Реабилитация инвалидов с психоневрологическими заболеваниями: роль медицинских сестер

623

Деятельность медицинских сестер, оказывающих помощь в учреждениях разного профиля, не ограничивается лишь уходом и выполнением медицинских манипуляций. Она направлена на восстановление социальных контактов пациента [1], включает элементы социальной, психолого-педагогической работы, психотерапии [2]. Последняя особенно необходима в организациях общесоматического профиля, когда у больных возникает гипернозогнозия (субъективная переоценка тяжести болезни, ее возможных осложнений, тревожность по поводу вероятности неблагоприятного исхода и «бегство в болезнь»). Выявление личностных особенностей больных, получающих медицинскую помощь, является важным разделом деятельности сестринского персонала. Психологическая, психотерапевтическая роль медицинской сестры имеет место и в рамках доврачебной помощи при возбужденном состоянии у психопатических личностей [4].

Особое значение придается содействию сестринского персонала в улучшении среды вокруг пациента, в т. ч. через демонстрацию и поощрение желаемого поведения в отделении [3]. Эта задача решается в рамках психосоциальной реабилитации, которая понимается как процесс, облегчающий реализацию возможностей индивидуумов с нарушениями, поражениями и инвалидностью вследствие психических расстройств и достижение ими оптимального уровня независимого функционирования в сообществе.

С целью изучения психологических аспектов деятельности медицинских сестер, участвующих в реабилитации инвалидов, было проведено исследование в государственном бюджетном учреждении «Психоневрологический интернат № 30» департамента социальной защиты населения г. Москвы. Представленное исследование будет интересно не только специалистам, работающим в психоневрологических интернатах и других учреждениях социального обслуживания населения, но и сотрудникам медицинских организаций, работающим с пациентами, страдающими психическими и неврологическими заболеваниями.

Научная база исследования

Учреждение обладает коечной мощностью в 1001 место и осуществляет медико-социальную, психиатрическую помощь и реабилитацию инвалидов вследствие психических расстройств.

В структуре контингента инвалидов, находящихся в психоневрологическом интернате № 30 — 42,8% пациентов с диагнозом шизофрения, 34,0% — с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой и глубокой степени), 1,7% — с эпилепсией и 21,5% — с органическими заболеваниями головного мозга.

В клинической картине психических расстройств инвалидов представлены галлюцинаторные и бредовые симптомы, пароксизмальные состояния, нарушения когнитивных функций. Помимо этих так называемых продуктивных расстройств инвалидам присущи и негативные симптомы, отражающие дефицитарные проявления (утрата коммуникативных способностей, дефицит социального функционирования, распад личности, явления деменции).

Наряду с психопатологическими расстройствами в состоянии инвалидов отмечаются и поведенческие расстройства в виде агрессии, психомоторного возбуждения, суицидального поведения, отказа от пищи, попыток к побегу.

В связи с указанными обстоятельствами работа медицинских сестер в психоневрологическом интернате сопряжена с особыми условиями, требующими готовности оказания помощи при внезапно возникающих пароксизмальных состояниях, бдительности при развитии психомоторного возбуждения либо попыток к побегу и особенно при суицидальном поведении.

Исследуемый контингент

В штате психоневрологического интерната № 30 работают 143 медицинских сестры, 134 из них занимают должности палатных медицинских сестер. Их возрастной состав следующий: до 30 лет — 12,6% сотрудников; от 31 до 40 лет — 28,7%; от 41 до 50 лет — 36,4%; от 51 до 60 лет — 15,3%; старше 60 лет — 7,0%.

Стаж работы по специальности: до 5 лет — 7,6%; до 10 лет — 15,3%; до 15 лет — 11,2%; до 20 лет — 17,6% и свыше 20 лет — 48,3%.

Анализ результатов исследования

Исследование проводилось с помощью анонимного анкетирования (приложение 1). В разработанной анкете выделены разделы о половозрастных данных опрошенных медсестер, об уровне их квалификации, медицинском стаже, о факторах, влияющих на качество работы, о знании этических принципов и  нормативно-правовых документов в реабилитации инвалидов вследствие психических расстройств, о владении знаниями и навыками ухода за психически больными, о характере участия в реабилитационном процессе, о взаимодействии с другими специалистами учреждения, об участии в обучении родственников инвалидов приемам ухода и реабилитации.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕДСЕСТЕР

По результатам анкетирования установлено, что 83,9% из числа опрошенных считают себя обладателями спокойного, сдержанного характера; 76,9% отличаются ответственностью, а 62,6% — требовательны; 57,3% характеризовали себя как эмоционально активных.

