Формирование толерантного взаимодействия медицинских сестер как задача руководителя сестринской службы

459

Одной из характерных особенностей современного мира является усложнение процессов взаимодействия между государствами, народами на фоне глобализации и интеграции, сопровождающихся быстрым развитием коммуникации, распространением информации и затрагивающих многие страны, многие отрасли экономики и аспекты социальной жизни. Эти процессы актуальны и для России, как одной из участниц мировой экономики, и для здравоохранения, как одной из наиболее важных отраслей экономики страны.

Одним из основных следствий этих сложных и неоднозначных процессов является значительная миграция населения, рабочей силы, что приводит, с одной стороны, к возрастанию нагрузки на медицинские организации и учреждения, оказывающие медицинские услуги, а с другой – к появлению в медицинских организациях представителей различных национальностей, конфессий и даже граждан других государств в качестве медицинского персонала или пациентов.

Межрегиональная и даже межгосударственная миграция населения, рабочей силы может создавать определенные проблемы как в управлении персоналом медицинских организаций, так и в общении медицинского, в частности сестринского, персонала между собой и с пациентами, а также с их окружением. Необходимо учитывать и то, что Российская Федерация является многонациональным государством, в котором проживают представители более 190 национальностей, и в лечебно-профилактических организациях медицинская помощь оказывается любому гражданину, независимо от его национальной или конфессиональной принадлежности.

Реализация государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» предполагает определенную перестройку в работе медицинских организаций, которая не всегда и не всеми сотрудниками воспринимается однозначно, а неопределенность положения в экономике, сокращение государственных расходов на здравоохранение и в связи с этим возможное уменьшение реальных доходов медицинских работников способствует повышению уровня их агрессивности и может приводить к возникновению и развитию конфликтов в организации, поскольку именно здесь происходит непосредственное социальное взаимодействие между работодателями, руководителями и работниками, а в медицинских организациях – и между работниками и пациентами.

Проблема воспитания толерантности у сестринского персонала

Для руководителей любого уровня актуальным является такое управление, которое направлено на повышение эффективности деятельности организации в целом и/или конкретного подразделения, а также отдельных сотрудников, предотвращение конфликтных ситуаций. Одним из возможных способов разрешения проблемных ситуаций, связанных с межнациональным, межконфессиональным общением, общением с пациентами, может стать воспитание у медицинских сестер толерантного отношения к представителям разных национальностей, религий, различных возрастных и социальных групп.

Проблеме межнационального общения, воспитания толерантности, в т. ч. в области здравоохранения, в последнее время уделяется значительное внимание. Вопросы формирования национальной политики, межнациональных отношений, а также оказания медицинской помощи иностранным гражданам находятся в центре внимания государства. Так, в декабре 2012 г. в стране Указом Президента РФ утверждена Стратегия Государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. В документе отмечается, что, наряду с позитивными изменениями, достигнутыми в сфере межнациональных отношений, имеются и нерешенные проблемы, связанные, прежде всего, «с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма».

Отдельной проблемой для руководителей сестринских служб могут стать и вопросы оказания медицинской помощи иностранным гражданам, которые являются носителями другой, отличной от российской, культуры, обычаев и традиций, имеют свои этические правила и нормы, психологические особенности, иное отношение к здоровью, оказанию медицинской помощи.

