Правовые аспекты проблемы безопасности при реализации медицинской деятельности

78

Необходимо проводить дальнейшую реструктуризацию законодательства в сфере охраны здоровья в направлении обеспечения безопасности граждан

В словаре С.И. Ожегова  безопасность определена как состояние, при котором не угрожает опасность или есть защита от нее. В свою очередь, опасность трактуется как возможность, угроза чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья.

Угрозами в области охраны здоровья могут быть опасные условия труда, медицинское оборудование / изделия, медицинская практика (в частности, хирургическая), инфекционные заболевания, препараты крови, негативные последствия применения лекарственных препаратов (проблема лекарственной безопасности) и т. д. На современном этапе развития медицины можно говорить о существовании глобальной проблемы безопасности пациентов. Неслучайно соответствующие законодательные акты регулируют вопросы безопасности:

  • донорской крови и ее компонентов (Федеральный закон от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»);
  • пищевых продуктов (Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»);
  • производимой продукции, товаров и услуг (Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1), в том числе лекарственных препаратов (Закон № 61-ФЗ) и медицинских изделий (Закон об охране здоровья);
  • радиационной (Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ);
  • безопасности генно-инженерной деятельности (Федеральный закон от 05.07.1996 № 86-ФЗ);
  • биологической безопасности («Национальная концепция профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2011, далее – Национальная концепция)).

Многие юристы отводят безопасности человека и гражданина роль социально значимого явления, социального блага, подчеркивают его конституционно-правовую ценность . Право личности на безопасность рассматривается ими в качестве «сквозного» права-гарантии для конституционных прав.

Хотя право на безопасность не получило четкого закрепления на конституционном уровне, однако законодатель упоминает о нем в Стратегии, подчеркивая, что важно обеспечить социальную стабильность, повысить качество работы органов государственной власти, чтобы позволить гражданам РФ реализовать не только их права на жизнь, труд, здоровье и здоровый образ жизни, но и право на безопасность. Целый ряд законодательных актов содержит указания на необходимость создания безопасных условий для предупреждения нанесения вреда здоровью человека.

Прежде всего, Конституцией РФ декларированы право на труд каждого в безопасных условиях (ч. 3 ст. 37), на благоприятную окружающую среду (ст. 42). В Национальной концепции указывается, что для предотвращения инфицирования пациентов и медицинского персонала необходимы безопасные условия. В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.11.2011 № 146 «О профилактике внутрибольничных инфекций» необходимо принимать меры по обеспечению безопасных условий при проведении медицинских манипуляций. Закон о психиатрической помощи закрепляет необходимость оказания стационарной психиатрической помощи в условиях с наименьшими ограничениями, обеспечивающими безопасность госпитализированного лица и других лиц, при соблюдении медицинскими работниками его прав и законных интересов (п. 1 ст. 30).

Стратегия подчеркивает, что серьезную угрозу не только безопасности и экономике государства, но и здоровью населения представляет незаконный оборот и немедицинское потребление лекарственных препаратов, обладающих психотропным воздействием, что, в свою очередь, влияет на распространение ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов.

В настоящее время единственным правовым документом, относительно полно регулирующим вопросы безопасности граждан в сфере охраны здоровья, являются Методические рекомендации № 2004/46 , в которых безопасность пациентов называется основополагающим принципом медицинской помощи и определяется как максимально возможное соответствие клинических исходов ожиданиям врача и больного при минимальном риске отрицательных последствий лечения и диагностики.

В свете изложенного целесообразно вести речь о необходимости обеспечения безопасности медицинской деятельности.

Согласно п. 2 ст. 7 Конституции РФ в России охраняются труд и здоровье людей, в связи с чем каждый имеет конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь (п. 1 ст. 41). Несмотря на то, что право на медицинскую помощь вынесено за рамки права на охрану здоровья, медицинская помощь является частью охраны здоровья. Исходя из положений Конституции РФ, «медицинскую деятельность» можно рассматривать в рамках конституционно-правовой категории «медицинская помощь». В то же время согласно Закону об охране здоровья и постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”)» медицинская деятельность осуществляется посредством различных видов медицинской помощи.

Оказание медицинской помощи и осуществление посредством ее медицинской деятельности представляют собой способы реализации гражданами конституционного права на охрану здоровья. Оценку полноты реализации указанного права можно проводить путем оценки качества медицинской помощи, на которое прямо влияет ее безопасность и, соответственно, безопасность медицинской деятельности. При этом в действующем законодательстве отсутствуют единообразные правовые дефиниции понятий «надлежащее качество медицинской помощи», «дефекты медицинской помощи», «критерии качества медицинской помощи», «безопасность медицинской помощи», «безопасность медицинской деятельности». Поэтому в настоящее время не представляется возможным выработать однозначное и объективное заключение о качестве оказываемой медицинской деятельности (помощи) и оценить полноту реализации конституционного права на охрану здоровья.

Медицинская деятельность, как структурный элемент конституционного права на медицинскую помощь, представляет собой один из способов реализации конституционного права на охрану здоровья, на осуществление которого могут влиять потенциально неблагоприятные последствия данной деятельности, рисками возникновения которых (согласно Методическим рекомендациям № 2004/46) сопровождается любое медицинское вмешательство.

В пользу данного вывода свидетельствуют основные характеристики медицинской деятельности. Прежде всего, медицинская деятельность является лицензируемой (см. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», далее – Закон о лицензировании), а лицензирование входит в перечень мероприятий, выполняемых с целью контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 № 633-О-П в обязательном порядке подлежат лицензированию именно те виды деятельности, осуществление которых влечет нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан. Профессиональный характер медицинской деятельности означает, что при ее проведении следует соблюдать стандарты и порядки оказания медицинской помощи, что позволит предупредить нанесение вреда здоровью.

Возможность нанесения вреда в ходе медицинской деятельности презюмирована законодателем, так как пациенты должны подписывать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него (ст. 20 Закона об охране здоровья). При подписании формы информированного добровольного согласия индивид, как правило, получает у лечащего врача необходимые сведения не только о целях или методах оказания медицинской помощи, но и о связанном с ними риске.

В силу опасного характера медицинской деятельности медицинские работники имеют право страховать риск своей профессиональной ответственности (п. 7 ст. 72 Закона об охране здоровья). В настоящее время обсуждается проект Федерального закона «Об обязательном страховании пациентов при оказании медицинской помощи»  (может вступить в силу c 1 января 2015 г.).

С.А. Зенцова  и В.Е. Суржиков  к признакам деятельности, создающей повышенную опасность, относят владение и использование объектов с вредоносными свойствами, отсутствие полного контроля со стороны человека и создание угрозы для безопасности окружающих.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 24.09.2013 № 1472-О деятельность, создающая риск повышенной опасности для окружающих, связана с использованием источника повышенной опасности.

По мнению О.М. Солдатенко , не существует деятельности повышенной опасности вне связи с особым материальным объектом, и нет таких материальных объектов, которые бы считались источниками повышенной опасности вне деятельности, связанной с ними.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 указано, что вред считается причиненным источником повышенной опасности, если он явился результатом действия или следствием проявления вредоносных свойств этого источника. Исходя из этого, источник повышенной опасности проявляет свои вредоносные свойства в ходе его использования, то есть при осуществлении какой-либо деятельности.

Из смысла ст. 1079 ГК РФ следует, что деятельность, создающая повышенную опасность для окружающих, представляет собой процесс использования транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов. По сути, перечисляются источники повышенной опасности.

Законодатель в п. 2 и 3 ст. 1083 ГК РФ упоминает о возможности противоправного завладения источником повышенной опасности, о взаимодействии этих источников (например, в виде столкновения транспортных средств и т.п.), о владельце источника повышенной опасности, который обладает им на праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления либо на ином законном основании.

