Программа государственных гарантий на 2014 г. (плановый период 2015 и 2016 гг.): плюсы и минусы

162

Основная цель Программы госгарантий – обеспечение права каждого гражданина на бесплатную медицинскую помощь

Постановлением Правительства РФ от 18.10.2013 № 932 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. (далее – Программа). Принятие данного документа обусловлено ст. 80 Закона № 323-ФЗ. В преамбуле постановления подчеркивается, что Программа принята «в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи». Действительно, часть 1 ст. 41 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

В ст. 80 Закона № 323-ФЗ раскрыто содержание государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Формой гарантий выступает Программа, утверждаемая Правительством РФ сроком на три года. Закон № 323-ФЗ определяет основные параметры принимаемой Программы: виды медицинской помощи, оказываемой бесплатно, перечень услуг и лекарственных препаратов, за которые взимание платы запрещено, требования к содержанию Программы, критерии ее формирования и проч. Иными словами, данный документ, с одной стороны, устанавливает объем государственных обязательств по отношению к собственным гражданам в сфере здравоохранения, с другой, является основой финансового обеспечения реализации этих обязательств медицинскими организациями.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2003 № 255 утверждено Положение о разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией. Целью разработки заданий является обеспечение соответствия объемов медицинской помощи, предусмотренных Программой (и территориальными программами госгарантий), объемам финансовых средств на оказание этой помощи. Проще говоря, необходимо, чтобы под задачи, определенные Программой, было выделено соответствующее финансовое обеспечение (соизмерить потребности в медицинской помощи и бюджетные возможности).

Если обратиться к истории существования программ, то срок их действия неоднократно пересматривался. С 1998 г. Программа принималась на один год, в 2000–2004 гг. – бессрочно. Самая первая такая Программа была утверждена постановлением Правительства РФ от 11.09.1998 № 1096. Сейчас срок действия Программы «привязан» к бюджетному планированию. Программа рассчитана на три года – на очередной финансовый год и на плановый период.

Анализируемая Программа – единственный документ, устанавливающий государственные гарантии бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Ее следует отличать от базовой программы обязательного медицинского страхования (ОМС). Дело в том, что согласно ст. 82 Закона № 323-ФЗ средства ОМС – далеко не единственный источник финансового обеспечения в сфере охраны здоровья. В ст. 3 Закона об ОМС говорится, что базовая программа ОМС является составной частью Программы, определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи за счет средств ОМС на всей территории России и устанавливает единые требования к территориальным программам ОМС. Но при этом некоторые виды медицинской помощи финансируются за счет федерального бюджета.

На протяжении более пяти лет в рамках Национального проекта «Здоровье» шла модернизация системы здравоохранения. В субъектах РФ приняты региональные программы модернизации здравоохранения, предусматривающие получение финансовых средств из различных источников. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р утверждена федеральная государственная программа «Развитие здравоохранения» – «дорожная карта» заключительного этапа реформирования данной отрасли. Федеральный закон от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.» предусматривает распределение субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан.

Статья 35 Закона об ОМС закрепляет, что базовая программа ОМС определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам в России за счет средств ОМС, а также критерии доступности и качества медицинской помощи. В базовой программе ОМС устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы ОМС в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы ОМС. Страховое обеспечение в соответствии с базовой программой определяется исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи, предусмотренные базовой программой, едины на всей территории России.

Приведенные положения программы ОМС только запутывают несведущих граждан, которые считают, что для получения медицинской помощи нужен лишь полис ОМС. Он всегда под рукой, Программу же вряд ли кто видел, а уж тем более читал.

Различия между Программой государственных гарантий и базовой программой ОМС хорошо видны при сопоставлении содержания этих документов. Например, Программа государственных гарантий устанавливает четыре вида медицинской помощи, оказываемой бесплатно (ч. 1 ст. 80 Закона № 323-ФЗ). В рамках базовой программы ОМС оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи), специализированная медицинская помощь. В Законе об ОМС перечислены 20 случаев оказания специализированной помощи (ч. 6 ст. 35 Закона).

Программы различаются и по целевому назначению. Основная цель Программы госгарантий – обеспечение права каждого гражданина на бесплатную медицинскую помощь. Базовая программа ОМС имеет целью обеспечить за счет страховых средств оплату конкретных расходов медицинской организации. Структура тарифа на оплату медицинской помощи подробно расписана в ст. 35 Закона об ОМС.

Согласно Закону об ОМС Правительство РФ вправе при утверждении базовой программы ОМС устанавливать дополнительный перечень заболеваний и состояний, включаемых в базовую программу ОМС в качестве случаев оказания медицинской помощи, и дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи.

Обратимся к тексту Программы. В сравнении с Программой 2012 г. изменения в новой Программе в основном структурные. Так, требования к территориальной программе, касающиеся определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи, переместились из раздела 3 в раздел 7. В рамках самого раздела также произошли перестановки. Например, строка «Сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме…» переместилась на несколько позиций вниз по списку.

Это может показаться несущественным изменением, однако с юридической точки зрения такая перестановка в тексте имеет большое значение. Законодатель тем самым расставляет приоритеты. Подобные перестановки отвечают тенденции последних лет: последовательному сокращению объемов стационарной медицинской помощи.

Обращаем внимание, что в новой Программе в разделе 7 из абзаца, посвященного условиям и срокам диспансеризации населения для отдельных категорий населения, исключено добавление, сделанное в Программе в 2012 г., – «включая подростков и студентов, обучающихся по очной форме на бюджетной основе». Зато было внесено другое принципиально важное дополнение: «В медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, ведется лист ожидания оказания специализированной медицинской помощи в плановой форме и осуществляется информирование граждан в доступной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, о сроках ожидания оказания специализированной медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных».

Это дополнение не только ускорит развитие электронных технологий (электронной записи к врачу и проч.), но и откроет доступ к наиболее дорогостоящим медицинским услугам.

В проекте  Федерального закона «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации (пересадке)» много места отведено описанию правил ведения различных регистров: прижизненных волеизъявлений граждан о согласии или несогласии на изъятие их органов после смерти для трансплантации потенциальному реципиенту; доноров при посмертном донорстве органов и органов, изъятых при его осуществлении для трансплантации потенциальному донору; живых доноров, предоставивших при жизни свои органы для родственной трансплантации, и др. Вводится также понятие листа ожидания.

Начиная с 2012 г. в рамках Программы бесплатно предоставляется паллиативная помощь, впервые упомянутая в ст. 36 Закона № 323-ФЗ. Приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1343н утвержден Порядок оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению. Финансовое обеспечение паллиативной помощи предусмотрено за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

С того же года в Программе стали указывать медицинскую эвакуацию: «При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий)».

С 2012 г. видно явное сокращение расходов местных бюджетов. В Программе 2014 г. определено: «За счет средств местных бюджетов может предоставляться предусмотренная Программой медицинская помощь в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи органами государственной власти субъектов РФ соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления». Это означает, что помимо общих правил субъектом РФ должен быть принят специальный закон о передаче соответствующих полномочий, в котором бы предусматривалось финансовое обеспечение этих полномочий. Подобная политика связана с внесением изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», касающихся уточнения перечня вопросов местного значения. Глава 4 данного закона определяет порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

С принятием Закона № 323-ФЗ в Программе стало возможным детально определить зоны ответственности за финансовое обеспечение гарантий оказания медицинской помощи. Кроме того, в Программе перечислены виды медицинской помощи, а также источники ее финансового обеспечения:

  • за счет средств ОМС в рамках базовой программы ОМС;
  • за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
  • за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ;
  • за счет средств местных бюджетов.

За счет средств ОМС в рамках базовой программы ОМС застрахованным лицам оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи в 2014 г.) при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы (о данном разделе речь пойдет чуть ниже), за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита, психических расстройств и расстройств поведения.

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета финансируются:

  • высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утвержденным приказом Минздрава России от 12.08.2013 № 565н, в том числе путем предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ (до 1 января 2015 г.);
  • лечение российских граждан за пределами территории Российской Федерации. Административный регламент по предоставлению государственной услуги по направлению граждан РФ на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 19.12.2011 № 1571н.

За счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ оплачивается, например, первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу ОМС (заболевания, передаваемые половым путем, туберкулез, ВИЧ-инфекция и синдром приобретенного иммунодефицита, психические расстройства и расстройства поведения, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ, включая профилактические осмотры несовершеннолетних в целях раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ), а также в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах ОМС.

Обращаем внимание, что в Программе определен источник финансирования мероприятий по раннему выявлению немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, о чем сейчас много говорится в СМИ.

Программа содержит также специальные разделы, посвященные средним нормативам объемов медицинской помощи (раздел V) и средним нормативам финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средним подушевым нормативам финансирования, способам оплаты медицинской помощи, порядку формирования и структуре тарифов на оплату медицинской помощи (раздел VI). Следует констатировать увеличение средних нормативов финансовых затрат. Так, на 1 вызов скорой медицинской помощи планировалось в 2007 г. – 1064 руб., в 2013 г. – 1435,6 руб., в 2014 г. эта цифра возрастет до 1507,4 руб. На 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов запланировано в 2012 г. 478 руб., в 2014 г. – 508,3 руб.

Что касается нормативов по обеспечению деятельности дневных стационаров, они увеличились по всем показателям. Начнем с того, что увеличились сами нормативы объема медицинской помощи для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров. В 2007 г. они составляли 0,577 пациенто-дня, в 2012 г. – 0,59, на 2014 г. планируется 0,665. Причем нормативы будут продолжать повышаться: в 2015 г. – 0,71, в 2016 г. – 0,735. Как уже было отмечено, это связано с общей политикой сокращения объемов медицинской помощи, оказываемой в стационаре.

Нормативы объема стационарной помощи в 2007 г. составляли 2,812 койко-дня, в 2012 г. – 2,78 койко-дня, в 2013 г. – 2,558 койко-дня. По-видимому, чтобы завуалировать данную тенденцию (хотя подано это так, будто поменялась сама методика), средний норматив для медицинской помощи в стационарных условиях на 2014 г. указан исходя из расчета 0,197 случая госпитализации (законченного случая лечения в стационарных условиях) на 1 жителя. На 2015 и 2016 гг. – по 0,193 случая госпитализации на 1 жителя.

Еще в разъяснениях по Программе 2013 г. Минздрав России  указывал, что сокращение объема стационарной медицинской помощи в субъекте РФ возможно за счет более эффективного использования коечного фонда (его перепрофилирования и реструктуризации), сокращения средней длительности пребывания больного на койке в соответствии со стандартами медицинской помощи и увеличения оборота койки, а не за счет необоснованного сокращения коек. Наряду с перепрофилированием и реструктуризацией коечного фонда должны активнее развиваться стационарозамещающие технологии.

Одновременно в Плане деятельности Минздрава России на 2013-2018 гг. наблюдается увеличение доли расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара .

Сокращение койко-дней в стационарах происходит на фоне еще одной тенденции – перевода некоторых видов высокотехнологичной медицинской помощи в разряд специализированной, финансируемой за счет средств ОМС. С одной стороны, это должно сделать доступным данный вид помощи. С другой стороны, появление высокозатратной помощи в структуре ОМС может привести к перенаправлению финансовых потоков. При этом затраты на иные виды помощи будут соответственно уменьшаться, поскольку потребности в высокотехнологичной помощи достаточно высоки.

