Мониторинг безопасности лекарственных препаратов

515

Введение

Применение современных лекарственных средств в настоящее время позволяет существенно улучшить качество жизни пациентов, прогноз заболевания и снизить смертность при многих болезнях. С другой стороны, внедрение в клиническую практику инновационных препаратов с высокой биологической активностью, растущая сенсибилизация населения к биологически активным и химическим веществам, нерациональное использование лекарственных средств, полипрагмазия, медицинские ошибки, присутствие на фармацевтическом рынке большого количества дженериков, часть из которых не соответствует критериям качества, повысило риски развития нежелательных реакций при лекарственной терапии. Имеющиеся данные показывают, что нежелательные реакции являются частой причиной госпитализации, требуют дополнительного лечения и даже могут приводить к смерти пациентов1. Сегодня применение лекарственных средств в клинической практике базируется на обязательной оценке соотношения «польза — риск», когда вероятная польза от применения лекарственных средств существенно перевешивает потенциальный риск. Это требует не только убедительных доказательств эффективности лекарственных средств, но и изучения их безопасности.

Наблюдение за безопасностью лекарственных средств осуществляется в рамках системы фармаконадзора. По определению Всемирной организации здравоохранения «фармаконадзор (рharmacovigilance, vigilance — бдительность, англ.) — это научные исследования и виды деятельности, направленные на выявление, оценку, понимание и предотвращение нежелательных реакций или любых других проблем, связанных с лекарственным препаратом»2.

Нормативная правовая база

С 2010 г. в Российской Федерации произошли существенные изменения в нормативной правовой базе, регламентирующей работу в сфере фармаконадзора3. Основным документом, который определил приоритет государственного контроля безопасности и эффективности лекарственных средств, зарегистрированных на территории России, в настоящее время является Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон № 61-ФЗ). Глава 13 закона полностью посвящена мониторингу безопасности лекарственных препаратов, находящихся в обращении на территории РФ.

Цитируем документ

Статья 64. Мониторинг безопасности лекарственных препаратов

1. Лекарственные препараты, находящиеся в обращении на территории Российской Федерации, подлежат мониторингу безопасности в целях выявления возможных негативных последствий их применения, предупреждения пациентов и их защиты от применения таких препаратов.

2. Мониторинг безопасности лекарственных препаратов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на всех этапах их обращения на территории Российской Федерации.

3. Субъекты обращения лекарственных средств обязаны сообщать в установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядке обо всех случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, о серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об особенностях взаимодействия лекарственных препаратов с другими лекарственными препаратами, которые были выявлены при проведении клинических исследований и применении лекарственных препаратов.

4. За несообщение или сокрытие сведений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, лица, которым они стали известны по роду их профессиональной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Порядок осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов, в том числе представления информации об этом, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»

Постановлением Правительства РФ от 20.08.2010 № 650 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „Об обращении лекарственных средств“» государственная функция по проведению мониторинга безопасности лекарственных препаратов, находящихся в обращении на территории РФ, возложена на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор). Служба осуществляет сбор, обработку и анализ сведений по безопасности лекарственных препаратов и направляет их в Департамент государственного регулирования обращения лекарственных средств Минздрава России для рассмотрения вопроса о возможности принятия административных решений (например, внести изменения в инструкцию по применению лекарственного препарата, приостановить или возобновить применение препарата). Решения Минздрава России публикуются на сайте http://grls.rosminzdrav.ru. На официальном сайте Росздравнадзора также доступна информация об изменении профиля безопасности лекарственных средств, представленная в соответствующих информационных письмах.

На официальном сайте Росздравнадзора доступна информация об изменении профиля безопасности лекарственных средств.

По результатам мониторинга безопасности лекарственных препаратов Законом № 61-ФЗ предусмотрена возможность приостановления применения лекарственного препарата (ст. 65) и даже отмены государственной регистрации (ст. 32). В ст. 29 указано, что для подтверждения государственной регистрации лекарственного препарата требуется предоставить результаты мониторинга его безопасности. Эти новые законодательные требования повысили ответственность производителей и держателей регистрационных удостоверений за организацию системы изучения безопасности выпускаемых ими препаратов.

Следует отметить, что Российская Федерация наряду со всеми странами, в настоящее время входящими в Таможенный союз, с 1998 г. является официальным участником международной программы ВОЗ по мониторингу безопасности лекарственных средств, поэтому многие аспекты деятельности по выявлению, анализу и оценке безопасности лекарственных препаратов в нашей стране проходят постоянный процесс гармонизации с международными стандартами фармаконадзора, вырабатываются единые правила мониторинга нежелательных реакций в странах Таможенного союза.

Принципы фармаконадзора

Важным принципом фармаконадзора является изучение безопасности лекарственного препарата в процессе всего его жизненного цикла, начиная с лабораторного тестирования, доклинических исследований на животных, предрегистрационных клинических исследований и заканчивая всем периодом его обращения на рынке4.

Оценка безопасности лекарственных препаратов в предрегистрационных клинических исследованиях ограничена небольшим числом пациентов (3500–5000), непродолжительным периодом лечения (1,5–2 года), исключением некоторых групп (дети, беременные, пожилые). Международная практика показывает, что к моменту выхода препарата на рынок удается выявить лишь около 50% его нежелательных реакций5. Как правило, это частые реакции (частота развития от 1 до 10%), обусловленные фармакологическими свойствами нового лекарственного препарата. Таким образом, для получения полной информации о рисках, связанных с применением лекарственного средства, требуется постоянный мониторинг их безопасности в постмаркетинговом периоде. На этом этапе возможно выявление редких и очень редких нежелательных реакций (частота встречаемости от 0,1% и ниже), изучение безопасности лекарственных средств в особых группах пациентов (пожилые, дети, беременные и кормящие грудью матери), выяснение факторов риска развития нежелательных реакций, продолжение изучения неблагоприятных взаимодействий лекарственных средств, а также влияния лекарственных препаратов на прогноз заболевания и уровень смертности. Очень важно, чтобы в сборе информации о лекарственных препаратах принимали участие все заинтересованные лица (представители официальных регуляторных органов, фармацевтических компаний, производители лекарственных средств, специалисты здравоохранения и пациенты) и было правильно выстроено их взаимодействие6.

К моменту выхода препарата на рынок удается выявить лишь около 50% его нежелательных реакций

К настоящему времени в мире разработано достаточно много способов выявления нежелательных реакций на лекарственные средства. Однако основным методом фармаконадзора во всех странах, включая Российскую Федерацию, является метод спонтанных сообщений.

Данный метод, как и любой другой, имеет свои преимущества и ограничения7. Его достоинством является возможность получения информации обо всех препаратах, используемых на рынке в реальных условиях, без ограничения периода наблюдения, у всех групп больных. Метод позволяет выявлять очень редкие и непредвиденные нежелательные реакции.

К недостаткам метода относят низкий показатель регистрации нежелательных реакций (около 10% от выявляемых, даже в странах с хорошо налаженной системой), получение спонтанных сообщений низкого качества с неполной и неточной информацией, невозможность определить частоту встречаемости нежелательных реакций, выявить отсроченные (например, тератогенные или канцерогенные) эффекты. Следовательно, полученная информация о новых рисках часто требует проверки в специальных исследованиях.

В свое время с помощью метода спонтанных сообщений удалось выявить теперь хорошо известные нежелательные реакции: удлинение интервала QT при приеме цизаприда и астемизола, «серый синдром новорожденных» при приеме левомицетина, агранулоцитоз при приеме фенилбутазона, тромбоэмболии при приеме оральных контрацептивов, поражение клапанов сердца при приеме фенфлурамина, нарушение полей зрения при приеме вигабатрина и др.

Главная задача метода спонтанных сообщений — это выявление сигнала безопасности. Термин «сигнал» в фармаконадзоре определяется как «информация о возможной причинно-следственной связи между нежелательной реакцией и приемом лекарственных средств, о которой ранее не было ничего известно или сведения были недостаточно информативными»8. Сигналом может быть еще не известная нежелательная реакция или новая информация об уже известной реакции.

Показателями эффективности метода спонтанных сообщений считается поступление в структуры фармаконадзора 100 сообщений на 1 тыс. врачей в год

Для успешной работы метода спонтанных сообщений требуется определенная активность сообщающих и достаточная мощность базы нежелательных реакций (т. е. количество сообщений). Так, показателями эффективности метода считается поступление в структуры фармаконадзора 100 сообщений на 1 тыс. врачей в год (показатель, характерный для Великобритании, Канады, Швеции, Австралии, Новой Зеландии и некоторых других стран) или примерно 600 сообщений на 1 млн жителей (рекомендовано ВОЗ в 2012 г.)9. При этом минимальным показателем, при котором метод спонтанных сообщений работает, считается 100 сообщений на 1 млн жителей в год. В мире существует много национальных и объединенных баз спонтанных сообщений, которые содержат миллионы таких сообщений, например, международная Уппсальская база нежелательных реакций (WHOdatabase — Vigibase) включает на сегодняшний день более 9 млн сообщений10. Для сравнения приводим данные по АИС Росздравнадзора (рисунок).

Мониторинг безопасности лекарственных препаратовДинамика поступления сообщений о нежелательных реакциях лекарственных средств в подсистему «Фармаконадзор» АИС Росздравнадзора (2008–2013 гг.)

Следует отметить, что за 5 лет (база начала функционировать в конце 2008 г.) количество ежегодно поступающих в Росздравнадзор сообщений постоянно увеличивается, однако остается по-прежнему существенно ниже, чем в Европейском союзе или в США. Только в 2013 г. показатель по РФ приблизился к минимальному эффективному уровню и составил 96 сообщений на 1 млн жителей страны, но при этом эксперты, работающие с АИС, отмечают, что поступает довольно много сообщений ненадлежащего качества. Общее количество спонтанных сообщений в базе «Фармаконадзор» на конец 2013 г. достигло 60 тыс.

Приведенные данные показывают, что российская национальная база нежелательных реакций на сегодняшний день не может функционировать эффективно, в частности, активно выявлять новые риски применения отечественных лекарственных средств. К тому же для подтверждения новой информации о безопасности зарубежных лекарственных средств требуется обращение к более крупным базам (например, Vigibase). Таким образом, для обеспечения эффективного и безопасного лечения пациентов на территории нашей страны необходимо дальнейшее совершенствование метода спонтанных сообщений, что требует совместных усилий всех заинтересованных сторон, и прежде всего работников практического здравоохранения.

Мониторинг безопасности лекарственных препаратов на уровне медицинской организации

Важно понимать, что чаще всего сталкиваются с нежелательными реакциями на лекарственные препараты врачи, реже фармацевты11. Поэтому необходимо, чтобы каждый врач рассматривал работу по выявлению нежелательных реакций, правильную их регистрацию и информирование соответствующих регуляторных органов как важную профессиональную обязанность, закрепленную Законом № 61-ФЗ (пп. 3, 4 ст. 64 гл. 13).

К сведению  Существуют два основных международных принципа метода спонтанных сообщений. 
1. Сообщающий не должен решать, точно ли подозреваемый препарат вызвал данную нежелательную реакцию, необходимо лишь предполагать наличие хотя бы минимальной причинно-следственной связи «лекарственный препарат – нежелательная реакция»11.
2. Спонтанное сообщение о нежелательной реакции не может быть основанием для наказания и преследования врача (в частности, не может быть использовано при возникновении судебных исков в связи с врачебными ошибками). Безусловно, многие нежелательные реакции не являются результатом именно врачебной ошибки12..

Для правильной организации системы фармаконадзора на уровне медицинской организации необходимо начать с назначения ответственного лица за мониторинг безопасности лекарственных препаратов. Оптимально, если данных ответственным лицом будет врач — клинический фармаколог13. Современная система обучения клинических фармакологов позволяет именно этим специалистам наилучшим образом осуществлять информирование и обучение медицинского персонала по вопросам фармаконадзора14.

На первом этапе организации системы фармаконадзора в медицинской организации часто требуется проведение серьезной разъяснительной работы среди врачей о значении спонтанных сообщений о нежелательных реакциях для повышения безопасности лекарственной терапии и улучшения качества оказания медицинской помощи. Далее клинический фармаколог помогает врачам выявлять нежелательные реакции, выяснять все условия их развития (иногда для этого требуется провести дополнительные исследования, в частности, определение концентрации подозреваемого препарата в крови), правильно регистрировать нежелательные реакции в истории болезни/амбулаторной карте, заполнять соответствующую карту-извещение.

В соответствии с требованиями российского законодательства специалисты здравоохранения должны информировать Росздравнадзор о выявляемых нежелательных реакциях на лекарственные препараты. На первых этапах организации системы фармаконадзора в медицинской организации часто рекомендуют составлять отчеты обо всех случаях нежелательных реакциях. Это важно для выработки у врачей «культуры сообщений». В последующем, безусловно, следует сообщать в регуляторные органы о нежелательных реакциях, перечисленных в п. 3 ст. 64 Закона № 61-ФЗ. К ним относятся непредвиденные и серьезные нежелательные реакции, а также неблагоприятные эффекты лекарственного взаимодействия.

К сведению  Определения понятий непредвиденной и серьезной нежелательной реакции содержит ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».Непредвиденная нежелательная реакция — нежелательная реакция организма (в т. ч. связанная с применением лекарственного препарата в соответствии с инструкцией по его применению), сущность и тяжесть которой не соответствуют информации о лекарственном препарате, содержащейся в инструкции по его применению.Эталонной информацией о лекарственном препарате для врача является действующая инструкция (часто с внесенными изменениями) по применению лекарственного препарата, доступная на сайте: http://grls.rosminzdrav.ru. Если в данной инструкции не описана выявленная нежелательная реакция или указана другая тяжесть, частота или характер, то такая реакция расценивается как непредвиденная и подлежит сообщению в Росздравнадзор.Серьезная нежелательная реакция — нежелательная реакция организма, связанная с применением лекарственного препарата, приведшая к смерти, врожденным аномалиям или порокам развития либо представляющая собой угрозу жизни, требующая госпитализации или приведшая к стойкой утрате трудоспособности и (или) инвалидности.Необходимо также различать понятия «серьезная нежелательная реакция» и «тяжелая нежелательная реакция»: серьезная нежелательная реакция не всегда бывает тяжелой, а тяжелая — серьезной.

Кроме того Росздравнадзор настоятельно рекомендует информировать его:

обо всех нежелательных реакциях на новые лекарственные средства, применяемые на рынке менее 5 лет;случаях применения на фоне беременности лекарственных средств, противопоказанных при беременности;эпизодах неэффективности лекарственных средств, связанных со значительной угрозой жизни или здоровью человека (препараты для лечения жизнеугрожающих заболеваний, вакцины, контрацептивы и др.);случаях передозировки, ставших причиной серьезных нежелательных реакций, а также о случаях злоупотребления лекарственным препаратом (в т. ч. возникновение лекарственной зависимости);случаях использования препаратов в целях причинения вреда жизни и здоровью человека;случаях, в которых потенциально подозревается несоответствие качества лекарственных препаратов нормативной документации.

Сроки сообщения сведений в Росздравнадзор установлены приказом Минздравсоцразвития России 26.08.2010 № 757н «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при (применении лекарственных препаратов для медицинского применения»: не позднее 15 календарных дней со дня, когда стала известна соответствующая информация. О летальных реакциях на препарат рекомендовано информировать Росздравнадзор в течение 24 ч после получения сведений15.

О летальных реакциях на препарат рекомендовано информировать Росздравнадзор в течение 24 ч после получения сведений

Способы предоставления информации о подозреваемой нежелательной реакции в Росздравнадзор указаны в информационном письме Росздравнадзора от 02.04.2012 № 04И-232/12 «По предоставлению сведений о нежелательных реакциях на лекарственные препараты».

