Реорганизация медицинской организации как вариант ее ликвидации

171

Техническая сторона процесса реорганизации лечебного учреждения представляется достаточно сложной для того, кто не имеет специального юридического образования и не является практикующим юристом, специализирующимся в данной сфере.

В условиях реформирования системы здравоохранения медицинская организация может столкнуться с угрозой ликвидации. Причины ликвидации могут быть самыми разнообразными. К сожалению, к их числу можно отнести недостаточную компетентность сотрудников региональных министерств здравоохранения, допускающих возможность применения данной процедуры. В этом случае главная задача руководителя – сохранить текущий статус организации.

Анализ одного из судебных дел  показал, что техническая сторона процесса реорганизации лечебного учреждения представляется достаточно сложной для того, кто не имеет специального юридического образования и не является практикующим юристом, специализирующимся в данной сфере. В частности, именно поэтому нежелательный процесс реформирования медицинской организации, основанный на незаконном распоряжении исполнительного органа государственной власти в субъекте РФ, может быть обратимым.

Рассмотрим наиболее важные аспекты обсуждаемого вопроса.

Формы реорганизации

Под реорганизацией понимается особый процесс, в ходе которого происходит прекращение и (или) создание юридического лица, сопровождающееся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица в порядке правопреемства. Согласно положениям гражданского законодательства (ч. 1 ст. 57 ГК РФ) реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В соответствии со ст. 57 ГК РФ существует пять форм реорганизации юридических лиц, а именно: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. При этом происходит создание лишь одного нового юридического лица и прекращение деятельности всех участвовавших в слиянии юридических лиц.

Реорганизация в форме присоединения характеризуется тем, что одно юридическое лицо присоединяется к другому, в результате чего первое из них прекращает свое существование, а его права и обязанности переходят в соответствии с передаточным актом в порядке универсального правопреемства к продолжающему функционировать юридическому лицу.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом (документ, содержащий положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами). Если баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Выделение как форма реорганизации характеризуется тем, что из состава юридического лица выделяются одно или несколько новых юридических лиц, к каждому из которых переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Однако при этом прекращения деятельности исходного юридического лица не происходит, оно продолжает существовать. Объем прав и обязанностей реорганизованного юридического лица и выделившихся лиц определяется в разделительном балансе.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Некоторыми авторами отмечается, что отличительной чертой реорганизации в форме преобразования является участие в ее процедуре лишь одного юридического лица, прекращающего свое существование после завершения реорганизации, когда возникает новое юридическое лицо иной организационно-правовой формы.

Правопреемство

При всех формах реорганизации, кроме выделения, наступает универсальное правопреемство. Однако в результате выделения происходит сингулярное правопреемство, поскольку реорганизованное юридическое лицо сохраняет за собой часть прав и обязанностей, а выделяемой организации может быть передана как определенная совокупность прав и обязанностей, так и отдельное право.

  • К числу признаков реорганизации относятся следующие:
  • субъектом реорганизации может выступать только юридическое лицо;
  • при реорганизации происходит прекращение существующих и (или) создание новых юридических лиц;
  • в результате реорганизации имеет место правопреемство.

Как правило, при реорганизации возможность выбора организационно-правовых форм у учредителей юридического лица ограничена. При решении вопроса об организационно-правовой форме вновь создаваемого юридического лица необходимо учитывать совокупность признаков, характерных для соответствующего вида юридических лиц. Исходя из этого, по мнению С.В. Мартышкина, в гражданском законодательстве следует закрепить специальные правила о преобразовании юридических лиц применительно к каждой организационно-правовой форме.

Правомерность реорганизации

Любое распоряжение о реорганизации лечебного учреждения следует проверять на соответствие положениям действующего законодательства в области охраны здоровья граждан. Способствует ли соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечению связанных с этими правами государственных гарантий и приоритета интересов пациентов при оказании медицинской помощи? Насколько реорганизация бюджетного учреждения целесообразна экономически?

Решения о реорганизации медицинской организации создают препятствия для реализации конкретным субъектом РФ государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи надлежащего качества.

При оценке правомерности распоряжений о реорганизации следует принимать во внимание положения следующих нормативных документов:

  • Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10.12.1948 (ст. 25);
  • Конституции РФ (ст. 41);
  • Закона об охране здоровья;
  • Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
  • Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (п. 2 ст. 13, п. 2.1 ст. 16, п. 2 ст. 17.1, п. 5 ст. 18 и п. 1 ст. 19.1);
  • Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;
  • Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Руководителю необходимо реально оценить возможности юридической службы медицинской организации и в случае необходимости своевременно обратиться к более квалифицированному специалисту, так как может потребоваться комплексный анализ практики рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных актов.

Обратим внимание на то, что руководство медицинской организации не обязано самостоятельно защищать свои интересы в суде, а может обратиться за помощью в прокуратуру субъекта РФ.

Исходя из правовой позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в постановлениях от 23.03.2012 № 15, от 25.01.2013 № 12, в определении от 13.12.2007 № 16437/07, прокурор должен участвовать при рассмотрении данной категории дел и представлять интересы медицинской организации. Об этом же говорится в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30.01.2013 № Ф09-14221/12 по делу № А76-11377/2012. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) прокуратура РФ наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России. Кроме того, п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор участвует в судебном процессе самостоятельно в целях защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

В п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» разъяснено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Напомним также, что ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) установлено право прокурора обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если он полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исковые требования

Определим фактическое основание будущих исковых требований. На первом месте неизменно стоит экономическая составляющая реорганизации юридических лиц. При составлении искового заявления необходимо провести анализ экономической составляющей деятельности больницы и кратко изложить его результаты в тексте иска. К этой работе следует привлечь финансово-экономическую службу медицинской организации. К исковому заявлению целесообразно приложить все бухгалтерские и/или экономические расчеты.

В рассматриваемом нами примере суд пришел к выводу, что в нарушение требований ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ заинтересованным лицом (департаментом здравоохранения) суду не были представлены надлежащие доказательства обоснования причины реорганизации Муниципального бюджетного учреждения «Городская поликлиника № 3» в форме присоединения к нему Муниципального медицинского учреждения «Центр здоровья населения». Отсутствовала «экономическая целесообразность ведения деятельности».

При этом арбитражный суд в силу ст. 67 и 68 АПК РФ признал неотносимыми и недопустимыми следующие доказательства по делу:

  • представленную представителем департамента здравоохранения копию Пояснительной записки без даты и указания адресата, поскольку данный документ не основан на соответствующих надлежащих экономических расчетах;
  • представленное Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская поликлиника № 3» Обоснование экономической эффективности, так как данный документ подписан неуполномоченным лицом и подготовлен только после принятия заинтересованным лицом оспариваемого ненормативного правового акта.

Распоряжения о реорганизации медицинских организаций всегда должны содержать технико-экономическое обоснование.

При реорганизации детского лечебного учреждения следует обращать внимание на п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В нем сказано, что принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления. Оцениваются последствия принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки решение признается недействительным с момента его вынесения.

После экономической составляющей анализируется уставная деятельность реорганизуемых учреждений. Анализ должен быть детальным и может быть оформлен в виде таблиц. Если имеется техническая возможность, желательно представить деятельность организации в виде диаграмм и графиков. К этой работе следует привлекать сотрудников кафедр организации здравоохранения учебных заведений, поскольку здесь может пригодиться их опыт научной работы, планирования деятельности медицинских организаций, информационного обеспечения этого процесса.

В рассматриваемом деле в ходе судебного разбирательства арбитражный суд установил, что в соответствии с п. 2 уставов Муниципального бюджетного учреждения «Городская поликлиника № 3» и Муниципального медицинского учреждения «Центр здоровья населения» данные муниципальные бюджетные медицинские учреждения осуществляли кардинально разные виды деятельности в сфере оказания медицинских услуг разным категориям населения. Иными словами, их деятельность не является однородной.

Все выводы необходимо подкреплять положениями судебной практики. К сожалению, по данной категории дел ее не так много. Стоит обратить внимание, в частности:

  • на определение ВАС РФ от 18.02.2008 № 1295/08;
  • постановление ФАС Поволжского округа от 30.10.2008 по делу № А55-976/08;
  • постановления ФАС Уральского округа от 12.10.2006 № Ф09-8464/06-С3, от 10.10.2007 № Ф09-8335/2007-С4.

Наконец, следует понимать, что нежелательная реорганизация больницы – это обычно тот случай, когда в противоборство следует вовлекать СМИ и региональных политических аналитиков.

В заключение отметим, что описанная ситуация далеко не однозначна и фактически провоцирует конфликт между медицинской организацией и региональным министерством здравоохранения. Задача главного врача – убедить вышестоящее ведомство в том, что реструктуризация медицинской организации негативно скажется на качестве оказываемой медицинской помощи населению, повлечет за собой необоснованное увольнение высококвалифицированных специалистов, технических сотрудников, а также может существенно подорвать бюджет субъекта РФ.

Тем не менее, если на уровне руководителей не удается разрешить вопрос конструктивным способом, то исправить ситуацию можно, только обратившись в прокуратуру и в суд субъекта РФ.

Читайте в ближайших номерах журнала «Правовые вопросы в здравоохранении»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×