Об итогах работы Минздрава России в 2013 г. и задачах на 2014 г

78

Первым годом реализации государственной программы «Развитие здравоохранения» и других, разработанных в соответствии с указами Президента РФ стратегий стал 2013-й год – год отработки методологии, проведения пилотных проектов и внедрения запланированного.

В 2013 г. были завершены начатые в 2011 г. беспрецедентные по масштабу и финансовому обеспечению региональные программы модернизации здравоохранения, на которые было выделено более 664 млрд руб.

Возникшая в 2012 г. экономия средств позволила значительно расширить программы модернизации: дополнительно включить для завершения строительства 15 объектов, провести капитальный ремонт 118 медицинских организаций, увеличить планы по приобретаемому оборудованию на 52%.

Всего за период реализации программ завершено строительство 101 медицинского учреждения, отремонтировано больше 4 тыс. медицинских учреждений, закуплено и уставлено более 389 тыс. единиц оборудования, в т. ч. более 700 магнитно-резонансных и компьютерных томографов, более 6,5 тыс. единиц рентгеновской и ангиографической аппаратуры.

В целом в 2013 г. фондооснащенность государственных медицинских организаций в регионах страны повысилась в 2,5 раза по сравнению с 2011 г.: с 7,7 тыс. руб. до 19 тыс. руб. на 1 кв. м.

Первичная медико-санитарная помощь населению, проживающему в удаленных районах страны и в сельской местности

Одним из приоритетов модернизации стало развитие первичной медико-санитарной помощи, в т. ч. населению, проживающему в удаленных районах страны и в сельской местности. По количеству ФАПов, фельдшерских пунктов, сельских врачебных амбулаторий, офисов врача общей практики, введенных в строй, исходный план, который был принят в конце 2010 – начале 2011 г.,  перевыполнен на 731 объект (16,7%), причем число врачебных сельских служб увеличилось более чем на 1,5 тыс. – это позволило увеличить мощность сельских амбулаторных служб на 6,6 тыс. посещений в смену.

Активно развивались выездные формы медицинской помощи, в эту работу включены 915 мобильных медицинских комплексов, в т. ч. 204 передвижных комплекса для диспансеризации, 27 центров здоровья, 58 врачебных амбулаторий бригад, передвижные ФАПы, сформированы более 8,5 тыс. выездных врачебных бригад, полностью оснащенных портативным диагностическим оборудованием. В ряде регионов с учетом имеющейся транспортной инфраструктуры активно работали теплоходы и «поезда здоровья»: такой позитивный опыт находим в Красноярском, Хабаровском краях, Ханты-Мансийском автономном округе.

Если по состоянию на 2011 г. доля сельских аптечных организаций составляла 27,6% от общей системы, то в 2013 г. она превысила 50%. Вместе с тем в ряде регионов страны проблема сельской медицины по-прежнему встает очень остро, среди них Курская, Рязанская, Архангельская, Вологодская, Волгоградская области, Пермский край, Республика Бурятия, Алтайский край и некоторые другие. Необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры сельского здравоохранения с использованием быстровозводимых модульных конструкций, а также привлечение в село медицинских работников, для которых должны быть созданы соответствующие условия работы и жизни.

Совместно с Минсельхозом в 2013 г. Министерство здравоохранения разработало сегмент по развитию сельской медицины в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий до 2020 года». Эта программа была принята Правительством РФ. Дополнительно предусмотрено введение в строй более 850 ФАПов или офисов врачей общей практики, увеличение мощности сельских амбулаторно-поликлинических учреждений на 7,5 тыс. посещений в смену и мощности участковых и районных больниц – более чем на 6 тыс. мест. Минздрав надеется, что это поможет субъектам Российской Федерации эффективно реализовать свои полномочия.

Экстренная и специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь

Важнейшее место в программах модернизации было отведено развитию второго уровня системы оказания медицинской помощи. Количество межмуниципальных, межрайонных центров экстренной и специализированной помощи увеличилось более чем в 2 раза, а число пациентов, получивших экстренную помощь в соответствии с современными требованиями, возросло в 2013 г. более чем до 15 млн чел., что на 20% превышает показатель предыдущего, 2012 г. Однако в ряде регионов сеть выстроена лишь на 50–60%. Так что предстоит активная работа по ее достраиванию в соответствии с потребностями населения.

