Проведение психофизиологической реабилитации медицинского персонала со средним образованием

191

Профессиональное выгорание является актуальной проблемой современной жизни и представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, вызванного длительным стрессом или фрустрацие на рабочем месте. Развитие выгорания характерно в первую очередь для профессий системы «человек – человек», где доминирует оказание помощи людям (врачи, медицинские сестры). Это происходит в том случае, когда требования к сотруднику (внутренние и внешние) постоянно преобладают над его ресурсами (внутренними и внешними) и у человека нарушается состояние равновесия. Непрерывное или прогрессирующее нарушение такого равновесия неизбежно ведет к «профессиональному выгоранию». Можно сказать, что «выгорание» – не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса.

Синдром «выгорания» у «помогающих профессионалов» является одним из источников снижения качества оказываемой медицинской и консультативной помощи. В последние годы в мировой медицинской и консультативной практике все активнее развивается тенденция рассматривать состояние здоровья персонала как один из важных факторов оценки качества работы учреждения, поскольку это отражает степень удовлетворения интересов не только пациентов (клиентов), но и оказывающих им помощь профессионалов.

Исходя из сказанного, внимание к своему собственному здоровью должно становиться частью профессиональной культуры сотрудника медицинской организации и даже, в определенной мере, показателем его профессиональной компетентности. Иррациональные когнитивные установки, неадекватное эмоциональное и поведенческое реагирование, тенденция подавлять в себе, вытеснять различные переживания, эмоциональные реакции и даже различные расстройства, связанные с работой, отсутствие обращения за психологической помощью могут свидетельствовать о низкой компетентности и профессиональной культуре в медицинской среде.

Несмотря на относительную стабильность синдрома профессионального выгорания, организация соответствующей рабочей среды и использования сотрудниками индивидуальных стратегий «восполнения внутренних ресурсов» способны оказать существенное корректирующее воздействие и помочь восстановить психологические и физиологические ресурсы сотрудников медицинской организации.

Предпосылки разработки и внедрения реабилитационной программы для среднего медицинского персонала

В июле 2013 г. в Санкт-Петербурге на базе ФГБОУ ДПО СПб ЦПО ФМБА России состоялась научно-практическая конференция «Эффективная организация клинической сестринской практики». В ходе мероприятия были рассмотрены многие актуальные вопросы организации сестринской практики, в т. ч. вопрос об инновациях в профессиональном образовании медицинских работников. Доклады этой конференции побудили руководство ФГБУЗ «Южный oкружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства» (далее – ФГБУЗ ЮОМЦ ФМБА России) заняться изучением вопроса профилактики профессионального выгорания у специалистов со средним образованием. Для этой цели в Клинической больнице № 1 центра в июле 2013 г. была проведена диагностика среднего медицинского персонала восьми отделений больницы: детского, амбулаторного диализа, сосудистой хирургии, неврологии, хирургии, терапии, травматолого-ортопидического, оториноларингологического. Обследовалось 76 чел. (Всего в медицинской организации работает 326 сотрудников со средним медицинским образованием.) Для диагностики профессионального выгорания использовался опросник К. Маслях и С. Джексон, позволяющий выявить уровень эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Опрос проводила штатный психолог центра, работающая по совместительству медсестрой в стационаре. Организовывала процесс диагностики и руководила им главная медсестра Клинической больницы № 1.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

  • - о наличии эмоционального истощения у медицинского персонала: у 9 (11,8%) медсестер – высокий уровень эмоционального истощения, у 22 (28,9%) – средний, у 45 (59,3%) – низкий;
  • - о наличии у сотрудников деперсонализации различной степени тяжести: у 22 работников (28,9%) – высокий уровень деперсонализации, т. е. для снижения эмоциональной насыщенности межличностных отношений они используют отстраненность и цинизм, а при общении – грубость; у 35 чел. (46,1%) – средний уровень деперсонализации, т. е. при общении они могут использовать грубость; у 19 чел. (25%) уровень деперсонализации – низкий.

Более того, по шкале «редукция личных достижений», по которой определяется занижение сотрудником собственных достижений, потеря интереса к работе, были получены следующие результаты: у 31 сотрудника из 76 (40,8%) выявился низкий уровень редукции личных достижений, что может говорить о том, что они потеряли смысл и желание проявлять инициативу в работе, у 28 чел. (36,8%) был средний уровень редукции, у 17 чел. (22,4%) – высокий.

Таким образом, у всех обследованных сотрудников в той или иной мере проявлялось профессиональное выгорание. В связи с этим появилась необходимость о ходатайстве перед руководством клиники о внедрении реабилитационной программы для среднего медицинского персонала, благодаря которой они смогут обучиться способам управления стрессом, релаксации и самовосстановления, а также профилактики профессионального выгорания.

Клинический психолог совместно с главной медицинской сестрой Клинической больницы № 1 ФГБУЗ ЮОМЦ ФМБА России при поддержке директора центра разработали и внедрили программу «Психофизиологической реабилитации медицинского персонала со средним образованием» в августе–сентябре 2013 г. Для проведения занятий по программе была приглашена внештатный специалист, клинический психолог, автор нескольких книг по психологии Старостина Н.В.

Содержание программы 

Данная программа предполагала два направления психологического вмешательства в личностное пространство человека для стимулирования его позитивных изменений:

  • - работа с коммуникативной компетентностью, умение работать в команде;
  • - работа с навыками самоменеджмента.

Предполагалось использовать различные виды психотерапевтической и психокоррекционной работы: телесная психотерапия, когнитивная, арт-терапия, а также предполагалось использовать организацию терапевтической среды.

Недостаток коммуникативной компетентности является одним из основных источников выгорания у лиц помогающих профессий. Коммуникативная компетентность – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения. Складывается она из умения прогнозировать ситуацию, в которой происходит общение, программировать весь процесс общения, управлять процессом общения в любой ситуации и на любой стадии.

Сотрудник медицинского учреждения, выполняя определенные правила и требования, обусловленные особенностями своей профессии, приобретает коммуникативную компетентность. Знание правил общения, таких как правила «постоянной готовности к пониманию», контроля над невербальными сигналами, «собственной неправоты», а также активного и конструктивного слушания, обратной связи, позволяют сделать общение сотрудников с коллегами и пациентами клиники более эффективным.

В связи с этим большое внимание в программе было уделено развитию у сотрудников знаний и умений, навыков межличностного и делового общения, овладению персоналом знаниями и способами защитных психологических техник, повышения стрессоустойчивости.

Второе направление работы – это развитие у сотрудников навыков самоменеджмента. Самоменеджмент – это самостоятельная организация сотрудником своего труда и отдыха. Управление временем – это действие или процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность. Управление временем может помочь каждому сотруднику при выполнении конкретных задач, проектов и целей. Самоменеджмент помогает выполнять работу с меньшими расходами, лучше организовать труд (следовательно, получить лучшие результаты), уменьшить загруженность работой и, как результат, уменьшить спешку и стрессы.

Для того чтобы сознательно уметь контролировать количество времени, потраченного на ту или иную деятельность, уметь переключаться, заканчивать деятельность и тем самым, увеличивать эффективность и продуктивность деятельности, необходимо иметь набор умений и навыков управления временем, таких как планирование и распределение деятельности в течении дня, релаксация, восстановление сил и энергии, активный отдых, регулярное выполнение психосоматических упражнений, правильное использование свободного времени для восстановления физического, психологического и эмоционального состояния. Для определения навыков самоменджемента можно, например, использовать тест «Насколько вы эффективно управляете своей жизнью?» и другие.

Предполагалось, что все полученные знания и умения будут способствовать снижению эмоционального истощения и деперсонализации у медсестер как специалистов помогающих профессий.

Деперсонализация – это состояние, характеризующееся расстройством самосознания личности, отчуждением некоторых или всех психических процессов, собственным ощущением нереальности. При деперсонализации наблюдается искаженное восприятие человеком самого себя и утрата единства Я. Целостное Я расщепляется на отдельные части, среди которых самостоятельное существование приобретают действующее Я и наблюдающее Я. Расщепление Я сопровождается самоотчуждением, в результате чего утрачивается представление о собственной реальности. Под воздействием наблюдающего Я собственные мысли и телесные движения воспринимаются как бы со стороны. В легких случаях деперсонализации человек становится как бы безучастным к своим собственным переживаниям, утрачивает способность к выражению радости, печали, раскаяния.

Практические занятия должны помочь им чувствовать себя членами большой и дружной команды, где каждый придет на помощь, в случае необходимости. Формирование и сплочение команды, поддержка коллег являются гарантией уверенного поведения на рабочем месте.

>

Цели реабилитационной программы

Были определенны следующие цели программы: 

  • - способствовать снятию профессионального напряжения и выгорания у медицинского персонала, повышению профессиональной мотивации путем изменения личностной установки каждого по отношению к своей работе, жизни и ее смыслу;
  • - оказать помощь при освоении приемов релаксации, визуализации, ауторегуляции, самопрограммирования, а также общения и восстановления коммуникаций;
  • - провести работу, направленную на преодоление уже приобретенных стресс-синдромов, личностных деформаций или заболеваний стрессогенного происхождения;
  • - оказать помощь при освоении приемов релаксации, визуализации, ауторегуляции, самопрограммирования, а также при освоении приемов общения и восстановления коммуникаций.

Для получения ожидаемых результатов были выделены необходимые условия успешной работы:

  • - общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в группе;
  • - умение каждого участника группы осознавать весь процесс работы, свое участие в нем, постоянное осознание своих действий, мыслей и чувств, а также того, как сотрудник выглядит со стороны, общаясь с разными людьми (такое осознание себя помогает каждому принять свой личный опыт общения с пациентами и коллегами);
  • - осознание и раскрытие творческого потенциала каждого сотрудника, повышение его ощущения самоэффективности и значимости.

Все эти условия выполнялись в процессе проведения психокоррекционных занятий и тренингов.

Диагностические мероприятия в рамках выполнения программы

Перед тем как приступить к психокоррекционным занятиям с 7-го по 16-е августа 2013 г. внештатным специалистом, клиническим психологом Старостиной Н.В. была проведена дополнительная диагностика среднего медицинского персонала уже названных ранее 8 отделений. Добровольно во второй половине рабочего дня были обследованы 44 чел. в возрасте от 20 до 60 лет.

Задачи диагностики:

  1. Изучить степень нервно-психической напряженности у исследуемых.
  2. Выявить у них виды стрессогенных жизненных событий и определить степень их сопротивляемости стрессу.
  3. Выявить уровень ситуативной (проявляющейся в данный момент) и личностной тревожности испытуемых.

В исследовании использовался диагностический комплекс, включающий следующие методики:

  • - «Шкала нервно-психического напряжения», разработанная Т.А. Немчиным;
  • - «Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге»;
  • - «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина.

Показателями стрессоустойчивости выступали самоощущения испытуемых физического и психического дискомфорта, а также их умение контролировать свои эмоции и выходить из напряженного состояния. При этом под нервно-психической напряженностью понимается психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий, которое сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, страха и включает в себя готовность овладеть ситуацией, действовать в ней определенным образом.

По результатам проведенных исследований, у всех лиц, принимавших участие в нем, в различной степени выраженности, представлены все группы признаков стресса в той или иной степени.

Определение наличия физического дискомфорта. Так, полное отсутствие физического дискомфорта отметили лишь 15,9% (7 чел.) опрошенных, незначительные неприятные ощущения – 75% (33 чел.), выраженный физический дискомфорт – у 9,1% респондентов (4 чел.).

Определение наличия психического дискомфорта. При обследовании психического дискомфорта на рабочем месте результаты были такими: резко выраженное ощущение душевного дискомфорта отметили 22,7% опрошенных (10 чел.), слабовыраженное ощущение дискомфорта – 50% (22 чел.), отсутствие неприятных ощущений и психического дискомфорта – отметили всего лишь 27,3% (12 чел.).

Определение уровня нервно-психического напряжения. У 45% (20 чел.) была выявлена слабая степень нервно-психической напряженности, у 50% (22 чел.) – умеренная и у 5% (2 чел.) – чрезмерная.

Надо учитывать, что слабая степень нервно-психической напряженности характеризуется незначительно выраженным состоянием дискомфорта, психической активностью, адекватной ситуации, готовностью действовать соответственно обстоятельствам.

Умеренная степень нервно-психической напряженности характеризуется явно выраженным состоянием дискомфорта, наличием тревоги, беспокойства, или же гнева, раздражения, но имеется готовность действовать в соответствии с обстоятельствами.

Чрезмерная нервно-психическая напряженность характеризуется наличием сильного дискомфорта, тревоги, переживанием страха, апатии. Имеется готовность овладеть ситуацией, однако, зачастую, нет возможности реализовать эту готовность.

Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации. Далее участникам диагностики было предложено заполнить анкету «Методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге».

Очень высокой степенью сопротивляемости стрессу, к сожалению, не обладает ни один из опрошенных, высокой – обладают 29,5% (13 чел.) респондентов, пороговой – 31,8% (14 чел.), низкой (ранимостью) – 38,7% (17 чел.).

Надо помнить, что низкая степень сопротивляемости стрессу (ранимость) представляет реальную угрозу здоровью человека, развитию у него как психосоматических, так и соматических заболеваний в ближайшее время, особенно в осенне-зимний период. Может говорить о снижении иммунитета, затяжном выходе из соматического заболевания.

Исследование реактивной и личностной тревожности. Для того чтобы в полной мере понять причины снижения стрессоустойчивости у коллектива медицинских сестер, было исследовано такое свойство личности, как тревожность.          

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, даже в тех случаях, объективные характеристики которых к этому не располагают. 

Результаты исследования по «Шкале реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина» были следующими. Низкий уровень реактивной (ситуативной) тревожности – у 15,9% опрошенных (7 чел.), средний – 27,3% (12 чел.), высокий – у 56,8% (25 чел.). Низкий уровень личностной тревожности – у 6,8% респондентов (3 чел.), средний – у 34% (15 чел.), высокий – у 59,2% (26 чел.).

Ситуативная тревожность возникает обычно как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры. Опыт показывает, что часто ситуативная тревожность – это ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, результат восприятия неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу. Наблюдаемую у более чем половины сотрудников высокую ситуативную тревожность можно оценить как тенденцию к появлению состояния тревоги в ситуациях оценки их компетентности, а также о наличии неуверенности в своих силах.

Высокий уровень личностной тревожности говорит о том, что исследуемые имеют склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих. Это соотносится с высокой степенью нервно-психической напряженности и невротическими срывами, а также низкой степенью сопротивляемости стрессу. 

Таким образом, диагностические исследования показали, что синдром выгорания у медицинских сестер больницы сопровождается нарушением психосоциальной адаптации, что проявляется в ухудшении субъективной оценки своего состояния здоровья, ростом соматических симптомов, увеличением показателей тревоги, депрессии, ухудшением показателей качества жизни. При этом наибольший вклад в развитие выгорания вносит фактор тревожности.

Психокоррекционная работа

Психологическая коррекция личности участников программы реабилитации для преодоления стресс-синдромов и стресс-состояний осуществлялась с помощью специализированной программы обучения, релаксациии и психологических тренингов. Коррекционная работа предполагала глубинную проработку восприятия (субъективной репрезентации) и способов преодоления стрессов в социальных, профессиональных и жизненных ситуациях. Проводила эту работу также клинический психолог Старостина Н.В., имеющая значительный опыт работы в этом направлении.

После проведения диагностики из всей группы исследуемых было выделено 20 чел., которым было предложено пройти реабилитационный курс, т. к. результаты их тестов говорили о высокой степени нервно-психического напряжения этих сотрудников, ухудшении их физического, психологического и эмоционального состояния. Многие из попавших в данную группу медицинских сестер давно не были в отпуске, чувствовали себя усталыми и нуждались в помощи психолога.

Была сформирована группа из желающих пройти реабилитационную программу и разделена на 2 подгруппы по 10 чел.

Занятия проходили в течение 4 недель по 3 занятия продолжительностью 2,5 ч в неделю в двух помещениях клиники: в актовом зале – тренинги, в зале ЛФК физиотерапевтического отделения – занятия телесной психотерапии. Начало занятий – 16.30, после окончания работы медсестер. Каждый день программы был посвящен определенной теме, но в ходе занятия каждый участник программы мог внести дополнительную тему, актуальную для него в тот момент. В течение занятия обозначенная тема изучалась более глубоко при помощи различных способов действия, включая рисование картин, лепку из пластилина («арт-терапию»), в виде дискуссии в малых группах (работа в парах, работа в малой подгруппе), участия в игровых упражнениях и деловых играх.

Первый блок занятий был посвящен осознанию тела (телесности), эмоций и психики. На этих занятиях шло обучение приемам релаксации и саморегуляции. Занятия телесной терапии помогли участникам программы нормализовать свое дыхание и работу организма в целом, освоить методы самовосстановления. Проводились занятия в зале ЛФК.

Темами психокоррекционных занятий второго блока были:

  1. «Эмоции. Формы выражения эмоций. Шкала чувств и эмоций. Индивидуальная работа и работа в команде».
  2. «Самопрезентация личных и профессиональных качеств. Корпоративная культура медицинского центра, корпоративные стандарты».
  3. «Развитие коммуникативных навыков для успешного общения на рабочем месте, для повышения качества профессиональной деятельности медсестер» – развитие и совершенствование навыков общения, слушания; выявление потребностей каждого члена группы, поиск различных способов их удовлетворения; сплочение коллектива, а также формирование корпоративных стандартов общения; понятие призвания; миссия каждого сотрудника и миссия КБ № 1 в целом.

В процессе проведения программы реабилитации, выявился круг лиц, чьи личные проблемы не могут быть решены в ходе данной программы, – 3 медсестры из разных отделений. Им было проведено индивидуальное консультирование (1–2 сеанса).

Повторное диагностирование

По окончанию программы была проведена повторная диагностика с помощью «Шкалы нервно-психического напряжения», результаты которой приведены в таблице в сравнении с результатами, полученными до проведения реабилитационных мероприятий.

Результаты диагностики по шкале нервно-психического напряжения до и после реабилитации

Позиции теста

Количество респондентов

до реабилитации (в группе из 44 чел.)

после реабилитации (в группе из 20 чел.)

Полное отсутствие физического дискомфорта

Имеются незначительные неприятные ощущения

Наличие физического дискомфорта

15,9% (7 чел.)

75% (33 чел.)

9,1% (4 чел.)

45% (9 чел.)

55% (11 чел.)

Боль в ЖКТ

52,3% (23 чел.)

45% (9 чел.)

Учащение дыхания, увеличение глубины дыхания

Значительные изменения в дыхании: одышка, ком в горле

13,6% (6 чел.)

34% (15 чел.)

25% (5 чел.)

5% (1 чел.)

Резкое обострение чувствительности, высокая отвлекаемость

11,4% (5 чел.)

Повышение чувства неуверенности, ожидание неудачи, провала

Повышение чувства уверенности в себе, уверенность в успехе

31,8% (14 чел.)

5% (1 чел.)

45% (9 чел.)

Снижение настроения, чувство подавленности

Повышение настроения, ощущение подъема, удовлетворение деятельностью

31,8% (14 чел.)

5% (1 чел.)

40% (8 чел.)

Особенности эмоционального состояния:

– чувство отчаянья, паники

– чувство озабоченности и повышенной ответственности за выполняемую работу

15,9% (7 чел.)

54,5% (24 чел.)

45% (9 чел.)

Снижение помехоустойчивости, неспособность работать при шуме

20,5% (9 чел.)

Чувство усталости, несобранности, растерянности и апатии

Чувство собранности повышенной готовности к работе, мобилизованность

36,4% (16 чел.)

18,2% (8 чел.)

5% (1 чел.)

60% (12 чел.)

Значительное снижение умственной работоспособности

22,7% (10 чел.)

Отсутствие неприятных ощущений и психического дискомфорта

Слабовыраженное ощущение дискомфорта

Резко выраженное ощущение душевного дискомфорта

27,2% (12 чел.)

50% (22 чел.)

22,7% (10 чел.)

55% (11 чел.)

45% (9 чел.)

Как видно из таблицы, в результате планомерной работы по реализации программы реабилитации произошли существенные изменения в субъективных ощущениях членов группы. Они стали чувствовать себя более здоровыми и работоспособными.

Выводы и рекомендации

В результате проведенной программы реабилитации наметились изменения в психофизическом состоянии членов группы. Все участники программы отмечали положительные изменения в виде снижения уровня нервного и эмоционального истощения, повышение удовлетворенности своей профессиональной деятельностью, а также усиление переживаний счастья, ясности эмоций, цели и смысла жизни, внутренних сил и ресурсов. Эмоциональное состояние участников программы улучшилось: явления физического и психического дискомфорта практически исчезли, появилось чувство собранности и готовности к работе. Они стали переживать собственные положительные эмоции более ярко и показали, что могут лучше справляться с негативными эмоциями, лучше понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей.

Все участники программы отмечали, что у них произошли значимые изменения в отношении других членов коллектива: исчез цинизм, агрессия и недоверие, настороженность и чувство одиночества. На их место пришли дружелюбность, чувство защищенности, гордости за свою работу и медицинскую организацию. Все участники программы отмечали, что испытывают чувство радости от более плотного знакомства с медсестрами других отделений, от появления дружеских и приятельских отношений между всеми участниками программы, потому что теперь им легко быть на работе, где столько знакомых, приятных, интересных людей. У них появилось желание приходить и с удовольствием трудиться на своем рабочем месте.

Для прогнозирования дальнейших результатов от проделанной работы планируется проведение повторного диагностического обследования данной группы и проведение на основании полученных данных дополнительно психо-коррекционной работы с членами сформированной группы.

Как показывает практика, к данной работе возможно привлекать внештатных сотрудников, имеющих опыт работы по проведению диагностики и групповых форм работы (тренинги, групповые занятия). По мнению авторов, привлекая внештатных специалистов, можно оперативно решить те задачи и проблемы, которые сейчас актуальны в медицинском коллективе. Штатные сотрудники, имея огромную нагрузку в процессе своей служебной деятельности, часто лишены свободного времени для проведения такой работы, не имеют опыта организации и проведения тренингов и групповых занятий. Более того, они могут испытывать трудности с созданием атмосферы доверия, т. к. попадают в ситуацию, когда их коллеги превращаются в их пациентов.

Финансовые затраты на проведение реабилитационных мероприятий для сотрудников оправданы, поскольку от физического и психического состояния персонала зависит качество оказываемой им медицинской помощи, а также стабильность трудового коллектива.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль