Анализ готовности к осуществлению профессиональной деятельности и ожиданий студентов выпускного курса медицинского колледжа

141

Программы модернизации здравоохранения в субъектах РФ представляют собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных между собой по ресурсам, исполнителям и срокам реализации, и включают в себя три основных направления: укрепление материально-технической базы, внедрение современных информационных систем в здравоохранение, внедрение порядков и стандартов медицинской помощи. Очевидно, что решение указанных в программах модернизации задач невозможно без участия медицинских работников среднего звена как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения. В связи с этим одной из важнейших задач отечественного здравоохранения является подготовка медсестринских кадров к осуществлению профессиональной деятельности, т. к. качество оказания медицинской помощи напрямую зависит от данного показателя.

Была проанализирована подготовка специалистов сестринского дела в Курском медицинском колледже. Для решения указанной задачи проведено социологическое исследование среди 312 студентов выпускного курса. Опрос проводился анонимно. При анкетировании студентов колледжа целью опроса было изучение социально-гигиенических характеристик специалистов, отношения к своей профессиональной деятельности, отношение к подготовке в медицинском колледже и вопросам профессионального усовершенствования, выяснялось их мнение о реформах в современном сестринском деле. 

Социально-гигиенические характеристики респондентов

Проведенное исследование позволило установить, что возраст опрошенных студентов колебался от 17 до 22 лет.

Городскими жителями являются 51,6 ± 2,8% опрошенных, 48,4 ± 2,8% проживают в сельской местности.

Что касается жилищных условий, то в собственных квартирах проживают 40,3 ± 2,7% студентов, в частном доме – 42 ± 2,7%, в общежитии – 4,5 ± 1,1%, у родственников – 3,2 ± 0,9% и снимают жилье – 10 ± 1,7%.

При изучении вредных привычек установлено, что почти у половины (45,8 ± 2,8%) их нет. Курят 17,4 ± 2,1% респондентов, употребляют алкоголь часто – 0,6 ± 0,3%, по праздничным дням в умеренных количествах – 36,1 ± 2,7% опрошенных. Наркотики никто не употреблял. Затруднились с ответом 7,4 ± 1,4 %. Таким образом, можно отметить, что студенты ведут достаточно здоровый образ жизни.

Важным для обучения является уровень образования при поступлении в учебное заведение. Только 36,1 ± 2,7% студентов поступили в колледж, имея полное среднее образование (11 классов), у большинства (60,6 ± 2,7%) было образование в объеме 9 классов, и 3,3 ± 0,9% закончили вуз перед поступлением.

Факторы выбора учебного заведения и мнение о престижности профессии

До 43,3 ± 2,7% студентов связывают выбор учебного заведения с призванием; 36,7 ± 2,7% поступили так по совету родителей и знакомых; считают, что пошли учиться в колледж случайно, 14,2 ± 1,9% будущих медицинских сестер; и у 5,8 ± 1,3% не хватило баллов для поступления в вуз. Во многом на выбор профессии повлияло то, что почти в половине семей опрошенных родители или самые близкие родственники работают в медицине (15,5 ± 2% и 27,7 ± 2,5% соответственно).

При исследовании мнения будущих медсестер о престижности своей специальности только чуть более четверти опрошенных считают ее очень престижной, аругментируя свое мнение тем, что работа медсестры гуманна и благородна (13,5 ± 1,9%), а также тем, что она очень уважаема в обществе (13,5 ± 1,9%). Считают, что работа медсестры не очень престижна, но и не хуже других, 27,1 ± 2,5% респондентов, однако около половины не относят сестринскую деятельность к престижным профессиям, выставляя главным аргументом данного ответа низкую заработную плату (27,7 ± 2,5%) и неуважение труда медсестры обществом и государством (9,4 ± 1,6%); 9,4 ± 1,6% затруднились с ответом. На вопрос «Что больше вас привлекает в работе медсестры?» 51 ± 2,8% опрошенных заявили, что это дает возможность помогать людям, 30,6 ± 2,6% мотивировали свой ответ возможностью всегда найти работу, престижность профессии привлекла всего 4,9 ± 1,1%, и 13,5 ± 1,9% затруднились ответить.

Планы на будущее и отношение к ВСО

При исследовании установлено, что 79,4 ± 2,2% опрошенных после окончания колледжа собираются работать по специальности, 14,1 ± 1,9% думают о поступлении в медицинский университет и 6,4 ± 1,3% не собираются работать в здравоохранении. Интересно мнение студентов о высшем сестринском образовании (ВСО). Около половины опрошенных (43,1 ± 2,8%) хотели бы его получить, т. к., на их взгляд, это поможет им в карьерном росте; 33,9 ± 2,6% считают возможным получение данного образования только в случае занятия должности старшей медицинской сестры, однако до четверти респондентов (23 ± 2,3%) считают, что ВСО ничего не дает. По мнению автора, если будет достаточно четко сформулирован и юридически закреплен статус медицинской сестры с высшим сестринским образованием и выпускники ВСО станут занимать сестринские должности соответственно полученному образованию, то, несомненно, престиж указанного образования значительно возрастет.

>

Мнение о приоритетах в работе медицинской сестры

Для изучения направленности учебного процесса интересно мнение студентов о том, что для медицинской сестры главное в работе. До 10 ± 1,7% респондентов считают, что это уход за пациентом, примерно одинаковое количество (р > 0,05) отнесли к самому важному для медсестры сестринскую манипуляцию и оказание неотложной помощи (4,8 ± 1,2% и 5,8 ± 1,3% соответственно), меньшее количество будущих специалистов (0,6 ± 0,3%), указали на санитарно-противоэпидемический режим. Однако большинство (р < 0,01) опрошенных (78,8 ± 2,2%) полагают, что в работе медицинской сестры все перечисленные сестринские производственные операции одинаково важны. По мнению автора, студенты правильно считают, что в работе медицинской сестры все имеет достаточно высокую значимость.

Современная подготовка медицинской сестры предусматривает в перспективе расширение ее профессиональной компетенции. В связи с этим студентам был задан вопрос о возможности большей самостоятельности медицинской сестры в лечебном процессе. До 13 ± 2,1% будущих специалистов связывают данную самостоятельность только с приобретением большого опыта, почти половина опрошенных (45 ± 2,8%) допускают ее только после специальной подготовки. Однако почти треть будущих медсестер большей самостоятельности в лечебном процессе не желают, мотивируя это в 22 ± 2,5% случаев большой ответственностью, а 11,6 ± 1,8% заявили, что так проще работать, и до 8,4 ± 1,5% затруднились с ответом. Таким образом, студенты в настоящее время еще не в полной мере готовы к расширению своих профессиональных функций.

Мнение о компьютеризации

В современном учебном процессе компьютер является неотъемлемой частью обучения. В программу подготовки медицинской сестры входит предмет «Информатика». В связи с этим студентам, как и медицинским сестрам, был задан вопрос «На ваш взгляд, медсестре необходимо знание компьютера?». До 70,6 ± 2,5% студентов считают, что знание компьютера для медицинской сестры нужно обязательно, т. к. это свидетельствует об уровне образования, однако 10,3 ± 1,7% считают, что знание компьютера необходимо только для сдачи экзамена. Вызывает настороженность мнение 5,5 ± 1,3% будущих специалистов о том, что медсестре знание компьютера не нужно, и значительное количество лиц, затруднившихся с ответом (13,6 ± 1,9%). По мнению автора, в настоящее время еще не до конца многие будущие медсестры уверены в необходимости знания компьютера потому, что при практическом обучении не видят компьютеризации рабочих мест медицинской сестры.

Реформирование сестринского дела предусматривает использование всех современных технических возможностей в производственной деятельности, в т. ч. и компьютера. Исследование показало, что только 0,6 ± 0,3% студентов не умеют пользоваться компьютером, т. к. считают, что он не нужен, и 10,3 ± 1,7% пользуются им, только когда сдают экзамен. Однако подавляющее большинство опрошенных (72,3 ± 2,5%) могут набрать текст, построить график и т. д., выйти в Интернет, а до 16,2 ± 2% умеют работать с программами, и 0,6 ± 0,3% затруднились ответить. У 82,6 ± 2,1% будущих медицинских сестер дома есть личный компьютер, пользуются компьютером родителей 7,4 ± 1,4% опрошенных, однако 5,8 ± 1,3% ответили, что компьютера не имеют, т. к. он стоит дорого, и 3 ± 0,9% считают, что компьютер дома не нужен. Что касается мнения студентов о компьютеризации рабочих мест, то на ее обязательность указали 40,6 ± 2,7% опрошенных, аргументируя это тем, что медицинской сестре необходимо работать с большим объемом информации по назначениям и лекарствам. То, что компьютер не помешал бы, хотя и без него можно обойтись, отметили 51 ± 2,7% респондентов, и 8,4 ± 1,5% заявили, что компьютер на рабочем месте не нужен. Из указанных ответов можно заключить, что в основном будущие медицинские сестры считают необходимым в современном обществе компьютерную грамотность, однако не в полной мере осознают необходимость присутствия компьютера на рабочем месте.

О сестринском процессе

В настоящее время программы всех клинических дисциплин включают обучение ведению сестринского процесса. Однако в отечественных ЛПУ данная форма сестринской деятельности практически отсутствует. В связи с этим студентам был задан вопрос, нужен ли сестринский процесс, а если нужен, то в каких медицинских организациях (МО). То, что он нужен во всех МО, отметили 70 ± 2,6% опрошенных, 7,4 ± 1,4% считают, что сестринский процесс нужен только для лечебно-профилактических организаций социального профиля, однако до 9 ± 1,6% утверждают, что в настоящих условиях в сестринском процессе нет необходимости, и 13,6 ± 1,9% затруднились ответить. Таким образом, большинство студентов (р < 0,01) считают введение сестринского процесса необходимым.

Так как сестринский процесс требует от медицинской сестры широкого общения с пациентами, студентам был задан вопрос, проводят ли они на практических занятиях в больнице беседы с пациентами и о чем? До 36,1 ± 2,7% респондентов рассказывали пациенту о его заболевании (в рамках своей компетенции), 35,1 ± 2,7% объясняли особенности диеты, с особенностями ухода знакомили пациентов 41 ± 2,7% студентов, однако 11,2 ± 1,7% заявили, что беседы с пациентом – это компетенция врача. Таким образом, основное количество учащихся правильно использует полученные по ведению сестринского процесса знания, что свидетельствует о переориентации деятельности медицинской сестры на решение проблем больного (хотя и недостаточно быстрой), а не только на выполнение процедур по назначению врача.

О содержании практических занятий

Так как основное формирование профессиональных навыков происходит в процессе практического обучения на лечебных базах, заслуживают внимания ответы студентов, чем они в большей степени занимаются во время занятий в клинике. Большинство студентов (76,7 ± 2,4%) указали, что работают на сестринском посту и в процедурном кабинете, 18,7 ± 2,2% в большей степени занимаются заполнением учебной документации, 40,3 ± 2,7% значительное количество времени осуществляют транспортировку пациентов и 10 ± 1,7% занимаются уборкой помещений. Таким образом, студенты в большей степени на практических занятиях осваивают работу палатной и процедурной медицинской сестры, однако и мероприятия вспомогательного характера присутствуют –  возможно, в излишнем количестве.

Однако следует отметить, что можно по-разному относиться к данной деятельности студентов во время практики, но несомненно одно: данные мероприятия являются одним из важнейших элементов функционирования сестринских служб и учащиеся должны в них участвовать. В связи с этим заслуживает внимание ответ на вопрос «Часто ли вы во время практики выполняли работу санитарки?». Только 12 ± 1,8% студентов делали это часто, остальные – или очень редко (46,4 ± 2,8%), или не выполняли совсем (41,6 ± 2,7%). Таким образом, работу санитарки студенты на практических занятиях выполняют в достаточно ограниченном объеме, что соответствует целям учебного процесса.

Во время практических занятий, студенты, наблюдая работу медицинских сестер, часто видят, что манипуляции, которым их обучают в колледже, не всегда выполняются медработниками в полном соответствии с профессиональными стандартами. При изучении мнения учащихся, как сами они будут соблюдать профессиональные стандарты. большинство (63,6 ± 2,7%) заявили, что будут делать так, как учили в колледже, однако 18,4 ± 2,2% студентов будут работать так, как их более опытные коллеги, и 18 ± 2,2% затруднились ответить.

По мнению автора, задачей учебного заведения является безусловная ориентация студентов на полное соблюдение профессиональных стандартов, однако в данном исследовании количество студентов, думающих иначе, значительно.

Так как обучение будущей медицинской сестры носит в большей степени прикладной характер, имеет значение мнение студентов о том, теоретически или практически они в большей степени подготовлены в колледже. Лучшую теоретическую подготовку отметили 23 ± 2,3% респондентов, однако большинство студентов (77 ± 2,3%) указали на большие знания в практической сфере сестринской деятельности.

В процессе практического обучения студенты постоянно контактируют с медицинскими сестрами, и от их отношения к учащимся во многом зависит результат подготовки. В большинстве (р < 0,01) студенты считают, что медсестры относятся к ним с уважением, дают все делать, на что указали 64,5 ± 2,7%; однако остальные опрошенные отмечают со стороны медицинских сестер равнодушие (22,5 ± 2,3%), высокомерие (5,5 ± 1,3%), а 7,5 ± 1,4% даже сталкивались с высказываниями о том, что студенты мешают медицинским сестрам работать.

Оценка подготовки и представления о будущем месте работы

При оценке своей подготовки 40,5 ± 2,7% студентов считают, что после окончания колледжа смогут сразу работать, однако около половины опрошенных (49 ± 2,8%) полагают, что необходимо пройти обучение на рабочем месте, и 10,5 ± 1,7% затруднились ответить. Таким образом, можно заключить, что студенты достаточно подготовлены к самостоятельной работе.

Также студентам был задан вопрос, где они планируют работать. В городских МО собираются трудиться подавляющее число выпускников (93,3 ± 0,5%), а в сельской местности – только 6,7 ± 1,3% студентов. Таким образом, для современного специалиста работа в сельской местности не является привлекательной, что делает проблему комплектации сельских МО медицинскими сестрами еще более острой.

В заключение необходимо отметить, что в области основных направлений модернизации здравоохранения и реформирования сестринского дела уровень подготовки и взгляды учащихся в целом соответствуют поставленным задачам.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль