Психологическая грамотность младшего медицинского персонала

605

Человек проводит на работе достаточно много времени, и то, как складываются его отношения с коллегами и клиентами, оказывает большое влияние на качество его жизни. Отношения с коллегами, начальством и подчиненными часто смешиваются с личными отношениями, т. е. выносятся за рамки профессиональных отношений. Это естественный процесс, но достаточно опасный, т. к. он может служить запускающим механизмом профессионального выгорания.

В процессе общения работающие люди не могут и не должны самостоятельно решать проблему эффективности отношений. Психологической грамотности общения можно и нужно обучаться у профессиональных психологов. Повышение психологической грамотности улучшает рабочую атмосферу в коллективе, становится фактором профилактики профессионального выгорания и позволяет добиваться лучших результатов труда. Это в полной мере относится к медицинским учреждениям, где общение является базовой составляющей работы сотрудников всех категорий.

Понятие психологической грамотности

Считается, что психологическая грамотность – это способность, умение и навыки грамотно общаться, строить отношения, влиять и противостоять влиянию. Такое определение можно встретить на любом психологическом сайте. Там же можно почерпнуть информацию о взаимосвязи эффективности общения и психологической грамотности. Проще говоря, безграмотное общение может быть эффективным в коротком периоде. В долгосрочном взаимодействии психологическая безграмотность в общении обычно приводит к напряжению в коллективе.

С другой стороны, заученные понятия и слова сами по себе недостаточны для эффективного общения. Ведь главным его условием является искренность, которая рождается в свободном, непринужденном употреблении понятий. И если персонал натренирован общаться грамотно, рабочая атмосфера в коллективе становится комфортной и легкой.

Актуальность психологической подготовки для младшего медицинского персонала

Читайте бесплатно в системе «Контроль в ЛПУ»:

Традиционно в фокусе внимания подготовки медицинского персонала оказываются врачи; существуют программы психологической подготовки и для среднего медицинского персонала. Вместе с тем есть обширная область взаимодействия младшего медицинского персонала, где переживания и поведение в профессиональной сфере почему-то не учитываются в процессе обучения. Между тем эта категория сотрудников часто является звеном, плотно взаимодействующим с пациентами учреждения, а значит, подвергающимся существенной психо-эмоциональной нагрузке. При этом младший медицинский персонал является представителем всего учреждения в глазах потребителя медицинских услуг.

В стационарах младшая медицинская сестра, сотрудник по уходу за больными, находится в постоянном прямом взаимодействии с больным в остром периоде. От того, как общаются этот сотрудник и пациент, зависит не только здоровье больного, но и психо-эмоциональное здоровье ухаживающего. Сестра-хозяйка, санитарка отделения, санитарка-буфетчица, санитарка-уборщица – все эти работники постоянно взаимодействуют с пациентами и с медицинскими сестрами по уходу, а значит, оказывают влияние на психо-эмоциональную атмосферу в учреждении. Следовательно, фактор психологической грамотности имеет решающее значение в их работе.

Особенности психологической нагрузки младшего медицперсонала онкологических служб

Все вышесказанное относится к персоналу медицинских учреждений для онкологических больных. Возможно, даже в большей степени психологическая грамотность актуальна именно здесь, т. к. онкологическое заболевание наносит тяжелую психо-эмоциональную травму людям, сталкивающимся с ним. Сотрудники этих учреждений работают в экстремальной для себя ситуации и в большой степени подвержены вторичной травматизации.

Вторичная травматизация – понятие, описывающее влияние на профессионала свидетельствования о травме клиента. В то время как выгорание, как правило, развивается постепенно, вторичный травматический стресс может возникнуть внезапно, как реакция на информацию о первичной травме, которой подвергся значимый человек или человек, которому хочется помочь. Вторичный травматический стресс, как правило, сопровождается сильными чувствами ужаса и беспомощности[1].

В онкологических клиниках развитых стран большое значение придают психологической подготовке сотрудников всех категорий, профилактике их профессионального выгорания. Для этого психо-онкологические службы обязательно включены в структуру онкологической клиники. Это стало международным стандартом и является одним из показателей хорошей организации работы учреждения.

В Великобритании на государственном уровне сформулированы требования к Национальной онкологической службе, в которые входят такие аспекты, как обучение персонала основным психологическим навыкам, обеспечение поддержки и супервизии персонала, проведение тренингов по консультированию персонала в онкологии, обеспечение доступа к основным сотрудникам психиатрических служб. Британская Государственная программа помощи онкопациентам финансируется за счет бюджета и включает задачу интеграции социально-психологического персонала в мультидисциплинарные группы.

Среди онкологических медицинских учреждений особое место занимают хосписы, в которых уровень психо-эмоционального напряжения считается предельно высоким, это связано с такой непременной составляющей хосписов, как умирание пациентов.

В обязанности младшего медицинского персонала входит кроме транспортировки больных, транспортировка умерших. Регулярное столкновение со смертью человека является выраженной нагрузкой даже на самую устойчивую и здоровую психику. При этом перед всеми сотрудниками хосписа стоит задача следовать высшим этическим нормам профессионального поведения, чтобы уменьшить страдания пациента и его родственников.

Читайте также в журнале «Главная медицинская сестра»

>

Понятие профессионального выгорания

Зачастую словосочетанию «профессиональное выгорание» придают явную негативную окраску. Между тем профессиональное выгорание – естественный процесс адаптации человека к условиям работы.

В.В. Бойко дает следующее определение этого понятия: «Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия»[2].

Принято считать, что предельный срок эффективной работы на одном месте составляет пять лет. Этот срок может быть продлен успешной профилактикой, либо сокращен при избыточной психо-эмоциональной нагрузке. Существуют приметы выгорания. К ним относятся: снижение на первоначальном этапе энтузиазма, частые головные боли, бессонницы, расстройство желудочно-кишечного тракта, чувство подавленности-скуки, вины-разочарования, раздражительность, потеря жизненных ориентиров и перспектив, опустошенность, неспособность принимать решения и злоупотребление алкоголем.

В условиях работы с психически травмированными людьми – онкологическими пациентами, и с больными в терминальной стадии в особенности – эмоциональное выгорание у медицинских работников может наступить раньше, если не осуществлять его профилактику.

Мировые исследования показали, что наибольшей нагрузке в хосписах подвергается младший и средний медицинский персонал, работники выездных служб и сотрудники психологической службы.

Профилактика профессионального выгорания

В профилактику профессионального выгорания входят информирование о самом понятии, обучение психологически грамотному распределению собственных ресурсов, освоение навыков релаксации.

Факторы, компенсирующие вторичную травматизацию и снижающие риск досрочного профессионального выгорания подразделяются на личностный, ролевой и организационный.

Личностный фактор включает в себя ощущение собственной значимости в коллективе, возможность профессионального развития, автономность и самостоятельность в рамках своей профессиональной деятельности.

Ролевой фактор предполагает ролевую определенность, т. е. согласованность и четкое распределение ролей в коллективе, в рабочей смене. 

Организационный фактор обусловлен соблюдением профессиональных границ. Этот фактор становится особенно значимым в женском коллективе. Низкий организационный фактор носит шутливое название «синдром курятника».

Поддерживание компенсирующих факторов в коллективе в большой степени входит в компетенцию главной и старшей медицинских сестер, а значит, зависит от уровня психологической грамотности этих специалистов.

Пример

Младшая медицинская сестра обсуждает личные вопросы вблизи палаты пациента. При этом она может получить замечание, прекратить личный разговор, но непроизвольно вернуться к нему снова. Часто в такой ситуации следует административное внушение. Если ситуация повторяется снова, информированная старшая медицинская сестра может задействовать психолога, т. к. видит в таком поведении младшей медицинской сестры симптом избыточного психо-эмоционального напряжения, результатом которого в данном случае становится снижение самоконтроля и стирание ролевых границ. В данном случае психологическая грамотность старшей медицинской сестры позволяет экономить ее собственные внутренние ресурсы, не тратя силы и время на воспитательный процесс.

В связи с тем, что психологическая грамотность способна снижать травмирующую нагрузку, и прямо показана в ситуации профессиональных обязанностей работников онкологической службы, одним из направлений работы психолога любого онкологического учреждения становится обучение и сопровождение медицинского персонала. Именно такое обучение организованно в Хосписе № 1 (г. Санкт-Петербург, Лахта[3]).

Организация психологического обучения медицинского персонала в Хосписе № 1 г. Санткт-Петербург

Хоспис № 1 был открыт в 1990 г. и стал первым в России учреждением такого рода, положив начало хосписному движению в нашей стране. Его основатель – врач-психиатр, доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии СПбМАПО, научный руководитель отделения гариатрической психиатрии НИПнИ им.В.М.Бехтерева, почетный доктор Эссекского университета (Великобритания), председатель Ассоциации онкопсихологов России А.В. Гнездилов – и руководство хосписа придавали особенное значение работе младшего медицинского персонала и создавали уникальную систему психологической подготовки своих сотрудников.

Важным аспектом работы клинических психологов Хосписа № 1 стала профилактика эмоционального истощения, связанного с профессией, которое может выражаться в явлениях деперсонализации либо проявлениях цинизма по отношению к пациентам.

Программа заботы о сотрудниках, разработанная доктором А.В. Гнездиловым действует и сегодня. В структуру работы персонала, в т. ч. младших медицинских сестер, входит посещение ежемесячных обучающих семинаров, в которые включены диагностика психо-эмоционального состояния сотрудников, а также обучение базовым навыкам психологической грамотности. В процессе обучения младший медицинский персонал учится распознавать особенности психо-эмоционального восприятия онкологического заболевания, способы взаимодействия с пациентами на разных стадиях, этапах и с различными целевыми группами. План психологической подготовки новых сотрудников младшего медицинского персонала, разрабатывается психологом, утверждается Главным врачом и внедряется в Хосписе № 1 (приложение).

Программа развития медицинского персонала хосписа предполагает включение психологических блоков в семинары по повышению квалификации медицинских сестер. Семинары подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные семинары для работников хосписа проводятся один раз в месяц по утрам и носят тематический характер. Долгосрочные семинары входят в ежегодный курс повышения квалификации младшего медицинского персонала и проводятся для работников всех хосписов и паллиативных отделений Санкт-Петербурга на базе Хосписа № 1.

В процессе обучения осваиваются и оттачиваются базовые навыки взаимодействия с пациентами и родственниками пациентов, а также между сотрудниками хосписа. Особое внимание уделяется таким навыкам, как базовая эмоциональная поддержка и эффективное информирование, общение и общая психо-эмоциональная поддержка пациентов, распознавание тревоги и беспокойства, контакты – вербальный / невербальный и прямой телесный.

Семинар строится таким образом, чтобы сотрудники имели возможность рассказать о своем психо-эмоциональном напряжении, возникающем в процессе межличностного взаимодействия, и преодолеть его. Важными факторами осуществления такой работы стал высокий уровень психологической грамотности руководства Хосписа № 1, главной и старшей медицинских сестер, а также высокий уровень доверия персонала к медицинским психологам учреждения. 

Пример

Младшая медицинская сестра может выразить недовольство в связи с взаимоотношениями с сотрудником хосписа любого уровня, т. к. знает, что на психологическом занятии в рамках семинара это безопасно. Безопасность заключается в том, что предъявленные эмоции негативного ряда будут безусловно, безоценочно приняты, проанализированы и утилизированы «здесь и сейчас». Самораскрытие младшей медицинской сестры принесет пользу ей и ее коллегам, станет проработанным личным опытом для тех, кто имеет схожее эмоциональное переживание, позволит избавиться от эмоционального напряжения всем присутствующим и не выйдет за рамки данного занятия.

В хосписе большое значение придается такому виду психологической разгрузки персонала, как релаксация. С этой целью в учреждении спланированы и оборудованы несколько помещений для проведения ежедневных сеансов релаксации и арома-терапии. Сеансы рассчитаны на 15 мин и проводятся дежурным психологом. Особое внимание уделяется психологической разгрузке младшего медицинского персонала.

Пример

Ежедневно в 15:00 дежурный психолог открывает релаксационный кабинет, предварительно пригласив дежурную смену. Кабинет оборудован местами отдыха, освещением низкой интенсивности и музыкальным аппаратом. В темноте под расслабляющую музыку персонал отдыхает под теплыми пледами. При этом психолог по запросу смены может проводить стандартный сеанс релаксации, либо сеанс визуализации, либо просто оставлять музыкальное сопровождение. Сеанс носит восстановительный характер и, в отличие от лечебного сеанса, рассчитанного на 45 мин направленного воздействия, проводится в течение 15 мин.

В рабочую смену персонал также может запрашивать индивидуальную консультацию психолога. Индивидуальное консультирование проводится в рамках кризисной терапии, т. е. носит краткосрочный характер. Запросить консультацию может каждый сотрудник учреждения, т. к. уверен в гарантии конфиденциальности.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, работа  главной и старшей медицинских сестер чрезвычайно важна и их собственное эмоциональное состояние существенно влияет на коррекцию вторичной травматизации среднего и младшего медицинского персонала, снижает угрозу возникновения деструктивных конфликтов с пациентами и их родственниками, улучшает общую психо-эмоциональной атмосферу в коллективе.

Учебно-тематический план подготовки младших медицинских сестер Хосписа № 1, (Лахта, г. Санкт-Петербург). психологический блок

Цель: обучение младших медицинских сестер для работы в области паллиативной медицины.

Срок обучения: 136 ч.

Режим занятий: 4 часа в день.

24 ч в общей программе подготовки отведены психологическим аспектам в онкологии.

Темы:

1. Психологические проблемы пациента.

1.1. Динамика психологического состояния больного. Особенности общения с больным в зависимости от его психологического состояния.

1.2. Помощь при депрессии, нарушениях сна. Роль психотерапии.

2. Принципы общения с больными.

2.1. Как преподнести плохие новости? Медицинская этика. Правда о диагнозе.

3. Духовность.

3.1. Работа с пациентом по изменению системы ценностей.

3.2. Последние дни жизни, поддержка больного в этот период.

4. Психологическая поддержка семьи.

4.1. Общение с родственниками, детьми. Подготовка к утрате и поддержка в период и после утраты. Семейная реабилитация.

5. Проблема психологического выгорания персонала.

5.1. Психологический тренинг и разгрузка. Способы защиты.

 

[1] Кутузова Д.А. Эмпатические стрессовые реакции: вторичная травматизация и выгорание. URL: http://publicverdict.ru/topics/rehabilitatio/7181007.html (дата обращения – 30.12.2013).

[2] Бойко В.В. Правила эмоционального поведения: Методическое пособие. СПб.: Питер, 1997. 172 с.

[3] Лахта – исторический район Санкт-Петербурга.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль