text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Анализ готовности к осуществлению профессиональной деятельности и ожиданий студентов выпускного курса медицинского колледжа

  • 1 июля 2014
  • 183

Программы модернизации здравоохранения в субъектах РФ представляют собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных между собой по ресурсам, исполнителям и срокам реализации, и включают в себя три основных направления: укрепление материально-технической базы, внедрение современных информационных систем в здравоохранение, внедрение порядков и стандартов медицинской помощи. Очевидно, что решение указанных в программах модернизации задач невозможно без участия медицинских работников среднего звена как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения. В связи с этим одной из важнейших задач отечественного здравоохранения является подготовка медсестринских кадров к осуществлению профессиональной деятельности, т. к. качество оказания медицинской помощи напрямую зависит от данного показателя.

Была проанализирована подготовка специалистов сестринского дела в Курском медицинском колледже. Для решения указанной задачи проведено социологическое исследование среди 312 студентов выпускного курса. Опрос проводился анонимно. При анкетировании студентов колледжа целью опроса было изучение социально-гигиенических характеристик специалистов, отношения к своей профессиональной деятельности, отношение к подготовке в медицинском колледже и вопросам профессионального усовершенствования, выяснялось их мнение о реформах в современном сестринском деле. 

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Социально-гигиенические характеристики респондентов

Проведенное исследование позволило установить, что возраст опрошенных студентов колебался от 17 до 22 лет.

Городскими жителями являются 51,6 ± 2,8% опрошенных, 48,4 ± 2,8% проживают в сельской местности.

Что касается жилищных условий, то в собственных квартирах проживают 40,3 ± 2,7% студентов, в частном доме – 42 ± 2,7%, в общежитии – 4,5 ± 1,1%, у родственников – 3,2 ± 0,9% и снимают жилье – 10 ± 1,7%.

При изучении вредных привычек установлено, что почти у половины (45,8 ± 2,8%) их нет. Курят 17,4 ± 2,1% респондентов, употребляют алкоголь часто – 0,6 ± 0,3%, по праздничным дням в умеренных количествах – 36,1 ± 2,7% опрошенных. Наркотики никто не употреблял. Затруднились с ответом 7,4 ± 1,4 %. Таким образом, можно отметить, что студенты ведут достаточно здоровый образ жизни.

Важным для обучения является уровень образования при поступлении в учебное заведение. Только 36,1 ± 2,7% студентов поступили в колледж, имея полное среднее образование (11 классов), у большинства (60,6 ± 2,7%) было образование в объеме 9 классов, и 3,3 ± 0,9% закончили вуз перед поступлением.

Факторы выбора учебного заведения и мнение о престижности профессии

До 43,3 ± 2,7% студентов связывают выбор учебного заведения с призванием; 36,7 ± 2,7% поступили так по совету родителей и знакомых; считают, что пошли учиться в колледж случайно, 14,2 ± 1,9% будущих медицинских сестер; и у 5,8 ± 1,3% не хватило баллов для поступления в вуз. Во многом на выбор профессии повлияло то, что почти в половине семей опрошенных родители или самые близкие родственники работают в медицине (15,5 ± 2% и 27,7 ± 2,5% соответственно).

При исследовании мнения будущих медсестер о престижности своей специальности только чуть более четверти опрошенных считают ее очень престижной, аругментируя свое мнение тем, что работа медсестры гуманна и благородна (13,5 ± 1,9%), а также тем, что она очень уважаема в обществе (13,5 ± 1,9%). Считают, что работа медсестры не очень престижна, но и не хуже других, 27,1 ± 2,5% респондентов, однако около половины не относят сестринскую деятельность к престижным профессиям, выставляя главным аргументом данного ответа низкую заработную плату (27,7 ± 2,5%) и неуважение труда медсестры обществом и государством (9,4 ± 1,6%); 9,4 ± 1,6% затруднились с ответом. На вопрос «Что больше вас привлекает в работе медсестры?» 51 ± 2,8% опрошенных заявили, что это дает возможность помогать людям, 30,6 ± 2,6% мотивировали свой ответ возможностью всегда найти работу, престижность профессии привлекла всего 4,9 ± 1,1%, и 13,5 ± 1,9% затруднились ответить.

Планы на будущее и отношение к ВСО

При исследовании установлено, что 79,4 ± 2,2% опрошенных после окончания колледжа собираются работать по специальности, 14,1 ± 1,9% думают о поступлении в медицинский университет и 6,4 ± 1,3% не собираются работать в здравоохранении. Интересно мнение студентов о высшем сестринском образовании (ВСО). Около половины опрошенных (43,1 ± 2,8%) хотели бы его получить, т. к., на их взгляд, это поможет им в карьерном росте; 33,9 ± 2,6% считают возможным получение данного образования только в случае занятия должности старшей медицинской сестры, однако до четверти респондентов (23 ± 2,3%) считают, что ВСО ничего не дает. По мнению автора, если будет достаточно четко сформулирован и юридически закреплен статус медицинской сестры с высшим сестринским образованием и выпускники ВСО станут занимать сестринские должности соответственно полученному образованию, то, несомненно, престиж указанного образования значительно возрастет.

>

Мнение о приоритетах в работе медицинской сестры

Для изучения направленности учебного процесса интересно мнение студентов о том, что для медицинской сестры главное в работе. До 10 ± 1,7% респондентов считают, что это уход за пациентом, примерно одинаковое количество (р > 0,05) отнесли к самому важному для медсестры сестринскую манипуляцию и оказание неотложной помощи (4,8 ± 1,2% и 5,8 ± 1,3% соответственно), меньшее количество будущих специалистов (0,6 ± 0,3%), указали на санитарно-противоэпидемический режим. Однако большинство (р < 0,01) опрошенных (78,8 ± 2,2%) полагают, что в работе медицинской сестры все перечисленные сестринские производственные операции одинаково важны. По мнению автора, студенты правильно считают, что в работе медицинской сестры все имеет достаточно высокую значимость.

Современная подготовка медицинской сестры предусматривает в перспективе расширение ее профессиональной компетенции. В связи с этим студентам был задан вопрос о возможности большей самостоятельности медицинской сестры в лечебном процессе. До 13 ± 2,1% будущих специалистов связывают данную самостоятельность только с приобретением большого опыта, почти половина опрошенных (45 ± 2,8%) допускают ее только после специальной подготовки. Однако почти треть будущих медсестер большей самостоятельности в лечебном процессе не желают, мотивируя это в 22 ± 2,5% случаев большой ответственностью, а 11,6 ± 1,8% заявили, что так проще работать, и до 8,4 ± 1,5% затруднились с ответом. Таким образом, студенты в настоящее время еще не в полной мере готовы к расширению своих профессиональных функций.

Мнение о компьютеризации

В современном учебном процессе компьютер является неотъемлемой частью обучения. В программу подготовки медицинской сестры входит предмет «Информатика». В связи с этим студентам, как и медицинским сестрам, был задан вопрос «На ваш взгляд, медсестре необходимо знание компьютера?». До 70,6 ± 2,5% студентов считают, что знание компьютера для медицинской сестры нужно обязательно, т. к. это свидетельствует об уровне образования, однако 10,3 ± 1,7% считают, что знание компьютера необходимо только для сдачи экзамена. Вызывает настороженность мнение 5,5 ± 1,3% будущих специалистов о том, что медсестре знание компьютера не нужно, и значительное количество лиц, затруднившихся с ответом (13,6 ± 1,9%). По мнению автора, в настоящее время еще не до конца многие будущие медсестры уверены в необходимости знания компьютера потому, что при практическом обучении не видят компьютеризации рабочих мест медицинской сестры.

Реформирование сестринского дела предусматривает использование всех современных технических возможностей в производственной деятельности, в т. ч. и компьютера. Исследование показало, что только 0,6 ± 0,3% студентов не умеют пользоваться компьютером, т. к. считают, что он не нужен, и 10,3 ± 1,7% пользуются им, только когда сдают экзамен. Однако подавляющее большинство опрошенных (72,3 ± 2,5%) могут набрать текст, построить график и т. д., выйти в Интернет, а до 16,2 ± 2% умеют работать с программами, и 0,6 ± 0,3% затруднились ответить. У 82,6 ± 2,1% будущих медицинских сестер дома есть личный компьютер, пользуются компьютером родителей 7,4 ± 1,4% опрошенных, однако 5,8 ± 1,3% ответили, что компьютера не имеют, т. к. он стоит дорого, и 3 ± 0,9% считают, что компьютер дома не нужен. Что касается мнения студентов о компьютеризации рабочих мест, то на ее обязательность указали 40,6 ± 2,7% опрошенных, аргументируя это тем, что медицинской сестре необходимо работать с большим объемом информации по назначениям и лекарствам. То, что компьютер не помешал бы, хотя и без него можно обойтись, отметили 51 ± 2,7% респондентов, и 8,4 ± 1,5% заявили, что компьютер на рабочем месте не нужен. Из указанных ответов можно заключить, что в основном будущие медицинские сестры считают необходимым в современном обществе компьютерную грамотность, однако не в полной мере осознают необходимость присутствия компьютера на рабочем месте.

О сестринском процессе

В настоящее время программы всех клинических дисциплин включают обучение ведению сестринского процесса. Однако в отечественных ЛПУ данная форма сестринской деятельности практически отсутствует. В связи с этим студентам был задан вопрос, нужен ли сестринский процесс, а если нужен, то в каких медицинских организациях (МО). То, что он нужен во всех МО, отметили 70 ± 2,6% опрошенных, 7,4 ± 1,4% считают, что сестринский процесс нужен только для лечебно-профилактических организаций социального профиля, однако до 9 ± 1,6% утверждают, что в настоящих условиях в сестринском процессе нет необходимости, и 13,6 ± 1,9% затруднились ответить. Таким образом, большинство студентов (р < 0,01) считают введение сестринского процесса необходимым.

Так как сестринский процесс требует от медицинской сестры широкого общения с пациентами, студентам был задан вопрос, проводят ли они на практических занятиях в больнице беседы с пациентами и о чем? До 36,1 ± 2,7% респондентов рассказывали пациенту о его заболевании (в рамках своей компетенции), 35,1 ± 2,7% объясняли особенности диеты, с особенностями ухода знакомили пациентов 41 ± 2,7% студентов, однако 11,2 ± 1,7% заявили, что беседы с пациентом – это компетенция врача. Таким образом, основное количество учащихся правильно использует полученные по ведению сестринского процесса знания, что свидетельствует о переориентации деятельности медицинской сестры на решение проблем больного (хотя и недостаточно быстрой), а не только на выполнение процедур по назначению врача.

О содержании практических занятий

Так как основное формирование профессиональных навыков происходит в процессе практического обучения на лечебных базах, заслуживают внимания ответы студентов, чем они в большей степени занимаются во время занятий в клинике. Большинство студентов (76,7 ± 2,4%) указали, что работают на сестринском посту и в процедурном кабинете, 18,7 ± 2,2% в большей степени занимаются заполнением учебной документации, 40,3 ± 2,7% значительное количество времени осуществляют транспортировку пациентов и 10 ± 1,7% занимаются уборкой помещений. Таким образом, студенты в большей степени на практических занятиях осваивают работу палатной и процедурной медицинской сестры, однако и мероприятия вспомогательного характера присутствуют –  возможно, в излишнем количестве.

Однако следует отметить, что можно по-разному относиться к данной деятельности студентов во время практики, но несомненно одно: данные мероприятия являются одним из важнейших элементов функционирования сестринских служб и учащиеся должны в них участвовать. В связи с этим заслуживает внимание ответ на вопрос «Часто ли вы во время практики выполняли работу санитарки?». Только 12 ± 1,8% студентов делали это часто, остальные – или очень редко (46,4 ± 2,8%), или не выполняли совсем (41,6 ± 2,7%). Таким образом, работу санитарки студенты на практических занятиях выполняют в достаточно ограниченном объеме, что соответствует целям учебного процесса.

Во время практических занятий, студенты, наблюдая работу медицинских сестер, часто видят, что манипуляции, которым их обучают в колледже, не всегда выполняются медработниками в полном соответствии с профессиональными стандартами. При изучении мнения учащихся, как сами они будут соблюдать профессиональные стандарты. большинство (63,6 ± 2,7%) заявили, что будут делать так, как учили в колледже, однако 18,4 ± 2,2% студентов будут работать так, как их более опытные коллеги, и 18 ± 2,2% затруднились ответить.

По мнению автора, задачей учебного заведения является безусловная ориентация студентов на полное соблюдение профессиональных стандартов, однако в данном исследовании количество студентов, думающих иначе, значительно.

Так как обучение будущей медицинской сестры носит в большей степени прикладной характер, имеет значение мнение студентов о том, теоретически или практически они в большей степени подготовлены в колледже. Лучшую теоретическую подготовку отметили 23 ± 2,3% респондентов, однако большинство студентов (77 ± 2,3%) указали на большие знания в практической сфере сестринской деятельности.

В процессе практического обучения студенты постоянно контактируют с медицинскими сестрами, и от их отношения к учащимся во многом зависит результат подготовки. В большинстве (р < 0,01) студенты считают, что медсестры относятся к ним с уважением, дают все делать, на что указали 64,5 ± 2,7%; однако остальные опрошенные отмечают со стороны медицинских сестер равнодушие (22,5 ± 2,3%), высокомерие (5,5 ± 1,3%), а 7,5 ± 1,4% даже сталкивались с высказываниями о том, что студенты мешают медицинским сестрам работать.

Оценка подготовки и представления о будущем месте работы

При оценке своей подготовки 40,5 ± 2,7% студентов считают, что после окончания колледжа смогут сразу работать, однако около половины опрошенных (49 ± 2,8%) полагают, что необходимо пройти обучение на рабочем месте, и 10,5 ± 1,7% затруднились ответить. Таким образом, можно заключить, что студенты достаточно подготовлены к самостоятельной работе.

Также студентам был задан вопрос, где они планируют работать. В городских МО собираются трудиться подавляющее число выпускников (93,3 ± 0,5%), а в сельской местности – только 6,7 ± 1,3% студентов. Таким образом, для современного специалиста работа в сельской местности не является привлекательной, что делает проблему комплектации сельских МО медицинскими сестрами еще более острой.

В заключение необходимо отметить, что в области основных направлений модернизации здравоохранения и реформирования сестринского дела уровень подготовки и взгляды учащихся в целом соответствуют поставленным задачам.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Справочная сиистема
Вы выиграли отличный подарок!
Получите доступ к Системе «Главный врач» на 3 дня!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.