Опыт работы медицинских сестер с родителями детей, страдающих врожденной косолапостью

417

В последние годы наблюдается отчетливая тенденция роста числа пациентов, страдающих врожденной косолапостью. Распространенная патология составляет до 12% от всех врожденных деформаций и встречается в 2 случаях на 1000 детского населения.

В детских ортопедических центрах, осуществляющих лечебный процесс в амбулаторных условиях, значительную часть работы занимает наложение гипсовых повязок, предназначенных для лечения врожденной патологии стоп. Эффективность оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях во многом зависит от грамотного выполнения пациентами всех рекомендаций медицинского персонала, а для этого им необходимо владеть информацией не только о природе заболевания и способах лечения, но и об особенностях ухода за ребенком в циркулярных гипсовых повязках. Эти разъяснения может дать средний медицинский персонал. Поэтому роль медицинской сестры в обучении, оказании помощи пациенту невозможно переоценить.

Об отделении

На базе Детской городской клинической больницы № 13 им. Н.Ф. Филатова (ДГКБ № 13) в 1991 г. был создан Центр амбулаторной хирургии (ЦАХ), позволяющий проводить широкий спектр манипуляций и оперативных вмешательств не госпитализируя пациента. В структуру Центра входит отделение амбулаторной ортопедии.

Здесь лечатся дети с широким спектром ортопедической патологии. Врачи отделения наряду с консультативным приемом проводят малоинвазивные оперативные вмешательства, а также гипсовые работы разной степени сложности у детей всех возрастов, в т. ч. у недоношенных, маловесных детей. Также в отделении проводятся исследования по следующим направлениям: новые методы диагностики и лечения врожденного вывиха бедра у детей, сравнительная оценка методов лечения косолапости, комплексное лечение сколиоза, методы оценки физиологических и патологических изменений стопы у детей. Продолжается накопление опыта лечения сочетанной патологии (дисплазии тазобедренных суставов с врожденными пороками стопы), совершенствуются технологии гипсования и ортезирования, что позволяет сократить сроки лечения. Практическое применение научного сотрудничества ортопедов и анестезиологов в ЦАХ выражается в разработке новых алгоритмов выполнения ортопедических манипуляций с применением современных схем медикаментозной седативной поддержки, исключающих психологическую травму маленького ребенка от расставания с мамой, и адекватного обезболивания любых манипуляций – от пункций до ахиллотомии.

В распоряжении медицинского персонала отделения имеется мобильный телефон, номер которого выдается родителям каждого взятого на лечение ребенка, а проведенный в отделении в 2010 г. Интернет обеспечивает доступ к сайту отделения, что позволяет медработникам вести заочное консультирование пациентов и оперативно оценивать серьезность имеющихся осложнений у ребенка, находящегося в циркулярных повязках, по высланным родителями фотографиям. Это также дает возможность регулировать (минимизировать) поток внеплановых пациентов, обращающихся в отделение с экстренной ситуацией.

Являясь признанным городским ортопедическим центром в области врожденной патологии тазобедренного сустава и стопы, отделение амбулаторной ортопедии ежегодно увеличивает поток пациентов, обращающихся за консультативной помощью и получающих лечение.

С диагнозом «врожденная косолапость» в отделение обратилось в 2010 г. – 54 чел., в 2011 г. – 72 чел., в 2012 г. – 88 чел. Взято на лечение, соответственно, в 2010 г. – 52 чел., в 2011 г. 69 чел., в 2012 г. – 87 чел.

Методика лечения больных с врожденной косолапостью

С начала 2009 г. в спектр лечебных возможностей ортопедического отделения вошел метод Игнасио Понцети, успешно применяемый при лечении врожденной косолапости. В отличие от традиционной методики Зацепина, в которой гипсование длится до года, а сам процесс основан на насильственном (болезненном для ребенка) отведении стопы в направлении противоположной деформации и обязательном открытом оперативном вмешательстве на суставах и связках (что ведет к рубцам и тугоподвижности стоп), главной задачей лечения по методу Понсети является раннее анатомическое восстановление соотношений в суставе, что при своевременной диагностике может быть достигнуто с помощью атравматичных функциональных методик лечения. Методика позволяет добиться хороших результатов при значительном сокращении срока лечения пациента в гипсовых повязках – до 2–3 месяцев. Гипсования дополняются малоинвазивным оперативным вмешательством – ахиллотомией, проводимой под местной анестезией в условиях манипуляционной или, по показаниям, под общим обезболиванием в операционной стационара одного дня. Сотрудники отделения регулярно повышают квалификацию, принимают участие в конгрессах, симпозиумах и в деятельности экспертного совета по методике Понцети при Научно-исследовательском детском ортопедическом институте им. Г.И. Турнера. За последние 4,5 года накоплен опыт лечения 275 пациентов.

Главной задачей лечения детей с врожденной косолапостью является раннее анатомическое восстановление соотношений в суставе, что при своевременной диагностике может быть достигнуто с помощью атравматичных функциональных методик терапии. Гипсовые сапожки представляют собой циркулярные повязки, накладываемые на конечность от тазобедренного сустава до пальцев при согнутом колене: у детей младшего возраста – под углом 90º, у детей старшего возраста, которые до начала лечения уж умеют самостоятельно ходить, – под углом 70º. Такая высокая фиксация оптимально расслабляет мышцы для лучшего этапного отведения стопы, позволяет лечению быть непрерывным (в отличие от съемных гипсовых лонгет, а также низких сапожков до колена, применяемых на разных этапах лечения по методу Зацепина). Кроме того, во время наложения сапожек ребенок лежит на спине, что для него гораздо комфортнее, чем положение лежа на животе, которое необходимо при наложении гипсовых повязок по методике Зацепина.

Применение циркулярных гипсовых повязок (а не съемных гипсовых лонгет) для лечения данной патологии необходимо для оптимальной фиксации стопы с целью растяжения укороченные связок, капсул суставов и сухожилий. Смена повязок производится 1 раз в 5–14 дней. После 5 дней связки могут растягиваться снова для дальнейшего исправления деформации. Последняя повязка, накладываемая после ахиллотомии (пересечения ахиллова сухожилия), остается на 3 недели у детей младшего возраста и 4–5 недель – у детей старшего возраста, пока плотное ахиллово сухожилие регенерируется на соответствующую длину.

Роль сестринского персонала в процессе наложения циркулярных гипсовых повязок заключается в оптимальной фиксации конечности ребенка согнутой в колене под углом 90 градусов. Такое положение конечности способствует расслаблению мышц стопы и голени, а следовательно, позволяет оптимально отвести стопу. Правильное положение пальцев медицинской сестры на стопе пациента в процессе гипсования обеспечивает необходимое пространственное соотношение между повязкой и стопой малыша, а следовательно, снижает риск возникновения застойных явлений и отека конечности.

Результатом этой техники является то, что стопа становится опорной, гибкой и правильно ориентированной. Эта коррекция поддерживается фиксацией стоп в брейсах (противорецидивных шинах) до достижения ребенком возраста 3–4 лет. Коррекция деформации по методу Понцети дает возможность вести нормальный образ жизни. Метод имеет очень высокую эффективность при относительно малых затратах на лечение, давая стойкие результаты. Целью и результатами лечения по методике Понцети является устранение или значительное уменьшение выраженности всех элементов деформации для получения функциональной, мобильной, безболезненной и опорной стопы, имеющей нормальную форму и дающую возможность ношения нормальной обуви. В целом хорошие результаты при своевременно начатом лечении (у детей младшего возраста без сопутствующих патологий) достигают 95% и более. Эффективность лечения с помощью традиционного гипсования достигает 58%. Ранняя диагностика и своевременность начала лечения ребенка позволили свести к минимуму количество оперативных вмешательств на стопах за последние годы.

ВЫНОС!

Лечение по методу Зацепина в 2006–2009 г. в отделении прошли 357 чел., им в 345 случаев потребовалось проведение ахиллопластики; ни одному из 235 пациентов, взятых на лечение по методу Понцети, не потребовалось данное оперативное вмешательство.

Несмотря на то, что с медицинской точки зрения циркулярные гипсовые повязки дают больший эффект лечения (в отличие от съемных гипсовых лонгет), отсутствие возможности снять их для проведения гигиенических мероприятий ребенку вызывает затруднение у родителей. Их обучение можно проводить одновременно с наложением конструкции ребенку.

Оснащение гипсового кабинета

Гипсовый кабинет представляет собой помещение, оснащенное всем необходимым для проведения гипсовых работ различной степени сложности, применяемых для лечения врожденной косолапости, а также патологии тазобедренных суставов. В кабинете находятся два столика для проведения гипсовых работ с мягкой клеенчатой подушкой для комфорта детей. Они расположены в хорошо освещенной зоне и удалены друг от друга, что позволяет медицинскому персоналу проводить работы различной степени сложности не мешая друг другу. Имеется емкость (бак) для утилизации старых гипсовых конструкций; шкафы для хранения различных лекарственных форм, гипсовых бинтов, а также шкаф для санитарного инвентаря. Шкафы закрываются на ключ, что обеспечивает недоступность содержимого для детей.

Читайте бесплатно в системе Главная медсестра:

>

Организация процесса обучения родителей пациентов

Перед началом лечения врач разъясняет родителям малыша, что такое врожденная косолапость и ее принципиальные отличия от прочих деформаций стоп, а также суть лечения. Необходимо донести до родителей информацию о том, что результаты лечения зависят от тяжести исходной деформации, сопутствующих заболеваний (нейромышечные и генетические синдромы), возраста ребенка на момент начала лечения, опыта лечащего врача, а также соблюдения ими всех рекомендаций медперсонала в процессе лечения ребенка. Наложение циркулярных гипсовых повязок – один из наиболее ответственных этапов лечения больного ребенка. Поэтому врачу необходимо аргументировать необходимость лечения для конкретного пациента и предоставить родителям подробную информацию об этапах, сроках, «плюсах», а также возможных осложнениях от лечения с применением циркулярных гипсовых повязок.

Медсестры отделения амбулаторной ортопедии играют важнейшую роль в обучении родителей уходу за ребенком с наложенными циркуляторными гипсовыми повязками. Грамотные действия хорошо обученных родителей обеспечат достойную жизнь в новых для малыша условиях, связанных с его заболеванием, а также с рядом ограничений, продикованных непосредственным нахождением в жесткой конструкции.

Поскольку для обучения родителей особенностям ухода за ребенком отдельного времени не выделяется, процесс консультирования осуществляется непосредственно в момент наложения повязок. При этом медсестра дает подробные рекомендации по уходу за ребенком в гипсовых повязках, наглядно демонстрируя некоторые особенности: обертывание ножек перед купанием в полиэтиленовый пакет, укладывание ребенка на горочку для купания или в тазик, уход за кожей малыша под гипсовой повязкой. Также она рассказывает о нюансах кровообращения у маленьких и особенно у недоношенных детей, появлении возможных осложнений после наложения циркулярных повязок, а также о тактике родителей при появлении первых признаков нарушения микроциркуляции.

Для лучшего понимания и усвоения информации на руки родителям выдается памятка по уходу за ребенком в конструкции с картинками и подробным описанием к ним (приложение 1).

Работа медсестры ортопедического отделения центра амбулаторной хирургии во многом отличается от работы палатных медсестер других отделений. За ограниченный отрезок времени она должна выполнить большой объем работы. Медсестра полностью организует лечебный процесс: ведет расписание приема первичных и повторных пациентов, что позволяет регулировать интенсивность потока пациентов с целью обеспечения равномерной нагрузки на приеме, а также распределять больных по видам оказываемой помощи; перед началом приема подбирает медицинскую документацию и доставляет ее в кабинеты врачей; составляет график работ по снятию и наложению конструкций, применяемых при лечении врожденной косолапости и дисплазии тазобедренных суставов, собирает анамнез на детей, взятых на лечение, выдает взятым на лечение пациентам талоны на следующий прием с указанием даты и времени явки, ведет журнал амбулаторного приема, заполняет титульный лист амбулаторной карты пациента с указанием контактных (городского и мобильных) телефонов родителей ребенка. Эти мероприятия позволяют в случае изменений в расписании работы медицинского персонала известить родителей об этих изменениях и перенести их прием на другой день или время с учетом сложности работ, возраста ребенка и времени его пребывания в повязке. Распределение времени между консультативным приемом и манипуляциями осуществляется с учетом сложности проводимых процедур каждому пациенту. Такое грамотное планирование рабочего времени позволяет поэтапно и качественно выполнять все процедуры, избегая очередей, а следовательно, уделять достаточно внимания каждому пациенту.

В условиях детского амбулаторного центра высокий уровень профессионализма медсестры во многом определяет уровень оказания медицинской помощи. Чтобы своевременно и качественно выполнять свои обязанности, медсестра должна не только иметь определенные знания, но и владеть техникой выполнения ряда манипуляций, связанных с уходом за ребенком и его лечением: наложение и снятие циркулярных гипсовых повязок, а также шин-распорок, применяемых при лечении дисплазии тазобедренных суставов и врожденной косолапости; профилактика, обработка и лечение пролежней и опрелостей, возникающих в период пребывания ребенка в гипсовых повязках (особенно в летний период); своевременное выявление и оценка степени нарушения микроциркуляции конечностей и способы их устранения; ассистирование врачу на операциях. Медсестра должна владеть принципами накрытия стерильного стола, обработки рук и операционного поля перед манипуляциями, знать правила наложения давящей повязки и жгута при возникновении кровотечений в процессе проведения чрезкожной ахиллотомии, а также правила утилизации отходов.

Главная медицинская сестра формирует систему непрерывного повышения квалификации сестренского персонала: обеспечивает методическую и информационную работу старших медсестер, проводит обучение медсестер современным сестринским технологиям, осуществляет внедрение и адаптацию в практическую деятельность стандартов и инновационных технологий, разрабатывает тематические планы и занятия, используя разнообразные формы обучения (индивидуальные, групповые, коллективные), организует сестринские конференции, семинары-дискуссии.

В организации работы медицинских сестер ортопедического центра важную роль играет специфическое общение, в первую очередь с ребенком и его родителями. Умение медсестры успокоить, объективно информировать родителей о методах диагностики, организации медицинской помощи ребенку, развитии возможных осложнений и при этом ободрить, настроить на активную помощь и получить согласие на лечение ребенка является обязательным этическим требованием работы медсестры и другого персонала. Но добиться одного понимания болезни у родителей ребенка недостаточно. Необходимо выработать у них стойкую мотивацию на соблюдение ряда правил, позволяющих избегать ситуаций, осложняющих и затягивающих процесс лечения ребенка (отек конечности, возникновение опрелостей и их инфицирование бактериальной микрофлорой, смещение конечности относительно гипсовой повязки, намокание гипсовой повязки). Медсестрам ортопедического центра постоянно приходится объяснить родителям, что информация о заболевании ребенка и возможных осложнениях, возникающих в процессе лечения, призвана не запугать их, не настроить против лечения, а помочь родителям грамотно оценивать ситуацию в случае их возникновения (давать ей адекватную оценку) и правильно планировать свои дальнейшие действия. Для этого следует постоянно подчеркивать идею партнерства и сотрудничества, при котором медицинский персонал и родители малыша работают вместе над решением вопросов помощи больному ребенку.

В отделении амбулаторной ортопедии работает две медсестры, из них одна имеет стаж работы более 27 лет, высшую квалификационную категорию, вторая имеет стаж работы 10 лет, вторую квалификационную категорию и повышенный уровень образования с углубленной подготовкой по специальности «сестринское дело». Медсестра высшей категории обучает молодой персонал особенностям наложения несъемных конструкций, применяемых для лечения патологии тазобедренных суставов (облегченные гипсовые повязки и шины-распорки). Таким образом, обучение нового персонала осуществляется на местах более опытной медсестрой  непосредственно в рабочее время.

Данные опроса родителей

На основе разработанной анкеты (приложение 2) были опрошены 34 чел., чьи дети были взяты на лечение в ортопедический центр ДГКБ № 13 им. Филатова. Выяснилось, что 29 пришли на лечение по направлению из поликлиники, 4 из них не имеют представления о данной патологии и способах ее лечения, 25 знают о специфике этого порока и возможных вариантах его лечения. Пять опрошенных пришли на консультацию по рекомендации знакомых, проходивших лечение в ЦАХ. Все они имеют представление о применяемой в центре методике Понцети, с которой также дополнительно ознакомились в Интернете.

Целенаправленно пришли лечиться в учреждение 25 опрошенных, зная, что лечение проводится на несъемных, высоких циркулярных гипсовых повязках (в отличие от традиционного метода лечения, в котором чаще применяются низкие повязки или съемные лангеты), 22 из них диагноз «врожденная косолапость» был поставлен в период внутриутробного развития и они заранее стали изучать способы его лечения и искать учреждения, где данной проблемой занимаются квалифицировано. Эти родители избрали данный метод лечения в силу его эффективности наряду с другими методами, пятеро из них были на консультации в других учреждениях, поэтому имеют всю необходимую информацию, позволяющую сравнить и выбрать для себя метод лечения и учреждение, в котором лечение по данному методу будет проводиться квалифицированно.

Пятеро опрошенных родителей пришли на лечение из других учреждений с рецидивами косолапости после традиционного лечения. О данной методике они также узнали из Интернета и выбрали ее, т. к. она дает хорошие результаты за короткий отрезок времени. С этих позиций Интернет является хорошим источником информации, т. к. помогает найти варианты лечения ребенка; однако он не дает адекватную информацию о способах ухода за ребенком в применяемых повязках и часто несет пугающие сведения о негативном воздействии гипсовых повязок на физическое и психическое развитие малыша. Поэтому, изучив данную информацию в Интернете, 29 родителей (включая тех, кто целенаправленно пришел лечиться в отделение) считаю, что в период лечения ребенок не сможет адекватно двигаться (ползать, садиться и вставать), а следовательно – отставать в развитии от своих сверстников. Они не имеют представления об уходе за ребенком в гипсовой повязке, а также об уходе за самой гипсовой повязкой, что само по себе ведет к негативному и предвзятому отношению к методике лечения, а также несет отрицательные стимулы для начала лечения ребенка в амбулаторных условиях сразу не раздумывая.

Тридцать два человека, включая троих, кто уже находился на лечении в гипсовых сапожках, захотели получить на руки пособие по уходу за ребенком в сапожках.

Приложение 1

Рекомендации для родителей по уходу за ребенком в циркулярной гипсовой повязке

Уважаемые родители, ваш ребенок был взят на лечение в ортопедический центр ДГКБ № 13 им. Н.Ф. Филатова по поводу врожденной косолапости. Гипсовые сапожки представляют собой циркулярные повязки, накладываемые на конечность от тазобедренного сустава до пальцев при согнутом под 90 градусов колене. Такая высокая фиксация оптимально расслабляет мышцы для лучшего этапного отведения стопы, позволяет лечению быть непрерывным и эффективным, а также препятствует выскакиванию конечности из гипсового сапожка. Данная повязка накладывается на специальный ватник. Эффективность лечения во многом будет зависеть от того, насколько грамотно вы будете выполнять все рекомендации врача и медсестры. Возможно, эта памятка поможет развеять ваши предубеждения относительно гипсовых повязок, применяемых для лечения косолапости, и поможет вам в уходе за ребенком.

Как ухаживать за гипсовой повязкой

Гипсовые повязки не требуют специального ухода. Следует только следить за сухостью и целостностью сапожка. Его не следует мочить, а чтобы повязка была более влагостойкой ее поверхность в домашних условиях можно смазать яичным белком. Так как просыхает повязка полностью в течение суток, ее после наложения следует держать открытой, и в холодное время года гулять с малышом можно только на следующий день.

Как часто меняется повязка и по какому принципу дается отведение стопы

Этапная смена повязки проводится 1 раз в 6–10 дней в зависимости от динамики и возраста ребенка. Этот период времени позволяет мышцам в достаточной степени расслабиться для того, чтобы в следующий раз лучше отвести стопу. Отведение производится настолько, насколько позволяют мышцы ребенка. Это позволяет избежать серьезных осложнений в виде стойких контрактур (тугоподвижности суставов) и надрывов мышц. Оптимальным является отведение стопы на 60–70 градусов. По достижении такого показателя можно произвести рассечение ахиллова сухожилия (чрезкожную тенотомию).

Как ребенок будет реагировать на гипсовые сапожки

Обычно дети хорошо переносят наложение гипсовых сапожков. Такая повязка хоть и ограничивает движение малыша, но при этом обеспечивает физиологическое положение в коленных суставах под 90 градусов. Это позволяет крови беспрепятственно циркулировать по сосудам. Процесс гипсования не дает никаких болевых ощущений, т. к. отводится стопа ровно настолько, насколько позволяют мышцы, а быстро застывающий гипс сразу фиксирует отведенную стопу в правильном положении.

Как следить за кровообращением в стопах

Гипсовые сапожки представляют собой технически сложные повязки. Поэтому первые сутки после наложения необходимо следить за цветом и размером пальцев на стопах: они не должны белеть, синеть, отекать, а должны быть теплыми. Данные изменения цвета и размера сведетельствуют о том, что имеется сдавление тканей, вследствие чего происходит нарушение миркуциркуляции. В домашних условиях при обнаружении синевы или отека необходимо сделать валик под нижние конечности для придания им высокого положения примерно на час-полтора (чтобы стопа находилась на одном уровне с коленом или даже чуть выше). А массажными движениями размассировать пальцы. Это обеспечит отток лимфы и венозной крови от стоп и нормализует микроциркуляцию в конечностях. Если ситуация не меняется или нарастает, следует незамедлительно обратиться за врачебной помощью и, по показаниям, заменить или снять гипсовую повязку. Для этого необходимо обратиться в приемное отделение нашей (или ближайшей) больницы или в травмпункт .      

Обработка кожи малыша под гипсовой повязкой

Поскольку гипсовая повязка накладывается на специальный ватник, между кожей и гипсовым сапожком образуется небольшое пространство, позволяющее, пусть минимально, но ухаживать за кожей малыша. Необходимо обрабатывать кожу влажной салфеткой и смазывать кремами для проблемных участков или просто увлажнять. Кремы, применяемые под подгузник, не используются по причине их подсушивающих свойств.

Если ребенок разбивает гипс на стопе и колене

У детей старшего возраста (после года), находящихся на лечении в нашем центре и пребывающих в этапных повязках более длительное, чем малыши, время (до 2 недель, а после ахиллотомии – до 1,5 месяцев) часто начинают осыпаться края сапожков (особенно на пальцах), а область колена истончается и становится мягкой (вплоть до образования дырки.) Поэтому для предотвращения этого процесса родителям рекомендуется после гипсования дополнительно закрыть края гипса медицинским пластырем или плотным скотчем. А на область колена подбинтовывать поролоновую губку, которая будет смягчать удары и снижать нагрузку на гипсовый сапожок.

Если гипсовая повязка натирает малышу

Если вы видите на коже покраснения и мацерацию, необходимо изолировать это место от гипса. Для этого проводится тщательная гигиена проблемной зоны, обработка влажными салфетками и кремом, после размещается прокладка в виде хлопчатобумажной ткани, которая позволит лучше изолировать проблемный участок от гипса. При выраженных изменениях со стороны кожных покровов необходимо подъехать в наш центр и произвести обработку гипсовой повязки для придания ей оптимального положения для конечности ребенка.

Купание

Поскольку мочить гипсовую повязку нельзя, перед купанием необходимо обернуть ее полиэтиленовым пакетом, положить ребенка в тазик и, придерживая ножки кверху, поливать ребенка из душа или купать на руках. Если во время купания гипсовая повязка все-таки намокает, ее аккуратно, стараясь не обжечь ребенка, необходимо высушить феном. Повязки не должны намокать постоянно, т. к. систематически мокнущий гипс начинает осыпаться, края начинают крошиться, теряется вид сапожка и он перестает нести свою основную функцию. К тому же под мокрой повязкой кожа на ножках малыша начинает преть и шелушиться, что вызывает неприятные ощущения, мацерацию кожи, дискомфорт и, возможно, если присоединяется инфекция, развитие воспалительного процесса.

Во что одевать

При покупке одежды для малыша необходимо помнить, что гипсовые повязки увеличивают объем конечностей минимум в полтора раза (в зависимости от возраста ребенка). Поэтому штанишки должны быть на размер-два побольше. В качестве верхней одежды в зимний период лучше использовать конверты.

Психомоторное развитие ребенка

Считается, что жесткие гипсовые конструкции, предназначенные для лечения патологии стоп, задерживают психомоторное развитие ребенка. Родители думают, что ребенок не будет ни садиться, ни переворачиваться, ни ползать в сапожках. Это мнение ошибочно, т. к. дети, находящиеся на лечении в различных циркулярных гипсовых повязках, делают все это не хуже и не позже своих здоровых сверстников. Они, в зависимости от возраста, со временем начинают самостоятельно переворачиваться, присаживаться, садиться и даже ползать. В этом возрасте ребенок еще не знает, как должно быть на самом деле (как правильно ползать или ходить), а следовательно, исходит из ситуации, которая есть и быстро к ней приспосабливается. Нужно также заметить, что очень часто родители сами стараются ограничить ребенка в движении, ошибочно думая, что малыш, проявляя высокую активность, повредит повязку (разобьет, продавит коленку, встанет на не вылеченную стопу), что приведет к неблагоприятному исходу лечения. Этого делать не стоит, потому что принцип лечения в повязках заключается не в ограничении движений ребенка или полном обездвиживании, а в правильном положении суставов (голеностопного и коленного), а также правильном этапном отведении стопы в процессе роста и  развития малыша.

По вопросам обращаться к врачам и медицинским сестрам ортопедического центра по телефону: 8-499-254-68-88, 8-926-539-03-63; или электронной почте: ortho-child@mail.ru

Приложение 2

Анкета для родителей

Уважаемые родители, ваш ребенок находится на лечении в ортопедическом центре ДГКБ № 13 им. Н.Ф. Филатова по поводу врожденной косолапости по методике Понцети с применением высоких циркулярных гипсовых повязок. С целью изучения исходного уровня знаний родителей об образе жизни в циркулярных повязках и особенностях ухода за ребенком в них, просим вас ответить на вопросы предложенной анкеты. Ваши ответы помогут нам понять, какие трудности возникают у родителей в уходе за ребенком в несъемных гипсовых конструкциях.

Отметьте правильный ответ или впишите свой.

1. Почему вы выбрали для лечения ребенка наше учреждение?

А) Доверяю опыту и квалификации специалистов больницы.

Б) Посоветовали (порекомендовали) друзья.

В) Не устраивают методы лечения в других учреждениях.

Г) Пришли по направлению из поликлиники.

Другое: _________________________.

2. Назовите источники, из которых Вы получили информацию о заболевании Вашего ребенка.

А) Интернет.

Б) Предпочитаю получать информацию от врача.

В) Медицинские журналы и статьи.

Другое: _________________________.

3. Что Вы знаете о способах лечения врожденной косолапости?

А) Ничего;

Б) Знаю о традиционном методе лечения.

В) Знаю о лечении по методике Понсети. Напишите, пожалуйста, что именно Вы знаете об этой методике ___________________.

Другое: _________________________.

5. Вы выбрали лечение по методике Понсети потому что:

А) Знаем, что дает хорошие результаты за минимальные сроки лечения.

Б) Не знакомы с другими методами лечения.

В) Посоветовали знакомые.

Другое: _________________________.

6. Можно ли ребенку ползать и вставать в гипсовых повязках?

А) Нет, лишняя нагрузка на конечность провоцирует повышение тонуса, что затягивает сроки лечения ребенка.

Б) Можно, но следует ограничивать.

В) Можно позволять делать все, что хочет ребенок.

Другое: _________________________.

7. Страдает ли психомоторное развитие ребенка во время лечения с использованием гипсовых повязок?

А) Конечно, ведь ребенок не может полноценно двигаться, а следовательно, развиваться.

Б) Нет.

Другое: _________________________.

8. Будут ли ограничены движения ребенка после наложения гипсовых повязок?

А) Конечно, ведь он не сможет ползать, садиться и вставать;

Другое: _________________________.

9. Можно ли мочить гипсовую повязку?

А) Можно купать ребенка, полностью опуская сапожок в воду.

Б) Мочить можно только поверхность гипсовой повязки.

В) Нельзя.

Другое: _________________________.

10. Можно ли оставить гипсовую повязку мокрой, если во время купания вы ее намочили? Объясните почему?

А) Да, потому что _________________________.

Б) Нет, потому что _________________________.

11. Как лучше обрабатывать кожу ребенка под гипсовой повязкой?

А) Смазывать подсушивающим кремом.

Б) Смазывать увлажняющим кремом.

В) Обрабатывать только влажной салфеткой.

Г) Нельзя ничем обрабатывать.

Другое: _________________________.

12. Хотели бы вы получить список рекомендаций по уходу за ребенком в циркулярных гипсовых повязках в письменной форме? 

А) Да.

Б) Нет.

 

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×