Руководитель Департамента здравоохранения Вологодской области Александр Колинько указывает: «Сегодня в условиях Вологодской области цена перевода части высокотехнологичной медицинской помощи в специализированную помощь составляет 270 млн руб. Конкретно посчитаны все нозологии. Если считать в койках – это минус 300 коек. По сути, чтобы в рамках имеющегося финансирования обеспечить эти объемы, целиком должна уйти 1 больница» .

Следует отметить, что объем финансирования и количество пациентов, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь и нуждающихся в ней, постоянно увеличивается. Для наиболее полного удовлетворения потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи объемы финансовых средств, запланированные в бюджете РФ на предоставление такой помощи в федеральных медицинских учреждениях (включая новые федеральные центры высоких медицинских технологий), в 2008 г. составили 23,4 млрд руб. (195 тыс. пролеченных больных), в 2009 г. – 30,0 млрд руб. (227 тыс.), в 2010 г. – 36,2 млрд руб. (274 тыс.), а к 2020 г. должны вырасти до 176,5 млрд руб. (500 тыс.) . Перераспределение финансовых средств между получателями повлечет за собой изменения в организации оказания данного вида помощи. Нельзя не сказать, что работа в этом направлении ведется, но издержки на первоначальных этапах неизбежны. По-видимому, одна из основных задач будет состоять в минимизации возможных негативных последствий.

Политика сокращения коечного фонда приносит свои плоды. Только с 1990 по 1999 гг. число коек в стационарах уменьшилось на 23,8%. К сожалению, при том, что койко-места сокращаются, должного развития оказания помощи в амбулаторных условиях и условиях дневных стационаров зачастую не происходит. Негативные тенденции, в частности, намечаются в психиатрии  и при лечении инсультов.

Второй год Программа предусматривает дифференциацию как средних нормативов объемов медицинской помощи, так и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи. Это стало возможным за счет введения новых показателей:

  • медицинская помощь в амбулаторных условиях, оказываемая с профилактической и иными целями;
  • медицинская помощь в амбулаторных условиях, оказываемая в неотложной форме;
  • паллиативная медицинская помощь.

Предполагается, что введение новых показателей даст возможность запланировать рост объемов именно приоритетных (на сегодняшний день) видов помощи.

Произошло увеличение средних подушевых нормативов финансирования. В 2007 г. они (при расчете на 1 человека в год) составили 3951,7 руб., в 2012 г. – 7633,4 руб., на 2014 г. запланировано 10 294,4 руб. Планируется их дальнейшее повышение в 2015 г. до 12 096,7 руб., в 2016 г. – до 12 642,1 руб. При наблюдаемом росте расходов на здравоохранение их доля по отношению к ВВП составляет около 3,5% (в 2013 г. – 3,7%). Кстати, данный размер сопоставим с долей, принятой в годы существования СССР.

Несмотря на заявление министра здравоохранения Вероники Скворцовой об увеличении доли до 5% к 2018 г., проект основных направлений бюджетной политики указывает на последовательное снижение ВВП до 3,3% в 2016 г.  При увеличении расходов в абсолютных цифрах (что подчеркивается в официальных заявлениях) сокращение расходов на здравоохранение планируется примерно на 18%. С учетом увеличения расходов на оборону и физкультуру СМИ определили современный бюджет как «оборонно-физкультурный» 

Отметим, что в странах Евросоюза и других развитых странах доля расходов на здравоохранение превышает 6%. Даже в странах Восточной Европы власти тратят на здравоохранение от 4 до 5% ВВП .

