Перспективы кадрового развития лабораторной службы

198

Специальность «Клиническая лабораторная диагностика» могут получить лица со следующими специальностями: лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, медицинская биохимия, медицинская биофизика, медицинская кибернетика.

Впервые термин «клиническая лабораторная диагностика» появился в приказе Минздрава СССР от 11.11.1971 № 810 «Об улучшении организации и качества специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием в институтах усовершенствования врачей и других соответствующих учреждениях здравоохранения» в перечне специальностей, требующих особой подготовки, однако должность еще долгое время именовалась «врач-лаборант». Приказом Минздравмедпрома России от 16.02.1995 № 33 «Об утверждении положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации» клиническая лабораторная диагностика была введена в номенклатуру врачебных специальностей в учреждениях здравоохранения РФ, также этим приказом была предоставлена возможность введения должности, соответствующей данной специальности. Должности врача клинической лабораторной диагностики и биолога были утверждены приказом Минздрава России от 25.12.1997 № 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» (далее – приказ № 380).

В настоящее время приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.2009 № 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» (далее – приказ № 210) утверждена номенклатура специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ, согласно которой специальность «Клиническая лабораторная диагностика» является основной специальностью, которую могут получить лица со следующими специальностями: лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, медицинская биохимия, медицинская биофизика, медицинская кибернетика.

В настоящее время специальность можно получить путем обучения в интернатуре или ординатуре (приказ Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения», далее – приказ № 415н) или прохождения профессиональной переподготовки при наличии иных основных и требующих дополнительной подготовки специальностей (приказ Минздрава России от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»).

На базе специальности «Клиническая лабораторная диагностика» после дополнительной подготовки путем обучения в интернатуре, ординатуре или прохождения профессиональной переподготовки можно получить следующие четыре специальности: бактериология, вирусология, лабораторная генетика и лабораторная микология (приказы № 210н и 415н), рис. 1. По всем пяти специальностям выдается сертификат специалиста государственного образца (приказ Минздрава России от 29.11.2012 № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»).

Перспективы кадрового развития лабораторной службы

Рисунок 1. Последовательность подготовки специалистов с высшим образованием для работы в клинико-диагностических лабораториях в России

Изменения и дополнения квалификационных требований к специалистам лабораторной службы с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием, предложенные профильной комиссией Минздрава России по клинической лабораторной диагностике в 2013 г. и опубликованные на сайте главного внештатного специалиста, не приняты, т. к. должны быть еще рассмотрены правовым департаментом Минздрава России, Минобрнауки России и Минюстом России. Поэтому специальности и должности, которые могут занимать лица с вышеуказанными специальностями, остаются в прежней редакции приказа № 415н.

Квалификационная характеристика должностей утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Перечень должностей уточнен приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников». И в том и в другом приказах есть еще должности биолога и врача-лаборанта – для специалистов с немедицинским образованием. Эти должности могут включаться в штатное расписание клинико-диагностической лаборатории, но лица, работающие на указанных должностях, не имеют медицинской специальности «Клиническая лабораторная диагностика» и наличие у них профессиональной переподготовки и сертификата специалиста по данной специальности не подтверждено действующим законодательством, а выдача указанным лицам перечисленных документов является незаконной для образовательных учреждений, осуществляющих подготовку по специальностям в сфере лабораторной диагностики.

Штатное расписание лаборатории до сих пор регулируется устаревшим приказом Минздрава СССР от 26.09.1978 № 900 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тыс. человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов». Согласно данному приказу количество штатных единиц врачей рассчитывается:

  • из расчета 1 должность на 200 коек;
  • из расчета 1 должность на 25 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием;
  • из расчета 1 должность на 5 должностей врачей-онкологов, ведущих амбулаторный прием, и 1 должность на 10 должностей врачей-дерматовенерологов и врачей-фтизиатров, ведущих амбулаторный прием.

Штатная численность среднего персонала устанавливается:

  • из расчета 1 должность на 60 коек;
  • из расчета 1 должность на 10 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием;
  • из расчета 1 должность на 2 должности врачей-онкологов, ведущих амбулаторный прием, и 1 должность на 3 должности врачей-дерматовенерологов и врачей-фтизиатров, ведущих амбулаторный прием.

Должности санитарок устанавливаются из расчета 1 должность на 4 должности врача-лаборанта и среднего медицинского персонала.

Указанная система расчета штатных единиц лаборатории привела к тому, что соотношение специалистов с высшим и средним образованием составляет в лабораториях РФ с государственной формой собственности 1 : 2,2. Как показывает зарубежный опыт и опыт работы частных лабораторий, данное соотношение, при наличии современного высокотехнологичного оборудования и технологий организации лабораторной службы, должно составлять 1:4 и более.

Действующий приказ № 380 позволяет формировать штатное расписание на основании объективно сложившегося или планируемого объема работы медицинской лаборатории с использованием информации о затратах времени на выполнение лабораторных исследований, которые рассчитываются на основе проведения хронометража всех этапов лабораторных исследований по каждому участнику процесса исследования, при активном участии профсоюзной организации медицинской организации.

Профильной комиссией Минздрава России по клинической лабораторной диагностике, с целью эффективной реализации кадрового потенциала лабораторной службы, предложено альтернативное решение для адекватного кадрового обеспечения. В современной клинико-диагностической лаборатории необходимы следующие специалисты:

врач клинической лабораторной диагностики / лабораторной медицины (аналог за рубежом: специальность – лабораторная медицина, специалист – клинический патолог);

cпециалист-аналитик клинической лабораторной диагностики / лабораторной медицины (аналог за рубежом – клинический лабораторный исследователь, лабораторный техник, биопатолог и др.)

Врач клинической лабораторной диагностики должен иметь медицинское образование и обладать знаниями в области клинической лабораторной диагностики, необходимыми знаниями в области этиологии и патогенеза заболеваний и патологических состояний в различных разделах клинической медицины, их лечения и профилактики. Вне всякого сомнения, врач клинической лабораторной диагностики  должен иметь представление о тех аналитических методах, с применением которых получают результаты лабораторных исследований. Врач клинической лабораторной диагностики не выполняет лабораторные исследования, за исключением сложных морфологических микроскопических исследований биологического материала. Распознавание и дифференцированный подсчет клеток крови (особенно при гематологической патологии), форменных элементов осадка мочи при нефрологических заболеваниях, анализ цитологических и гистологических препаратов фактически представляют собой обследование пациента на клеточном уровне.

В связи с огромным объемом необходимых знаний и умений в области клинической лабораторной диагностики, врач клинической лабораторной диагностики не может обладать одинаково глубокими знаниями во всех разделах и подразделах лабораторной медицины. Для решения сложных диагностических задач, наряду с общими знаниями по всем разделам клинической лабораторной диагностики, требуются более глубокие знания и практические навыки в области отдельных субдисциплин, что достигается путем дополнительного обучения и стажировки специалистов, с последующей их аккредитацией (рис. 2, 3).

Перспективы кадрового развития лабораторной службы

Рисунок 2. Предлагаемая последовательность подготовки специалистов с высшим образованием для работы в клинико-диагностических лабораториях в России

В сферу ответственности специалиста-аналитика клинической лабораторной диагностики входят: выполнение лабораторных исследований, организация аналитических процессов, внедрение и выполнение высокотехнологичных лабораторных исследований с использованием современной сложной аппаратуры, обеспечение выполнения и совершенствование технологий преаналитического этапа, обеспечение надлежащего качества результатов лабораторных исследований,  руководство работой среднего и младшего лабораторного персонала, разработка и ведение текущей и отчетной документации и выполнение иных требований нормативных документов,  включая стандарты ГОСТ Р и ИСО.

Перспективы кадрового развития лабораторной службы

Рисунок 3. Предлагаемая последовательность подготовки специалистов с высшим образованием для работы в микробиологических лабораториях в России

Вместе с тем, для выполнения рутинных аналитических операций в КДЛ не всегда нужны обширные знания, которые дает высшее учебное заведение. В большинстве случаев достаточно специальной подготовки в объеме программы среднего специального образовательного учреждения. В зарубежных медицинских лабораториях практически все рутинные лабораторные исследования выполняются сотрудниками со средним специальным образованием – медицинскими технологами и медицинскими лабораторными техниками.

Профессиональный стандарт по лабораторной диагностике 

Профессиональный стандарт – многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням [1].

Профессиональные стандарты применяются:

работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования [2].

Обобщая сказанное выше о назначении профессионального стандарта, можно заключить, что он позволяет контролировать профессионализм работников, поддерживать и улучшать стандарты качества для определенной области деятельности, и использование профессиональных стандартов несет в себе очевидные преимущества для работников, работодателей, образовательных учреждений и органов управления образованием.

Основные понятия, используемые в профессиональном стандарте:

  • вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда;
  • обобщенная трудовая функция – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе;
  • трудовая функция – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;
  • трудовое действие – процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача [3].

Структура профессионального стандарта – иерархическая:

цель вида профессиональной деятельности → обобщенная трудовая функция → трудовая функция.

Характеристика обобщенной трудовой функции:

  • наименование;
  • возможные наименования должностей;
  • требования к образованию и обучению;
  • требования к опыту практической работы;
  • особые условия допуска к работе.

Характеристика трудовой функции:

  • наименование;
  • трудовые действия;
  • необходимые умения;
  • необходимые знания.

Обобщенные трудовые функции являются теми направлениями деятельности, которые предполагается в последующем выделить в качестве видов аккредитации специалиста.

Основная цель вида профессиональной деятельности в области лабораторной диагностики состоит в исследовании биологического материала, полученного от живого человека, с использованием физико-химических, биохимических, гематологических, иммуногематологических, общеклинических, иммунологических, токсикологических и исследований концентрации лекарственных веществ, молекулярно-биологических, генетических, морфологических (цитологических, гистологических), микробиологических (бактериологических, микологических, вирусологических, паразитологических) методов, с предварительной разработкой алгоритма лабораторных исследований в соответствии с клиническими данными, последующим сопоставлением результатов исследования с клиническими данными и формулированием лабораторного заключения.

Обобщенные трудовые функции, выделенные в профессиональном стандарте по лабораторной диагностике:

  1. Оказание консультативной поддержки лечебно-диагностического процесса в базовом объеме клинической лабораторной диагностики;
  2. Оказание консультативной поддержки лечебно-диагностического процесса в части лабораторных исследований иммунной системы;
  3. Оказание консультативной поддержки лечебно-диагностического процесса в части лабораторных исследований системы гемостаза;
  4. Оказание консультативной поддержки лечебно-диагностического процесса в части лабораторных исследований эндокринной системы;
  5. Оказание консультативной поддержки лечебно-диагностического процесса в части гематологических исследований;
  6. Оказание консультативной поддержки лечебно-диагностического процесса в части микробиологических (бактериологических, микологических, вирусологических, паразитологических) исследований;
  7. Оказание консультативной поддержки лечебно-диагностического процесса в части молекулярно-биологических, генетических исследований;
  8. Выполнение морфологических (цитологических, гистологических) исследований и оказание консультативной поддержки лечебно-диагностического процесса в их части;
  9. Оказание консультативной поддержки лечебно-диагностического процесса в части токсикологических исследований и определения концентрации лекарственных веществ;
  10. Выполнение лабораторных исследований;
  11. Консультация пациентов при их обращении по вопросам клинической лабораторной диагностики;
  12. Организация и управление качеством лабораторных исследований;
  13. Получение, тестирование и паспортизация клеток и тканей человека и продуктов на их основе.  Консультативное обеспечение лечебно-диагностического процесса в их части.


Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×