text
Портал для медицинских работников

Практическое внедрение метода FMEA в медицинском учреждении в 2016 году

  • 21 декабря 2015
  • 1380

Проактивное использование в лечебном учреждении одного из ведущих научных подходов в оценке рисков, приводящих к медицинским ошибкам

Практическое выделение процесса и этапы исследования

На базе многопрофильного 48-коечного стационара московской клиники ОАО «Медицина» в 2013 - 2014 гг. было проведено исследование с целью улучшения коммуникации между медицинскими работниками при переводе пациента из палатного отделения в операционную с использованием метода FMEA (Failure Modes and Effects Analysis).

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

За период 2011—2013 гг. в стационаре учреждения было выполнено 2470 транспортировок пациентов из палатного отделения в оперблок.

Этот процесс был выделен в связи с тем, что за 6 месяцев были зарегистрированы различные ошибки, связанные с неэффективной коммуникацией, которые привели к задержке лечения или неудовлетворенности пациента.

Этапы исследования:

  1. Создание карты процесса с подробным описанием всех шагов транспортировки пациента из отделения в оперблок.
  2. Создание рабочей группы с участием всех заинтересованных сторон.
  3. Проведение анализа рисков по методу FMEA.
  4. Разработка стандартизированного чек-листа перевода пациента из отделения в оперблок.
  5. Определение эффективности мероприятий путем оценки каждого случая перевода пациента из стационара в оперблок.

В клинике была создана обученная специалистом по качеству рабочая группа, включавшая:

1) заведующего палатным отделением;

2) заведующего оперблоком;

3) заведующего отделением анестезиологии;

4) старшую медсестру палатного отделения;

5) старшую медсестру оперблока;

6) старшую медсестру отделения анестезиологии;

7) представителя по качеству.

Внедрение метода и результаты

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


После определения процесса и формирования рабочей группы были предприняты шаги, рекомендованные Institute of Health Care Improvement (IHI) для успешного внедрения FMEA.

Поэтому процесс перевода пациента из отделения в оперблок был разбит на следующие этапы:

  • подготовка пациента к операции в палатном отделении;
  • получение информации от анестезиолога о готовности операционной и начале транспортировки;
  • оповещение сотрудников, которые участвуют в транспортировке;
  • выбор каталки;
  • подготовка медицинских документов;
  • информирование пациента о транспортировке;
  • проверка готовности пациента к операции;
  • перекладывание пациента на каталку;
  • перевозка пациента в операционную;
  • перекладывание пациента на операционный стол;
  • проверка правильности транспортировки.

Все члены рабочей группы получили задание обсудить каждый шаг процесса со своими сотрудниками и описать все практические недоработки на каждом этапе.

В результате сотрудники сообщили о 32 возможных ошибках.

Для каждой из них был проведен подсчет значения RPN для того, чтобы определить приоритеты и выделить зоны риска.

Все ошибки были распределены по 3 группам риска: высокой, средней и низкой.

Итогом деятельности рабочей группы стала разработка стандартного чек-листа.

И здесь важно помнить: необходимость заполнения любой бумажной формы сначала вызывает у врачей и медицинских сестер негативную реакцию, поэтому нужно разъяснение целей внедрения чек-листа, проведение обучения и создание удобной для заполнения формы.

В результате, закономерным стало увеличение количества ошибок, которое было зарегистрировано в первые 3 месяца после внедрения чек-листа (2 квартал 2014 г.), т. к. по результатам каждой транспортировки сотрудники должны были заполнять форму обратной связи, поэтому резко увеличилось количество сообщений об ошибках, однако затем количество ошибок стало закономерно снижаться, и в 4 квартале 2014 г. ошибок зарегистрировано не было.

Практические преимущества метода FMEA

Основными преимуществами применения метода FMEA для улучшения коммуникации между медицинскими работниками при переводе пациента являются:

  • возможность всестороннего анализа процесса с учетом мнений всех заинтересованных сторон;
  • вовлеченность сотрудников в процесс поддержания качества в организации;
  • улучшение качества, надежности и безопасности процесса;
  • структурированный подход к разработке плана улучшений;
  • определение приоритета дальнейших действий.
Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.