Лицензирование медицинской деятельности в образовательных учреждениях

1443

В оказании медицинских услуг на законных основаниях на территории образовательной организации заинтересованы в равной степени оба субъекта: и медицинская, и образовательная организация.

Для образовательного учреждения оказание медицинских услуг не является профильным видом деятельности. Поэтому, сталкиваясь с необходимостью лицензирования медицинской деятельности, учреждение образования оказывается в затруднительном положении. Обилие нормативной базы в рассматриваемой сфере как федерального уровня, так и уровня субъектов РФ, лишь усложняет процесс лицензирования.

Исходя из анализа действующего законодательства, на сегодняшний день можно выделить три варианта лицензирования медицинской деятельности в образовательной организации в зависимости от того, кто является соискателем лицензии и в каком объеме в процессе получения лицензии участвует каждая организация:

  1. обязанность лицензирования лежит только на медицинской организации;
  2. обязанность лицензирования целиком возложена на образовательное учреждение;
  3. лицензирование осуществляется совместно.

В первом случае образовательное учреждение не имеет своего медицинского кабинета и медработника в штате. Дети получают медицинские услуги на территории медицинской организации по территориально-участковому принципу. Так, п. 4.21 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» предусматривает, что в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания в фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях. Как правило, эта ситуация возникает при недоукомплектованности школы или детского сада учащимися либо воспитанниками. В этом случае выделять врача-педиатра, медицинскую сестру для образовательной организации нецелесообразно.

Во втором случае медицинский кабинет оборудуется в здании образовательной организации, в штате которой предусмотрены должности врача и медицинской сестры. Как правило, такая возможность есть у специализированных (коррекционных) школ и детских садов, а также у частных образовательных организаций.

Подобный вариант предусмотрен, например, совместным приказом Минздрава Свердловской области № 80-П, Минобразования Свердловской области № 27-и от 09.02.2010 «О совершенствовании организации медицинского обеспечения в дошкольных образовательных учреждениях». В п. 5.2 и 5.3 приказа говорится: «Медицинский персонал, осуществляющий деятельность по медицинскому обеспечению детей, может входить как в штаты лечебно-поликлинического учреждения…, так и в штаты дошкольного образовательного учреждения. …Дошкольное образовательное учреждение, в штате которого находятся медицинские работники, …должно иметь лицензию на медицинскую деятельность в соответствии с выполняемыми работами и услугами».

Основная проблема при данном варианте лицензирования заключена в необходимости соблюсти достаточно жесткие лицензионные требования, установленные подп. «в» п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291), в частности, обеспечить медицинское подразделение образовательного учреждения руководителем, имеющим:

  • высшее медицинское образование, послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование, предусмотренное квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения,
  • сертификат специалиста,
  • дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Несоблюдение указанного требования является грубым нарушением лицензионных требований и может повлечь административную ответственность по п. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.

Наиболее распространен третий вариант, когда медицинские услуги оказываются специалистами медицинской организации на базе образовательного учреждения. Рассмотрим этой вариант подробнее, предварительно проанализировав нормативное обеспечение совместного лицензирования.

Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья. Статья 41 Закона об образовании предусматривает разделение функций по обеспечению здоровья обучающихся между образовательной и медицинской организацией.

В ведении образовательной организации находятся пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом, профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных веществ, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

В полномочия органов исполнительной власти в сфере здравоохранения входит организация первичной медико-санитарной помощи, периодических медицинских осмотров и диспансеризации.

Непосредственно оказывают медико-санитарную помощь, проводят периодические осмотры и диспансеризацию подведомственные органам исполнительной власти медицинские организации по территориально-участковому принципу.

В соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) медицинская деятельность подлежит лицензированию. Пункт 8 ст. 3 Закона, а также п. 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291) предусматривают, что соискатель медицинской лицензии должен получить лицензию (разрешение) на осуществление медицинской деятельности по всем местам фактического осуществления отдельных видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Согласно п. 11 приказа Минздравсоцразвития России от 23.01.2007 № 56 «Об утверждении примерного Порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники» детская поликлиника выполняет профилактическую и лечебно-оздоровительную работу в образовательных учреждениях; проводит медицинские осмотры учащихся образовательных учреждений перед началом и в период прохождения практики в организациях, работники которых подлежат предварительным и периодическим медицинским осмотрам.

В целях реализации указанных задач в структуре детской поликлиники предусмотрено отделение организации медицинской помощи детям в образовательном учреждении.

Из приведенного нормативного обоснования можно сделать вывод, что и медицинская, и образовательная организация одинаковым образом заинтересованы в организации медицинской помощи на законных основаниях. Вместе с тем соискателем лицензии выступает все-таки медицинская организация, образовательная организация обязана лишь предоставить помещение и оборудование, соответствующие действующим санитарным нормам.

Существующее законодательство не отвечает на вопрос, кто должен быть заявителем при получении санитарно-эпидемиологического заключения на вид деятельности в случае, если помещение предоставляется не соискателем лицензии. Однако со слов ведущего специалиста отдела лицензирования и контроля качества оказания медицинской помощи Минздрава Свердловской области Борсут А.В. получать (быть заявителем) санитарно-эпидемиологическое заключение должна медицинская организация. Образовательная организация только предоставляет помещение и создает в нем необходимые условия в соответствии с санитарными нормами.

Условия передачи помещения

Статья 41 Закона об образовании установила главное требование к оформлению имущественных отношений между медицинской и образовательной организацией: передача имущества должна происходить на безвозмездной основе. Считаем данное требование вполне обоснованным, поскольку выгодоприобретателем от лицензирования становится образовательная организация. Именно ей, прежде всего, необходимо обеспечить здоровье обучающихся или воспитанников. Гражданским законодательством для оформления подобных отношений предусмотрен договор безвозмездного пользования, в данном случае частью нежилого помещения (гл. 34, 36 ГК РФ).

Техническое оснащение медицинского кабинета

Согласно п. 4.23 СанПин 2.4.2.28.21-10 кабинет врача, процедурный, прививочный и стоматологический кабинеты оборудуют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. Кроме того, прививочный кабинет оснащают согласно требованиям по организации иммунопрофилактики инфекционных болезней.

Приказом Минздрава России от 16.04.2012 № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи» определены стандарты оснащения кабинетов врача-педиатра, прививочного и процедурного кабинетов (приложения 3 и 6 к названному приказу). Аналогично приказом Минздрава России от 13.11.2012 № 910н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями» установлен стандарт оснащения детского стоматологического кабинета. Конечно, подходить к оборудованию медицинского кабинета в образовательной организации нужно индивидуально: очевидно, что в школьном медицинском кабинете нет необходимости иметь пеленальный стол и электронные весы для детей до года.

Какое оборудование и медикаменты необходимы для получения лицензии, следует уточнять в органе исполнительной власти в сфере здравоохранения соответствующего субъекта РФ (министерстве, департаменте здравоохранения). Лучше всего направить туда письменный запрос, чтобы потом в ходе получения санитарно-эпидемиологического заключения, а также при предлицензионной очной проверке не возникло вопросов.

Представляется, что оснащение кабинетов нужно согласовать с теми медицинскими специалистами, которые будут прикреплены детской поликлиникой к образовательной организации. Ведь именно они будут работать в кабинете и только детской поликлинике как соискателю лицензии придется заключать договор на обслуживание медицинской техники (подп. «е» п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности).

Штатные нормативы при организации медицинской помощи в образовательной организации

Приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи» утверждены рекомендуемые нормативы штатной численности медицинского персонала для оказания медицинских услуг в образовательном учреждении (см. табл. 1).

Таблица 1. Нормативы штатной численности медицинского персонала для оказания медицинских услуг в образовательном учреждении

Отделение организации медицинской помощи детям в образовательных организациях

Врач-педиатр

1 специалист:

 – на 180–200 детей в детских яслях (ясельных группах детских яслей-садов);

 – 400 детей детских садов (соответствующих групп в детских яслях-садах);

 – 1000 обучающихся в образовательных организациях

Медицинская сестра

1 специалист:

 – на 500 обучающихся образовательных организаций;

 – 100 детей в детских яслях (ясельных групп яслей-садов);

 – 100 детей детских садов;

 – 50 детей санаторных детских садов;

 – 300 учащихся вспомогательных школ для умственно отсталых детей

Врач по гигиене детей и подростков

1 специалист на 2500 обучающихся образовательных организаций

Госконтроль и административная ответственность

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» организации в сфере здравоохранения и образования являются объектами пристального внимания со стороны надзорных органов. Согласно п. 9 ст. 9 закона плановые проверки указанных организаций могут проводиться два и более раза в три года. Помимо плановых проверок деятельность по оказанию медицинских услуг в образовательном учреждении может стать предметом внеплановой проверки (например, по жалобе родителя), а также проверок органов прокуратуры.

При этом нужно отметить, что к административной ответственности по ст. 19.20 «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)» КоАП РФ за отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности в образовательной организации привлекаются именно медицинские организации и их должностные лица. Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1: постановление по делу об административном правонарушении от 08.02.2012 № 5-13/2013.

Суть дела: Белорецкой межрайонной прокуратурой Республики Башкортостан проведена проверка исполнения лицензионного законодательства в ГБУЗ РБ Белорецкой ЦРКБ, в ходе которой выявлены нарушения лицензионного законодательства, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

Суд установил, что работа медицинского кабинета, расположенного в здании муниципального образовательного бюджетного учреждения СОШ № <адрес>, осуществляется в отсутствие лицензии (разрешения) на медицинскую деятельность.

Решение суда: суд пришел к выводу о наличии в действиях ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного приостановления деятельности медицинского кабинета.

Примечание: в судебном процессе представитель медицинской организации объяснял отсутствие лицензии на медицинскую деятельность недофинансированием, вследствие чего были получены отрицательные санитарно-эпидемиологические заключения. Он просил суд не назначать наказание в виде штрафа, поскольку средств для его уплаты у больницы нет. Суд учел просьбу, приняв во внимание предпринимаемые медицинской организацией меры по получению лицензии.

Пример 2: решение по делу от 21.01.2013 № 12-7/2013.

Суть дела: обжалование постановления мирового судьи, которым главный врач ГБУЗ РБ «Ишимбайская центральная районная больница» признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа.

Суд установил, что в нарушение требования ст. 12 Закона о лицензировании у ГБУЗ РБ ИЦРБ отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности по всем адресам медицинских кабинетов в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в г. Ишимбай. Проверкой, проведенной Ишимбайской межрайонной прокуратурой, установлено, что у ГБУЗ РБ ИЦРБ отсутствует законное основание на право пользования помещениями под размещение медицинских кабинетов в образовательных учреждениях, соответствующие договоры с образовательными учреждениями не заключены. Медицинские кабинеты не оборудованы в достаточном количестве медицинскими аппаратами, приборами, инструментами.

Решение суда: суд решил, что данное правонарушение хотя и содержит формально все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, но в силу своей малозначительности само по себе не представляет какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям. Постановление мирового судьи было отменено в связи с малозначительностью деяния, производство по делу прекращено, главному врачу вынесено устное замечание.

Примечание: в рассматриваемом деле суд принял во внимание тот факт, что главный врач ранее к административной ответственности не привлекался, он предпринимал все меры к тому, чтобы учебные учреждения г. Ишимбая сделали соответствующий ремонт в медицинских кабинетах, приобрели необходимое медицинское оборудование, заключили с ГБУЗ РБ ИЦРБ договоры аренды на помещения.

В приведенных случаях более серьезного наказания удалось избежать благодаря тому, что руководители медицинских организаций представили доказательства предпринятых мер по оформлению лицензий на медицинскую деятельность. Поскольку получение лицензии зависит не только от усилий самой медицинской организации, для нее желательно получить доказательства того, что все действия согласованы с образовательной организацией. Таким доказательством может быть совместный приказ, в котором будут определены:

  • обязанности каждой организации при подготовке к процессу лицензирования;
  • ответственные сотрудники, порядок их взаимодействия;
  • сроки выполнения отдельных этапов подготовки к оформлению лицензии.

Наличие такого приказа, своеобразного плана совместных действий может оказаться кстати в случае привлечения организаций к ответственности за отсутствие лицензии или невыполнение лицензионных требований и условий.

Региональные особенности процесса взаимодействия

Согласно подп. «е», «ж» ст. 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования, а также координация вопросов здравоохранения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что в обозначенных сферах субъекты РФ имеют право принимать нормативные правовые акты при условии, что они не будут противоречить федеральным.

Таким образом, при получении лицензии следует изучить, помимо федеральных нормативных актов, нормативную базу того субъекта РФ (области, края, республики), где находится медицинская организация.

В Свердловской области (СО) данную сферу регулируют:

  • совместный приказ Минздрава СО и Министерства общего и профессионального образования СО от 28.01.2008 № 54а-п/01-Д «О совершенствовании организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений в Свердловской области»;
  • постановление Правительства СО от 26.06.2009 № 737-ПП, утвердившее Концепцию совершенствования организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений в Свердловской области на период до 2025 г.;
  • совместный приказ Минздрава СО № 80-П и Министерства общего и профессионального образования СО № 27-и от 09.02.2010 «О совершенствовании организации медицинского обеспечения в дошкольных образовательных учреждениях»;
  • информационное письмо Минздрава СО от 20.12.2011 № 01-24/4084 (о финансировании деятельности школьно-дошкольных отделений лечебно-профилактических учреждений);
  • совместный приказ Минздрава СО № 477-и, Министерства образования СО № 824-П от 26.07.2012 «О лицензировании медицинских кабинетов в образовательных учреждениях Свердловской области в 2012 году».

Указанными актами утвержден, в частности, территориальный стандарт медицинского обеспечения в образовательных учреждениях СО, обеспечено проведение необходимых кадровых мероприятий (исключение из штата образовательного учреждения медицинских работников и перевод их на работу в медицинские организации), организация технического оснащения кабинетов, проведение обучающих семинаров, составление графиков лицензирования дошкольных и школьных образовательных учреждений, порядок отчетности.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть: в оказании медицинских услуг на законных основаниях на территории образовательной организации заинтересованы в равной степени оба субъекта: и медицинская, и образовательная организация. Непринятие совместных мер по получению лицензии на медицинскую деятельность может обернуться для руководителей обеих организаций уголовной ответственностью, например, в ситуации, если ребенку не будет оказана медицинская помощь из-за отсутствия необходимых условий для этого, что повлечет тяжкие последствия для здоровья. В этом случае именно руководителю, несмотря на существующую в уголовном праве презумпцию невиновности, придется доказывать отсутствие преступного бездействия со своей стороны, поскольку обязанность действовать прямо предусмотрена законами.

Читайте в ближайших номерах журнала «Правовые вопросы в здравоохранении»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×