Эти положительные личностно-психологические черты были чаще присущи медсестрам старше 60 лет: 90,0% из них отличались спокойным, сдержанным характером по сравнению с молодыми (до  30-летнего возраста), среди которых лишь 66,6% имели такие характеристики. Требовательность отмечалась у 60,0% респондентов в возрасте свыше 60 лет в отличие от молодых, среди которых она выявлялась только у 44,5%. Чувство ответственности также характерно для респондентов старше 60 лет (у 100,0%) по сравнению с молодыми (у 66,6%).

Такие черты характера, как склонность к тревожным опасениям, конфликтность, не были выявлены ни у кого из опрошенных.

НАВЫКИ ПО ОКАЗАНИЮ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ

Изучена характеристика навыков по оказанию сестринской помощи при различных психических расстройствах. По результатам анкетирования, 98,6% медицинских сестер считают, что владеют навыками по оказанию помощи при психомоторном возбуждении; 89,5% — что способны осуществить помощь при судорожном приступе; 88,1% из числа опрошенных сообщили, что владеют навыками оказания помощи при суицидальном поведении, а 81,8% — при попытке к побегу.

МОТИВАЦИЯ К РАБОТЕ

Выполнение должностных обязанностей сопровождается различными негативными изменениями в состоянии медицинских сестер: усталость у 14,6% опрошенных, чувство психологического дискомфорта у 6,2%. Вместе с тем значительная часть респондентов — 56,6% оценивает свою работу как «моя работа — мое призвание». Эта оценка свойственна 75,3% медицинских сестер, имеющих стаж работы свыше 20 лет. Из этого же числа медсестер (со стажем свыше 20 лет) 26,5% испытывают удовлетворенность работой. Можно предположить, что длительный стаж работы формирует личностно-психологические качества, мотивацию к работе. Фактор мотивации к работе имеет двойственное значение: с одной стороны, формальный фактор — функциональные обязанности, это выявлено у 91,6% опрошенных, а с другой стороны, чисто психологический фактор, сочувствие к инвалиду — это выявлено у 66,1% медицинских сестер.

В ходе исследования изучены факторы, делающие работу медицинской сестры привлекательной. Среди них: желание помочь инвалиду, возможность реализовать свои знания, дружеские отношения с коллегами, возможность профессионального роста, уровень заработной платы. Было установлено, что наиболее значимым фактором, положительно влияющим на деятельность медицинской сестры, является возможность реализовать свои знания и умения, она отмечена у 81,8% опрошенных. Второе ранговое место среди факторов заняло желание помочь инвалиду (74,8%). Третье ранговое место выявлено у фактора «уровень заработной платы» (72,7%) респондентов. Менее значимыми оказались такие факторы, как дружеские отношения с коллегами (28,6%), возможность профессионального роста (26,5%).

Самыми значимыми мотивирующими факторами в работе медсестер интерната оказались возможность реализовать свои знания и умения, желание помочь инвалиду и уровень заработной платы.

НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ В РАБОТЕ

Психологический статус медицинских сестер, работающих в психоневрологическом интернате, зависит и от факторов негативного характера: большая нагрузка, низкая оценка работы врачом (руководителем), недостаточно высокая оценка работы с пациентами, конфликтные отношения в коллективе, невысокий уровень заработной платы.

Анкетирование показало, что наиболее значимым негативным фактором в своей работе медсестры интерната считают большую нагрузку. Ее выделили 83,2% респондентов. Менее значимым оказался такой фактор, как низкая оценка работы врачом (37,0%); 10,4% медицинских сестер высказали недовольство низким уровнем заработной платы; 4,1% — конфликтными отношениями с коллегами. Лишь 2,0% опрошенных посетовали на низкую оценку их работы инвалидами.

Сопоставление положительных и негативных факторов, влияющих на психологический статус опрошенных медсестер, позволяет говорить о том, что работа в психоневрологическом интернате в целом привлекательна для респондентов.

УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Условия работы с инвалидами требуют от медсестер знания приемов психологического воздействия на пациентов: навыков рациональной психотерапии, психокоррекции эмоций и поведения в пределах своей компетентности.