Первый способ предусматривает заполнение утвержденной карты «Извещение о побочном действии, нежелательной реакции или отсутствии ожидаемого терапевтического эффекта лекарственного средства», размещенной на сайте Росздравнадзора (рубрика «Лекарственные средства», подрубрика «Мониторинг безопасности лекарственных средств», «Карта-извещение»)16. Карта может быть распечатана и заполнена вручную, но желательно заполнять ее в электронном виде. Далее карта может быть направлена в Росздравнадзор в отдел мониторинга эффективности и безопасности медицинской продукции по почте на адрес: 109074, г. Москва, Славянская площадь, д. 4, стр. 1; по факсу: 8(495)-689-25-73 или по электронной почте на адрес: pharm@roszdravnadzor.ru.

Способ предоставления информации через Интернет в подсистему «Фармаконадзор» АИС Росздравнадзора — наиболее предпочтительный

Информация о нежелательной реакции может быть направлена также дистанционно через Интернет в подсистему «Фармаконадзор» АИС Росздравнадзора. В настоящее время этот способ рассматривается как предпочтительный и более удобный. Теоретически доступ к АИС при желании может получить любой специалист здравоохранения, но наиболее распространена практика, когда Росздравнадзор предоставляет для каждой медицинской организации один доступ к электронной базе, который получает ответственный специалист за мониторинг безопасности лекарственных средств в данной организации. Для получения персонифицированного доступа в АИС следует отправить со своего e-mail запрос по адресу pharm@roszdravnadzor.ru c информацией о Ф. И. О. уполномоченного по фармаконадзору и реквизитами организации. Логин и пароль придет на электронную почту, указанную в запросе.

Электронная карта-извещение, которая заполняется в АИС Росздравнад-зора, имеет свои особенности, например, название подозреваемого препарата и описание нежелательной реакции вводятся не вручную, а выбираются из встроенных справочников. Более подробно с правилами заполнения всех пунктов извещения можно ознакомиться, изучив прилагаемую инструкцию.

На текущий момент специалист, зарегистрированный в АИС, имеет доступ только к своим сообщениям с возможными комментариями эксперта Росздравнадзора.

Требования к качеству спонтанных сообщений

Выше уже обсуждалась проблема важности количества сообщений для эффективной работы метода спонтанных сообщений. Однако международная практика показывает, что хотя «недосообщение» о нежелательных реакциях является слабым звеном данного метода, но все-таки качество этих сообщений важнее их количества17.

Эксперты Росздравнадзора выделяют валидные сообщения (т. е. те, которые пригодны для дальнейшего анализа и оценки) и невалидные. Валидные сообщения должны содержать минимальную информацию, которая позволяет:

идентифицировать отправителя (источник) сообщения;идентифицировать пациента (по инициалам, дате рождения, возрастной группе или полу);установить лекарственный препарат, с которым предположительно связана нежелательная реакция;установить подозреваемую нежелательную реакцию.

Не относятся к валидным сообщениям следующие случаи:

если сообщающий сделал четкое, аргументированное заявление об отсутствии причинно-следственной связи «лекарственное средство — нежелательная реакция» и эксперт подтверждает эту оценку;если сообщается только исход или следствие (например, пациент умер, госпитализирован или произведен аборт после 12 нед. беременности по медицинским показаниям без дополнительной информации); исключением являются случаи внезапной смерти, которые рассматриваются как подозреваемая нежелательная реакция.

Невалидные спонтанные сообщения вносятся в базу данных, и дальнейшая работа с ними заключается в попытках получить недостающую для проведения анализа информацию.

Для качественного сообщения характерно полное и профессиональное заполнение всех граф извещения. В разделе «Значимая дополнительная информация» необходимо предоставить достаточную информацию об анамнезе и диагнозе пациента, условиях развития нежелательной реакции. Часто требуется указать результаты лабораторных и инструментальных исследований, а в случае смерти пациента привести описание аутопсии. В разделе «Другие лекарственные средства» необходимо предоставить данные о сопутствующей терапии/препаратах. Хотя оценка причинно-следственной связи «лекарственное средство — нежелательная реакция» проводится на всех уровнях работы со спонтанными сообщениями, всегда остается важна ее первоначальная оценка врачом, поэтому не следует пропускать эту графу в сообщении.

Для оценки причинно-следственной связи врач может полагаться на свой профессиональный опыт или воспользоваться алгоритмами, приведенными в соответствующих методических рекомендациях Росздравнадзора (доступны на официальном сайте).

В случае невозможности сразу предоставить все данные в полном объеме, сообщение может быть направлено в два этапа

Поскольку сроки информирования Росздравнадзора о выявляемых нежелательных реакциях ограничены, особенно при летальном исходе для пациента в результате развившейся реакции, часто это не позволяет врачу сразу предоставить данные в полном объеме. В этом случае посылается первичное спонтанное сообщение, которое должно содержать минимальную, указанную выше информацию. Далее, при получении важной медицинской информации, которая может повлиять на оценку случая, причинно-следственную связь, указать исход, в АИС Росздравнадзора вводится повторное сообщение (их может быть несколько и специально разработанная кодировка позволяет идентифицировать все эти сообщения как относящиеся к одному случаю).

Практика работы экспертов показывает, что врачи медицинских организаций гораздо реже, чем сотрудники фармацевтических компаний, присылают повторные сообщения, что сказывается на возможности качественной оценки случаев нежелательной реакции.

Роль клинического фармаколога

Результаты мониторинга безопасности лекарственных препаратов в конкретной медицинской организации должны активно использоваться клиническим фармакологом для целенаправленного консультирования и обучения врачей и среднего медицинского персонала18. Знания рисков, связанных с применением лекарственных препаратов, позволяет выработать у врачей умение прогнозировать развитие нежелательных реакций, а значит и возможность их предупреждать, в т. ч. в результате рационального использования лечебных препаратов и их комбинаций19. Однако не все нежелательные реакции можно предупредить, поэтому важным моментом является умение медицинского персонала купировать их в случае развития (особое внимание следует уделить лечению таких серьезных нежелательных реакций, как анафилактический шок, тяжелые анафилактоидные реакции, тяжелые аритмии, злокачественный гипертермический синдром и др.).

Результаты мониторинга безопасности лекарственных препаратов в конкретной медицинской организации должны использоваться клиническим фармакологом для консультирования и обучения врачей и среднего медицинского персонала

В задачи клинического фармаколога входит также информирование медицинского персонала о наиболее важных результатах работы регуляторных органов отечественного и международного фармаконадзора, в частности о принятых решениях об отзыве препаратов с рынка или введении ограничений на их использование в РФ и других странах. Результаты мониторинга безопасности применяемых лекарственных средств также позволяют вносить изменения в формулярный список медицинской организации и корректировать политику по закупкам медикаментов. Комплекс перечисленных мероприятий, как показывает практика, приводит к снижению частоты развития нежелательных реакций и более безопасному лечению пациентов в учреждениях здравоохранения20.

Заключение

В разработанном Минздравом России документе «Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года»21 представлены основные направления развития службы фармаконадзора, которые в т. ч. включают: дальнейшее совершенствование общероссийской базы данных о нежелательных побочных действиях лекарственных средств; введение процедуры оперативного изменения статуса лекарственных средств (приостановление / отзыв регистрационного удостоверения) и внесение изменений в стандарты медицинской помощи при выявлении серьезных и (или) непредвиденных побочных эффектов; организацию системы постоянного мониторинга проведения клинических исследований на территории РФ на предмет выявления нежелательных реакций на лекарственные средства; оперативное информирование медицинских работников о выявленных побочных действиях лекарственных средств и изменении профиля безопасности лекарств посредством интернет-ресурсов, медицинских периодических изданий и т. д.

Данные положения становятся особенно актуальными в условиях проводимого реформирования отечественной фармацевтической индустрии, которое предусматривает замещение импортных лекарственных средств отечественными аналогами и разработку собственных оригинальных препаратов. Оценить риски, связанные с их применением, безопасность и соотношение «польза/риск» можно будет только при эффективном функционировании национальной системы фармаконадзора на всех уровнях, включая мотивированную и активную работу в этом направлении клинических фармакологов, врачей других специальностей, а также фармацевтов.

Порядок осуществления мониторинга безопасности лекарственных средств в Россиской Федерации

Мониторинг безопасности лекарственных препаратов


1Астахова А.В., Лепахин В. К. Лекарства.  Неблагоприятные побочные реакции и контроль безопасности. М.: Эксмо, 2008. 256 с.;  Зырянов С.К., Грацианская А.Н., Белоусов Ю.Б.  Фармаконадзор: учебно-методическое пособие. М., 2008. 122 с.;  Lazarou J., Pomeranz B.H., Corey P.N.  Incidence of adverse drug reactions in hospitalized patients: a meta-analysis of prospective studies // JAMA. 1998. Apr 15; 279 (15): 1200–1205;  Classen D.C., Pestotnik S.L., Evans R.S., Lloyd J.F., Burke J.P.  Adverse drug events in hospitalized patients. Excess length of stay, extra costs, and attributable mortality // JAMA. 1997. Jan 22; 277(4): 301–306;  Zhan C., Arispe I., Kelley E. et al.  Ambulatory care visits for treating adverse drug effects in the United States, 1995–2001 //  J. Qual.  Patient Saf. 31, 372–378 (2005);  Pillans P.I.  Clinical Perspectives in Drug Safety and Adverse Drug Reactions // Expert Rev Clin Pharmacol. 2008; 1(5): 695–705. >>вернуться в текст2 World Health Organization. The Importance of Pharmacovigilance — Safety Monitoring of Medicinal Products. World Health Organization; Geneva: 2002. >>вернуться в текст3Косенко В.В., Глаголев С.В.  Организация системы мониторинга безопасности зарегистрированных лекарственных препаратов в Российской Федерации // Вестник Росздравнадзора. 2011. № 6. С. 31–39;  Глаголев С.В., Поливанов В.А., Чижова Д.А., Горелов К.В.  Мониторинг безопасности лекарственных средств: состояние и перспективы //Вестник Росздравнадзора. 2013. № 4. С. 17–20. >>вернуться в текст4Астахова А.В., Лепахин В. К. Лекарства.  Неблагоприятные побочные реакции и контроль безопасности. М.: Эксмо, 2008. 256 с.;  Астахова А.В., Лепахин В.К., Стуров Н.В.  Сравнительный анализ методов регистрации неблагоприятных побочных реакций лекарственных средств // Клиническая фармакология и терапия. 2008. № 5. С. 49–53;  Sharma M., Gupta S.K.  Postmarketing surveillance // In: Gupta SK, editor. Textbook of pharmacovigilance. New Delhi: Jaypee Brothers; 2011; 75–92. >>вернуться в текст5Sharma M., Gupta S.K.  Postmarketing surveillance // In: Gupta SK, editor. Textbook of pharmacovigilance. New Delhi: Jaypee Brothers; 2011. 75–92;  Овчинникова Е.А.  Проблема безопасности применения лекарственных средств // Российские аптеки. 2006. № 11(2). С. 23–26;  Harmark L., van Grootheest A.C.  Pharmacovigilance: Methods, recent developments and future perspectives // Eur J Clin Pharmacol. 2008; 64: 743–752. >>вернуться в текст6 Guideline on good pharmacovigilance practices (GVP). Module I — Pharmacovigilance systems and their quality systems // European Medicines Agency. URL: http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/document_library/Scientific_guideline/2012/06/WC500129132.pdf (дата обращения: 17.06.2014). >>вернуться в текст7Косенко В.В., Глаголев С.В.  Организация системы мониторинга безопасности зарегистрированных лекарственных препаратов в Российской Федерации // Вестник Росздравнадзора. 2011. № 6. С. 31–39;  Астахова А.В., Лепахин В.К., Стуров Н.В.  Сравнительный анализ методов регистрации неблагоприятных побочных реакций лекарственных средств // Клиническая фармакология и терапия. 2008. № 5. С. 49–53;  Harmark L., van Grootheest A.C.  Pharmacovigilance: Methods, recent developments and future perspectives // Eur J Clin Pharmacol. 2008; 64: 743–752;  Hazell L., Shakir S.A.  Under-reporting of adverse drug reactions: a systematic review // Drug Safety. 2006; 29: 385–396;  Lopez-Gonzalez E., Herdeiro M.T., Figueiras A.  Determinants of under-reporting of adverse drug reactions: a systematic review // Drug Safety. 2009; 32: 19–31. >>вернуться в текст8Edwards I.R., Aronson J.K.  Adverse drug reactions: definitions, diagnosis and management // Lancet. 2000 Oct. 7; 356 (9237): 1255–1265. >>вернуться в текст9Strandell J., Aagaard L., Melskens L. et al.  Global Patterns of Adverse Drug Reactions Over a Decade — Analyses of Spontaneous Reports to VigiBase // Drug Safety. 2012; 35 (12): 1171–1182. >>вернуться в текст10Lundin Т., Fors S-L.  VigiBase: Quality in focus // The Uppsala Monitoring Centre. URL: http://www.who-umc.org/graphics/28089.pdf (дата обращения: 17.06.2014). >>вернуться в текст11Belton K.J.  Attitude survey of adverse drug-reaction reporting by health care professionals across the European Union // Eur. J. Clin. Pharmacol., 1997; 52: 423–427;  Hasford J., Goettler M., Munter K.H., Muller-Oerlinghausen B.  Physicians' knowledge and attitudes regarding the spontaneous reporting system for adverse drug reactions // J. Clin. Epidemiol., 2002; 55: 945–95;  Nita Y., Batty K.T., Plumridge R.J.  Adverse drug reaction reporting: attitudes of Australian hospital pharmacists and doctors // J. Pharm. Pract. Res., 2005; 35(1): 9–14. >>вернуться в текст12Lesar T.S., Briceland L., Stein D.  Factors related to errors in medication prescribing // JAMA. 1997. 277: 312–317. >>вернуться в текст13 Приказ Минздрава России от 05.05.1997 № 131 «О введении специальности „Клиническая фармакология“». >>вернуться в текст14Костылева М.Н.  Оценка безопасности лекарственных средств, применяемых в многопрофильном педиатрическом стационаре: дис. на соискание ученой степени канд. мед. наук. М., 2013. С. 116;  Lindquist M.  Data quality management in pharmacovigilance // Drug Safety. 2004; 27 (12): 857–870. >>вернуться в текст15 Информационное письмо Росздравнадзора от 11.04.2012 № 04И-266/12 «О срочном предоставлении сведений о летальных нежелательных реакциях на лекарственные препараты». >>вернуться в текст16 http://www.roszdravnadzor.ru/medicines/monitor_bezopasnosti_ls/map. >>вернуться в текст17 The Uppsala Monitoring Centre. Lundin, Fors S-L. VigiBase: Quality in focus // URL: http://www.who-umc.org/graphics/28089.pdf (дата обращения 17.06.2014);  Lindquist M.  Data quality management in pharmacovigilance // Drug Safety. 2004; 27(12): 857–870; Bergvall et al. VigiGrade — a tool to identify well-documented individual case reports and highlight systematic data quality issues // Drug Safety. 2014; 37(1): 65–77. >>вернуться в текст18Cox A., Marriott J., Wilson K. et al.  Adverse drug reaction teaching in UK undergraduate medical and pharmacy programmes //  J. Clin.  Pharm. Ther. 2004. 29: 31–35;  Figueiras A., Herdeiro M.T., Polonia J., Gestal-Otero J.J.  An educational intervention to improve physician reporting of adverse drug reactions // JAMA. 2006; 296: 1086–1093. >>вернуться в текст19Edwards I.R.  Prevention and Pharmacovigilance — What Should We Do, What Can We Do? // Drug Safety. 2012. 35(2): 87–90. >>вернуться в текст20Костылева М.Н.  Оценка безопасности лекарственных средств, применяемых в многопрофильном педиатрическом стационаре: дис. на соискание ученой степени канд. мед. наук. М., 2013. С. 116. >>вернуться в текст21 Утверждена приказом Минздрава России от 13.02.2013 № 66. >>вернуться в текст

Читайте в ближайших номерах журнала «Заместитель главного врача»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×