Роль медицинской сестры в создании комфортных условий пребывания инвалидов в психоневрологическом интернате

317

Особенности психоневрологического интерната

Психоневрологический интернат представляет собой стационарное учреждение системы социальной защиты, предназначенное для реабилитации инвалидов вследствие психических заболеваний. Такие заведения отличаются от психиатрических учреждений здравоохранения своеобразной структурой контингента инвалидов: здесь преобладают лица с давними заболеваниями, с неблагоприятным клиническим и реабилитационным прогнозом [3].

К особенностям психоневрологического интерната относится также и то, что в нем обслуживаются инвалиды вследствие различных психических расстройств, таких как  шизофрения, умственная отсталость, эпилепсия, органические заболевания головного мозга сложного генеза. В интернате содержатся инвалиды от 18 лет до возраста долгожительства, поэтому при их обслуживании возрастной фактор приобретает особую значимость и определяет тактику работы персонала интерната с каждым пациентом: уход за инвалидами, утратившими способность к самообслуживанию и передвижению; лечение инвалидов, нуждающихся в психотропной, противосудорожной терапии; реабилитация инвалидов, сохранивших реабилитационный потенциал.

Главным же отличием психоневрологического интерната от психиатрических больниц является то обстоятельство, что инвалиды поступают в него для длительного пребывания, многолетнего проживания, нередко до естественного конца жизни. В некоторых случаях длительность пребывания инвалидов в психоневрологических интернатах достигает 20 и более лет.

Тем не менее богатый опыт работы с пациентами, накопленный психоневрологическим интернатом, может быть использован и в психиатрических медицинских организациях.

Принципы обеспечения особых условий для инвалидов

Длительное пребывание инвалидов в условиях психоневрологического интерната оказывает на них депримирующее воздействие, они утрачивают необходимость решать какие-либо личные проблемы, оказываются зависимыми от обслуживающего персонала; не испытывают потребность проявлять инициативу в результате угнетения мотивационно-потребностной среды. По существу, эндогенный (биологический) компонент дефекта усугубляется ситуационным фактором, что трактуется как институционализм (госпитализм).

Многолетняя практика работы психоневрологических интернатов свидетельствует о необходимости создания «условий, препятствующих развитию зависимости» от здорового окружения, о важности вовлечения инвалидов в деятельностную среду, активизации посредством социально-средового воздействия.

Особенности пребывания инвалидов в психоневрологическом интернате ставят задачи обеспечения применяемых социально-бытовых условий. Инвалиды пользуются мягким и жестким инвентарем, получают питание в соответствии с состоянием здоровья, для них  разработаны дифференцированные режимы содержания, определяющиеся степенью выраженности психических и поведенческих расстройств.

Можно считать устаревшими существовавшие ранее представления о социально-бытовом устройстве инвалидов, находящихся в стационарных учреждениях социальной защиты. В современных условиях, в связи с возросшим культурным уровнем населения и большим разнообразием потребностей, в частности, инвалидов, все чаще используется понятие «жилая среда», которая рассматривается как компонент реабилитационного пространства в психоневрологическом интернате [4]. При этом имеется в виду интегрированное социально-средовое воздействие на инвалидов непосредственного окружения: малонаселенные комнаты, дизайн интерьера (светлые стены, широкие окна, мягкое электрическое освещение, современная мебель, индивидуальные тумбочки, шкафы для одежды).

Интегрированный характер социально-средового воздействия сказывается не только в создании комфортных условий проживания. Пребывание инвалидов вследствие психических расстройств в защищенных условиях формирует своеобразие личности инвалидов. Благоприятная социально-бытовая среда создает ситуацию устранения инвалидов от материальных, финансовых забот, с одной стороны, и с другой – делает инвалидов зависимыми от персонала, ограничивает возможность и необходимость проявления собственной инициативы. В связи с этим возникают обстоятельства, определяющие важность осуществления инвалидами особой деятельности, занятости трудом, досугом в максимально возможных пределах с учетом уровня реабилитационного потенциала.

При обслуживании инвалидов вследствие психических расстройств в психоневрологических интернатах необходим акцент на стандартах социального обслуживания населения, в частности учет ГОСТа Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» [1]. Этот стандарт предусматривает качество социальных и социально-бытовых услуг. В соответствии с ГОСТом Р 52143-2003 жилая площадь, предоставляемая в стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания по размерам и другим жизненным показателям (состояние зданий и помещений, их комфортность), должна соответствовать социально-гигиеническим нормам и обеспечивать удобство проживания инвалидов. При размещении инвалидов в жилых помещениях (комнатах) должны быть учтены их физическое и психическое состояние, психологическая совместимость.

Надежной предпосылкой для создания комфортных условий проживания на основе учета психологической совместимости инвалидов является учет личностных особенностей инвалидов, их интересов, уровня образования, профессиональных знаний, навыков общения, умения взаимодействовать.

Функциональные обязанности медицинской сестры

Медицинская сестра, осуществляющая наблюдение и уход за инвалидом с первых дней пребывания его в приемно-карантинном отделении, всегда может составить первое ориентировочное представление о личностных особенностях пациента. В дальнейшем с помощью психолога, специалиста по социальной работе, также наблюдавших инвалида на начальном этапе его проживания в психоневрологическом интернате, создается определенное мнение о подборе соседей по комнате, о включении инвалидов в микрогруппу.

Роль медицинской сестры, ежедневно наблюдающей за поведением инвалидов, состоит в том, чтобы выявить их настроение, отношение к ближайшему окружению, реакцию на пребывание в интернате. Медицинская сестра информирует вновь поступивших инвалидов о задачах учреждения, о видах медицинских услуг, о необходимости занятости какой-либо деятельностью, о соблюдении режима, определенного врачом.

После 10-дневного пребывания инвалидов в приемно-карантинном отделении возникает необходимость расселения их на постоянное место пребывания. На этом этапе возможно появление различных реакций дезадаптации, которые могут проявляться в виде невротических, аффективных расстройств, психопатоподобных проявлений. В основе реакции дезадаптации лежат такие психологические явления, как скученность [6]. Последняя рассматривается как сложный психологический феномен, возникающий при продолжительном совместном пребывании нескольких людей сравнительно близко друг от друга. При «скученности» у инвалидов формируется единое представление о «своей» и «чужой» территории. Вторжение на «свою» территории другого может вызвать острый стресс, сопровождающийся резкими негативными эмоциональными переживаниями, реакциями дезадаптации. Это состояние в первую очередь выявляет медицинская сестра. По существу, она выполняет функцию социальной адаптированности инвалидов, т. к. предпринимает активные действия по устранению явлений дезадаптации.

Медицинская сестра выявляет не только личностные реакции, но и изменение в психическом состоянии инвалидов. Нередко в связи с поступлением инвалидов в психоневрологический интернат возникает обострение основного заболевания, усиление галлюцинаторных расстройств, бредовых переживаний, появление депрессии. Задача медицинской сестры, непосредственно наблюдающей за состоянием инвалидов, состоит в выявлении изменения их состояния и информировании об этом врача. Предпринятые врачом меры медицинского характера способствуют нормализации состояния.

Читайте бесплатно в системе Главная медсестра:

>

Трудовая и досуговая деятельность инвалидов

В непосредственной взаимосвязи находится процесс социальной адаптации и занятости инвалидов. Совершенно очевидно, что организация их жизнедеятельности является реализацией последующей их социальной адаптации и стабилизации эмоционального состояния. Среди видов занятости в психоневрологических интернатах наиболее предпочтительными являются трудовая и досуговая деятельность.

Трудовая реабилитация инвалидов реализуется в различных формах, которые также обусловлены особенностями как самих инвалидов, их клинико-социальным статусом, так и возможностями психоневрологических интернатов. Технология трудовой реабилитации инвалидов в психоневрологических интернатах включает ряд форм: трудовая занятость, трудовое обучение, трудовая терапия, трудоустройство. В основу разграничения этих форм трудовой реабилитации положен организационно-правовой принцип, под которым имеется в виду соответствие клинического статуса и функциональных возможностей инвалида требованиям, предъявляемым ему характером и условиями труда [2].

Трудовая занятостьпонятие, не требующее особой интерпретации, означает необходимость занять инвалида работой, которая не должна включать сложные трудовые операции. Как правило, она связана с элементарной бытовой деятельностью по самообслуживанию, созданию уюта, порядка, чистоты в жилых комнатах. Эта мера, осуществляемая инвалидом самостоятельно либо по побуждению со стороны медицинского персонала, играет исключительно важную роль в устранении (снижении) социальной дезадаптации инвалида.

Трудовая занятость инвалидов в психоневрологических интернатах, как следует понимать, является первым, начальным этапом адаптации инвалидов в этом учреждении. Выполнение элементарных хозяйственно-бытовых работ позволяет инвалидам вступать в социальные связи с персоналом и больными, лучше ориентироваться в окружающей обстановке, дает информацию о задачах этого учреждения, о понимании своего места среди других инвалидов. Задача медицинской сестры состоит в том, чтобы показать важность участия инвалидов в общем процессе создания уюта и комфорта в жилых комнатах и вспомогательных помещениях, наведения чистоты и порядка, чтобы заинтересовать их в этом и, если необходимо, обучить различным житейским приемам.

Трудовая терапия – это направленное вовлечение инвалида в трудовую деятельность с целью воздействия трудом на психофизиологические функции организма и их максимально возможное восстановление.

В трудовой терапии больше, чем в трудовой занятости, воплощается понятие трудовой деятельности, поскольку инвалид, совершая трудовые операции, не только производит продукцию, он еще и восстанавливает свои психофизиологические функции, нарушенные в результате болезни (травмы). Трудовая терапия, индивидуально обоснованная и рационально подобранная, выступает как лечебный фактор. Она способствует физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма (обмена веществ, состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем), улучшению настроения, сна и аппетита.

Особенностью трудовой терапии инвалидов, в отличие от других форм трудовой деятельности, является возможность дозирования нагрузки: длительность выполнения трудового задания, кратность, сложность, вес используемых инструментов. Фактор дозирования позволяет соизмерить вид и характер труда с потенциальными возможностями больного (инвалида). Все это достигается в результате медицинского контроля.

Указанные обстоятельства определяют содержание программ социализации инвалидов посредством социальной адаптации. Одной из важных программ, разработанной специалистами по социальной работе совместно с врачами и медицинскими сестрами, является программа создания комфортных условий быта. Разработка программы и ее последующая реализация требуют определенной последовательности, алгоритма действий, специальной технологии.

Программа создания комфорта и уюта включает: постановку задач перед администрацией учреждения, разработку конкретных предложений о создании комфорта в жилых комнатах, холлах, помещениях для досуга и трудовой деятельности; выявление у инвалидов потребностей в более комфортных условиях; обучение инвалидов умению самостоятельно создавать комфорт, совершенствовать интерьер; реализацию конкретных мер по созданию уюта.

Лица, не имеющие психических расстройств, обладают способностью к коммуникативной деятельности, к спонтанному выбору досуга. Психически больные в силу ущербности психики, которая проявляется в эмоционально-волевом дефекте либо несформированности эмоциональных побуждений, нуждаются в вовлечении в досуговую деятельность, в организации ее в психоневрологическом интернате. Задача специалиста по социальной работе, врача и медицинской сестры состоит в разработке программы досуговой деятельности.

Реализация программы досуговой деятельности состоит из ряда последовательных действий: из изучения (совместно с врачом-психиатром) особенностей психического состояния инвалидов; изучения их потребностей в досуговой деятельности; группирования инвалидов с учетом их психических особенностей и потребностей; организации досуга (совместно с культработником), возможно, обучения досуговой деятельности, побуждения инвалидов к досугу.

Досуговая деятельность представляет собой важное звено в создании активирующей, социально-терапевтической среды, а медицинская сестра осуществляет связующую функцию между врачом, специалистом по социальной работе, психологом, культработником, она является связующим звеном в общей цепи реабилитационных мероприятий в психоневрологических интернатах. Показателями эффективности досуговой деятельности могут быть оживление и адекватность эмоциональных проявлений, стимуляция инициативы, побуждение к повседневной деятельности.

Жизнедеятельность инвалида в психоневрологическом интернате не ограничивается лишь досугом. Исключительно важное место занимает трудовая деятельность. Поэтому наряду с социально-трудовой адаптацией и организацией досуговой деятельности специалист по социальной работе занимается и еще одной важной проблемой социализации – разработкой и реализацией программы трудоустройства инвалидов.

Решение вопроса об участии инвалида в трудовой деятельности, формулировка медицинских показаний к труду, определение содержаний трудовых операций является прерогативой врача. В рекомендациях врача, записанных в индивидуальной программе реабилитации, значится вид труда, условия труда, место выполнения трудовой деятельности (ЛТМ, подсобное хозяйство, хозяйственно-бытовой труд в отделении либо на территории учреждения, трудоустройство на определенной штатной должности в самом учреждении либо за его пределами).

Организация трудовой занятости инвалидов внутри интерната является обязанностью инструктора по труду, хотя и при содействии специалиста по социальной работе.

Некоторые инвалиды, освоившие более сложные трудовые операции и получившие навыки общения и ориентации за пределами стационарного учреждения, трудоустраиваются на штатных должностях на различных предприятиях и учреждениях в качестве дворников, грузчиков, санитарок-уборщиц, подсобных рабочих и др. Возможности такого трудоустройства регламентированы нормативным документом [5].

Таким образом, рассматривая вопрос о создании комфортных условий пребывания инвалидов в психоневрологическом интернате, можно заключить, что комфортные условия – это не только жилищно-бытовая ситуация в ее конкретном, узко практическом значении, но и обеспечение потребностей инвалидов в организации среды, которая лишена стрессовых ситуаций, способствует активизации инвалидов, устраняет «зависимость» инвалидов от здорового окружения (персонала), способствует нормализации болезненного психического расстройства.

Очевидно, что роль медицинской сестры в создании комфортных условий, трудовой и досуговой деятельности инвалидов в психоневрологическом интернате является исключительно важной. В общем представлении о жилой, социально-трудовой, социально-культурной средах, как компонентах реабилитационного пространства в психоневрологическом интернате, место медицинской сестры особо значимо.

Список использованной литературы:

  1. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» (принят постановлением Госстандарта РФ от 24.11.2003 № 327-ст).
  2. Береговский Н.А. Социально-трудовая реабилитация психически больных и инвалидов, проживающих в стационарных психоневрологических учреждениях социального обслуживания (Медико-организационные и правовые аспекты). Автореф. Дисс. … канд. мед. наук. М., 2000. 25 с.
  3. Дементьева Н.Ф., Жигарева Н.П., Мурзина Т.Ф. Социальные и клинические критерии систематики контингента инвалидов, находящихся в психоневрологических интернатах // Сборник материалов ΙΙ Всероссиской научно-практической конференции «Актуальные проблемы медико-социальной и психологической помощи», посвященной 50-летию С-Пб. Института усовершенствования врачей-экспертов, 8–9 декабря 2010 г., и ΙV Межрегионального научно-практического семинара «Актуальные проблемы медико-социального обслуживания и реабилитации», 15 декабря 2010 г. / Под ред. Т.Ф. Мурзиной, Н.Г. Травниковой. СПб.: АЙСИНГ, 2011. С. 9–15.
  4. Жигарева Н.П. Жилая среда инвалидов в психоневрологическом интернате как компонент реабилитационного пространства // Материалы Российской научно-практической конференции «Инвалид и общество», 22 декабря 2009 г. М.: ФГУ ФБМСЭ. 2009. С.40–44.
  5. Порядок участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.1995 № 1285.
  6. Социально-психологическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах. Методические рекомендации // Составит. Н.Ф. Дементьева, Е.Ю. Шаталова. М.: ЦИЭТИН, 1992. 18 с.

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×