В ходе анкетирования было установлено, что 62,2% из числа опрошенных владеют умением психокоррекции поведения, 49,6% — приемами рациональной психотерапии, а 46,8% — психокоррекцией эмоций. Владение психологическими приемами важно для создания социально-терапевтической среды в условиях психоневрологического интерната, когда требуются не только профессиональные консультации квалифицированного психолога, но и непосредственная помощь медицинских сестер в создании благоприятной психологической атмосферы в отделении, в учреждении для инвалидов вследствие психических расстройств.

Медицинские сестры, работающие в психоневрологическом интернате, находятся в процессе постоянного профессионального обучения. При этом предпочтительными формами повышения квалификации 78,3% опрошенных считают посещение практических занятий в самом учреждении; 71,3% — прохождение сертификационных циклов; 69,9% отдают предпочтение чтению специальной литературы; 19,5% придают значение изучению нормативно-правовых документов. Важной, с точки зрения опрошенных, является также учеба на рабочем месте (64,3%) и обмен опытом (35,6%).

В целом свое профессиональное обучение 68,6% медицинских сестер оценили как достаточное, 8,4% — как недостаточное; 23,0% респондентов затруднились дать оценку.

Профессиональная деятельность медицинских сестер в психоневрологическом интернате требует обучения их специальным знаниям в области психиатрии. Была изучена их потребность в знаниях различных психических расстройств: психомоторного возбуждения, состояния дисфории, депрессивного состояния, психопатоподобного возбуждения, состояния спутанности, делирии у инфекционных больных, острых неврологических осложнениях, возникающих при лечении больных нейролептиками.

Оказалось, что наиболее высока потребность опрошенных в знаниях об оказании помощи при острых неврологических осложнениях, возникающих при лечении больных нейролептиками, она выявлена у 79,7% респондентов. Высока также потребность в знаниях при осуществлении помощи при делириозных состояниях инфекционных больных (59,4%); потребность в знаниях при оказании помощи больным в психомоторном возбуждении выявлена у 49,6% опрошенных; потребность в знаниях для оказания помощи в состояниях дисфории обнаружена у 48,2% из числа респондентов; также выявлена потребность в знаниях при оказании помощи больным с суицидальным поведением (34,0%). Потребность в знаниях в области оказания помощи при психопатоподобном возбуждении отмечена у 30,0% опрошенных

Читайте бесплатно в системе Главная медсестра:

.

Выводы

По результатам исследования можно сформулировать ряд обобщающих положений:

большая часть опрошенных отличается спокойным, сдержанным характером, среди них преобладают медицинские сестры старше 60 лет и имеющие стаж работы свыше 20 лет;подавляющее большинство респондентов владеет навыками при оказании помощи больным с психомоторным возбуждением, с судорожными приступами, суицидальным поведением;среди факторов, положительно влияющих на психологический статус медицинских сестер, наиболее значимыми стали возможность реализовать свои знания и желание помочь инвалидам;к негативным факторам, влияющим на психологический статус, отнесены: большая нагрузка, низкая оценка работы врачом;среди опрошенных выявлены медицинские сестры, владеющие некоторыми приемами психологического воздействия на инвалидов;наиболее высока потребность опрошенных в знаниях по оказанию помощи при острых неврологических осложнениях, возникающих при лечении больных нейролептиками.

Занятия с медсестрами в интернате проводятся квалифицированными и опытными медицинскими кадрами как самого учреждения, так и силами ведущих научных и образовательных центров Москвы (НОКЦ Первого государственного университета им.  И. М. Сеченова; факультет усовершенствования врачей Российского государственного медицинского университета; ГОУДПО «Российская медицинская академия последипломного образования Росздрава»; ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России; ИПК ДСЗН г. Москвы и др.).

Организация мероприятий, повышающих квалификацию сестринского персонала

На сегодняшний день в ГБУ ПНИ № 30 активно осуществляется система внутриорганизационного обучения медицинских сестер. В начале каждого года в интернате утверждаются планы прохождения медицинскими сестрами подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации на присвоение квалификационной категории.

Для написания медсестрами интерната соответствующих отчетов на присвоение квалификационного разряда разработан и утвержден пакет методических материалов. Методическую помощь при подготовке отчетов этим сотрудникам оказывают главная медицинская сестра, заведующие отделениями и ведущие врачи интерната.

В интернате ежегодно утверждается план тематических занятий повышения квалификации среднего и младшего медицинского персонала, предусматривающий проведение 2 раза в месяц занятий различного формата ( лекции-презентации, практикумы, обучающие видеофильмы и семинары, деловые игры и т. д.).

Силами сотрудников медицинской части за счет пожертвований спонсоров и меценатов сформирована и постоянно пополняется медицинская библиотека ПНИ № 30. Библиотека насчитывает свыше 500 экземпляров учебников, учебных, научно-методических и практических пособий, видеофильмов, научно-практических журналов по основным направлениям деятельности медицинской части интерната.

Для проведения занятий с медицинскими работниками и других научно-практических мероприятий используются конференц-зал на 50 мест в медицинской части интерната и актовый зал на 200 мест — в главном корпусе интерната, которые оборудованы экранами, современной видео- и электроаппаратурой.

Для оперативного информирования медицинских работников интерната об основных направлениях деятельности медицинской части соответствующая информация отражена на информационных стендах, расположенных в отделениях интерната.

В  конференц-зале интерната имеются папка с постоянно пополняемой информацией о  научно-практических мероприятиях, проводимых как в Москве, так и в других городах России, в которых предлагается сотрудникам интерната принять участие, а также папка с информацией об учебных заведениях, где медицинские работники могут пройти подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Медицинские сестры, участвующие в  научно-практических мероприятиях, делятся полученной информацией с медицинскими сотрудниками на оперативных совещаниях работников медицинской части интерната.

Также ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства среди медицинских сестер отделений интерната.

Практические рекомендации

Приведенная информация позволяет сформулировать ряд обобщающих положений, отражающих предложения по совершенствованию качества работы медицинских сестер, участвующих в реабилитации инвалидов с психоневрологическими заболеваниями:

в целях улучшения качества работы сестринского персонала, работающего с названным контингентом пациентов, необходимо включение в программу их обучения в рамках сертификационных циклов и на базе учреждения (медицинской организации) основных законодательных и  нормативно-правовых документов;для повышения профессионального мастерства и качественного обеспечения реабилитационной деятельности медицинских сестер следует вводить в программу обучения информацию об осложнениях при проведении нейролептической терапии;в целях повышения качества реабилитационной деятельности медицинских сестер требуется их обучение приемам психологического и педагогического воздействия на инвалидов и их родственников;изучение предпочтительных форм обучения медицинских сестер позволяет считать наиболее преферентными сертификационные циклы и занятия в психоневрологическом интернате;для осуществления непрерывного процесса обучения медицинских сестер с учетом постоянно обновляющейся информации в области медико-социальной и психиатрической помощи целесообразно создание учебно-методического кабинета;принимая во внимание специфические условия работы медицинского персонала в психоневрологическом интернате, определяемые особенностями психического состояния инвалидов, рекомендуется внедрить в работу памятку для среднего и младшего персонала об особенностях ухода и надзора за психически больными (приложение 2).

Список использованной литературы

1. Авдеева Г.А., Вурманчева Ю.В. Роль руководителей сестринского персонала в организации и совершенствовании работы медицинских сестер отделения сестринского ухода для больных психиатрического профиля // Главная медицинская сестра. 2008, № 7. С. 33–42.

2. Бойко Ю.П., Аппенянский А.И., Бурко А.М., Трегуб В.Л., Подольцев А.Л. Необходимо знать медсестре психотерапевтического профиля // Медицинская сестра. 2000, № 6. С. 45–47.

3. Марлис ванн Беммел, Роб Кекен, Андре Пен. Руководство по сестринской помощи в сфере психического здоровья (перев. с голланд.). Тбилиси: изд-во «Ныне», 2003. 155 с.

4. Стандарты практической деятельности медицинской сестры. Приняты Ассоциацией медицинских сестер 10 июня 1998 г. М., 1998. 180 с.

Приложение 1

АНКЕТА медицинской сестры (анонимная)

Уважаемый респондент!

Анкетирование медицинских сестер психоневрологического интерната № 30 проводится с целью совершенствования медико-социальной помощи и комплексной реабилитации инвалидов.

На каждый вопрос предложено несколько вариантов ответа. Выберите тот, который соответствует вашему мнению.

