text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Реабилитационные методики для недоношенного младенца как профилактика возникновения нарушений в диаде «мать–дитя»

  • 1 мая 2014
  • 652

Несмотря на многочисленные исследования, прогноз развития недоношенных детей остается противоречивым. Многие авторы подчеркивают значение институтов раннего вмешательства и активной родительской позиции для благополучных отдаленных исходов развития недоношенных детей. Исследования эмоциональной сферы матерей в послеродовой период зафиксировали наличие депрессии, тревоги, что может нарушать взаимодействие в диаде «мать–дитя».

В статье представлены научно обоснованные методики, положительно влияющие на соматический, эмоциональный статус, когнитивное развитие недоношенного младенца. Информирование об этих методиках матерей недоношенных новорожденных, которое по согласованию с врачом может осуществлять и сестринский персонал, применение их матерью на ранних этапах взаимодействия с ребенком рассматривается как профилактика возникновения нарушений в диаде «мать–дитя». Представленная в статье информация может быть использована для работы в школах для молодых мам.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Особенности психоэмоционального состояния матерей недоношенных детей

Рождение ребенка – это значительное и счастливое событие для большинства женщин. Но рождение недоношенного ребенка меняет запланированный радостный сценарий выписки из роддома и вызывает у матерей много отрицательных эмоций. Когда ребенок попадает в реанимацию, а потом в стационар, любая женщина испытывает сильнейшие переживания, высокую тревогу по поводу здоровья своего малыша. Матери, перенесшие тяжелые роды, имеющие значительные трудности с зачатием или вынашиванием ребенка, навещавшие своих детей в реанимации, а потом ухаживающие за ними в отделении интенсивной терапии и переживающие за их здоровье и развитие в будущем, имеют уровень эмоционального напряжения на пределе человеческих сил. Многие из них испытывают чувство вины за свою неполноценную беременность и за те трудности, которые испытывает досрочно рожденный младенец. Депрессия и высокая тревога – частые спутники матерей недоношенных детей [4]. С другой стороны, у многих женщин в этой травмирующей ситуации выражены сильные качества личности: мужество и стойкость в преодолении тяжелых кризисных ситуаций, переоценка жизненных ценностей, эмпатия, внутренняя работа по оптимизации эмоционального состояния, желание личностно развиваться и получать новые знания, взаимопомощь и взаимная поддержка, высокая мотивация вырастить здорового, счастливого, гармонично развивающегося ребенка [5].

Исследования психоэмоционального состояния матерей недоношенных детей в отделении патологии новорожденных выявили амбивалентность эмоциональных переживаний: на одном полюсе – стыд, вина, горе, на другом – интерес и радость [14].

Исследования развития недоношенных детей


Что касается исследования развития недоношенных детей, то, несмотря на развитие медицинских технологий и значительное количество исследований по теме недоношенных детей, прогноз их развития в отдаленный период по-прежнему не определен [8]. Исследования о недоношенных детях во многих странах крайне противоречивы, обобщение этих данных свидетельствует о том, что 70–80% детей развиваются как доношенные [1]. Нервно-психическое развитие преждевременно родившихся детей зависит от степени недоношенности и от соответствия массы тела ребенка его гестационному возрасту (гестационный возраст – количество полных недель, прошедших между первым днем последней менструации до родов). Одной из главных причин дизонтогенеза психики даже для глубоко недоношенных детей западные специалисты считают неблагоприятную психологическую обстановку в семье. По данным некоторых авторов, когнитивное, речевое, моторное развитие даже глубоко недоношенных младенцев зависит преимущественно от социально-экономического статуса семьи и образовательного уровня родителей и лишь во вторую очередь – от акушерско-гинекологического анамнеза матери и соматоневрологических последствий преждевременного рождения. [1, 14]. Наблюдения за развитием недоношенных детей показали, что соматоневрологические последствия недоношенности при наличии благоприятной психосоциальной обстановки значительно смягчаются к 6–10 годам, если отсутствуют грубые нарушения работы ЦНС. Клиническая неврологическая компенсация, как правило, наблюдается у недоношенных малышей на третьем году жизни [1, 12].

Так как недоношенные дети особенно восприимчивы к внешнему влиянию, то посредством соответствующего раннего и последующего вмешательства можно усилить их интеллектуальное развитие [12, 14]. После выписки новорожденных из реанимации матери могут применять реабилитационные методики, влияющие на соматический статус, когнитивное и эмоциональное развитие недоношенных детей. Большинство из нижеперечисленных методик имеют научное обоснование, проводимые исследования о результативности методик подтвердили их эффективность [3, 6, 10, 11, 12]. Вестибулярные, слуховые, тактильные стимулы, которые получает ребенок во время проведения этих методик матерью, восстанавливают чувство эмоционального комфорта новорожденного. Выполнение методик обогащает необходимый новорожденному «сенсорный мир матери», который возвращается к ребенку в послеродовой период [12]. 

Актуальность реабилитационных занятий с недоношенными детьми

Условно период для реабилитационных занятий с недоношенным новорожденным и младенцем можно разделить на 3 этапа:

1 этап – когда ребенок находится в кувезе;

2 этап – когда ребенок находится в кроватке в отделении интенсивной терапии;

3 этап – когда ребенка выписывают домой.

Такие реабилитационные методики, как тактильный контакт, «кенгуру», тонкий пальцевой тренинг, музыкотерапия, положительно влияют и на новорожденного, и на его мать, являющуюся непосредственным исполнителем этих методик. У недоношенного младенца улучшается соматический, неврологический статус, восстанавливается состояние эмоционального комфорта. Так как ранняя изоляция и сепарация матери и новорожденного, невозможность удовлетворения потребности матери в полноценном контакте с ребенком после родов может нарушать функционирование диады мать– дитя [2], предложенные методики могут рассматриваться как профилактика возникновения дисфункций в складывающейся диаде. У матерей появляется возможность принимать активное участие в развитии своего ребенка, возобновляется прерванный физический контакт, появляются положительные изменения в эмоциональном фоне и воспитательных установках женщины [10, 14]. Осознание женщиной, что применяемые ею действия улучшают эмоциональное, соматическое состояние ребенка, повышает ее родительскую самооценку, а «удовлетворение потребностей ребенка переживаются матерью как ее собственное удовольствие» [12]. В целом улучшается функционирование диады мать–дитя.

Программа комплексной реабилитации немедикаментозных воздействий для недоношенных детей обеспечивает минимизацию лекарственной терапии, и на втором и третьем этапах реабилитации детей с перинатальной патологией эти методики должны быть признаны приоритетными


.

Опыт проведения занятий среди матерей недоношенных детей

В связи с тем что рождение недоношенного ребенка является психотравмирующим событием в жизни матерей, психологическая помощь, предложенная в начале госпитализации матери и недоношенного новорожденного, позволяет снизить уровень реактивной и личностной тревожности, депрессивного состояния и способствует оптимизации формирующихся диадных отношений.

Психологическая помощь матерям недоношенных детей подразумевает проведение групповых занятий и индивидуальных консультаций. Подобное обучение женщин, например, проводил психолог, готовящий диссертационное исследование, в отделении патологии новорожденных и недоношенных детей Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова.

В разговоре с матерями, а также при письменном опросе было выяснено, что развитие и реабилитация недоношенного ребенка является для женщин приоритетной темой. Поэтому ей было полностью посвящено одно из групповых занятий, на котором психолог рассказывал матерям о возможности применения немедикаментозных методик, их эффективности для матери и ребенка.

Занятия проводились 2–3 раза в неделю по 45–60 мин. Женщины проходили обучение по собственному желанию. На каждом занятии была предоставлена информация по одной из следующих тем: стрессоустойчивость, взаимодействие с младенцем, особенности и развитие недоношенного ребенка.

До начала занятий и после их проведения 18 матерям было предложено оценить по 5-бальной системе темы психологических занятий, которые им были интересны во время нахождения в медицинском учреждении. В опросе принимали участие матери недоношенных детей, посетившие хотя бы одно из трех предложенных занятий.

Информация о развитии недоношенного ребенка была наиболее значима для женщин: общая сумма оценки из 90 возможных баллов составила 83 балла до посещения первого занятия и 82 балла после посещения занятий. Данные о баллах показывают, что тема о развитии недоношенного младенца важна и актуальна для матерей, тем более рождение недоношенного ребенка для подавляющего большинства женщин – это всегда неожиданность. На втором месте по значимости матери указывали тему о взаимодействии с младенцем: по 80 баллов до и после занятий. Столь высокие оценки значимости по первой и второй теме после посещения занятий свидетельствуют, во-первых, о высокой мотивации матерей узнать больше информации о недоношенном ребенке и о способах взаимодействия с ним, во-вторых, о недостаточности 2-часовых занятий по интересующим темам.

В анкете из 18 опрошенных женщин, посетивших занятия, 8 матерей отметили у себя положительные изменения в установках в процессе взаимодействия с ребенком, у 7 женщин – изменения восприятия себя в роли матери, у 5 женщин – положительные изменения восприятия ребенка. Сразу же после занятий по темам «Развитие недоношенного ребенка» и «Взаимодействие с младенцем» 20 из 26 опрашиваемых женщин в самоотчете констатировали, что их эмоциональное состояние улучшилось, у 6 женщин показатели эмоционального состояния остались стабильно высокими до и после занятия.

По наблюдению автора, многие матери начинают применять реабилитационные методики, находясь в стационаре, часть (у многих женщин нет возможности круглосуточно находиться с ребенком) – собираются применять методики дома. Некоторые женщины боятся давать ласку и должный материнский уход недоношенному ребенку. Они не берут его на руки, кормят из бутылки в кроватке, считая, что ребенок быстро привыкает к «хорошему» и будет страдать без их внимания.

Занятие «Особенности и развитие недоношенного ребенка» проводилось в форме тренинга, где давалась информация о методиках. Выполняя упражнения, матери могли осознать, как благотворно могут влиять на их детей тактильный контакт, внутренний эмоциональный настрой, спокойное дыхание .

Помощь медперсонала в проведении занятий заключалась в том, что врачи и средний медицинский персонал рекомендовали матерям посещение занятий, а после их прохождения медсестры организовывали места для применения матерями метода «кенгуру», создавали комфортные условия для уединения с ребенком, помогали укладывать малыша на грудь женщины, присутствовали рядом с матерью, когда она впервые брала малыша на руки (многие женщины боятся причинить вред крохе), по запросу матерей оснащали палаты магнитофоном и дисками для музыкотерапии.

Одним из важных факторов, влияющих на эмоциональное состояние матерей, является отношение медперсонала к ним и их детям. Женщинам в отделении очень важно, чтобы в них видели не помощниц в лечении ребенка, а личностей, матерей. Известно также, что матери могут перенимать отношение медперсонала к их ребенку. Обращение с малышом как с рожденной личностью, забота о нем, вера в успешное лечение и благоприятный исход развития со стороны медперсонала помогли не одной женщине по-другому взглянуть на ситуацию рождения недоношенного ребенка, «увидеть» своего ребенка, избавиться от эмоциональной дистанции к малышу.

К сожалению, во многих медицинских учреждениях нет в штате психолога. Однако медсестры сами, под контролем врачебного персонала, могут проводить групповые занятия для мам, излагая написанный в данной статье материал в форме лекции.

В Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова матерями активно используются такие методы, как тактильный контакт, «кенгуру», музыкотерапия. Женщинам необходимо знать, для чего они это делают, и как их действия повлияют на ребенка.

Рассмотрим подробнее каждую из упомянутых выше методик.

Методика тактильного контакта

Методика заключается в том, что мама нежно прикасается к телу малыша, гладит его. Если кроха находится в кувезе, то мама гладит его через открытые окошки кувеза. Для начала мать кладет только руку на малыша, чтобы привыкнуть друг к другу. Ребенок ощущает знакомые поглаживания, к которым он привык, находясь в утробе матери.

Если мама проговаривает вслух или про себя слова, обращенные к ребенку, такие как: «мне нравится о тебе заботиться», «я рада, что ты у меня есть», «я чувствую к тебе нежность», «мне интересно, какой ты», «я получаю удовольствие от общения с тобой», «я большая, а ты маленький», «для меня ты самый лучший ребенок на свете» и т. д., и с помощью рук старается передать смысл слов, то приятные ощущения, которые испытывает малыш, приобретают разные оттенки. В этом убеждаются сами женщины, выполняя данное упражнения в паре, друг с другом, на групповых занятиях в отделении недоношенных детей на втором этапе выхаживания и испытывая при этом в большинстве случаев яркие положительные эмоции)[5].

Длительность поглаживаний зависит от желания матери и реакций новорожденного на тактильный контакт с матерью.

Эффективность метода для ребенка:

  1. Прикосновения к недоношенному младенцу, даже глубоко недоношенному (с массой тела при рождении менее 1500 г), в постконцептуальном возрасте 33–34 недели способствуют более быстрому развитию функций высшей нервной системы [13].
  2. Простое поглаживание недоношенного ребенка по 5 мин каждый час в течение 2 недель улучшает перистальтику кишечника, вызывает адекватный плач, повышает активность малыша [13].
  3. Недоношенные дети, ежедневно получающие сеанс материнского массажа (поглаживаний), набирают в массе на 47% больше и покидают медицинское учреждение на 6 дней раньше [9].
  4. Прикосновения матери снимают стрессовое состояние малышей: в моче новорожденных, получавших сеансы материнского массажа, падает содержание стрессорного гормона кортизола, снижающего иммунную защиту [9].
  5. Разнообразные поглаживания развивают ощущения ребенка, которые лежат в основе всех познавательных способностей и составляют мощный потенциал его развития.
  6. Формируется надежная форма привязанности. Несмотря на разобщенность матери с ребенком после родов, результаты исследований показали, что недоношенные младенцы, не имеющие раннего контакта с матерью сразу же после рождения, проявляют к году аналогичные с доношенными детьми реакции привязанности [7].
  7. Восстанавливается чувство эмоционального комфорта.

Эффективность метода для матери: при применении метода тактильного контакта возобновляется физический контакт матери с ребенком, способствующий формированию надежной формы привязанности.

Следует отметить, что недоношенные младенцы могут оставаться внешне безразличными к общению с матерью до 3–5 недель (а глубоко недоношенные и дольше). Зарубежные исследователи обратили внимание на специфические черты поведения недоношенных детей в ранние этапы жизни, охарактеризовав их как синдром дефицитарности ключевых сигналов: напряжение при взятии на руки, тенденция к отстранению от взрослого, к избеганию зрительного контакта [2]. Недоношенные младенцы менее внимательны к сигналам матери, могут не отвечать на ее призывы к общению, хуже понимают ее инициативу, проявляют меньше положительных эмоций по сравнению с вовремя рожденными детьми. Но несмотря на это, досрочно рожденные малыши многое воспринимают и накапливают впечатления, часто не имея сил для активного реагирования на сигналы матерей.

Французский врач Мишель Одент был уверен, что еды и тепла недостаточно, чтобы дать энергию мозгу, и считал, что бессердечно держать недоношенного младенца в изоляции от матери. В 1994 г. он перенес инкубатор в комнату матери и разрешил детям массой менее 2500 г находиться совместно с матерями. До недавнего времени в медицинской практике родителям не разрешалось общаться с их недоношенными детьми из опасения навредить им. Сегодня врачи поощряют и стимулируют тактильный контакт матери и недоношенного ребенка.

При взаимодействии с младенцем матерям важно научиться понимать сигналы, которые посылает ребенок, сообщая о своем желании и нежелании взаимодействовать с матерью. Было установлено, что уже в конце первого месяца жизни при отсутствии желания общения младенец сжимает губы, хмурится, гримасничает, мигает или закрывает глаза, отводит взгляд, отворачивается, хныкает, икает, срыгивает, соединяет руки или подносит их к голове, цепляется, активнее двигает ногами, напряженно вытягивает руки и ноги, выгибает спину, плачет, отталкивается, у него появляется сонливость. С другой стороны, если недоношенный ребенок выражает готовность к взаимодействию со взрослым, он демонстрирует: оживление на лице (глаза расширяются, брови приподнимаются, лицо просветляется, цвет кожи становится розовым), кулак держит во рту, раскрывает руки со слегка согнутыми пальцами или складывает руки крест-накрест на груди, приподнимает голову и реже  двигает разными частями тела, остается преимущественно неподвижным, руки и ноги расслаблены, поворачивает голову в сторону матери, смотрит в глаза, у него веселое, бодрое выражение лица [7, 10]. При наличии у ребенка признаков комфортного состояния надо продолжить занятия с ним. Если наблюдаются признаки стресса, усталости у ребенка, необходимо дать ему время и возможность расслабиться и справиться со сложной для него ситуацией.

Однако у метода есть и противопоказания. Всеми исследователи признают, что в первые 2–3 недели постнатальной жизни недоношенного новорожденного все манипуляции, в т. ч. и простые поглаживания, оказывают повреждающее действие. Избыточная стимуляция на незрелый организм может быть опасна [11, 13]. В среднем в сутки ребенок в отделении интенсивной терапии недоношенных переносит от 40 до 132 манипуляций, большинство из которых – медицинские процедуры, нередко очень болезненные [11]. Простое поглаживание недоношенного младенца может приводить к кратковременной гипоксии и, соответственно, к стрессу [13]. Для глубоко недоношенных детей ,до 33–34 недель постконцептуального возраста (это сумма гестационного и календарного возраста ребенка), многокомпонентная сенсорная стимуляция является нежелательной и может усилить проявления стресса. Прикосновение к малышу как проявление родительской любви в этом возрасте лучше осуществлять по согласованию с врачом [10]. Следует прекращать тактильный контакт при явных сигналах младенца о нежелании взаимодействовать и по рекомендациям медперсонала по причине медицинских показаний.

Метод «кенгуру»

При применении данного метода обнаженный ребенок кладется на обнаженную грудь матери. Длительность процедуры – от 30 мин до нескольких часов (3–4 ч). Ребенку необходимо не менее часа для полной адаптации к методу.

Эффективность метода для ребенка:

  1. Ребенок лучше развивается, его врожденные ожидания оправдываются – он находится рядом с матерью.
  2. Ребенок мягко и естественно знакомится с окружающим миром.
  3. Происходит мягкая стимуляции всех органов чувств ребенка, а также стимуляция чувства равновесия, ощущения положения тела в пространстве и движения.
  4. Уменьшается восприятие боли. Например, ребенок может практически не реагировать на прокол кожи при взятии анализа крови [6].
  5. Быстрее стабилизируется состояние ребенка, снижается уровень стресса и осложнений, уменьшается заболеваемость новорожденных внутрибольничными инфекциями, в результате контакта «кожа к коже» ребенок получает тысячи полезных бактерий [6].
  6. Дыхание становится более стабильным, уменьшаются эпизоды апноэ, реже отмечаются заболевания органов дыхания в первые 6 месяцев жизни [6].
  7. Улучшается работа сердечно-сосудистой системы [6].
  8. Лучше сохраняется температура тела [6].
  9. Метод способствует лучшему росту ребенка, который может набирать до 30 г в день. Это в 3 раза больше максимального показателя, когда ребенок находится в инкубаторах [6].
  10. Тепло, запах, стук сердца матери создают у ребенка ощущение безопасности и «правильности» окружающего мира. Связь в диаде мать–ребенок становится более тесной.
  11. Влияет на развитие и закрепление сосательного рефлекса [6].

Метод «кенгуру» в сентябре 1979 г. апробировали доктора Эдгар Рей Санабриа и Гектор Мартинец Гомез в Боготе (Колумбия). Чтобы как-то компенсировать нехватку инкубаторов для выхаживания недоношенных детей и предотвратить распространение инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, врачи попытались использовать тепло материнского тела для предупреждения гибели недоношенных детей от переохлаждения. В эксперименте участвовали малыши, состояние которых уже не вызывало беспокойства. Метод «кенгуру» превзошел все ожидания. Он оказался гораздо эффективнее, чем стандартный инкубатор для выхаживания недоношенных.

Эффективность метода для матери:

  1. Мать становится более расслабленной, постепенно психологически восстанавливается после сильнейшей травмы, которую причиняют преждевременные роды. У женщины появляется возможность завершить родовой гештальт [4, 12].
  2. Восстанавливается утраченная физическая связь матери с ребенком, у женщины появляется возможность проявлять материнские потребности по отношению к новорожденному, уверенность в том, что она в силах помочь своему ребенку. Повышается материнская самооценка [7, 10].
  3. Облегчается выработка грудного молока. По данным статистики, женщины, практиковавшие метод «кенгуру», дольше кормят своих детей грудью [6].
  4. У матерей снижаются показатели отрицательных эмоций, таких как горе, гнев, страх, стыд. [9]. Улучшается эмоциональное состояние.
  5. После применения метода «кенгуру» наблюдаются изменения в родительских установках женщин: они становятся более демократичными, снижается тенденция к гиперопеке над ребенком [14].

Метод «кенгуру» эффективен даже для экстремально недоношенных детей в соответствующем постнатальном периоде. Научные исследования, проведенные в разных странах в течение последних сорока лет, не выявили ни одного факта, когда бы применение метода «кенгуру» причинило какой-либо вред ребенку или матери. Чаще всего метод «кенгуру» начинают использовать тогда, когда состояние ребенка стабилизируется. Проведение сеанса «кенгуру» возможно также у детей, которые находятся на искусственной вентиляции легких [10]. Вопрос применения этого метода всегда решается индивидуально. Чем тяжелее состояние ребенка, чем труднее протекала беременность, тем дольше мать должна стремиться к физическому контакту с ребенком [14]. Метод «кенгуру» может проводить как мать, так и отец ребенка [10].

Несмотря на всю важность и пользу метода «кенгуру», его нельзя использовать рутинно, без учета состояния здоровья малыша и отношения родителей. Противопоказаниями могут быть тяжелый сепсис, свежие внутричерепные кровоизлияния 3–4-й степени, потребность в дыхании кислородом с концентрацией более 40%, сложная фиксация венозного или артериального катетера [6].

Методика тонкого пальцевого тренинга

Методика тонкого пальцевого тренинга была разработана доктором Е.И. Токовой и предназначена для глубоко недоношенных детей, начиная с периода новорожденности [11]. Она прошла апробацию в отделении недоношенных детей НЦЗД РАМН.

По согласованию с врачом на 2-м этапе выхаживания ее можно применять у детей с гестационным возрастом до 32 недель с учетом их состояния.

Процедура проведения:

  1. Поглаживание матерью обеих поверхностей руки ребенка (внутренней и наружной) до локтя по направлению от «периферии к центру» 6–8 раз отдельно на каждой руке.
  2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) – 5–6 раз на каждой руке отдельно.
  3. Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев, с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца – 2–4 раза на каждой ладони.
  4. Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка, по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой – пальцы и кисти массируются по очереди 1–2 раза.
  5. Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в сторону, по кругу. Примечание: если кисть ребенка сжата, то взрослый оттягивает и затем отпускает детский пальчик.
  6. Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру».

Эффективность метода для ребенка:

  1. Положительно влияет на ферментные системы незрелого организма (по данным цитохимического контроля).
  2. Влияет на формирование рефлекторных реакций и последующее проявление предречевых проявлений.
  3. После проведения методики уже на первом месяце жизни у малыша повышается двигательная активность, увеличивается объем спонтанных непроизвольных движений, активизируется врожденный оральный автоматизм.
  4. Положительно влияет как на ближайший неврологический статус детей, так и на отдаленное развитие их тонкой моторики и речи [11].

Эффективность метода для матери: она занимает активную позицию в реабилитации и улучшении состояния ребенка.

Противопоказания: судороги и судорожная готовность; острый период внутричерепного кровоизлияния; состояния, сопровождающиеся интоксикацией; заболевания кожи.

Музыкотерапия

Музыкотерапия воздействует на эмоциональный статус малыша, а через него – на различные функциональные системы. Темп, ритм, динамика и другие характеристики музыки являются ключевыми раздражителями, благоприятно влияющими на развитие психики ребенка и процесс выздоровления. Музыкотерапию как средство эмоционального и психосенсорного воздействия на ребенка условно можно разделить на два типа: «живой» голос (пение) и магнитофонная запись. Особенностью проведения музыкотерапии у недоношенных детей является преобладание живого пения [3].

Пение

Колыбельные песни являются лидером среди других средств музыкотерапии. Они оказывают мягкое воздействие на малыша. Колыбельные песни можно петь детям, начиная с первых дней жизни. Также можно петь лирические песни, которые по характеру мелодии похожи на колыбельные.

При нахождении ребенка в кувезе следует петь колыбельную, держа его за руку или слегка поглаживая через окно инкубатора. Если младенец не нуждается в режиме инкубатора, петь лучше, держа кроху на руках, слегка поглаживая в такт пению и глядя ему в лицо.

Процедуру следует проводить 2–3 раза в день в течение 5–10 мин после кормления; песни в быстром темпе – за 5–10 мин до начала кормления.

Методика музыкотерапии для недоношенных новорожденных детей была разработана в клинике НЦЗД РАМН. Она включает как подбираемые индивидуально программы, записанные на магнитофон, так и пение кормящих матерей.

Детям с перинатальной энцефалопатией с синдромом общего угнетения, а также маленьким пациентам с нарушениями дыхания и моторики кишечника в первой половине дня рекомендуется петь песни в умеренно быстром темпе, с четким маршевым ритмом (русские народные песни, детские песни Шаинского и др.).

Музыкотерапия и обычное пение матери младенцу во многом похожи, но важно понимать небольшую разницу между ними. Просто пение – это эмоциональный контакт матери с ребенком. Мать может петь малышу, когда хочет и сколько хочет (кроме редких противопоказаний, перечисленных выше) или вообще не петь, если ей этого не хочется. Пение в музыкотерапии – это метод реабилитации, немедикаментозного лечения, направленный на улучшение работы различных функциональных систем ребенка и соматического состояния, имеющий научно доказанную основу и предписания по выполнению.

Противопоказания для пения: крайне тяжелое состояние детей, проявление судорожного синдрома, кома, выраженная церебральная депрессия, проведение искусственной вентиляции легких.

Прослушивание музыкальных записей

Музыкотерапия в режиме записи может применяться в стационаре с 5–7-го дня жизни недоношенного младенца. Важно, чтобы музыка отличалась высоким качеством исполнения. Уровень громкости не должен превышать уровень громкости средней разговорной речи. Детям с синдромом возбуждения рекомендуется слушать музыку сразу или через 20–30 мин после кормления, а вялым детям – до кормления. Прерывать запись следует после окончания музыкальной фразы.

Процедура проведения  при нахождении ребенка в кувезе: магнитофон размещать на расстоянии 1 м от кувеза с открытыми окнами.

Процедура проведения для ребенка, не нуждающегося в режиме инкубатора: магнитофон размещать на расстоянии 1 м от кроватки.

Длительность процедуры – 2–3 раза в день (не более 3 сеансов) по 5–15 мин, желательно в первую половину дня. Через 7–10 дней давать слушать другие фрагменты музыки.

Методика музыкотерапии для недоношенных новорожденных детей была разработана в клинике НЦЗД РАМН. Она включает как подбираемые индивидуально программы, записанные на магнитофон, так и пение кормящих матерей.

Можно выделить 3 программы музыкотерапии в режиме записи (таблица):

  1. Успокаивающая программа – при синдроме угнетения ЦНС.
  2. Активизирующая программа – при синдроме возбуждения ЦНС.
  3. Программа смешанного типа – при чередовании эпизодов возбуждения и вялости (это программа, включающая музыкальные произведения композитора К. Кирюшина, которую практически невозможно найти; вместо нее лучше использовать активизирующую программу, когда ребенок вялый, и успокоительную программу, когда ребенок возбужден).

Музыкотерапия для недоношенных младенцев

Вид программы

Диагнозы

Репертуар и режим прослушивания

возраст 5–10 дней

возраст 11 дней – 1 месяц

возраст 1–3 месяца

Активизирующая

Синдром угнетения ЦНС, расстройство ритма и глубины дыхания, брадикардия, снижение сосательного рефлекса, гипомоторный кишечник

В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», 1-я часть; 7–10 мин в первой половине дня

Отрывки в темпе аллегро и аллегро модерато: В. Моцарт – рондо из «Маленькой ночной серенады», отрывки из оперы «Волшебная флейта», первые части фортепьянных оркестров № 12 и 20, Чайковский – вальсы из балетов; по 10–15 мин в первой половине дня

К произведениям, рекомендованным для детей до одного месяца, добавляется в записи – Л. Боккерини «Менуэт», А. Вивальди «Весна», Ф. Шуберт «Фореллен-квинтет»; до 20 мин в первой половине дня

Успокоительная

Синдром возбуждения ЦНС, синдром упорных срыгиваний, изменения сосудистого тонуса

Отрывки из произведений в темпе адажио, анданте: И. Бах – ария из сюиты № 3, Брандербургские концерты № 2, 3, 6 – вторые части (фрагменты по 5–10 мин), А. Вивальди «Зима»; 5–7 мин между кормлениями

Отрывки из произведений: И. Баха и А. Вивальди, Ф. Шуберт «Аве Мария», К. Сен-Санс «Лебедь», В. Беллини, каватина Нормы из оперы «Норма»; 7–10 мин между кормлениями

Отрывки из произведений И. Баха, А. Вивальди, Ф. Шуберта, К. Сен-Санса, В. Беллини, И. Гайдна – адажио из симфонии № 45, В. Моцарт – вторые части из фортепьянных концертов № 12 и 20; 10–20 мин между кормлениями

Особенности проведения музыкотерапии у недоношенных детей – это преобладание «живого» пения и тщательный контроль реакций ребенка.

При стабилизации гипертензионно-гидроцефального синдрома предпочтение отдается «живому» пению.

При синдроме выраженного угнетения ЦНС у глубоко недоношенных детей «успокоительная» программа заменяется на «активирующую» через 3–5 дней.

Противопоказания: крайне тяжелое состояние детей, проявление судорожного синдрома, острый отит, интоксикация, острая фаза инфекционно-воспалительного процесса, резко выраженная возбудимость, нарастающая гидроцефалия. Внимание: нельзя использовать наушники!

Эффективность метода для ребенка:

  1. Сенсорное развитие ребенка.
  2. Улучшение аппетита.
  3. Постепенное формирование слухового и зрительного сосредоточения.
  4. Улучшение эмоционального и соматического состояния.

Эффективность метода для матери:

  1. Снижение эмоционального напряжения.
  2. Мать занимает активную позицию в реабилитации и улучшении состояния ребенка.
  3. При пении достоверно увеличивается лактация.

В заключение

В последние годы во всем мире прослеживается тенденция к ограничению использования лекарственной терапии, а в реабилитации детей ведущая роль отводится немедикаментозным методам воздействия. Формируется новое направление в современной науке, основанное на использовании адаптационного потенциала, резервных возможностей организма человека. Приведенные выше немедикаментозные методики демонстрируют положительную динамику для последующего развития недоношенного ребенка. Важное достоинство этих методик еще в том, что мать не ощущает беспомощности из-за невозможности участвовать в уходе за младенцем, а, наоборот, занимает активную родительскую позицию по отношению к малышу. Женщина после рождения недоношенного ребенка ограничена в исполнении своих материнских потребностей по нескольким причинам:

  1. Отсутствие физического контакта с новорожденным, когда он находится в реанимации.
  2. Ограничение физического контакта с новорожденным при нахождении его в кувезе.
  3. Большое количество времени занимает медицинский, гигиенический уход за ребенком, выполняемым матерью при совместном проживании с ребенком.
  4. При невозможности общения с ребенком в течение целого дня женщина может чувствовать себя второстепенным персонажем в уходе за ребенком по сравнению с медперсоналом стационара, который в ее глазах занимает главенствующее место.

Часто матери, имеющие возможность круглосуточного находиться с новорожденным в стационаре, много времени уделяют медицинскому уходу за ребенком, который имеет еще и сопутствующие диагнозы, кроме недоношенности (отслеживание показателей мониторов, исполнение рекомендаций медперсонала и т. д.). То есть находятся в роли «медицинской сестры», времени на осуществление материнских функций не хватает. В некоторых случаях при наличии свободного времени женщины из-за страха каким-нибудь образом навредить ребенку боятся физического контакта с ребенком или из-за неинформированности не знают, как взаимодействовать с младенцем. Матери, навещающие своих детей в стационаре и не имеющие возможности круглосуточно или весь день пребывать с новорожденным, могут находиться в роли или пассивного наблюдателя, или кормилицы ребенка, сцеживающей грудное молоко. С рождением недоношенного ребенка женщина теряет не только образ идеального, здорового ребенка, но и идеальный образ материнского ухода за младенцем [23]. Предлагаемые в статье методики основаны на естественном материнском уходе за новорожденным и младенцем: тактильный контакт, физический контакт, пение колыбельных и песен, прослушивание классических произведений. Женщина, активно помогающая своему ребенку во время его госпитализации, использующая в арсенале своего поведения разнообразие «ролей» с осознанным акцентированием на материнской роли, чувствует себя более уверенно в роли заботливой матери, о которой она мечтала во время беременности. Постепенно удовлетворяются сформированные ею потребности в заботе о ребенке и взаимодействии с ним.

Список использованной литературы

1.     Волгина С.Я., Менделевич В.Д. Нервно-психическое развитие недоношенных детей в отдаленные периоды жизни // Неврологический вестник. 2001. №3–4. С. 84–88.

2.     Ворошнина О.Р. Психологическая коррекция депривированного материнства: дисс. ... канд. психол. наук. М., 1998. – 202 с.

3.     Диагностика и комплексная реабилитация перинатальной патологии новорожденных детей. /Под ред. Г.В. Яцик. М.: ПедиатрЪ, 2012. – 55 с.

4.     Добряков И.В. Перинатальная психология. СПб: Питер, 2011. – 272 с.

5.     Карниз Т.А. Психологическая помощь матерям недоношенных детей в медицинском учреждении на втором этапе выхаживания // Амбулаторная и больничная психотерапия и медицинская психология. Материалы 11-й Всероссийской общественной профессиональной медицинской психотерапевтической конференции / Под ред. А.И. Аппенянского, Ю.П. Бойко, В.Н. Краснова, В.И. Курпатова, Ю.С. Шевченко. 2013. № 11. С. 55–61.

6.     Метод «кенгуру» в выхаживании недоношенных детей. [Электронный ресурс] // Дискуссионный Клуб Русского Медицинского Сервера. URL: http://forums.rusmedserv.com/blog.php?s=56097e690813691d66ec4317aba73ed1&b=252 (дата обращения – 26.08.2013).

7.     Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 16–25.

8.     Заустгад Ола Дидрик. Недоношенный ребенок. М.: ГЭОТАР-медиа, 2012. – 192 с.

9.     Перинатальная психология и психиатрия / Под ред. Н.Н. Володина, П.И. Сидоров. Т. 1. М: Академия, 2009. – 304 с.

10. Современный взгляд на условия выхаживания новорожденных / Под ред. Е.Н. Байбариной. М: ООО «Эники», 2010. – 56 с.

11. Токовая Е.И. Раннее нервно-психическое развитие детей, родившихся глубоко недоношенными. Дис. … мед. психол. наук. М., 2002. – 160 с.

12. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М: Изд-во Института психотерапии, 2002. – 240 с.

13. Шабалов Н.П. Влияние сенсорных раздражителей на недоношенного новорожденного: тактильные раздражители, свет, звук. [Электронный ресурс] // Ресурс для родителей недоношенный детей. URL: http://www.prematurebaby.ru (дата обращения – 10.08.2013).

14. Щукина Е.Г., Соловьева С.Л. Самоорганизация системы «мать-дитя» под влиянием стресса // Мир психологии. 2008. № 4. С. 112–120.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Подарочные доступы к журналу «Главная медицинская сестра» скоро закончатся!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.