В связи с этим налицо еще одна негативная тенденция: увеличивается бремя личных расходов. Перенос бремени расходов на пациентов имеет целый ряд отрицательных последствий. Во-первых, нарушается принцип солидарности – основа любой общественной системы здравоохранения, поскольку богатые, будучи в состоянии потратиться на лечение, платят только за себя. Во-вторых, больной человек, особенно если он беден, остается один на один со своим недугом и, оплачивая лечение, лишается последнего (при этом расходы ложатся бременем и на его близких). В-третьих, нарушается принцип социальной справедливости, что приводит к появлению новой субкультуры, где нездоровый образ жизни становится одним из ее элементов. Российские социологи давно установили: «Основное бремя платежей за лечение приходится на наименее обеспеченные слои населения, а 60% этих затрат производят совсем бедные группы, чьи общие доходы не превышают 1,5 прожиточных минимума» .

2013 г. показал, что существуют проблемы с планированием. Принцип оплаты медицинской помощи «деньги следуют за пациентом» имеет не только плюсы, но и минусы. Планы во многих регионах не соответствуют реальному объему оказанной помощи. Получается, что помощь оказана в большем объеме, чем может быть оплачено за счет средств ОМС. Положение осложняется «майскими» указами Президента России, которые ориентируют на повышение заработных плат медицинских работников. Крайней в этой ситуации становится администрация медицинской организации, поскольку на нее в итоге возлагается основная ответственность за выполнение чужих предвыборных обещаний.

Хочется надеяться, что недочеты в планировании будут устранены, чему должно способствовать Положение об осуществлении мониторинга формирования, экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (приложение к приказу Минздрава России от 18.11.2013 № 854).

Программа на 2014 г. четко устанавливает, что при оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, нужно исходить из способа оплаты за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы (КСГ) заболеваний). Оплата стационарной специализированной медицинской помощи за счет средств системы ОМС на основе групп заболеваний, в том числе КСГ, осуществляется во всех страховых случаях. Исключение составляют:

  • социально значимые заболевания;
  • методы, используемые при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, вошедшие в систему ОМС с 1 января 2014 г.;
  • отдельные методы и технологии при лечении заболеваний и состояний, на которые Программой установлены нормативы стоимости.

Приказом ФФОМС России от 14.11.2013 № 229 утверждены Методические рекомендации по способам оплаты специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и в дневных стационарах на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп (КСГ) и клинико-профильных групп (КПГ) за счет средств системы ОМС. Кроме того, что в медицинских организациях появились отделения, которые дают максимальный доход, и отделения, которые менее прибыльны, возникает еще одна опасность. Оплата помощи за законченный случай с учетом требований исполнения «майских» указов Президента России (и это четко сформулировано в послании Президента от 12 декабря 2013 г.) может привести к увеличению доли фонда оплаты труда в общем объеме расходов медицинской организации. Это породит деформацию структуры затрат, а следовательно, и снижение качества услуг здравоохранения. Наиболее простой путь, по которому идет реорганизация в настоящее время, – повышение эффективности расходов, снижение численности занятых в отрасли, оптимизация организации оказания медицинских услуг. Представляется, что все это компенсируется усилением амбулаторного звена. В реальности происходит слияние медицинских организаций даже тогда, когда «здравый смысл» подсказывает, что этого делать абсолютно не нужно.

Например, в г. Пензе объединение женских консультаций в скором времени приведет к тому, что будет создана одна консультация на весь город с населением в почти 600 тыс.

Для медицинских организаций и всей системы здравоохранения в целом большое значение имеют нормативные показатели, на основании которых будет рассчитываться их финансовое обеспечение. Граждан же интересуют в большей мере не цифры, а заболевания и состояния, при которых будет оказана бесплатная медицинская помощь. Их подробному описанию посвящен специальный III раздел Программы. Впервые Программа содержит императивные нормы. Чтобы понять принципиальную разницу, приведем формулировки, данные в Программах 2013 г. и 2014 г.:

2013 г.: «В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи в 2013 и 2014 годах) в следующих страховых случаях…». Далее идет перечисление.

2014 г.: «Гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно при следующих заболеваниях и состояниях…». Далее идет перечисление.

Формулировка Программы 2014 г. представляет собой государственную гарантию, когда гражданин не должен задумываться, хватит ли финансовых средств в том или ином фонде или в той или иной организации. Именно поэтому в предыдущих программах уточнялось, за счет каких финансовых средств оказывается бесплатная медицинская помощь при том или ином заболевании. В Программе 2013 г. появилась новая группа заболеваний, при которых можно получить бесплатную медицинскую помощь, – «симптомы, признаки и отклонения от нормы, не отнесенные к заболеваниям и состояниям».

В Программе 2014 г. закреплено, что она формируется «с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи». Программа на 2013 г. имела важное дополнение: «При оказании в рамках Программы первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом “Об обращении лекарственных средств”, и медицинскими изделиями, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи».

В реальности сложилась следующая ситуация. Врач является работником медицинской организации, которая обязана соблюдать стандарт медицинской помощи, но препараты, которые внесены в стандарт, отсутствуют в перечне ЖНВЛП. Для применения препарата, не попавшего в перечень ЖНВЛП (даже если он есть в стандарте), необходимо решение врачебной комиссии с обоснованием замены препарата, который присутствует в Перечне. Причем ссылка на стандарт не является прямым обоснованием. В результате истории болезни приобретают характер фолиантов, а врачи вместо организации лечения занимаются отписками.

Для наглядности можно взять Стандарт медицинской помощи больным с инсультом (при оказании специализированной помощи) . В Перечне среди средств, влияющих на кровь, есть варфарин (стоимость около 60 руб.), но нет тиклопидина (стоимость около 500 руб.). Среди антидепрессантов и средств нормотимического действия назван флуоксетин (стоимость 32 руб.), но нет эсциталопрама (стоимость около 1000 руб.). В средствах для лечения сердечной недостаточности указан периндоприл (стоимость около 120 руб.), но нет ирбесартана (стоимость около 1000 руб.).

Хотелось бы надеяться, что при реализации Программы 2014 г. будут учтены все недостатки предыдущих аналогичных документов.

Следует упомянуть о 12 принципах предоставления медицинской помощи в любой системе здравоохранения (приняты 17-й Всемирной медицинской ассамблеей, Нью-Йорк, США, в октябре 1963 г., дополнены 35-й Всемирной медицинской ассамблеей, Венеция, Италия, в октябре 1983 г.). В преамбуле документа констатируется: «На планете работают различные системы здравоохранения от полностью автономных до исключительно государственных. В одних странах помощь оказывается лишь остро в ней нуждающимся, в других – существует развитая система медицинского страхования, третьи существенно продвинулись в организации комплексной охраны здоровья. Различные степени сочетания частной инициативы и государственной политики в области здравоохранения порождают множество вариантов систем предоставления медицинской помощи. В идеале необходимо обеспечить наиболее современный уровень медицинской помощи при полной свободе выбора как для врача, так и для пациента. Однако эта формула носит слишком общий характер и, к сожалению, мало помогает при решении конкретных проблем здравоохранения в конкретной стране».

Иными словами, можно издать любые документы, в которых будут прописаны те или иные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи. Но надо понимать, что Программа госгарантий – не панацея. Ведь если не будут созданы условия для обучения, постоянного повышения квалификации и для работы врачебного персонала, отвечающего самым высоким нравственным требованиям, то любая Программа останется «красивой бумажкой». Из сути упомянутых 12 принципов следует, что главной должна быть не деятельность, а субъект, который должен осуществлять профессиональную деятельность и нести за нее персональную ответственность. Исходя из этого, Программа должна стать документом, который обеспечивает необходимый уровень общественного и индивидуального здоровья.

Значительное внимание при организации медицинской помощи должно уделяться подготовке врачебного персонала и оплате его труда. Программа госгарантий – лишь один из элементов качественной системы здравоохранения. Но если врач больше не будет в центре внимания государственной политики, может получиться, что при наличии современного медицинского оборудования и радующих глаз помещений саму помощь будет оказывать просто некому.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль