПВ, органы ФСКН России при проверках предпочитают рассматривать места временного хранения как помещения 4-й категории, требующие лицензирования, предъявляя таким образом к медицинским и фармацевтическим организациям требования, не соответствующие действующим нормативным документам и усложняющие работу по обеспечению граждан НС и ПВ.

Что касается нарушений, связанных с недостаточной технической укрепленностью помещений хранения НС и ПВ, они чаще всего допускаются руководством медицинских организаций в целях экономии. При этом руководители не учитывают, что требования, предъявляемые к оборудованию помещений хранения (класс устойчивости к взлому дверей, сейфов, замков, качество охранной сигнализации), обеспечивают защиту от незаконного проникновения в помещения хранения НС и ПВ.

Относительно следующего нарушения — отсутствие в полном объеме оборудования, позволяющего осуществлять хранение НС и ПВ в соответствии с их физико-химическими свойствами, необходимо отметить п. 8 приказа Минздравсоцразвития России от 16.05.2011 № 397н «Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами», в котором оговариваются условия хранения НС и ПВ, требующих защиты от повышенной температуры:

в помещениях 1-й (производители и оптовики) и 2-й категорий (аптеки), специально оборудованных инженерными и техническими средствами охраны, — в запирающихся холодильниках (холодильных камерах) или в специальной зоне для размещения холодильников (холодильных камер), отделенной от основного места хранения металлической решеткой с запирающейся решетчатой дверью;в помещениях 3-й категории (кабинеты главных и старших медицинских сестер), специально оборудованных инженерными и техническими средствами охраны, — в специальной зоне для размещения холодильников (холодильных камер), отделенной от основного места хранения металлической решеткой с запирающейся решетчатой дверью.Отсутствие решетки в помещениях 3-й категории может служить основанием для отказа в получении лицензии

Из указанного положения следует, что помещение 3-й категории обязательно должно быть разгорожено на две части, в одной из которых будет стоять холодильник, даже если он снабжен запирающим устройством. Отсутствие решетки может служить основанием для отказа в получении лицензии. Причем в помещении 2-й категории запирающиеся холодильники не отгораживаются. Упростить оборудование мест хранения термолабильных НС и ПВ в помещениях 3-й категории возможно путем приобретения сейфов- холодильников, которые в настоящее время выпускаются отечественной промышленностью.

Нарушения, связанные с допусками сотрудников к работе с НС и ПВ

Вторая группа нарушений связана с допусками сотрудников к работе с НС и ПВ2.

Наиболее часто проверяющие выявляют следующие нарушения:

несвоевременность переоформления или отсутствие справок из учреждений здравоохранения об отсутствии у сотрудников отдельных заболеваний, препятствующих допуску к работе с НС и ПВ;

отсутствие у сотрудников, осуществляющих работу с НС и ПВ, заключений из органов по контролю за оборотом НС и ПВ об отсутствии у них непогашенной или неснятой судимости за преступления средней тяжести, тяжкого преступления или особо тяжкого преступления либо за преступление, связанное с незаконным оборотом НС и ПВ, в т. ч. совершенное вне пределов РФ;

несвоевременность пересмотра руководителем организации приказа о допуске сотрудников к работе с НС и ПВ в связи с произошедшими кадровыми изменениями.

На практике работа по получению допуска часто излишне усложнена в самих медицинских организациях, а в некоторых случаях требования проверяющих не соответствуют действующим нормативным документам.

Во-первых, медицинские организации зачастую получают допуск практически на всех медицинских работников, независимо от того, в какой степени их деятельность связана с НС и ПВ. Например, в городской больнице скорой медицинской помощи на 600 коек допуск к работе с НС и ПВ получен на 500 медицинских работников. На вопрос о том, все ли эти работники по своей работе связаны с НС и ПВ, руководство больницы отвечает утвердительно, имея в виду даже лечащих врачей, которые только назначают лекарственные препараты.

Допуск к работе с НС и ПВ необходим для медицинских работников, непосредственно осуществляющих в медицинской организации хранение, приобретение, отпуск, использование и уничтожение НС и ПВ

В статье 1 Закона № 3-ФЗ приведено понятие «оборот наркотических средств и психотропных веществ» — это разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, уничтожение НС, ПВ, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 3 ст. 10 Закона № 3-ФЗ гласит: «Правительство Российской Федерации устанавливает порядок допуска лиц к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами и внесенными в Список I прекурсорами». Допуск лиц к работе с НС и ПВ является лицензионным требованием, прописанным в постановлении Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» (далее — Постановление № 1085). В пункте 2 постановления указано, что лицензированию подлежит «деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, которая включает работы и услуги согласно приложению». В приложении к Постановлению № 1085 приводится Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений. В указанном перечне такой вид работ (услуг), как назначение лекарственных препаратов, содержащих НС и ПВ, отсутствует. Таким образом, допуск к работе с НС и ПВ необходимо получать для медицинских работников, непосредственно осуществляющих в медицинской организации хранение, приобретение, отпуск, использование и уничтожение НС и ПВ. При этом можно получать допуск для постовых, процедурных и дежурных медицинских сестер с таким расчетом, чтобы в каждой смене был медицинский работник, имеющий допуск, который и будет осуществлять введение НС и ПВ.

Получение допуска на весь медицинский персонал организации имеет два отрицательных последствия. Согласно подп. «д» п. 4 Постановления № 1085 лицензионным требованием является наличие в штате соискателя лицензии, имеющего намерение осуществлять деятельность по обороту НС и ПВ, внесенных в Списки II–III перечня, и прекурсоров, внесенных в Список I перечня, работников, имеющих среднее профессиональное, высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование и (или) специальную подготовку в сфере оборота НС, ПВ и их прекурсоров, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ. Нарушение этого положения, требующего обязательного обучения всех работников, имеющих допуск, правилам работы с НС и ПВ, считается грубым нарушением лицензионных требований с вытекающими административными последствиями. Медицинским организациям, получившим допуск на большое количество медицинских работников, теперь приходится решать проблему по изысканию средств на обучение и его организацию.

В последнее время некоторые проверяющие требуют получения допуска для бухгалтеров, участвующих в ежемесячной инвентаризации фактического наличия НС и ПВ у материально ответственных лиц, работа которых связана с хранением НС и ПВ, а в отдельных медицинских организациях заведующие больничными аптеками сами не допускают бухгалтеров в помещение аптеки.

Статья 38 Закона № 3-ФЗ обязывает проводить ежемесячную инвентаризацию НС и ПВ и их прекурсоров. Сведения о расхождениях в балансе или несоответствии данных баланса результатам проведенной инвентаризации в трехдневный срок после их обнаружения доводятся до сведения органов по контролю за оборотом НС и ПВ.

Согласно приказу Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» в состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.). В состав инвентаризационной комиссии можно также включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Инвентаризация НС и ПВ не входит в виды деятельности, требующие лицензирования и соответственно получения допуска на работу с НС и ПВ

Как следует из приведенного в Постановлении № 1085 перечня, инвентаризация НС и ПВ также не входит в виды деятельности, требующие лицензирования и соответственно получения допуска на работу с НС и ПВ.

Таким образом, в отношении участия бухгалтеров в проведении ежемесячной инвентаризации НС и ПВ речь идет не о допуске к работе с этими веществами, а о доступе в помещения хранения НС и ПВ один раз в месяц для снятия остатков в присутствии членов инвентаризационной комиссии, в т. ч. лица, назначенного приказом по медицинской организации ответственным за приобретение, хранение и отпуск НС и ПВ и обязательно имеющего допуск к этой работе.

Нарушения правил изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации и уничтожения НС и ПВ

По группе нарушений, связанных с несоблюдением правил изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации и уничтожения НС и ПВ, наибольшее количество замечаний со стороны проверяющих и непонимание со стороны лиц, ответственных за работу с НС и ПВ, касается ведения Журналов регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ (далее — Журнал).

Подпункт «т» п. 4 Постановления № 1085 требует соблюдения лицензиатом, осуществляющим деятельность по обороту НС и ПВ, внесенных в Списки I–III перечня, требований ст. 39 Закона № 3-ФЗ и Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных c оборотом НС и ПВ, установленных постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 644 (далее — Постановление № 644). Нарушение этого пункта также рассматривается как грубое нарушение лицензионных требований.

Среди распространенных нарушений ведения Журнала следует отметить неправильную нумерацию совершаемых приходно-расходных операций и нарушение установленной формы Журнала. Проверяющие обычно эти нарушения фиксируют, не принимая никаких объяснений, следующих из текста Постановления № 644.

История вопроса состоит в том, что в п. 11 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ, указано: «Нумерация записей в журналах регистрации по каждому наименованию наркотического средства или психотропного вещества осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров. Нумерация записей в новых журналах регистрации начинается с номера, следующего за последним номером в заполненных журналах. Не использованные в текущем календарном году страницы журналов регистрации прочеркиваются и не используются в следующем календарном году».

Однако в приведенной в Постановлении № 644 форме Журнала графа «№ п/п» отсутствует, т. е. из текста следует, что нумерация обязательна, а как и где ее вести не прописано.

Минздравсоцразвития России в письме от 20.12.2006 № 6811-ВС предложил: «В соответствии с пунктом 11 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, каждая приходная и расходная операция должна быть пронумерована, поэтому предлагаем дополнить прилагаемую форму журнала графами „№ п/п“ (перед датой прихода и датой расхода)». Далее в письме говорилось, что Примерная схема ведения журнала регистрации операций, связанных с НС и ПВ, прилагается, но так и не была приведена.

В результате практические работники, не читая Постановления № 644, самостоятельно вводят две графы с раздельной нумерацией приходных и расходных операций.

Из текста Постановления № 644 следует необходимость обязательной нумерации приходно-расходных операций

Прокуратура и ФСКН России при проведении проверок совершенно справедливо отмечают, что письмо Минздравсоцразвития России не имеет юридической силы по сравнению с постановлением Правительства РФ и на этом основании добавление граф с нумерацией записей считают административным нарушением, не желая принимать во внимание, что из текста Постановления № 644 следует необходимость обязательной нумерации приходно-расходных операций.

В качестве оправдания добавления граф с нумерацией приходных и расходных операций может служить форма Журнала, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, приведенная в постановлении Правительства РФ от 09.06.2010 № 419 «О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом», в котором введена графа 3 «Номер операции по приходу» и графа 10 «Номер операции по расходу».

Большинство практических работников отмечает, что форма Журнала очень неудобна для анестезиологических отделений, в связи с тем, что медицинские сестры-анестезисты, получая определенное количество ампул НС для использования в операционной, не всегда заранее могут точно определить необходимое для обезболивания количество препаратов. Нередко операция может быть отменена в последний момент и т. п. Эти непредвиденные обстоятельства приводят к тому, что медицинские сестры возвращают старшей медицинской сестре отделения или главной медицинской сестре неиспользованные ампулы. Вести другие журналы учета кроме утвержденной формы запрещено. Таким образом, возврат полных ампул является приходной операцией, которая должна быть оформлена старшей медицинской сестрой с указанием документа, по которому эти ампулы возвращены.

На практике старшие медицинские сестры в графе 4 «Наименование, № и дата приходного документа» чаще всего пишут «возвращено из операционной» и проставляют количество препарата. Подобная запись не заменяет приходного документа. Наиболее грамотно в этой ситуации в качестве приходного документа оформлять Акт возврата неиспользованных ампул. Форма акта может быть произвольной формы, но обязательно утвержденная приказом по медицинской организации.

Очень часто материально ответственные лица забывают расписываться в графах 6 и 13 «Фамилия, инициалы, подпись ответственного лица»¸ т. е. лица, ответственного за ведение Журнала и внесение в него записей о приходе и расходе препаратов.

Заключение

В заключение следует отметить, что в данной статье мы хотели показать нарушения, имеющие место в сфере оборота НС и ПВ, которые в последние два года наиболее часто выявляют проверяющие. Безусловно, этих замечаний гораздо больше, они более детализированы, и не всегда за ними стоит убедительная нормативно-правовая база.

В этой связи обращает на себя внимание позиция руководителя ФСКН России В. П. Иванова, который в своем выступлении на коллегии Генпрокуратуры 5 декабря 2014 г. сказал: «Если обычно мы на подобных совещаниях обсуждаем меры по усилению репрессивной или контрольной составляющей, то сегодня я хотел бы предложить систему мер по существенному упрощению оборота лекарственных препаратов, используемых в медицинских целях для обезболивания, как правило, тяжелобольных».

Вместе с тем В. П. Иванов отмечает, что основной причиной проблем в области медицинского применения НС и ПВ является несогласованность регионального и федерального законодательства.

Многие из предлагаемых ФСКН России мер уже реализованы в федеральных нормативных документах, однако на местах главные врачи либо не знают об этих мерах, либо боятся их исполнять, опасаясь замечаний и предписаний, выносимых контролирующими органами, сотрудники которых по-прежнему стоят на позициях репрессивных методов и, как показывает практика, не учитывают приоритеты, поставленные перед ними руководством.


1 Федеральный закон от  26.12.2008  №  294-ФЗ  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». >>вернуться в текст2 Постановление Правительства РФ от  06.08.1998  № 892 «Об утверждении правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ». >>вернуться в текст

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×