Применение метода ПЦР в режиме реального времени для оценки локального воспаления в тканях урогенитального тракта

Доступные комплексные лабораторные тесты с использованием полимеразной цепной реакции в режиме реального времени в конечном итоге обеспечат возможность перехода к персонифицированному лечению заболеваний урогенитального тракта у женщин.

Распределение пациенток по группам

Для исследования количественного состава биоты и оценки уровня экспрессии генов, активирующихся при воспалении, были обследованы женщины репродуктивного возраста (от 18 до 45 лет) с инфекционными заболеваниями урогенитального тракта.

По результатам обследования были выделены следующие группы:

• I. Условно-здоровые (n = 141): отсутствие жалоб и признаков воспаления, количество лейкоцитов в мазке менее 10 в поле зрения;
  • IA. Контрольная группа (n = 95): преобладание Lactobacillus spp – 80–100% от общей бактериальной массы по результатам полимеразной цепной реакции в режиме реального времени (ПЦР-РВ);
  • IB. Наличие ДНК Ureaplasma spp >104 ГЭ/мл (n = 19);
  • IС. Наличие ДНК Candida spp > 103 ГЭ/мл (n = 27);
  • II. Вагинит (n = 215): жалобы, воспаленная слизистая, количество лейкоцитов в мазке более 10 в поле зрения;
  • III. Бактериальный вагиноз (n = 55): жалобы, наличие критериев Амсела, отсутствие воспаления, количество лейкоцитов в мазке менее 10 в поле зрения.

Исследование уровня экспрессии генов

Для оценки воспалительной реакции в тканях урогенитального тракта у женщин с клиническим диагнозом вагинит или бактериальный вагиноз (БВ) было проведено исследование транскрипционного профиля ряда генов иммунной системы. Результаты представлены на рис. 1.

Рис. 1. Транскрипционный профиль ряда генов иммунной системы при вагинитах и бактериальном вагинозе (относительно уровня экспрессии в контрольной группе)

В целом результаты исследования свидетельствуют об одинаковом направлении усиления и снижения уровней экспрессии одних и тех же генов иммунной системы в ответ на увеличение условно-патогенных микроорганизмов при БВ и вагините. Однако при вагините уровень изменений профиля транскрипции генов иммунной системы в слизистой влагалища более выражен, чем при БВ.

У пациенток с клиническим диагнозом вагинит при помощи ROC-анализа были установлены уровни количественных показателей транскрипции генов, характеризующие наличие воспалительной реакции. Все обследованные группы были проанализированы с точки зрения вероятности локальной воспалительной реакции в соответствии с этими границами (рис. 2).

Рис. 2. Вероятность локальной воспалительной реакции в исследованных группах (по уровню экспрессии комплекса генов иммунной системы, характеризующих наличие воспалительной реакции %) IА. Контрольная подгруппа (n=95), IВ. Ureaplasma spp более 104 ГЭ/мл (n=19), IС. Кандидоносительство (n= 27), II. Вагинит (n=215), III. Бактериальный вагиноз (n = 55).

Представленные на рис. 2 результаты свидетельствуют о том, что почти 50% женщин, имеющих клинический диагноз бактериальный вагиноз, и 40% женщин, не имеющих клинических симптомов заболевания, но у которых обнаружены ДНК Ureplasma в количестве > 104 ГЭ/мл, обнаруживают экспрессионный профиль молекулярных маркеров активации иммунной системы, соответствующий местному воспалению, аналогичный вагиниту.

Диагностические возможности метода ПЦР

Может показаться, что диагностика местной воспалительной реакции такими сложными, молекулярно-биологическими методами является избыточным и дорогостоящим исследованием. Однако возможности метода приобретают особое значение, когда необходимо диагностировать воспаление в труднодоступных биотопах, например в полости матки в случае диагностики эндометрита или эндометриоза. Если новые возможности будут доступны в экономическом плане, они будут востребованы в диагностике воспалительных заболеваний, т. к. для правильной трактовки состояния пациента необходимо оценивать и этиологию инфекционного процесса, и реакцию организма на возбудитель.

Доступные комплексные лабораторные тесты с использованием ПЦР-РВ, количественный анализ биоты урогенитального тракта, объективная количественная оценка воспаления в конечном итоге обеспечат возможность перехода к персонифицированному лечению заболеваний урогенитального тракта у женщин.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заведующего КДЛ»