При этом Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 26.01.2010 № 1 уточняет, что перечень источников, создающих повышенную опасность, определенный статьей 1079 ГК РФ, не исчерпывающий и может быть расширен. Суд, принимая во внимание особые свойства предметов, веществ или иных объектов, используемых в процессе деятельности, вправе признать источником повышенной опасности также иную деятельность, не указанную в перечне.

Таким образом, медицинская деятельность, несмотря на лицензируемость и профессиональный характер, несмотря на необходимость соблюдения специальных правил (порядков, стандартов), способствующих снижению вероятности вреда здоровью индивида, все-таки сопровождается риском нанесения вреда. Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 № 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целости и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психогенных факторов внешней среды. При проведении медицинской деятельности используются вещества, организмы, объекты, средства, устройства, инструменты, методы, манипуляции, технологии, обладающие вредоносными свойствами в отношении здоровья пациентов, поскольку они могут нарушать физиологические функции и анатомическую целостность тканей и органов человека. Это позволяет рассматривать их в качестве источников повышенной опасности в сфере охраны здоровья. Поэтому обоснованным представляется рассмотрение медицинской деятельности в качестве деятельности, создающей повышенную опасность.

К источникам повышенной опасности в сфере охраны здоровья, по нашему мнению, можно отнести:

  • лекарственные препараты;
  • возбудителей социально-значимых (туберкулез), особо опасных (гепатитов В и С, ВИЧ-инфекции и др.) и внутрибольничных инфекций;
  • донорскую кровь и ее компоненты;
  • донорские половые клетки и эмбрионы;
  • трансплантируемые ткани и органы человека;
  • диетическое питание для профилактики и лечения;
  • медицинские изделия;
  • медицинское оборудование (связанное с воздействием ионизирующего излучения, электрической и тепловой энергии).

Данный перечень не является исчерпывающим. В частности, Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения» (распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р) упоминает о появлении в ближайшем будущем в медицине новых продуктов «с высоким содержанием интеллектуальной составляющей». Президент РФ в Послании Федеральному Собранию РФ от 12.12.2013 подчеркнул, что многие страны уже стоят на пороге внедрения лечебных технологий, основанных на био- и генной инженерии, на расшифровке генома человека. Поэтому в будущем неизбежно появятся инновационные биомедицинские, тканевые, генно-терапевтические продукты, на основе генно-инженерно-модифицированных микроорганизмов, синтетической биологии, нанотехнологий; клетки, ткани и органы, используемые в ксенотрансплантологии (от животного другого биологического вида, чем человек), безопасность которых только предстоит изучить. Но уже сейчас Национальная концепция обращает внимание на необходимость снижения степени агрессии медицинских технологий и на ограничение использования высоко инвазивных процедур (ст. 3.10).

В пользу того, что перечисленные вещества, организмы, объекты, средства, устройства, инструменты, методы, манипуляции, технологии можно считать источниками повышенной опасности, свидетельствуют положения целого ряда законодательных актов, устанавливающих ответственность со стороны государства за обеспечение безопасности указанных источников.

Так, Закон об охране здоровья закрепляет ответственность органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (п. 3 ст. 1, ст. 98), в том числе устанавливает государственный контроль безопасности медицинской деятельности (ст. 88), безопасности медицинских изделий (ст. 95).

Положения Закона № 61-ФЗ определяют приоритет государственного регулирования безопасности и качества лекарственных препаратов (п. 2 ст. 1); регламентируют государственный контроль (надзор) в сфере их обращения (ст. 9); регулируют вопросы государственной регистрации лекарственных препаратов (ст. 13); закрепляют требование контроля безопасности лекарственных препаратов (ст. 64).

В ст. 14 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» говорится о необходимости государственного надзора качества и безопасности медицинских иммунобиологических препаратов – вакцин, анатоксинов, иммуноглобулинов и др.

Таким образом, полный контроль источников повышенной опасности в здравоохранении со стороны человека невозможен, а риск нанесения вреда жизни и здоровью граждан высок.

К юридическим признакам медицинской деятельности, создающей повышенную опасность, можно отнести:

  • правомерность (в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2013 г. № 1766-О законодательные положения о правилах возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности, не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо конституционные права и свободы человека и гражданина; следовательно, медицинская деятельность, создающая повышенную опасность, не только не нарушает конституционное право человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь, но и является одним из способов его реализации );
  • обязательность лицензирования (п. 46 ст. 12 Закона о лицензировании; ст. 15 Закона об охране здоровья);
  • невозможность полного контроля со стороны человека, так как это деятельность повышенной опасности (например, см. определение Московского городского суда от 10.04.2013 № 4г/7-2464/13).
  • профессиональный характер, поскольку предполагается действие (бездействие) медицинского работника;
  • оказание медицинской помощи/услуг (вмешательств) в рамках медицинской деятельности с целью поддержания и восстановления здоровья как основание действия (бездействия) медицинского работника (п. 3 постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291).
  • недостижимость указанной цели (поддержания и восстановления здоровья) посредством действий (бездействия), не связанных с риском, именно поэтому для осуществления медицинской деятельности необходимо добровольное информированное согласие пациента;
  • наличие вероятности причинения вреда жизни или здоровью, так как используются источники повышенной опасности, обладающие вредоносными свойствами и не полностью подконтрольные человеку;
  • принятие достаточных мер (со стороны медицинских работников, допускающих риск) для предотвращения и снижения вреда в рамках законодательных и иных требований посредством соблюдения порядков и стандартов оказания медицинской помощи (пп 2, п. 1 ст. 79 Закона об охране здоровья);
  • вероятность низкой степени достижения запланированного результата медицинской помощи;
  • наличие гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности за причинение вреда жизни или здоровью в ходе осуществления медицинской деятельности, создающей повышенную опасность.

Следовательно, в настоящее время при реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь практически невозможно полностью избежать риска нанесения вреда в ходе медицинской деятельности, создающей повышенную опасность, но его можно минимизировать.

Согласно Модельному закону  о защите прав и достоинства человека в биомедицинских исследованиях в государствах-участниках СНГ под минимальным риском подразумевается вероятность ущерба для здоровья участника биомедицинского исследования, которая не превышает обычно встречающуюся вероятность в повседневной жизни или при выполнении стандартных физикальных или психологических обследований или тестов.

При осуществлении медицинской деятельности, создающей повышенную опасность, речь должна идти, по-видимому, об обоснованном риске, характеристики которого закреплены в ст. 41 УК РФ. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам. Данное положение можно дополнить признаками «обоснованного медицинского риска», предложенными Е.О. Костиковой , среди которых выделяется терапевтический или не терапевтический характер действий (бездействия) медицинского работника, а также возможность причинения вреда жизни или здоровью гражданина и др.

В российском законодательстве отсутствует общее правовое определение понятия «безопасность». Но из ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» следует, что основным принципом ее обеспечения являются соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. В Стратегии сказано, что национальная безопасность представляет собой состояние защищенности (общества, личности, государства) от угроз (внутренних и внешних), при котором возможно не только сохранение суверенитета, территориальной целостности; поддержание устойчивого развития РФ, обороны и безопасности государства, но и реализация конституционных прав, свобод; обеспечение гражданам достойных качества и уровня жизни. Указанные положения согласуются с «Хартией европейской безопасности» (Стамбул, 1999): «уважение прав человека и основных свобод, демократии и верховенства закона занимает центральное место в принятой ОБСЕ всеобъемлющей концепции безопасности».

Европейская хартия прав пациентов (Брюссель, 2002), закрепляя право индивида на безопасность, подразумевает под ним право избежать вреда, вызванного ненадлежащим функционированием системы здравоохранения, небрежностью медицинских работников и медицинскими ошибками, и предоставить доступ к услугам здравоохранения и лечению, соответствующим высоким стандартам безопасности с целью достижения оптимального уровня охраны здоровья. 

На безопасность медицинской помощи оказывает влияние ее качество.  В соответствии с Резолюцией WHA 55.18 Ассамблеи ВОЗ по безопасности пациентов  2002 г. под повышением качества здравоохранения понимается создание научно-обоснованной системы по разработке стандартов в здравоохранении с целью улучшения глобальной системы безопасности пациентов; по контролю безопасного применения медицинского оборудования, технологий и лекарственных препаратов; по внедрению культуры безопасности в здравоохранение и поощрению исследований в области безопасности пациентов.

Таким образом, обеспечение безопасности граждан в сфере охраны здоровья подразумевает законодательное формирование такого состояния системы здравоохранения, при которых в ходе медицинской деятельности, создающей повышенную опасность, возможна максимальная степень достижения запланированного результата с минимальным обоснованным риском нанесения вреда жизни и здоровью (риском неблагоприятных последствий медицинской деятельности).

Конституционный Суд РФ в своем Определении от 03.07.2008 № 676-О-П к условиям реализации конституционного права на охрану здоровья относит возможность пользоваться необходимыми лекарственными препаратами. В то же время сохраняется проблема лекарственной безопасности, так как при использовании лекарств существует риск возникновения негативных последствий (п. 1 ст. 64 Закона № 61-ФЗ). Только за последнее десятилетие на мировом фармацевтическом рынке оказалось примерно 350 новых лекарственных препаратов . В будущем ожидается появление целого ряда инновационных биомедицинских, тканевых, генно-терапевтических продуктов, профиль безопасности которых изучен не полностью.

Необходимо отметить, что при применении любого лекарственного препарата могут развиваться негативные последствия, что обусловлено как индивидуальными особенностями его биотрансформации в организме пациентов, так и содержанием действующих веществ, проникающих в органы и ткани человека. Потенциальная вредоносность ЛП не вызывает сомнений.

В 2004 г. был изъят из обращения препарат рофекоксиб по причине возникновения у пациентов инфарктов миокарда и инсультов.  В 2009 г. был отозван бенфлуорекс, так как его применение в период с 1976 по 2009 гг. только во Франции привело более чем к 500 случаям смерти (из-за повреждения сердечных клапанов).  В 2010 г. по причине высокой частоты сердечнососудистых осложнений мировой рынок «покинул» препарат сибутрамин (для лечения ожирения).  В настоящее время в базе данных Vigibase Всемирной организации здравоохранения зарегистрировано 10351 сообщений о негативных последствиях применения препарата варениклин (для лечения никотиновой зависимости).

Признание, защита и соблюдение прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ). Следовательно, создание безопасных условий для реализации конституционного права на охрану здоровья – это, прежде всего, конституционная обязанность государства, реализуемая в том числе посредством проведения государственной политики по обеспечению безопасности граждан. В структуре указанной государственной политики можно выделить следующие элементы:

  • нормативно-правовое регулирование и организационное обеспечение безопасности граждан в сфере охраны здоровья;
  • дальнейшая разработка стандартов медицинской помощи;
  • организация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в области обеспечения безопасности граждан;
  • возмещение вреда, причиненного неблагоприятными последствиями в ходе осуществления медицинской деятельности.

Безопасность пациентов целесообразно обеспечить законодательно. Прежде всего, необходимо корректировать структуру федерального законодательства в области охраны здоровья, которая в настоящее время состоит из рамочного, кодифицированного нормативного правового акта, Закона об охране здоровья, регулирующего основные виды правоотношений в сфере охраны здоровья.

Справедливости ради следует отметить, что правоотношения в наиболее «опасных» сферах медицинской деятельности, например, обусловленных контактом с возбудителями инфекционных заболеваний, все-таки регламентированы иными правовыми актами федерального уровня, в частности Федеральными законами от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».

Однако более подробная регламентация большей части правоотношений в сфере охраны здоровья, в частности, имеющих отношение к медицинской деятельности, по-прежнему осуществляется посредством множества подзаконных нормативных актов. При этом отсутствует детальное законодательное регулирование проблемы оказания медицинской помощи с использованием ресурсоемких технологий; вопросов совершенствования профессиональных знаний медицинских работников, стандартизации медицинских услуг, гарантий защиты прав пациентов, условий осуществления частной медицинской деятельности. Считаем, что для регламентации указанных вопросов также необходимы нормативные правовые документы федерального уровня, которые позволили бы повысить качество правового регулирования наиболее «рискованных» видов медицинской деятельности.

В последние годы все же наметилась тенденция относить к федеральному уровню регулирования «опасные» виды медицинской деятельности, в частности с использованием трансплантируемых органов и тканей, медицинских изделий, препаратов крови. Принят Федеральный закон от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов». Подготовлены проекты федеральных законов «Об обращении медицинских изделий», «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации (пересадке)».

Несмотря на риск нанесения вреда жизни и здоровью пациентов, решение проблемы безопасности медицинской деятельности должно привести к установлению адекватных мер профессиональной ответственности медицинских работников за нанесение вреда жизни и здоровью пациентов. В противном случае можно столкнуться с такой тенденцией как «оборонительная (перестраховочная) медицина» (defensive medicine). В случаях, когда врачи назначают пациентам дополнительные тесты, процедуры или консультации преимущественно для снижения риска наступления профессиональной ответственности, речь идет о положительном подходе в «оборонительной медицине». Когда врачи избегают определенных пациентов или процедур, то тем самым они реализуют негативный подход в «оборонительной медицине».

Для демонстрации положительного подхода в «оборонительной медицине» в США провели опрос среди 300 врачей, 100 медицинских сестер и 100 администраторов больниц. В 76% случаев медицинские работники признали, что возможность судебных исков со стороны пациентов влияет на качество оказываемой ими медицинской помощи: 79% из них назначали больше исследований, чем это было необходимо; 91% – наблюдали, как другие врачи проводят обследование в большем, чем следует, объеме; 74% – отправляли пациентов к специалистам чаще, чем считали нужным; 51% – рекомендовали проведение инвазивных процедур для подтверждения диагноза в случаях, когда с медицинской точки зрения они не рассматривали это как необходимость; 41% назначали больше лекарственных препаратов (в частности, антибиотиков), основываясь только на собственных оценках; 73% видели, как другие врачи аналогичным образом применяли лекарственные препараты. Отрицательный подход в «оборонительной медицине» реализуют 42% медицинских работников, когда предпринимают меры, чтобы избежать в своей практике манипуляций и пациентов высокого риска. 

Однако процесс реструктуризации федерального законодательства в области охраны здоровья далек от своего логического завершения. Например, в Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 г. (распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2580-р) упоминается о необходимости создания Кодекса биомедицинских законов, включающего Федеральные законы «Об обращении биомедицинских клеточных продуктов»; «Об обращении тканевых медицинских продуктов»; «О генно-терапевтических медицинских средствах», которые будут способствовать гармонизации национальных исследований и разработок с лучшими мировыми практиками.

В Докладе Совета Федерации Федерального Собрания РФ 2009 г. «О состоянии законодательства в РФ»  было указано на необходимость разработки Федеральных законов «О высокотехнологичной медицинской помощи», «О правах пациентов», «О биомедицинских исследованиях», «О регулировании частной медицинской деятельности» «О репродуктивных правах», «Об обязательном страховании профессиональной ответственности медицинских работников».

Повышение качества системы здравоохранения – это один из основных способов обеспечения безопасности пациентов, для чего важно проводить комплексные усовершенствования в рамках системы здравоохранения. Для оптимизации нормативного регулирования указанной проблемы следует закрепить в законодательстве правовые дефиниции «медицинской деятельности, создающей повышенную опасность», «обоснованного медицинского риска», «источников повышенной опасности в сфере охраны здоровья». Необходимо проводить дальнейшую реструктуризацию законодательства в сфере охраны здоровья в направлении обеспечения безопасности граждан при реализации конституционного права на охрану здоровья путем регламентации наиболее «опасных» аспектов медицинской деятельности на федеральном уровне.

Читайте в ближайших номерах журнала «Правовые вопросы в здравоохранении»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×