1. Ваш пол:

☐ женский

☐ мужской

2. Ваш возраст:

☐ до 30 лет

☐ от 31 года до 40 лет

☐ от 41 года до 50 лет

☐ от 51 года до 60 лет

☐ свыше 60 лет

3. Ваша должность:

☐ старшая медицинская сестра

☐ медицинская сестра палатная (постовая)

4. Ваш медицинский стаж:

☐ до 5 лет

☐ до 10 лет

☐ до 15 лет

☐ до 20 лет

☐ свыше 20 лет

5. Ваш стаж работы в ГБУ ПНИ № 30:

☐ 1 год

☐ до 5 лет

☐ до 10 лет

☐ свыше 10 лет

6. Имеете ли вы квалификационную категорию по специальности?

☐ высшую

☐ первую

☐ вторую

☐ нет

7. Какой форме повышения квалификации вы отдаете предпочтение при выборе формы обучения?

☐ чтению специальной литературы

☐ посещению тематических занятий, лекций, проводимых специалистами ПНИ

☐ участию в конференциях на базе ПНИ

☐ изучению нормативно-правовой и методической документации

☐ обмену опытом

☐ учебе на рабочем месте

☐ прохождению сертификационных курсов

☐ обучению на углубленных курсах медсестер

☐ конкурсам профессионального мастерства

☐ не повышаю квалификацию

8. Считаете ли вы эффективными:

☐ проведение в вашем учреждении учебы на рабочем месте

☐ участие в конференциях

☐ участие в семинарах

☐ проведение конкурсов профессионального мастерства

9. Как вы считаете, достаточно ли учебно-методических материалов в учреждении для повышения уровня вашего профессионального образования?

☐ достаточно

☐ недостаточно

☐ не знаю

10. Свою работу вы выполняете:

☐ в соответствии с должностными обязанностями

☐ с сочувствием инвалиду, как к больному человеку

☐ с тягостным чувством необходимости оказания помощи

☐ формально-равнодушно

11. Вас привлекает в работе:

☐ желание помочь инвалиду

☐ возможность реализовать свои знания и умения

☐ дружеские отношения с коллегами

☐ возможность профессионального роста

☐ уровень заработной платы

12. Факторы, влияющие на снижение качества вашей работы:

☐ большая нагрузка

☐ низкая оценка вашей работы врачом, администрацией

☐ низкая оценка вашей работы пациентами

☐ конфликтные отношения в коллективе

☐ уровень заработной платы

13. Что вам больше всего нравится в вашей работе?

☐ организация рабочего места

☐ микроклимат в коллективе

☐ специальность

☐ уровень учреждения

☐ организация психологической разгрузки

14. Какими принципами вы руководствуетесь в работе?

☐ медицинской этики и деонтологии

☐ гуманного отношения к пациенту

☐ неразглашения медицинской тайны

☐ корректного отношения к коллегам

☐ корректного отношения к родственникам инвалидов

☐ соблюдения субординации в работе

15. Какими из нижеперечисленных нормативных документов вы руководствуетесь в своей работе?

☐ Конституцией РФ

☐ Конвенцией о правах инвалидов

☐ Декларацией прав человека

☐ законодательными документами в области социальной защиты инвалидов

☐ законодательными документами федерального уровня в области социального обслуживания пожилых людей и инвалидов

☐ законодательными документами регионального уровня в области социальной защиты населения

☐ законодательными документами в сфере социального обслуживания населения города Москвы

☐ законодательными документами в области психиатрической помощи

☐ законодательными документами в области охраны здоровья граждан в Российской Федерации

☐ нормативными документами в области сестринского дела (стандартами сестринского дела)

☐ Этическим кодексом медицинской сестры России

☐ протоколом ведения больных «пролежни»

☐ протоколом ведения больных «чесотка»

☐ нормативной базой психоневрологического интерната

☐ ничем из вышеперечисленного

16. Обладаете ли вы достаточными необходимыми знаниями по уходу и наблюдению за лицами:

☐ с шизофренией

☐ эпилепсией

☐ умственной отсталостью

☐ органическим поражением головного мозга

☐ деменцией

17. Имеете ли вы навыки оказания сестринской помощи лицам, страдающими психическими расстройствами:

☐ при психомоторном возбуждении

☐ при суицидальном поведении

☐ при отказе от пищи

☐ при попытке к побегу

☐ при развитии судорожного приступа

18. Требуются ли вам дополнительные знания по тактике поведения медицинской сестры:

☐ при состояниях психомоторного возбуждения

☐ состояниях дисфории ( злобно-тоскливого настроения) у больных эпилепсией

☐ депрессивном состоянии

☐ возбуждении у психопатических личностей

☐ состоянии беспокойства у стариков (спутанности)

☐ делирии у инфекционных больных

☐ алкогольном делирии

☐ абстиненции

☐ острых неврологических осложнениях, возникающих при лечении нейролептиками

19. При работе с младшим медицинским персоналом вы:

☐ обучаете принципам медицинской этики и деонтологии

☐ обучаете навыкам ухода за инвалидами, находящимися на постельном режиме

☐ обучаете навыкам специфики ухода и наблюдения за лицами с психическими расстройствами

20. Реабилитацию вы понимаете как:

☐ восстановление здоровья

☐ восстановление социальных навыков

☐ восстановление трудовых навыков

☐ восстановление способности к общению

☐ восстановление способности к досуговой деятельности

21. Участвуете ли вы в реабилитационных мероприятиях в ПНИ?

☐ в медицинской реабилитации

☐ медикаментозном лечении инвалидов

☐ немедикаментозной терапии

☐ по поддержанию двигательной активности инвалидов

☐ в содействии организации социально-бытовых мероприятий

☐ содействии организации социально-средовых мероприятий

☐ содействии организации спортивных состязаний

☐ содействии организации досуговых мероприятий

☐ содействии трудоустройству инвалидов

☐ содействии духовного воспитания

22. Проводите ли вы  санитарно-просветительскую работу среди инвалидов?

☐ о здоровом образе жизни

☐ необходимости приема лекарств и проведении медицинских манипуляций

☐ режиме дня

☐ об отношениях с лицами противоположного пола

☐ о пользе трудовой занятости

☐ важности участия в досуговых мероприятиях

☐ об участии в  физкультурно-оздоровительных мероприятиях

23. Владеете ли вы  какими-либо психологическими приемами воздействия на инвалида?

☐ рациональная психотерапия

☐ психокоррекция эмоций

☐ психокоррекция поведения

24. Участвуете ли вы в обучении родственников инвалидов?

☐ способам ухода за больными

☐ мерам реабилитации

25. С кем из специалистов интерната вам приходится чаще всего взаимодействовать при выполнении своей работы?

☐ с социальным работником

☐ психологом

☐ юристом

☐ трудоинструктором (наставником)

☐ врачом

☐ музыкальным руководителем

26. Ваши характерологические особенности:

☐ спокойная, сдержанная

☐ склонна к тревожным опасениям

☐ склонна к конфликтам

☐ требовательная

☐ ответственная

☐ эмоционально активная

27. Как бы вы описали ваше состояние на работе и отношение к ней?

☐ быстро утомляюсь

☐ часто отвлекаюсь

☐ чувствую усталость от работы

☐ чувствую удовлетворенность работой

☐ равномерно распределяю силы в течение рабочей смены

☐ испытываю психологический дискомфорт

☐ считаю, что моя работа — мое призвание

28. Сформулируйте три предложения по улучшению качества работы в ПНИ по вашей специальности:

Спасибо за участие!

Приложение 2

ПАМЯТКА «Особенности ухода, наблюдения и надзора за лицами, страдающими психическими расстройствами»

Во внешнем облике, поведении и отношении к инвалидам следовать принципам медицинской этики и деонтологии.Предвидеть непредсказуемое поведение лиц, страдающих психическими расстройствами, выражающееся в суицидальных поступках, попытках к побегу, агрессии по отношению к себе и окружающим, психомоторном возбуждении.Исключить попадание к больным опасных (колющих, режущих, огнеопасных) предметов во время прогулок, свиданий с родственниками, трудовой терапии.Предотвратить игнорирование либо социальное утаивание лекарственных препаратов, назначенных с терапевтической целью.При психомоторном возбуждении использовать меры физического стеснения инвалидов, разрешенные письмом Минздрава России от  26.12.2002 № 2510/ 12967-02-32 «О мерах физического стеснения при оказании психиатрической помощи».При пароксизмальных состояниях обеспечить предотвращение травм и других осложняющих обстоятельств.

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×