Благодаря модернизации более чем в 4 раза возросло число пациентов, получивших высокотехнологичное лечение (ВМП) в региональных медицинских учреждениях. Только за последний, 2013 г., на 30% – с 127 тыс. до 166 тыс. – увеличилось количество людей, пролеченных в региональных учреждениях с использованием высокотехнологичных методов. При этом количество региональных учреждений, оказывающих ВМП, увеличилось за год с 222 до 289 в 60 субъектах Российской Федерации. 

Это позволило увеличить и общий объем высокотехнологичной помощи населению с 450 тыс. до 505 тыс., а также привело к значительному сокращению времени ожидания пациентами высокотехнологичного лечения: среди взрослого населения – на 27,6% за год (до 21 дня), среди детей – еще более существенно, более чем на 33,3% (до 14 дней).

В то же время для некоторых медицинских профилей сохраняются более длительные сроки ожидания. Прежде всего это касается нейрохирургии – 35 дней, что требует увеличения числа медицинских организаций, оказывающих данный вид помощи, и усиленной адресной подготовки специалистов-нейрохирургов.

Особого внимания заслуживает и трансплантология. Так, несмотря на несомненное ее развитие,  в 2013 г. число проведенных трансплантаций увеличилось более чем на 2 тыс., причем 25% из них было сделано в региональных медицинских учреждениях, а для трансплантации почки – более чем в 60% случаев это были региональные учреждения. Необходимы качественные системные изменения службы донорства органов и тканей.

В 2013 г. прошел широкое обсуждение и одобрен медицинским экспертным сообществом, пациентскими организациями, организаторами здравоохранения разработанный Минздравом законопроект «О донорстве и трансплантации органов». Законопроект базируется на основополагающих этических принципах, современных профессиональных подходах и полностью соответствует международным рамочным документам. Его принятие не только даст стимул дальнейшему развитию трансплантологии, но и создаст основы для развития биомедицины в целом. Законопроект в ближайшее время будет внесен в Правительство РФ.

Важно отметить, что проведенный Минздравом совместно с субъектами Российской Федерации анализ показал: потребность в высокотехнологичной медицинской помощи нашему населению значительно выше объема сегодняшнего дня. В своем послании Президент РФ В.В. Путин поставил перед Министерством задачу: увеличить объемы ВМП в 1,5 раза – до 750 тыс. пациентов к 2016 г.

Для реализации этой задачи с 2014 г. Минздрав начал погружать наиболее распространенные и растиражированные методы ВМП, широко применяемые в субъектах Российской Федерации, в систему ОМС, по сути снимая ограничения с их объема. Из 1466 используемых методов ВМП 459 в 2014 г. уже финансируются из ОМС. Результаты первых 2 месяцев текущего года свидетельствуют о том, что это позволило увеличить число пациентов, получивших ВМП, более чем на 7 тыс. чел., и Министерство надеется, что эта совместная работа позволит значительно повысить доступность ВМП и в 2014 г. число пролеченных больных увеличится как минимум на 40 тыс. чел.

Служба родовспоможения и детская медицина

Из всех средств, выделенных на программы модернизации, 28% (почти 187 млрд руб.) были направлены на развитие детской медицины, что позволило завершить строительство 40 детских учреждений, отремонтировать более 1,5 тыс., установить более 113 тыс. единиц современного оборудования. Развернуто более 4 тыс. высокотехнологичных коек акушерства и неонатологии, более 2800 коек реабилитации для детей. В 10 раз увеличилось число коек неонатальной хирургии. Вместе с тем исходный износ учреждений родовспоможения и детства существенно превышал среднеотраслевой износ, который составлял в 2011 г. 54,3%, а во многих регионах достигал 80–100%.

Хорошо известно, что среди факторов, снижающих младенческую и детскую смертность, на одном из первых мест по значимости стоит создание полноценной трехуровневой системы родовспоможения и неонаталогии, включающей наличие высокотехнологичного перинатального центра. И в этой связи весьма актуально решение Президента и Правительства РФ продлить программу модернизации здравоохранения на 2014–2016 гг. и направить ее на строительство новых перинатальных центров в 30 регионах страны. Необходимый подготовительный период уже проведен

Читайте бесплатно в системе Главный врач:

.

Информатизация здравоохранения

Важнейшим компонентом всех организационных мероприятий является системная информатизация отрасли. Число приобретенной в 2013 г. компьютерной техники превысило 374 тыс., организовано 630 тыс. локальных вычислительных сетей.

Мероприятия по введению электронного паспорта медицинского учреждения завершены почти в 6 тыс. учреждений, более чем в 7 тыс. обеспечена возможность ведения электронной медицинской карты. В 2013 г. в федеральный сервис загружено более 36 млн электронных медицинских карт, что составляет на сегодняшний день около 26% численности населения страны.

В 5,7 тыс. медицинских организациях внедрен сервис «Запись на прием к врачу в электронном виде». С момента его ввода в эксплуатацию (это было в декабре 2012 г.) с его помощью учтено почти 255 млн посещений, т. е. каждый пятый визит в амбулаторное учреждение сейчас осуществляется через систему электронной записи, при этом 49 млн россиян записались на прием через единый портал государственных услуг.

В рамках дальнейшего развития данного сервиса Минздравом России создан «Личный кабинет пациента». С помощью данного кабинета каждый гражданин сможет получать информацию об оказанных медицинских услугах, в т. ч. с четким обозначением бесплатных и платных медицинских услуг, поставленных диагнозов и результатов обследований, записаться на прием к врачу, осуществить вызов неотложной помощи. «Личный кабинет пациента» полностью готов к запуску для граждан, сам запуск запланирован на 30 апреля текущего года.

В 2013 г. создано и апробировано электронное рабочее место врача, связанное со всеми необходимыми доктору информационными ресурсами, нормативными базами, системами помощи в принятии решений, а также позволяющее существенно сократить бумажный документооборот и перераспределить рабочее время врача с высвобождением времени для непосредственного контакта с пациентом. На сегодня доступ к личному кабинету получили 27 тыс. медицинских работников. Данная система должна быть внедрена всеми регионами до конца текущего года.

Существенное развитие получили технологии дистанционного консультирования. В телемедицинскую сеть уже включены более 5 тыс. учреждений. Начат обмен телемедицинскими файлами, введена система электронного документооборота.

Спутниковой навигацией ГЛОНАСС оснащены около 20 тыс. машин скорой помощи и более 2 600 станций скорой помощи. В результате число дистанционных консультаций с передачей ЭКГ с борта машины возросло более чем в 2 раза. А число ранних активных вмешательств на догоспитальном этапе увеличилось  за 2013 г. на 23%.

Одним из приоритетных направлений информатизации в 2013 г. стало создание унифицированного программного обеспечения для скорой медицинской помощи, которое позволит полностью автоматизировать деятельность служб и центра медицины катастроф. Апробация этого программного обеспечения проведена в 5 субъектах Российской Федерации – в Белгородской, Тамбовской, Пензенской, Волгоградской и Костромской областях – и охватила более 200 станций скорой помощи и более 1000 бригад. Это позволило существенно сократить время доезда машины до места вызова и время довоза пациента. В конце уходящего года данная система вынужденно прошла жесткие испытания во время трагических событий в Волгограде и полностью доказала свою состоятельность. Бригады скорой помощи прибыли на места террористических актов первыми – в течение 3,5 мин, что позволило спасти десятки жизней.

В настоящее время данное программное решение передано для использования во все субъекты Российской Федерации. Для более эффективной работы скорой медицинской помощи регионам необходимо в ближайший год обеспечить оснащение территориальных центров медицины катастроф аппаратными комплексами, а также обеспечить их использование для всех станций скорой медицинской помощи.

Профилактическая медицина

Прошедший финансовый год запомнится и как год активного развития профилактического направления в нашей стране.

Заработала Правительственная комиссия по охране здоровья граждан, возглавляемая Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым; заместителем руководителя комиссии является заместитель Председателя Правительства О.Ю. Голодец. Был принят Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака», содержащий всесторонний комплекс мер к стимулированию населения к отказу от курения. Принятые нормативные акты и реализующие их меры способствовали снижению уровня курения среди россиян в 2013 г. до 28%.

Приняты поправки в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», согласно которому пиво впервые стало приравненным к алкоголю и был введен комплекс мер по ограничению злоупотребления алкогольными напитками, особенно среди детей и подростков.

В целях реализации Основ государственной политики в области здорового питания Минздрав России подготовил предложения по внесению изменений в технические регламенты Таможенного союза, касающиеся ограничения поваренной соли в пищевых продуктах. Теперь концентрация поваренной соли будет точно так же обозначаться на всех этикетках, как и основные питательные ингредиенты.

В 2013 г., после 30-летнего перерыва, страна вернулась к широкомасштабной диспансеризации взрослого и детского населения – на современной основе, с использованием дифференцированного подхода к определению объема и смыслового наполнения диспансеризации в разных половозрастных группах населения, с учетом различия в вероятности развития тех или иных заболеваний, а также медицинской и экономической целесообразности проведения отдельных видов исследований.

За первый год прошли диспансеризацию 35 млн чел. – 21 млн взрослых и более 14 млн детей, проживающих во всех регионах страны.

Итоги диспансеризации показали, что почти 44% взрослого населения имеют уже сформированные хронические неинфекционные заболевания. Впервые диагностировано с помощью диспансеризации более 1,8 млн сердечно-сосудистых заболеваний, а также более 31 тыс. онкологических заболеваний, при этом важно подчеркнуть, что среди новообразований наиболее часто выявляют потенциально эффективно излечиваемые – 13,3 тыс. случаев рака молочной железы, 7,7 тыс. случаев рака предстательной железы, что делает особенно острой необходимость их своевременного выявления. Еще 23% взрослого населения, которые являются так называемыми «практически здоровыми людьми», имеют высокий риск внезапной смерти из-за совокупности факторов риска.

О неформальном характере проведенной диспансеризации свидетельствует тот факт, что по ее результатам впервые было назначено показанное лечение 21% обследованных – это более 5 млн чел., 70% – в возрасте до 60 лет; 28,7 тыс. человек были сразу госпитализированы для получения специализированной, в т. ч. высокотехнологичной, медицинской помощи, около 3,6 млн чел. прошли углубленное профилактическое консультирование.

Диспансеризация более 14 млн детей позволила констатировать в целом улучшение здоровья детской части нашего населения; 85% детей были отнесены к первой и второй группам здоровья, т. е. были полностью здоровы или имели обратимые функциональные нарушения, полностью устранимые при проведении индивидуальных коррекционных программ. В то же время в обследованной группе у 550 тыс. детей-сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, состояние здоровья оказалось значительно хуже. У 59,5% выявлялись уже сформированные хронические заболевания, а к 1-й и 2-й группам здоровья были отнесены лишь 40,5%. Для нормального развития этих детей Минздравом разработаны специальные программы медицинского сопровождения и постоянного наблюдения этих детей.

Особое внимание Министерство уделяло и медико-социальной поддержке беременных женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию. В 2013 г. были созданы дополнительно 133 специализированных центра медицинской и социально-психологической помощи. Число абортов за год уменьшилось более чем на 54 тыс., но число их пока очень велико – более 880 тыс. Это значительный резерв роста рождаемости и соответственно естественного прироста нашего населения.

Лекарственная политика и регулирование обращения медицинских изделий

В рамках проводимой лекарственной политики в 2013 г., в соответствии с принятой Стратегией, Министерство сосредоточило внимание на совершенствовании нормативной правовой базы в сфере обращения лекарственных средств.

Принят Федеральный закон, которым установлены полномочия Правительства РФ по утверждению порядка формирования перечней лекарственных препаратов и медицинских изделий, гарантированных государством, а также изменены процедуры регистрации лекарственных препаратов, что позволило снять излишние административные барьеры и снизить число отказов в регистрации в 2 раза – с 60% до 33%, причем, что важно, без повышения рисков появления некачественной продукции.

Был подготовлен и внесен в Правительство РФ законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», включающий большое количество важных смысловых блоков, регулирующих особенности государственной регистрации биологических, биоаналоговых, орфанных препаратов, закрепляющих правила честной конкуренции на фармацевтическом рынке, через введение процедуры оценки взаимозаменяемости лекарственных препаратов, а также вводящих представление о фармакопейных стандартных образцах. Подготовлены законопроекты, направленные на обеспечение присоединения России к конвенции Совета Европы «О борьбе с фальсификацией медицинской продукции» и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения, что чрезвычайно важно в связи с тем, что обеспечить безопасность от фальсификата невозможно в рамках одной страны и одной национальной системы, поэтому такая инкорпорация должна дать позитивный результат.

В ноябре 2013 г. в целях развития системы стандартизации качества лекарственных средств был создан Совет Министерства здравоохранения по государственной фармакопее и развернута работа по подготовке очередного, XIII издания Государственной фармакопеи Российской Федерации. В 2014 г. эта работа будет активно продолжена и реализуется в издании первых частей этой фармакопеи.

Существенное развитие получила сфера регулирования обращения медицинских изделий. Подготовлены и приняты 18 нормативных актов, устанавливающие правила их государственной регистрации, ведение государственного реестра медицинских изделий, порядок осуществления государственного контроля за их обращением.

Впервые в ноябре 2013 г. Российская Федерация вошла на правах равноправного участника в управляющий Комитет Международной организации регуляторов медицинских изделий.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и борьба с инфекционными заболеваниями

Важнейшее значение в деле охраны здоровья – обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и борьба с инфекционными заболеваниями.

В 2013 г. был обеспечен широкий охват населения прививками в рамках как Национального, так и эпидемиологического календарей. Впервые в Национальный календарь профилактических прививок включена прививка против пневмококковой инфекции, а также были расширены показания для вакцинации населения против гриппа. За 2013 г. привито против гриппа почти 40 млн чел., т. е. 27,8% всего населения страны.

Осенью 2013 г. впервые Минздравом России была разработана и применена новая тактика иммунизации населения против сезонного гриппа на основе обязательной регистрации «входных ворот» инфекции и прогноза траектории ее распространения. Благодаря своевременным и выверенным действиям удалось добиться стабилизации заболеваемости гриппом, и впервые в эпидемический сезон осени-зимы 2013 г. заболеваемость не превысила средние эпидемические значения. За год зарегистрировано снижение заболеваемости по 28 инфекционным заболеваниям, по некоторым существенно – на 40%. Данные позитивные изменения являются результатом согласованных действий Минздрава России с Роспотребнадзором и другими ответственными ведомствами.

В 2013 г. Минздравом России были разработаны Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности страны. Они были приняты Правительством Российской Федерации и создали базу для подготовки Концепции федеральной целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2015–2020 годы)». Данная концепция была одобрена Правительственной Комиссией и в настоящее время активно разрабатывается  целевая программа.

Кадровая политика

Достижение качества медицинской помощи невозможно без достаточного количества высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала. В начале 2013 г. всеми субъектами Российской Федерации были приняты кадровые программы, направленные на повышение квалификации медицинских кадров и поэтапное устранение их дефицита, содержащие дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.

Для закрепления кадров в отрасли доля целевого приема в образовательных учреждениях Минздрава России была увеличена до 38,5%, при этом эффективность целевого приема резко возросла и превысила 80%.

Программа «Земский доктор» позволила привлечь для работы в сельских медицинских организациях более 12 тыс. молодых врачей. И только в 2013 г. – 4,3 тыс., причем к сельским населенным пунктам добавлены и рабочие поселки. Эта программа продолжена в 2014 г.

На прошедшем съезде партии «Единая Россия» Председатель Правительства Д.А. Медведев поддержал идею повышения возраста специалистов, участвующих в программе «Земский доктор», с 35 до 40 лет, а возможно, и до 45 лет (это еще требует расчетов).

По итогам 2013 г., запланированные показатели соотношений средней заработной платы врачей и среднего медицинского персонала государственных и муниципальных учреждений Российской Федерации к средней заработной плате по экономике регионов, установленные отраслевой «дорожной картой», были достигнуты в 77 и 74 субъектах Российской Федерации соответственно. При этом в остальных 6 или 9 регионах «недостижение» не превысило 5%. Это регионы с исходно высоким уровнем заработной платы, в которых и сейчас заработная плата превышает среднюю по стране. К ним относятся Москва, Санкт-Петербург, Татарстан и некоторые другие.

Весь комплекс мер привел к тому, что впервые за последние 10 лет численность средних медицинских работников увеличилась более чем на 11 тыс. чел.

Важнейший вопрос – подготовка специалистов здравоохранения.

В 2013 г. выпуск из образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования составил около 100 тыс. молодых медиков. Совместно с Советом ректоров медицинских вузов учебно-методическим объединением Минздрава России были разработаны новые федеральные государственные образовательные стандарты по всем основным 11 врачебным направлениям и впервые за всю историю нашей страны были разработаны стандарты по всем специальностям подготовки ординатуры – 94 стандарта. Основу для образовательных программ составили национальные клинические протоколы, которые начали создаваться в нашей стране в 2013 г. Создавались клинические протоколы медицинским экспертным сообществом под руководством главных внештатных специалистов Минздрава России. За год было подготовлено 420 протоколов, из которых сегодня утверждено более 310. Учебно-методическим объединением при Минздраве России разработана и утверждена Концепция непрерывного медицинского образования. В ее создании приняли активное участие общественные медицинские профессиональные организации, особенно следует отметить Национальную медицинскую палату.

Стартовал пилотный проект по отработке основных принципов непрерывного образования для участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики. Сегодня в этом проекте принимают участие 15 образовательных организаций Минздрава России, 9 общественных профессиональных организаций, 735 врачей первичного звена.

На основе методических рекомендаций, подготовленных Минздравом России, в субъектах Российской Федерации разрабатываются и внедряются показатели эффективности деятельности персонала медицинских учреждений, это будет необходимо для последующего перевода медицинских работников на систему эффективного контракта.

Для организации работы по пересмотру норм труда в здравоохранении сформирована Межведомственная рабочая группа. Во втором полугодии 2013 г. на базе «пилотных» регионов – Архангельской, Воронежской, Самарской, Свердловской, Томской областей – проведена работа по созданию отраслевых типовых норм времени приема одного пациента участковым терапевтом, педиатром, врачом общей практики. В «пилотных» регионах проводится исследование деятельности врачей-специалистов первичного звена – офтальмолога, отоларинголога, онколога, невролога, акушера-гинеколога.

Сегодня назрела необходимость внедрения новых технологий и в деятельность среднего медицинского персонала с дифференцированным расширением его функций на разных уровнях оказания медицинской помощи. С января 2014 г. в 10 «пилотных» регионах на базе федеральных учреждений проводится исследование деятельности медицинских сестер с учетом типа и уровня медицинской организации, а также с учетом профиля медицинской помощи. По окончании этого анализа будет осуществлен пересмотр профессиональных параллелей сестринского персонала в лечебно-диагностическом процессе, в том числе, при проведении профилактических мероприятий, медицинской реабилитации и оказании паллиативной помощи.

Министерство совместно с медицинским сообществом обеспечило работу и согласование с профсоюзом работников здравоохранения 27 проектов профессиональных стандартов. В настоящее время 15 из них рекомендованы экспертным советом при Министерстве труда и социальной защиты.

Финансово-экономическая модель здравоохранения и повышение его эффективности

Обеспечение населения качественной и доступной медицинской помощью невозможно без построения оптимальной финансово-экономической модели здравоохранения. Сегодня особенно необходимо наиболее эффективно использовать все имеющиеся государственные ресурсы отрасли.

С 2013 г. осуществлен переход на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи за счет средств ОМС. Одновременно с этим впервые за весь постсоветский период мы перешли на полностью консолидированную и социально справедливую систему, основанную на едином подушевом финансовом нормативе на каждого гражданина Российской Федерации. Важно отметить, что подушевой норматив 2013 г. превысил норматив 2012 г. на 45%, при этом значительно расширилась структура тарифа ОМС, включившего расходы на текущее содержание медицинских организаций и приобретение основных средств стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу.

Подушевые финансовые нормативы, установленные Программой государственных гарантий, являются минимально достаточными для обеспечения бесплатной медицинской помощи населению в обоснованных объемах и по современным требованиям. Безусловно, созданная бездефицитность базовой программы ОМС во многом решает проблемы, но вместе с тем субъектам Российской Федерации следует обратить особое внимание на обеспечение собственных расходных обязательств и не допускать дефицита финансового обеспечения государственных гарантий из региональных бюджетов.

По результатам мониторинга утвержденных на 2014 г. территориальных программ госгарантий размер дефицита их стоимости за счет ассигнований бюджетов регионов превысил 100 млрд руб. Не восполнив этот дефицит, нам не удастся развить медицинскую помощь в нестраховом сегменте и лекарственное обеспечение наших граждан в амбулаторном звене.

С 2014 г. федеральный фонд ОМС реализует полномочия по разработке и установлению единых требований к структуре и содержанию тарифных соглашений. Разработана и утверждена новая редакции правил ОМС, в которой, в частности, конкретизирована методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотрена процедура мониторинга госпитализации и этапности оказания помощи пациентам в стационарах. Особое внимание было уделено переходу на более прогрессивные способы оплаты медицинской помощи, ориентированной на результат деятельности медицинских организаций, в амбулаторном звене – на подушевой основе, в стационаре и в дневном стационаре – за законченный случай лечения заболевания с учетом соответствующей клинико-статистической группы.

Участие международных экспертов в разработке российской модели клинико-статистических групп заболеваний позволило учесть международный опыт и избежать возможных ошибок при внедрении системы в практику. Активное участие в этом процессе принимали регионы Российской Федерации, привнося свой неоценимый опыт в развитие данного подхода. В ряде регионов уже в 2013 г. отмечалось повышение эффективности деятельности медицинских организаций, достигнуто снижение необоснованных госпитализаций, сокращены сроки лечения в стационарах, увеличены объемы стационарозамещающей помощи. Это позволило перераспределить часть финансовых средств на увеличение заработной платы медицинским работникам, повысить расходы на лекарственные препараты и медицинские изделия, внедрить новые медицинские технологии.

Безусловно, наиболее затратная для государства помощь – оказываемая в условиях стационара и скорая медицинская помощь. Так, расходы ОМС на одну койку в год в среднем составляют около миллиона рублей. Нам необходимо стремиться к повышению эффективности работы каждой больницы и каждой койки. На сегодня коечный фонд в стране используется недостаточно эффективно. Среднегодовая занятость койки составила 322 дня, а в некоторых регионах даже меньше. Имеют место случаи необоснованной госпитализации, лечения непрофильных пациентов в специализированных отделениях больниц. Важная задача – повысить эффективность и доступность работы стационарного звена, но при этом учитывать региональные особенности, плотность населения, транспортную доступность, климатические характеристики. Особое внимание должно быть уделено повышению доступности медицинской помощи на селе и в удаленных, труднодоступных районах страны. Для работы коечного фонда в этих регионах следует устанавливать индивидуальные нормативы, и это впервые закреплено в федеральной программе госгарантий на 2014 г. Основной резерв повышения эффективности коечного фонда скрыт прежде всего в больничных учреждениях в больших городах. Именно здесь койка особенно недорабатывает. Среднегодовая занятость составляет 290–310 дней, а профильные отделения дублируют друг друга. Проведен детальный мониторинг формирования и экономического обоснования каждой из 83 территориальных программ госгарантий. По итогам этой работы во все регионы направлены конкретные рекомендации по снижению неэффективных расходов.

Руководителям органов здравоохранения субъектов Российской Федерации следует в кратчайшие сроки определить круг лиц, ответственных за разработку оптимизационного плана и его реализацию в регионе. План должен быть рассчитан с 2014 по 2020 г. с завершением первого этапа до конца 2015 г. Необходимо перейти от принципа сохранения содержания инфраструктуры на финансирование сохранения здоровья граждан.

Инновационное развитие

Эффективное здравоохранение в современных условиях возможно только на основе инновационного развития, внедрения принципов трансляционной медицины, внедрения результатов научных разработок в практическое здравоохранение. Именно эти принципы были заложены в стратегию развития науки до 2025 г. В 2013 г. окончательно сформированы и начали функционировать 14 научных платформ, которые отражают приоритеты развития медицинской науки и актуальные потребности здравоохранения. Сформировано более 100 актуальных научных проектов, внесены соответствующие изменения в государственные задания нашим ведущим медицинским федеральным центрам на выполнение медицинских научных исследований. Уже в этом году мы ждем первых результатов. Это более 10 инновационных лекарств, диагностик, медицинских изделий. В соответствии с комплексной программой развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 г. Минздрав России является ответственным исполнителем по мероприятиям в сфере биомедицины, фармацевтики и генной инженерии.

В тесном сотрудничестве с профессиональным сообществом разработан и внесен в Правительство РФ проект Федерального закона об обращении биомедицинских клеточных продуктов, который станет правовой основой для трансляции биомедицинских разработок в практику. Совместно с Российской академией наук сформирован Межведомственный совет по биомедицине, который призван координировать новую программу Российской академии наук, фундаментальные исследования биомедицинских технологий. Совместно с Министерством образования и науки создана Рабочая группа для экспертизы проектов, реализуемых в рамках ФЦП, исследований и разработок по приоритетным направлениям развития научной техники. Заключено соглашение о сотрудничестве с Фондом перспективных исследований. Все это позволяет координировать проекты в интересах здравоохранения и с учетом потребностей отрасли и населения.

Важная задача – ускорить включение инновационных разработок в медицинскую практику. Заканчивается разработка соответствующего нормативного акта, регламентирующего процедуру включения новых технологий в порядки медицинской помощи и перечни, гарантированные государством.

Работа в условиях чрезвычайных ситуаций и спортивных соревнований

Также 2013 г. запомнится мобилизацией ресурсов здравоохранения в условиях чрезвычайных ситуаций. На протяжении нескольких месяцев с июля по октябрь продолжалась работа по ликвидации медико-санитарных последствий самого масштабного за всю историю наводнения на Дальнем Востоке. Более 200 тыс. чел. получили медицинскую помощь в региональных учреждениях здравоохранения и оперативно развернутых федеральных госпиталях. Более 100 тыс. чел. были провакцинированы, и из резервов Минздрава России были доставлены более 15 т лекарственных препаратов и 4 т дезинфицирующих средств. Были развернуты мобильные лабораторные комплексы. Благодаря оперативному межведомственному взаимодействию были спасены жизни и сохранено здоровье людей, предотвращены вспышки инфекционных заболеваний в пострадавших от паводка регионах.

В 2013 г. было организовано оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим при террористических актах в Волгограде. Совместно с руководством Волгоградской области был сформирован оперативный штаб по координации оказания помощи пострадавшим, обеспечено круглосуточное консультирование врачей медицинских организаций Волгограда специалистами ведущих федеральных учреждений. Оперативно силами Федерального медико-биологического агентства осуществлена эвакуация 34 тяжелопострадавших для их дальнейшего лечения в ведущие учреждения страны. Хотелось бы отметить, что все эвакуированные, даже эвакуированные в крайне тяжелом состоянии, выписаны домой с улучшением и хорошим самочувствием.

Чуть больше месяца назад в России проводились зимние Олимпийские игры и Паралимпийские игры. В ходе данных мероприятий все, кому это было необходимо, получили надлежащий объем качественной медицинской помощи. Совместно с Краснодарским краем в Сочи выстроена эффективная система оказания медицинской помощи – от первичного звена до высокотехнологичной помощи с учетом всех возможностей и экстренных ситуаций, а о спортсменах позаботилось Федеральное медико-биологическое агентство.

Статистика

По результатам 2013 г. ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на полгода – до 70,8 года. У женщин продолжительность жизни достигла исторического максимума для нашей страны – 76,6 года. У мужчин пока остается чуть выше 65 лет. Но при этом прирост продолжительности жизни у мужчин превысил прирост продолжительности жизни у женщин более чем в два раза, что позволяет прогнозировать положительную динамику. За год умерло на 34,5 тыс. чел. меньше, чем в 2012 г. Таким образом, общая смертность снизилась до показателя 13 на тысячу населения.

Год назад мы говорили о том, что основным результатом 2012 г. явилось максимальное приближение к долгожданному перекресту рождаемости и смертности, завершившему 20-летний период активной убыли населения.

В 2013 г. мы сумели выйти на естественный прирост населения, который превысил 24 тыс. чел. Важно отметить, что этот результат достигнут на фоне некоторого уменьшения показателей рождаемости – на 0,2%, т. е. прирост достигнут лишь за счет снижения смертности населения. Почти на 5% снизилась младенческая смертность – с 8,6 до 8,2 на тысячу родившихся, несмотря на учет детей с экстремально низкой массой тела, от 500 г до 1 кг. Устойчивое снижение этого показателя подтверждено результатами января-февраля 2014 г. Показатель составил уже сейчас 7,9 на тысячу, причем более чем в 20 регионах показатель ниже 6 на тысячу, что соответствует лучшим мировым стандартам. Минимальной отметки за всю историю страны достиг уровень материнской смертности. По данным 12 месяцев 2013 г., она снизилась более чем на 5% по сравнению с показателями 2012 г. Напомним, что в расцвет советского периода здравоохранения материнская смертность была более чем в 4 раза выше – 44,8 против 11 с небольшим на 100 тыс. родов в настоящее время.

Достоверно снизилась смертность россиян от главной причины – болезней системы кровообращения (на 4,5%), достигнув уровня, который ожидался только в 2015 г. Смертность от туберкулеза снизилась почти на 10%, целевой индикатор 2012 г. существенно перевыполнен, достигнуто значение, которое в 2011 г. планировалось лишь на 2020 г.

Снижение смертности от онкологических заболеваний уставлено в 32 регионах, однако в масштабах всей страны этот показатель значимо не изменился, что еще раз подтверждает необходимость активного диагностического скрининга с целью выявления онкологических заболеваний на самых ранних стадиях, поддающихся эффективному лечению. Пока по результатам 2013 г. показатель по раннему выявлению составил 55%.

Смертность от внешних причин в стране снизилась более чем на 4%, в т. ч. и от дорожно-транспортных происшествий на 0,7%. Таким образом, тенденция, которая была намечена к росту смертности от ДТП, была преодолена. Но запланированное целевое значение, к сожалению, не было достигнуто.

Важно отметить, что до 75% всех случаев смертности регистрировалось на месте аварии от травм, несовместимых с жизнью. Однако, несмотря на очевидные успехи экстренной медицинской помощи, для дальнейшего уменьшения смертности необходимо продуманное межведомственное сотрудничество, направленное на устранение причин и сокращение числа аварий, формирование правильного поведения водителей и пешеходов.

В заключение следует сказать, что многое в 2013 г. удалось сделать благодаря внедрению в работу принципов и механизмов открытого министерства. Активное взаимодействие с общественными профессиональными организациями, с организациями по защите прав пациентов, благотворительными фондами позволило Минздраву России не только установить обратную связь с профессиональным пациентским сообществом, но и обеспечить общественный мониторинг деятельности министерства. Оно планирует и дальше развивать этот формат работы. Уже в текущем 2014 г. начал работу Общественный совет при Минздраве России, который, уверены в министерстве, внесет свою лепту в решение общих задач. 



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×