text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Оптимизация системы сестринского образования – путь к эффективному кадровому менеджменту в здравоохранении

  • 1 февраля 2014
  • 133

В связи с устойчивым дефицитом кадров в отрасли здравоохранения Российской Федерации управление человеческими ресурсами приобретает все большее значение для лечебных учреждений. На заседании в рамках съезда партии «Единая Россия» в 2013 г. министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова заявила о дефиците врачебного и катастрофической нехватке среднего медицинского персонала. По ее мнению, ситуация ухудшается с каждым годом.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

На данный момент дефицит медицинских сестер В России составляет порядка 270 тыс., врачей – более 40 тыс. Особенно остро эта проблема представлена на амбулаторно-поликлиническом уровне.

Эффективность систем здравоохранения, по данным ВОЗ, во многом зависит от грамотности кадрового менеджмента, в т. ч. и от сбалансированности соотношения числа врачей и средних медицинских работников. В странах с высокими показателями эффективности здравоохранения соотношение «врач : медицинская сестра» составляет от 1:3,62 (США) до 1:5,57 (Англия) и 1:6,72 (Ирландия). В Российской Федерации, по данным Росстата, в 2012 г. показатель «врач : медицинская сестра» составил 1:2,02, причем в медицинских учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, – 1:1,58. Таким образом, можно сделать вывод, что врач в России выполняет работу, которую при оптимальном распределении профессиональных компетенций может и должна выполнять медицинская сестра. Кроме того, жесткие административные ограничения обязанностей среднего медперсонала в отрасли, отсутствие значимой дифференциации заработной платы в зависимости от выбранной специальности, ограниченные возможности стимулирующих выплат по результатам деятельности и наконец отрицательный имидж медработника, сформированный прессой в последние годы, не дают множеству специалистов возможности самореализоваться через выполнение своих обязанностей.

Возможности делегирования части врачебных функций среднему медперсоналу

Анализ структуры рабочего времени медицинского персонала на участках врача общей практики в ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника № 6 Промышленного района» за последние 5 лет показал, что врач общей практики от 35 до 60% рабочего времени затрачивает на:

1.Прием пациентов с установленными хроническими заболеваниями вне обострения (в стадии компенсации) с целью планового диспансерного осмотра.

2.Выписку рецептов по льготному обеспечению граждан лекарственными препаратами без коррекции спектра и дозы препаратов.

3.Внесение результатов исследований в медицинскую документацию: учетные формы при направлении на медико-социальную экспертизу, в справки на получение санаторно-курортного лечения, в санаторно-курортную карты, в направления на госпитализацию или реабилитацию и др.

По мнению авторов данной статьи, в амбулаторно-поликлиническом звене возможно увеличить доступность врачебной медицинской помощи населению путем оптимизации работы на участке за счет делегирования названных медицинских услуг от врача среднему медицинскому персоналу – медицинской сестре врача общей практики. У врача должны оставаться только те функциональные обязанности, выполнение которых невозможно без специальных знаний в пределах его компетенции. Данные мероприятия неизбежно должны привести и к увеличению качества оказания медицинской помощи за счет перераспределения рабочего времени врача: оно будет затрачено на собственно лечебно-диагностический процесс, а не на решение организационных вопросов и делопроизводство.

Эффекты увеличения нагрузки на медицинскую сестру врача общей практики

Увеличение нагрузки на медицинскую сестру врача общей практики, с одной стороны, приведет к увеличению потребности в кадрах средних медработников. С другой стороны, медицинские сестры общей практики смогут в полной мере реализовать те знания и умения, которые были ими получены в процессе многолетнего обучения.

Медицинская сестра общей практики будет профессиональным медицинским работником в пределах своей компетенции, а не «исполнителем распоряжений врача со специальным образованием», и это может послужить существенным аргументом для привлечения в поликлиники новых специалистов. Кроме того, за счет перераспределения нагрузки на территориальном участке появится возможность больше внимания уделять профилактике заболеваний и вопросам укрепления здоровья населения, т. к. медицинская сестра имеет все необходимые знания и навыки для выполнения профилактической работы.

Дифференцированная подготовка сестринских кадров

Расширение функциональных обязанностей медицинской сестры общей практики возможно решить только при условии внесения изменений в законодательные акты: необходимо вменить в профессиональную компетенцию самостоятельный прием «ассистентом врача», что повысит престиж должности медицинской сестры общей практики.

В настоящее время самостоятельный прием средним медицинским персоналом разрешен в ограниченном количестве случаев: при оказании неотложной медицинской помощи, приеме пациента и выписке рецепта на лекарственные средства в медицинских учреждениях в отсутствие врачебных кадров (при наличии сертификата фельдшера), повторном осмотре пациента после осмотра врачом с целью контроля состояния.

Однако, по опыту работы ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника № 6 Промышленного района», не все медицинские сестры в первичном звене здравоохранения смогут выполнять широкий круг обязанностей: медицинские сестры общей практики сначала должны пройти углубленную профессиональную подготовку, позволяющую:

  • -вести самостоятельный прием, выставлять сестринский диагноз;
  • -назначать медикаментозное пособие при экстренных ситуациях;
  • -направлять на госпитализацию по неотложным показаниям;
  • -выполнять осмотр пациентов перед вакцинацией и больных, состоящих под наблюдением в диспансерных группах;
  • -выписывать рецепты по льготному лекарственному обеспечению пациентам с хроническими заболеваниями при стабильном течении с учетом ранее назначенных врачом препаратов.

На уровне поликлиники имеют место существенные различия в функциональных обязанностях медсестер. Так, средний медицинский персонал врачей-специалистов терапевтического профиля, а также в отделении профилактики преимущественно выполняет функции делопроизводителя-администратора: заполняет медицинскую документацию, вносит информацию в базу данных, выписывает направления на исследования, консультативный прием, госпитализацию. Затраты на их 4-летнее обучение в медицинском колледже, по нашему мнению, являются нецелесообразными. При обучении таких специалистов, возможно, достаточным будет базовое сестринское образование с целью ознакомления с основами медицинской деятельности, оказания неотложной помощи, а также проведения профилактической работы с населением, дополненное специальным обучением по делопроизводству. Данное обучение должно составлять не более 1,5-2 лет и предусматривать возможность продолжения образования. При условии получения дополнительного образования (1–1,5 года) специалист сможет занимать должность манипуляционной сестры: работать в команде с врачами хирургических специальностей (хирургом, урологом, оториноларингологом и т. д.), в процедурном или других специализированных кабинетах (эндоскопическом, функциональной диагностики). Программы дополнительного сестринского образования, по-нашему мнению, должны быть дифференцированными (целевыми), с максимальным количеством практических курсов.

Таким образом, с целью рационального распределения затрат на обучение сестринского персонала и сокращения дефицита врачебных и сестринских (за счет повышения престижа профессии) кадров мы предлагаем предусмотреть в системе подготовки среднего медицинского персонала 3 градации должностей медицинских сестер:

1.Ассистент врача – программа обучения должна быть адаптирована к работе в первичном звене здравоохранения, в том числе ориентирована на самостоятельный прием пациентов. Для медицинских сестер, которые закончили учебные заведения, получили сертификат по специальности «медицинская сестра общей практики» и занимаются трудовой деятельностью, необходимо разработать и внедрить в практику курс последипломного образования, по окончании которого законодательно им будет вменен в функциональные обязанности самостоятельный прием пациентов.

2.Манипуляционная медицинская сестра – в программе обучения необходимо перераспределить соотношение теоретической и практической подготовки в сторону увеличения времени на отработку практических умений, так как эти медицинские сестры редко занимаются дифференциально-диагностическим поиском и выполняют назначения врача, осуществляющего контроль за состоянием пациента.

3.Младшая медицинская сестра – при обучении которой будут применяться малозатратные во временном и экономическом аспекте методики, так как специальные медицинские знания будут преподаваться в ограниченным курсом (базовый уровень), необходимом для работы с пациентами. По окончании данного курса при желании специалист сможет продолжить свое обучение по специальности «манипуляционная медицинская сестра» или «ассистент врача».

В рамках ограниченного бюджетного финансирования только указанные организационные мероприятия смогут существенно изменить структуру оказываемой амбулаторной помощи и увеличить ее профилактический компонент. Повышение престижа среднего медицинского работника за счет расширения его полномочий и предоставления возможности профессиональной самореализации путем закрепления на уровне законодательных нормативных документов позволит обеспечить медицинские учреждения средним медицинским персоналом, увеличит качество и доступность медицинской помощи, позволит улучшить показатели эффективности системы здравоохранения и здоровья населения.

Список использованной литературы

1.Валид М.С. Комплексное сравнение систем здравоохранения в мире // Менеджер здравоохранения. 2009. № 5. С. 58–64.

2.Вялков А.И. Ключевые стратегии ВОЗ по совершенствованию национальных систем здравоохранения // Главный врач. 2008. № 5. С. 10–25.

3.Денисов И.Н. Совершенствование организации первичного звена здравоохранения: Методические рекомендации // Справочник врача общей практики. 2008. № 1. С. 13–46.

4.Калининская А.А. Кадровая политика в здравоохранении Российской Федерации // Здравоохранение Российской Федерации. 2009. № 5. С. 11–14.

5.Михайлова Ю.В. Принципы создания и функционирования системы первой помощи в России // Менеджер здравоохранения. 2008. № 3. С. 6–9.

6.Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ, обновление 2005 г. Европейская серия по достижению здоровья для всех. ВОЗ, 2005. 108 с.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.