Стандарты медицинской помощи: применение на практике

427

В настоящее время отсутствуют не только единые подходы к разработке и внедрению нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении, но даже понимание того, что должно относиться к документам такого рода

Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техрегулировании) определено, что стандарт – это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются правила выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии. Закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований, однако это не означает, что его положения не распространяются на отношения, возникающие при выполнении работ или оказании услуг в сфере здравоохранения.

В свою очередь, Закон об охране здоровья, не дав определения термину «стандарт», ввел новое словосочетание – «стандарт медицинской помощи». Под стандартами медицинской помощи предлагается понимать некие документы, которые разрабатываются в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включают в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

1) медицинских услуг;

2) зарегистрированных и разрешенных к медицинскому применению на территории РФ лекарственных препаратов с указанием средних суточных и курсовых доз;

3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;

4) компонентов крови;

5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

6) иного, исходя из особенностей заболевания (состояния).

Разработкой стандартов медицинской помощи занимается Минздрав России.

В качестве источников необходимой для выполнения работы информации использовались официальный сайт Минздрава России и СПС «КонсультантПлюс». Размещение на сайте Минздрава России приказов об утверждении стандартов медицинской помощи с датами регистрации в период с 4 сентября по 29 декабря 2012 г. началось только с 17 января 2013 г. Регистрация приказов Минюстом России началась лишь в марте 2013 г., а последний приказ прошел регистрацию 28 мая 2013 г.

Обнаруженные недостатки

В ходе анализа, проведенного в декабре 2013 г., выяснилось, что из 795 приказов, утверждающих стандарты медицинской помощи, на сайте Минздрава России размещены только 785. Два из них относятся к числу 7 приказов, утративших силу в соответствии с приказом Минздрава России от 31.07.2013 № 512н. Еще два приказа были размещены на сайте 22 января и 4 февраля 2013 г. под одним номером (№ 1198н), в то время как приказ, размещенный 22 января, имеет номер 891н. У двух других приказов (№1221н и №1222н) перепутаны не только номера, но и приложения. Стандарты, утвержденные приказами № 636н и № 1141н, имеют абсолютно одинаковое содержание, в связи с чем приказ № 636н был отменен, но оставлен на сайте среди действующих приказов. Остается добавить, что на сайте Минздрава России отсутствуют 14 приказов об утверждении стандартов медицинской помощи, при этом в СПС «Консультант-Плюс» они есть. На сайте Минздрава России еще 26 ноября 2013 г. были размещены два стандарта медицинской помощи, которые до сих пор не утверждены приказами. В то же время приказ от 24.12.2012 № 1459н, зарегистрированный Минюстом России 28.05.2013, появился на сайте Минздрава России только 3 июля 2013 г.

При знакомстве с документами выяснилось, что тексты стандартов содержат многочисленные ошибки в написании кодов медицинских услуг и лекарственных средств, а также орфографические ошибки. Например, в тексте приказа Минздрава России от 09.11.2012 № 885н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при переломах тел (диафизов) локтевой и лучевой костей» использован код A11.02.001 вместо А11.01.002, что превращает подкожное введение лекарственных препаратов в биопсию мышцы. В двух стандартах первичной медико-санитарной помощи вид оказываемой помощи при описании «модели пациента» указывается как «специализированная».

В ряде приказов Минздрава отсутствует необходимая информация. Например, в приказе от 24.12.2012 № 1522н нет данных об усредненном показателе кратности применения рентгенографии легких, а в приказе Минздрава России от 09.11.2012 № 708н – о средних суточных и курсовых дозах лекарственных препаратов. Допущены также ошибки в написании наименований лекарственных препаратов (например, преднизалон вместо преднизолон в приказе Минздрава России от 07.11.2012 № 614н, фосувастатин вместо флувастатин в приказе от 09.11.2012 № 751н).

В стандарте первичной медико-санитарной помощи при системной красной волчанке, утвержденном приказом от 09.11.2012 № 761н, антибиотик кларитромицин отнесен к препаратам кальцитонина, являющимся регулятором кальциево-фосфорного обмена.

В стандарте, утвержденном приказом Минздрава России от 07.11.2012 № 620н, средние суточные и курсовые дозы дротаверина указываются в миллилитрах, а в стандарте, утвержденном приказом от 20.12.2012 № 1206н дозы метилпреднизолона – в микрограммах, хотя их следовало бы указывать в миллиграммах. Приказ Минздрава России от 29.12.2012 № 1690н устанавливает, что средняя дневная доза свежезамороженной плазмы, полученной методом афереза, составляет 300 миллиграмм, а не миллилитров.

В некоторых стандартах медицинской помощи усредненный показатель частоты предоставления лекарственных препаратов равен нулю, т. е. лекарственные препараты не предполагается использовать, но при этом указываются их средние суточные и курсовые дозы (приказы от 09.11.2012 № 778н, от 20.12.2012 № 1136н).

Иными словами, разнообразие ошибок, выявляемых в стандартах медицинской помощи, настолько велико, что какое-либо использование этих документов становится невозможным без предварительной доработки.

Можно также отметить, что приказы ни к кому не обращены, не устанавливают никаких ответственных лиц и сроков исполнения, а также не содержат мероприятий, подлежащих исполнению. В самих стандартах медицинской помощи речь идет только о статистической вероятности предоставления медицинских услуг или назначения лекарственных препаратов, а также применения медицинских изделий. Усредненный показатель частоты то ли проведения мероприятий, то ли предоставления медицинских услуг, указанных в стандарте медицинской помощи, может быть менее 100% даже при наличии соответствующих медицинские показаний. Указанное в документе мероприятие проводится 100% пациентов только в случае, если пациенты соответствуют какой-то выбранной неизвестно кем «модели».

Отличие медицинской услуги от просто услуги

Следует обратить внимание на то, что медицинские услуги в отличие от любых других услуг не могут никому предоставляться и не могут никем потребляться. Подобное обстоятельство обусловлено тем, что «медицинская услуга» – это медицинское вмешательство. Вмешательства подобного рода выполняются медицинским работником в виде медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, затрагивающих физическое или психическое состояние человека и имеющих профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность (п. 4 и 5 ст. 2 Закона об охране здоровья). Медицинские вмешательства (медицинская услуга) с точки зрения экономики – это работа, финансируемая государством и выполняемая медицинскими работниками во благо неограниченного круга лиц (всего сообщества), даже если вмешательства производятся в отношении одного человека.

Для сравнения можно воспользоваться определением, которое дано термину «услуга» в Налоговом кодексе РФ. Услугой для целей налогообложения признается предпринимательская деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности конкретным потребителем, т. е. клиентом, самостоятельно заплатившим за услуги или получившим услуги за счет организации, заключившей договор возмездного оказания услуг (ч. 5 ст. 38 НК РФ).

Медицинская помощь, понимаемая не как процесс взаимодействия медицинского работника с заболевшим гражданином, а как некий комплекс четко не обозначенных законом мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья, включающих в себя предоставление медицинских услуг, может быть стандартизирована. Но это могут быть только стандарты, относящиеся к проблемам технического оформления / построения данного комплекса мероприятий. Другими словами, «стандарты медицинской помощи», разработанные в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включающие в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг, не могут регламентировать работу, выполняемую медицинскими работниками в форме оказания медицинской помощи. Эти документы по своей сути стандартами медицинской помощи не являются, т. к. не имеют непосредственного отношения к процессу оказания помощи.

Это положение косвенно закреплено в п. 7 ст. 80 Закона об охране здоровья, который устанавливает, что стандарты медицинской помощи предназначены для формирования на их основе Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с учетом порядков оказания медицинской помощи, а не для оказания медицинскими работниками помощи заболевшему гражданину.

Систематизация документов

Чтобы исправить технические ошибки и упорядочить массив документов, был использован формат электронных таблиц с расширением (.xlsx). Все документы были распределены по 3 группам:

  • стандарты скорой медицинской помощи (67 документов);
  • стандарты первичной медико-санитарной помощи (268 документов);
  • стандарты специализированной медицинской помощи (460 документов).

Электронные таблицы формировались двух типов. В таблицы первого типа включались данные об усредненных показателях частоты предоставления какой-либо медицинской услуги пациентам с одним и тем же кодом МКБ-10, а также данные о средней кратности применения медицинской услуги в расчете на одного пациента. В таблицы второго типа вошли лекарственные препараты, виды лечебного питания (включая специализированные продукты лечебного питания, компоненты крови), а также медицинские изделия, имплантируемые в организм человека. В результате выполненной работы вместо 795 файлов с множеством таблиц были получены всего 3 файла, содержащие по две электронные таблицы. При желании любой пользователь легко может свести полученные таблицы в одну или же для работы с ними воспользоваться любой системой управления базой данных.

Созданные электронные таблицы позволяют не только выявлять ошибки, но и проводить различные виды анализа их содержимого. Например, анализ частоты включения тех или иных медицинских услуг в стандарты медицинской помощи (рейтинговый анализ) показал, что достаточно всего 682 медицинской услуги (20,9% от общего количества медицинских услуг) для того, чтобы на 80% обеспечить ассортимент медицинских услуг любого стандарта медицинской помощи. Наиболее часто в стандарты медицинской помощи включались такие медицинские услуги, как анализ крови биохимический общетерапевтический, анализ мочи общий, общий (клинический) анализ крови развернутый, регистрация электрокардиограммы.

Полученный результат полностью согласуется с принципом Парето, который в наиболее общем виде формулируется как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий – лишь 20% результата».

Исследование также выявило 860 медицинских услуг (26,3% от общего числа медицинских услуг, включенных в документы), которые были включены лишь в один документ. К числу таких услуг относятся, например, медицинские услуги по реабилитации пациента, перенесшего трансплантацию легких, или применение грелки.

>

Лекарственное обеспечение и стандарты медицинской помощи

Анализ частоты включения тех или иных лекарственных средств (рейтинговый анализ) в документы показал, что достаточно всего 299 наименований лекарственных средств (по МНН), чтобы на 80% обеспечить ассортимент лекарственных средств, входящих в любой стандарт медицинской помощи. Наиболее часто в документы включались натрия хлорид, преднизолон, диазепам, лидокаин, йопромид, диклофенак, трамадол, дексаметазон, цефтриаксон, флуконазол.

Были выявлены лекарственные средства 184 МНН (16,0% от общего числа включенных в документы лекарственных средств), которые были включены только лишь в какой-нибудь один единственный документ. К числу таких лекарственных средств относятся, например, эрлотиниб, эстриол, этакриновая кислота, этинилэстрадиол, этифоксин.

Проведенный анализ показал, что при формировании документов не было учтено установленное законом положение о том, что при оказании гражданам медицинской помощи обеспечение лекарствами должно производиться преимущественно лекарственными препаратами, входящими в перечень ЖНВЛП, стоимость которых в этом случае не подлежит оплате из личных средств граждан. Назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП, возможно в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, а также по жизненным показаниям (п. 2, ст. 80 Закона об охране здоровья).

Практически аналогичное требование содержится в п. 5 ст. 37 Закона об охране здоровья. В соответствии с этим пунктом назначение и применение лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Ассортимент лекарственных средств, включенный в стандарты медицинской помощи, только на 40,5% совпадает с ассортиментом, включенным в перечень ЖНВЛП, что делает проблематичным выбор лекарственных средств, назначение и применение которых возможно без нарушения законодательно установленных ограничений.

Назначение лекарственных средств затрудняется также тем, что в стандартах медицинской помощи отсутствуют данные о формах выпуска (лекарственных формах), а от формы выпуска зависит включение лекарственного препарата в перечень ЖНВЛП. Отсутствуют также дозировки и тем более названия торговых позиций (медикаментов). Вместе с тем именно для каждой торговой позиции производителями продукции разрабатываются отдельные инструкции по применению, учитывающие не только комплектацию, но и особенности первичной и вторичной упаковки.

Таким образом, утвержденные приказами Минздрава России документы, носящие название «стандарты медицинской помощи», не могут применяться ни лечащими врачами при оказании медицинской помощи, ни страховыми медицинскими организациями для наложения штрафных санкций, ни организаторами здравоохранения для расчета экономических показателей. В настоящее время отсутствуют не только единые подходы к разработке и внедрению нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении, но даже понимание того, что должно относиться к документам такого рода. В результате этого не только существенно тормозится развитие государственной системы оказания медицинской помощи гражданам, но и снижается эффективность использования имеющихся ресурсов.

Вместе с тем выполненная работа показывает, что утвержденные приказами Минздрава России стандарты медицинской помощи хотя и не могут использоваться в качестве документов прямого действия, но после проведения дополнительной обработки вполне применимы в качестве основы для организации оказания медицинской помощи в случае применения технологий, обеспечивающих создание единого информационного пространства.

Стандарт обеспечения лекарственными средствами

Для приобретения на фармацевтическом рынке медикаментов, необходимых в лечебном процессе, медицинской организации требуется оформить техническое задание, содержащее информацию не только о названии действующего вещества по МНН, но также сведения о других технических условиях, существенно влияющих на потребительские свойства приобретаемого товара и его цену (дозировка, форма выпуска и др.). В ряде случаев принципиально важным может быть указание на количество разовых доз в потребительской упаковке, комплектацию и свойства упаковки. Отсюда следует, что организация и оказание медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи невозможны без внесения в перечни лекарственных препаратов, включенных в эти документы, дополнительных сведений в виде дозировок, форм выпуска продукции (лекарственных форм), фасовки, а иногда даже торговых наименований или информации о производителе продукции.

Понятно, что в рамках документов, утверждаемых на федеральном уровне, сделать это не позволяет Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Однако можно воспользоваться зафиксированным в ст. 17 Закона о техрегулировании правом каждой организации разрабатывать и утверждать стандарты самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для совершенствования выполнения работ, а также для использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок.

Применение Закона о техрегулировании в данном случае вполне обосновано, поскольку речь идет не о регулировании процесса оказания медицинской помощи, а о планировании затрат финансовых средств, направляемых на приобретение лекарственных средств. Без проведения процедур планирования невозможно выполнить требования Закона о контрактной системе. В соответствии с Законом государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения и иные юридические лица при планировании и проведении закупок должны исходить из необходимости достижения результатов, предусмотренных государственными программами РФ и субъектов РФ, а также муниципальными программами. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. предусматривает, что порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы ОМС, устанавливаются Законом об ОМС. В соответствии с данным Законом структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на приобретение лекарственных средств.

С целью исполнения требований различных нормативных правовых актов в каждой медицинской организации, взяв за основу утвержденные приказами Минздрава России стандарты медицинской помощи, можно локальными нормативными актами утвердить стандарты обеспечения лекарственными средствами медицинской помощи, оказываемой в данной медицинской организации.

Процесс создания стандарта лекарственного обеспечения можно продемонстрировать на следующем примере. Медицинская организация, оказывающая специализированную медицинскую помощь, желает иметь в арсенале препараты гидрокортизона. Гидрокортизон (по МНН) включен в 127 стандартов специализированной медицинской помощи, утвержденных Минздравом России, и может быть использован при заболеваниях и состояниях, имеющих 329 кодов, входящих в 9 классов МКБ-10. На основании проведенного анализа сведений о деятельности стационара (форма 14, утв. приказом Росстата от 14.01.2013 № 13) можно сделать вывод о том, что в данной медицинской организации препараты гидрокортизона могут применяться при заболеваниях, входящих только в 4 класса МКБ-10, например, при заболеваниях эндокринной системы, глаза и его придаточного аппарата, кожи и подкожной клетчатки, а также костно-мышечной системы и соединительной ткани. Из 22 стандартов медицинской помощи, относящихся к данным классам МКБ-10, медицинскую организацию интересуют, скажем, только 7 стандартов специализированной медицинской помощи: при тиреотоксикозе, при глаукоме, при тяжелых формах атопического дерматита, а также при поражении межпозвонкового диска и других отделов позвоночника с радикулопатией. Проведя несложные операции по отбору нужных показателей с помощью фильтров из сводной электронной таблицы всех стандартов специализированной медицинской помощи (о которой мы уже упоминали выше), можно составить таблицу стандартов специализированной медицинской помощи, содержащих гидрокортизон.

Распределение препаратов гидрокортизона по классам МКБ-10 позволит создать «стандарт обеспечения лекарственными средствами медицинской помощи» (утверждается приказом главврача, рис. 1).

Рис. 1. Стандарт обеспечения лекарственными средствами медицинской помощи

Стандарты медицинской помощи: применение на практике

Подобным образом в стандарт обеспечения лекарственными средствами медицинской помощи последовательно включаются все лекарственные средства, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации.

В итоге получается нормативный документ, являющийся основой для составления технического задания для закупки лекарственных средств и содержащий основные качественные и количественные характеристики объекта закупки, существенно влияющие на потребительские свойства закупаемой продукции.

По завершении торгов победившая фармацевтическая организация представляет спецификации для подписания контракта. Спецификации заполняются по форме, установленной заказчиком с использованием данных из Государственного реестра лекарственных средств, а также с указанием производителя, количества единиц, стоимости одной единицы и суммарной стоимости торговой позиции с учетом НДС. При объединении спецификаций в одну таблицу получается новый документ – формулярный перечень лекарственных средств, в который можно вставлять дополнительные столбцы с необходимой информацией, например, о вхождении в перечень ЖНВЛП, зарегистрированной цене и т.п. Дополнение стандарта обеспечения лекарственными средствами медицинской помощи этими данными, а также кодами отдельных рубрик или блоков МКБ-10 в соответствии со структурой обращаемости за медицинской помощью, приводит к появлению нового документа – Формуляра обеспечения лекарственными средствами медицинской помощи, оказываемой в данной медицинской организации. Этот документ служит для информирования всех заинтересованных сторон о наличии в медицинской организации медикаментов, предназначенных для оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий. Распределение имеющихся лекарственных средств по классам заболеваний в зависимости от основного фармакологического действия позволяет врачу оперативно принимать решение о назначении медикаментозной терапии в зависимости от имеющейся клинической ситуации.

Протокол об оказании медицинской помощи

В каждой медицинской организации на основе утвержденных Минздравом России стандартов медицинской помощи может быть составлен особый документ – Протокол об оказании медицинской помощи в условиях данной медицинской организации. Этот протокол, содержащий информацию о реально проводимых медицинских вмешательствах, оформляется в качестве приложения к договору на оказание и оплату медицинской помощи, заключаемому между страховой медицинской организацией и медицинской организацией (см. образец документа).

По своей юридической сути данный документ, так же как и Формуляр обеспечения лекарственными средствами медицинской помощи, является вариантом широко распространенного договора присоединения. Каждому человеку хорошо известен договор присоединения в виде паспорта и трудовой книжки, а в системе ОМС – в виде тарифного соглашения. В соответствии со ст. 428 ГК РФ договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе, как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Принципиально важно, что присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств, либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.

Протокол об оказании медицинской помощи формируется в форме электронной таблицы, что позволяет, открывая и скрывая столбцы или строки, а также используя установленные математические формулы, очень быстро получать итоговый документ. Этот документ фиксирует соглашение, достигнутое между СМО и медицинской организацией не только в части ассортимента применяемых в медицинской организации медицинских вмешательств, методов обследования и лекарственных средств, но также в части финансирования и ответственности.

Предлагаемый вариант использования утвержденных приказами Минздрава России стандартов медицинской помощи позволяет без применения принуждения стимулировать медицинских работников к постоянному повышению уровня профессиональной подготовки. За счет использования единых подходов при разработке и внедрении норм и правил, а также систем учета и контроля с применением современных информационных технологий имеется возможность повышения эффективности использования ограниченных ресурсов и объективизации оценки трудовой деятельности медицинских работников.

Стандарты медицинской помощи и ОМС

При работе медицинской организации в системе ОМС финансирование осуществляется в соответствии с Тарифным соглашением. В заключаемых тарифных соглашениях по реализации территориальных программ ОМС фиксируются согласованные положения о формировании, изменении и применении тарифов на медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями застрахованным лицам по программе ОМС.

Тарифы изменяются (пересматриваются) при изменении программ ОМС, в том числе изменении нормативных и правовых актов РФ и субъектов РФ, регламентирующих приобретение медикаментов. Кроме того, их пересмотр происходит при включении в систему ОМС новых видов, условий, профилей (специальностей) медицинской помощи. Если средства использованы не по целевому назначению, расходы медицинских организаций не возмещаются за счет средств ОМС.

В то же время в изъятии финансовых средств со счетов медицинской организации участвует большое число контролирующих организаций, в число которых входят также фонды ОМС и страховые медицинские организации (СМО). Несмотря на то что процесс создания и утверждения стандартов медицинской помощи еще не завершен и не разработаны критерии оценки качества медицинской помощи федеральным органом исполнительной власти на основе соответствующих стандартов медицинской помощи, СМО уже налагают штрафные санкции на медицинские организации по результатам проведения так называемой «экспертизы качества медицинской помощи».

В результате проведения экспертизы качества медицинской помощи к медицинской организации применяются финансовые санкции в размере до 70% от суммы, якобы необоснованно предъявленной к оплате медицинской организацией (ч. 4 ст. 28 Закона об ОМС). Вместе с тем критерии оценки качества медицинской помощи, необходимые для проведения экспертизы, вступают в силу только с 2015 г.

Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо для уменьшения оплаты медицинской помощи достаточно велик для того, чтобы оставить медицинскую организацию без денег. Примечательно, что сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы или экспертизы качества медицинской помощи, просто удерживается из суммы, предусмотренной для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, если не будет добровольно возвращена (ч. 1 ст. 41 Закона об ОМС).

Таким образом, целевые деньги, выделенные государством на оказание гражданам медицинской помощи, в соответствии с действующим законодательством без особых проблем и в неограниченном размере переходят в собственность коммерческой организации – страховой медицинской организации. А ведь согласно Закону об ОМС страховая медицинская организация даже не является страховщиком, т. к. осуществляет только отдельные полномочия страховщика (ч. 1 ст. 14 Закона об ОМС) и не отвечает своими деньгами перед застрахованными лицами. Да и сама система ОМС не является страхованием, т. е. лицензируемым видом предпринимательской деятельности. Обязательное медицинское страхование – это вид обязательного социального страхования (ч. 1 ст. 3 Закона об ОМС), которое является частью государственной системы социальной защиты населения.

В условиях замедления роста экономики страны недостатки системы ОМС становятся все более очевидными. Дефицит финансовых средств постепенно увеличивает разрыв между государственными обязательствами и реальными возможностями медицинских организаций, участвующих в реализации Программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Выход из сложившейся ситуации возможен за счет повышения эффективности использования финансовых средств и конкретизации государственных обязательств. Создаваемые на основе утвержденных приказами Минздрава России документов протоколы об оказании медицинской помощи, стандарты и формуляры обеспечения лекарственными средствами медицинской помощи помогут не только объективно рассчитать тарифы на медицинскую помощь, но и конкретизировать обязательства медицинских организаций, а также повысить эффективность использования выделенных финансовых средств.

Образец документа

Вариант оформления протокола об оказании медицинской помощи

Стандарты медицинской помощи: применение на практике



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×