Но если вопросы организации оказания медицинской помощи иностранным гражданам могут быть урегулированы нормативными документами (в частности, в России действуют Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации), то вопросы межнационального взаимодействия, общения медицинских работников с пациентами, руководителей – с подчиненными, находятся в сфере морально-этических норм и связанных с ними принципов и правил поведения медицинских работников в процессе профессиональной деятельности. Соблюдение этих принципов и правил является особенно важным для медицинских сестер, которые при выполнении своих профессиональных обязанностей вступают во взаимодействие как с пациентами, так и с сотрудниками медицинской организации. Одним из значимых аспектов этого взаимодействия и показателем профессионализма медицинской сестры является эффективное общение. При этом общение с пациентами может занимать значительную часть рабочего времени медицинской сестры и предполагает ориентированность в первую очередь на пациента, поведение которого может быть изменено вследствие заболевания, нарушения привычных социальных связей, при сохранении характерологических, национальных, конфессиональных особенностей, присущих конкретному человеку. В связи с этим при общении медицинские сестры должны придерживаться принципов толерантности, а руководителям сестринских служб в своей деятельности по управлению персоналом необходимо обращать внимание на формирование принципов толерантности при общении медицинских сестер с пациентами и друг с другом, что может являться одной из мер профилактики конфликтов как между медицинскими работниками, так и между медицинскими работниками и пациентами, а также между руководителями и подчиненными.

Воспитание толерантности у сотрудников медицинских организаций имеет особое значение при работе медицинских сестер с населением по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни, при обучении пациентов необходимым знаниям и умениям, при проведении профилактических мероприятий, а также при организации и оказании паллиативной помощи, помощи пациентам пожилого и старческого возраста, когда профессиональное общение становится незаменимым фактором успешной деятельности сестринского персонала.  

Поэтому вопросы формирования толерантного взаимодействия сотрудников медицинских организаций между собой и с пациентами как важнейшего условия построения эффективных отношений в организации являются весьма актуальными.

Понятие толерантности

Читайте бесплатно в системе «Контроль в ЛПУ»:

Вопросы толерантных отношений были обсуждены на Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1995 г., которая приняла «Декларацию принципов толерантности». В ней толерантность определяется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Иными словами, толерантность (от лат. tolerantia – терпение) означает терпимое отношение к иному поведению, образу жизни, обычаям, чужим чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Толерантность «означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».

Таким образом, объектом отношения и поведения медицинской сестры может быть любая сторона как профессиональной, так и общечеловеческой деятельности, любое социально значимое отличие или признак, к числу которых можно отнести расовую или национальную принадлежность, отношение к религии, принадлежность к полу, определенный возраст, физические особенности и т. д. Толерантность не ограничивается компромиссами и терпимостью только в отношении культурных, религиозных особенностей. Эти компромиссы распространяются или должны распространяться и на особенности поведения людей на повседневном, бытовом уровне, на взаимоотношения медицинских работников и пациентов, руководителей и подчиненных.

Следовательно, толерантность предполагает терпимое отношение к людям иных национальностей, рас, языков, иного цвета кожи, пола, сексуальной ориентации, различного возраста, терпимое отношение к индивидуальности, языку, религии, политическим или иным мнениям,  социальному происхождению, собственности и т. д.

В разных культурах, языках понятие «толерантность» трактуется несколько по-разному, при этом суть остается неизменной. Так, в английском языке оно означает готовность, способность без протеста воспринимать личность, вещь, событие; во французском (tolerance) языке – это способность уважать свободы другой личности, ее образа мысли; в китайском – проявление великодушия по отношению к другим.

Однако толерантность не означает безразличия по отношению к другим людям, их мнению, поведению, взглядам, потребностям, характерологическим особенностям, а применительно к медицинской деятельности – и состоянию здоровья индивидуума, его отношения к болезни. Такое понимание толерантности особенно актуально для представителей помогающих профессий, к которым относится и профессия медицинской сестры, это должно стать нормой и для руководителя любого уровня, поскольку при взаимодействии с подчиненными, принятии управленческих решений необходимо учитывать разнообразие характеров, темпераментов, отношения к выполняемой работе, присущее сотрудникам. При социальном взаимодействии руководителя с подчиненными необходимо проявлять заинтересованную готовность принять другого таким, каков он есть. Толерантное отношение также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим, но при выполнении профессиональных обязанностей на первый план должны выступать интересы дела, а применительно к медицинской деятельности – интересы пациента.

Таким образом, под толерантностью понимают определенный компромисс между существующими и в той или иной степени конкурирующими культурными традициями, этническими, возрастными, национальными, религиозными и иными особенностями индивидуума или различных социальных групп.

Толерантность, толерантное поведение подразумевает и обоюдную готовность к определенным уступкам, особенно при взаимодействии медсестры и пациента, руководителя и подчиненного. Однако эта готовность к уступкам не должна идти во вред пациенту и не должна вызывать негативных последствий для деятельности персонала. 

Поскольку медицинские сестры, составляя самую многочисленную категорию медицинских работников, значительную часть своего рабочего времени проводят в общении с пациентами, проблема толерантности для них становится весьма актуальной. Эта проблема является актуальной и для руководителей сестринских служб при выстраивании взаимоотношений с подчиненными, особенно в условиях реорганизации системы здравоохранения.

Декларация принципов толерантности также провозгласила, что все люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах. Это в полной мере относится к человеку, обращающемуся за медицинской помощью, это относится и к медицинскому персоналу.

Критерии толерантности

Толерантность как понятие является весьма абстрактным, сложно для изучения и измерения научными методами, что затрудняет и определение критериев толерантности. Тем не менее к числу таких критериев, являющихся универсальными, подходящими для различных социальных, возрастных, профессиональных групп, можно отнести:   

  • равноправие, подразумевающее равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим ресурсам для каждого человека, независимо от пола, исповедуемой религии, расовой, национальной принадлежности или принадлежности к какой-либо другой группе;
  • взаимное уважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (людям с ограниченными возможностями, беженцам, мигрантам и т. п.);
  • равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества (по отношению к организации, конкретному подразделению этот тезис может означать предоставление равных возможностей участия в общественной жизни коллектива всем его членам);
  • сохранение и развитие уважительного отношения к культурной самобытности и языкам национальных меньшинств;
  • охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества членов коллектива, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям и не препятствует выполнению профессиональных обязанностей;
  • возможность соблюдения культурных традиций для каждого члена общества, члена конкретного трудового коллектива;
  • возможность выбора религии и следования религиозным традициям, обрядам при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов коллектива, не нарушает правил трудового распорядка медицинской организации и не наносит вреда здоровью пациента;
  • сотрудничество в достижении общей цели и решении общих проблем;
  • использование только позитивной лексики в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами, пациентами и медицинскими работниками, руководителем и подчиненными.

В противовес критериям толерантности выделяют и критерии интолерантного поведения.

Читайте также в журнале «Главная медицинская сестра»

>

Виды и формы толерантности

Существуют различные подходы к систематизации различных видов и форм толерантности. В частности, толерантность различают:

1. По предмету, на который направлено действие толерантности.

Выделяют цивилизационную (взаимодействие различных мировых культур), межгосударственную (сотрудничество и мирное сосуществование различных государств), этническую (контакты между представителями различных национальностей), социальную (отношения между различными социальными группами) и индивидуальную (взаимодействие между индивидуумами) толерантность. Выделяют также конфессиональную, политическую толерантность, толерантность к иным мнениям в сфере науки, толерантность, обусловленную культурной разностью человеческих сообществ.

2. По уровню, на котором проявляется толерантность.

Выделяют индивидуальную, межгрупповую, межличностную, гендерную толерантность.

3. По внутренней мотивированности и ценностному содержанию.

Ряд авторов выделяют следующие виды толерантности: квазитерпимость, псевдотерпимость, позитивная терпимость, негативная терпимость.

Квазитолерантность (от лат. kvasi – «как будто») – это такие виды сдержанности, которые лишь внешне выглядят как терпимость, но по сути являются ненастоящими, мнимыми. Возможными мотивами подобного поведения могут стать получение практически полезных результатов, изменение личностных установок, мнений, восприятия, поведения в соответствии с господствующими в данном обществе или в данной группе, самореклама, попустительство, вера в автоматизм событий.

Псевдотолерантность (от греч. psevdos – «ложные, притворные») – это проявление сдержанности в эмоциональных ситуациях с целью сознательного введения кого-либо в заблуждение. Основным мотивом такого поведения может стать притворство.

Позитивная толерантность – это одобрение или даже поддержка иного образа жизни, иного мнения, чужой позиции, чужой непохожести. Для этого вида толерантности характерна положительная мотивация (внимание, симпатия к другой личности, стремление помочь, забота о ком-либо, помощь в адаптации, преодолении).

Негативная толерантность – это поведение, характеризующееся невмешательством или пассивным отношением к иной позиции, иным взглядам. Мотивация такого поведения может быть обусловлена желанием мести, преднамеренным воздержанием.

4. По результатам толерантного поведения различают нравственно-деструктивную и нравственно-конструктивную толерантность – положительно мотивированные проявления терпимости, которые ведут к негативному либо позитивному результату.

5. C позиции отношения к толерантности как к фактору устойчивости выделяют внешнюю и внутреннюю толерантность.

Под внешней толерантностью понимают убеждение в том, что другие люди могут иметь свою позицию.

Под внутренней толерантностью понимают способность сохранять устойчивость в неожиданных ситуациях (конфликты, неопределенность, риск, стрессы).

Кроме того, выделяют профессиональную и коммуникативную толерантность. Эти виды толерантности в деятельности медицинских работников играют особую роль.

Профессиональная толерантность – это устойчивость медицинского работника к воздействию различных факторов, которые могут иметь отрицательный характер и которые могут встретиться в профессиональной деятельности. В первую очередь это множество контактов с людьми, озабоченными собственным здоровьем или здоровьем своих близких, с пациентами разного социального статуса, различных национальностей, вероисповеданий, взглядов на жизнь, собственное состояние, которые могут не совпадать как с объективной картиной заболевания, так и с представлениями медицинского работника. Непременными атрибутами профессиональной толерантности являются умение видеть в любом пациенте личность, уважение этой личности, эмоциональная стабильность, уравновешенность при отсутствии импульсивности и чрезмерной эмоциональности, сохранение контроля над своими эмоциями и поведением в целом. Все это в полной мере относится и к любому руководителю, в т. ч. и к руководителю сестринских служб, поскольку руководителю медицинской организации, службы или подразделения приходится контактировать не только с пациентами, но и с вышестоящими руководителями, а также с подчиненными.

Можно говорить, что коммуникативная толерантность медицинских работников является неотъемлемой частью толерантности профессиональной, поскольку межличностное и массовое общение (коммуникация) охватывает все аспекты профессиональной деятельности сестринского персонала на каждом из ее этапов, включая обследование пациента, выявление его проблем, определение и оценку состояния, пла­нирование необходимых вмешательств, выполнение различных действий с пациентом (диагностических, лечебных манипуляций и т. п.). Таким образом, коммуникативная толерантность должна являться необходимым профессиональным качеством любого медицинского работника. 

И профессиональная, и коммуникативная компетентность, как часть компетенции профессиональной, неразрывно связаны с характером взаимодействия медицинского работника, в частности медицинской сестры, и пациента.

Модели взаимодействия медицинского работника и пациента

Американским философом Робертом Витчем было выделено четыре модели взаимоотношений, которые могут сложиться при взаимодействии медицинского работника, в первую очередь врача, и пациента: инженерная (техническая или техницистская), пасторская (патерналистская), коллегиальная и контрактная (договорная). Эти базовые модели могут быть применены и для описания взаимодействий не только врача, но и медицинской сестры и пациента, а также, с нашей точки зрения, и характеристики взаимодействия руководителя и подчиненного.

Инженерная модель рассматривает пациента как «бездушный обезличенный механизм», а болезнь – как поломку этого механизма, в связи с чем основная задача медицинского работника формулируется как исправление «поломки» организма или исправление отклонения физиологического «механизма» от положения равновесия. В рамках этой модели практически нет места для полноценного межличностного общения, столь необходимого для представителей помогающих профессий. Толерантность при такой модели может носить характер квази- или псевдотолерантности.

Для пасторской (патерналистской) модели взаимодействия «медицинский работник – пациент» характерным является такое отношение медицинского работника к пациенту, которое отмечается во взаимоотношениях родителя и ребенка или священника и прихожанина. В этой модели отношения между медицинским работником и пациентом носят более субъективный характер и строятся как межличностное общение определенного рода. Основным мотивирующим фактором такого общения становится стремление помочь страдающему человеку, избежав при этом нанесения ему вреда (постулат – «не навреди»). Однако при такой модели коммуникации взаимодействующие личности находятся несколько в неравном положении, поскольку медицинский работник играет роль «родителя», «опекуна», который обладает определенными навыками и умеет их использовать, а роль пациента сводится к дисциплинированному выполнению рекомендаций и указаний «старшего». Тем не менее эта модель может устраивать многих участников лечебно-диагностического процесса. Это касается как медицинских работников, которые могут ориенироваться исключительно на собственные представления о пользе для пациента, пренебрегая его индивидуальными особенностями, так и пациентов, которые зачастую не хотят брать на себя отвественность за собственное здоровье. В этом случае можно говорить о псевдотолерантности с элементами позитивной толерантности.

Коллегиальная модель взаимодействия предусматривает равноправное взаимодействие медицинского работника и пациента. Однако для полноценного участия в лечебно-диагностическом процессе пациент должен обладать максимально правдивой информацией о состоянии своего здоровья, возможных проблемах, которые могут возникнуть в процессе обследования и лечения, т. е. медицинский работник и пациент должны в некоторой степени выступать как коллеги, заинтересованные в достижении общей цели – сохранении и укреплении здоровья. Это не всегда возможно, поскольку пациенты обладают разным культурным, образовательным уровнем, могут принадлежать к разным этническим, социальным группам. Тем не менее при претворении в жизнь этой модели общения, проявлении позитивной толерантности взаимодействие медицинского работника и пациента может стать весьма эффективным, особенно если такое общение продолжается длительное время (например, в случаях длительно протекающих хронических заболеваний, реализации семейного подхода при организации медицинской помощи). Эта модель имеет гораздо больший потенциал для реализации ценностей автономной личности. 

Контрактная модель взаимодействия медицинского работника и пациента основана на контракте, соглашении или договоре между ними. При этом не имеется в виду исключительно юридический смысл понятия «контракт», а подразумевается заключение некоего, возможно даже негласного, соглашения между пациентом и медицинским работником, в соответствии с которым пациент на добровольных началах передает часть полномочий по управлению собственным здоровьем на тех условиях, которые он считает для себя приемлемыми, сохраняя при этом определенную степень свободы по распоряжению своей жизнью и судьбой. Контрактная модель взаимодействия предполагает установление определенных условий и возможность отказа от соблюдения «договора» при их несоблюдении. При такой модели взаимодействия толерантность должна носить позитивный характер, поскольку такой вид толерантности предполагает установление равноправных, доверительных отношений.

Безусловно, в реальной жизни взаимодействие пациента и медицинского работника является более сложным, и в чистом виде приведенные модели встречаются достаточно редко. Выбор той или иной модели взаимодействия может зависеть от множества факторов – от характерологических особенностей медицинского работника и пациента и их культурного, образовательного уровня до характера заболевания и особенностей его течения, тем не менее медицинские сестры при общении с пациентами, между собой, с руководителем должны придерживаться принципов толерантного взаимодействия.

Помимо этих базовых моделей взаимодействия медицинского работника и пациента предлагаются и другие типы.

В частности, выделяют модель согласия или консенсуса, модель переговоров, модель сотрудничества, которые во многом напоминают стили поведения в конфликтной ситуации. Однако в любом случае речь может идти о той или иной степени автономии личности как пациента, так и медицинского работника. Но поскольку пациент в большей степени зависим от действий медицинского работника, то именно от последнего требуется максимальное проявление уважения прав личности, ее свобод, т. е. можно говорить о необходимости воспитания толерантности у медицинских сестер.

Подходы к формированию толерантности у медицинских работников

Главной целью формирования толерантного отношения медицинских работников при взаимодействии с пациентами является воспитание и поддержание потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и/или группами людей независимо от их принадлежности к той или иной социальной или возрастной группе, той или иной национальности, сексуальности, независимо от их религиозности, взглядов, манеры поведения, образа мыслей, состояния здоровья, отношения к болезни.

В документах ЮНЕСКО подчеркивается важность воспитания толерантности, формулируются общие образовательные цели. Так, в «Декларации принципов толерантности» вопросам воспитания посвящена целая статья, в которой указывается, что «воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других». Далее в статье о воспитании говорится о том, что «воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим». В связи с этим важным становится акцентирование внимания руководителей сестринских служб при проведении обучения медицинских сестер на вопросах соблюдения прав пациентов. Этот постулат не следует игнорировать и самим руководителям при общении с подчиненными, соблюдая их права как членов общества.

Достижение цели формирования толерантности медицинских сестер возможно при решении ряда задач, которые стоят перед руководителем. Это, во-первых, воспитание у медицинских сестер способности к пониманию и принятию других людей такими, какие они есть, воспитание умения позитивно с ними взаимодействовать, включая формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме, формирование уважения к себе и к пациентам, а также развитие способности к межнациональному и межконфессиональному взаимодействию, толерантному общению и конструктивному взаимодействию с разными представителями социума, независимо от их мировоззрения. Важно также сформировать умение определять границы толерантности. 

Второй важной задачей формирования толерантности может быть создание толерантной среды в организации, ее конкретном структурном подразделении, включая гуманизацию и демократизацию взаимоотношений в коллективе, взаимоотношений пациентов и сестринского персонала, профилактику проявления агрессивного поведения по отношению к пациентам, сотрудникам, создание благоприятной психологической атмосферы.

Иными словами, медицинские сестры должны понимать, что успешное взаимодействие с пациентом возможно при уважении мнения пациента, внимательном и доброжелательном общении, разъяснении своих действий, т. е. действия и общение медицинской сестры должны носить ненасильственный характер, не должны ущемлять права и личные свободы пациента. Это понимание важно и для руководителей сестринских служб, которые своим примером могут способствовать формированию толерантности у медицинских сестер.

Одним из возможных вариантов воздействия при формировании толерантности может быть личностно-ориентированный подход, предусматривающий направленность на развитие личности медицинской сестры как активного участника процесса взаимодействия, а также подготовку к непрерывному саморазвитию в течение всей профессиональной жизни. Иными словами, при воспитании толерантности важно учитывать индивидуальные особенности каждого из сотрудников организации или подразделения. При этом необходимо ориентироваться на признание права каждой личности на свободу, самовыражение, самостоятельность, однако эта свобода не должна ограничивать свободу других людей, особенно пациентов, которые находятся в определенной зависимости от медицинского персонала, выходить за пределы, налагаемые профессиональными и морально-этическими требованиями, что подразумевает признание и выполнение своих обязанностей, не только должностных, но и общечеловеческих. Личностно-ориентированный подход предполагает также ориентацию на мотивацию, личный опыт, жизненные ценности партнеров по взаимодействию.

Другим возможным подходом к воспитанию толерантности может стать деятельностный подход, суть которого сводится к формированию толерантности на основе развития активности, сознательности и самостоятельности, проявляемые в повседневной профессиональной деятельности. Именно в процессе профессиональной деятельности формируются умения и навыки толерантных взаимоотношений между участниками лечебно-диагностического процесса: медицинскими сестрами между собой, медицинскими сестрами и пациентами, руководителем и подчиненными.

Принципы воспитания толерантности у медицинских работников

Воспитание толерантности медицинских работников должно базироваться на ряде общих принципов, к числу которых относятся:

  • целенаправленность, подразумевающая осознание необходимости воспитательного воздействия, четкого определения цели руководителем. Это необходимо для формирования психологической готовности к работе с пациентами различных социальных групп, разного социального статуса, уровня образования, разного отношения к религии, собственному состоянию, что возможно при наличии мотивации, ориентации на помощь нуждающимся в ней людям, осознании медицинским работником того, зачем это нужно именно ему, а также осознания социальной значимости своих действий;
  • учет индивидуальных и возрастных особенностей, предшествующего опыта, поскольку успешное формирование любого нравственного качества, включая толерантность, во многом определяется индивидуальными особенностями медицинского работника, его возрастом, жизненным опытом, имеющихся моральных и этических установок, развитость высших потребностей;
  • уважительное отношение к личности, независимо от позиции конкретного сотрудника, его мировоззрения, – необходимое условие успешного формирования толерантности. Признавая и уважая позицию своих подчиненных, руководитель подает позитивный пример толерантного к нему отношения, тем самым воспитывая собственным поведением, собственным отношением к личности или ситуации;
  •  опора на положительное в личности, поддержка стремления к саморазвитию, самовоспитанию и самореализации, что также является необходимым условием формирования толерантности;
  • учет социальной обусловленности процесса воспитания толерантности, поскольку формирование толерантности во многом определяется той атмосферой, которая складывается в обществе или в конкретном коллективе;
  • единство знаний и поведения, поскольку разрыв между теоретическими знаниями о толерантности и практическим воплощением этих знаний в реальной жизни может привести к обратному эффекту – реализации интолерантного поведения; 
  • создание толерантной среды в коллективе, подразумевающее формирование благоприятной психологической атмосферы, развитие позитивного сотрудничества, использование демократического стиля руководства;
  • создание атмосферы диалога и сотрудничества в организации и подразделении, что должно стать приоритетом взаимодействия в системах медицинский работник – пациент, медицинский работник – медицинский работник, руководитель – подчиненный.

Реализация принципов воспитания толерантности и воздействие на различные сферы личности

Реализация этих принципов должна опираться на ряд конкретных действий, которые позволят более эффективно воздействовать на формирование толерантности медицинских работников.

Прежде всего необходимо определить уровень общей толерантности, а также степень коммуникативной толерантности медицинских работников, как показатель их профессиональной компетентности. Для определения уровня сформированности толерантности используют различные психологические тесты, позволяющие выявить уровень проявления толерантности личностью, степень конфликтности, умение владеть собой в различных ситуациях. Затем можно предпринимать определенные действия и использовать соответствующие приемы в соответствии с принципами воспитания толерантности.

Так, принцип целенаправленности предполагает развитие интереса у медицинских работников к проблеме толерантности, формирование у них мотивации к саморазвитию, самосовершенствованию и тем самым формированию толерантности. При этом необходимо четко определить желаемые конечные результаты воспитательных воздействий, предварительно сформулировав цели этих воздействий с учетом конкретных потребностей коллектива.

Реализация принципа учета индивидуальных особенностей работника требует тщательного изучения особенностей личности каждого медицинского работника и организации опережающих воздействий, направленных на предупреждение интолерантного поведения, применяя методы и формы воздействия с учетом личностных характеристик каждой медицинской сестры, и стимулируя потребность в саморазвитии.

Принцип уважительного отношения к личности предполагает тактичное, доброжелательное общение, ориентацию участников взаимодействия на гуманное отношение в любых ситуациях, что предполагает опору на положительное в личности, умение выявлять и использовать положительные установки на толерантность, а также создание ситуаций успеха, поощрение достижений в толерантном поведении.

Принцип учета социальной обусловленности процесса воспитания толерантности требует изучения особенностей микросреды, использование ее возможностей и потенциала, изучение и использование опыта поведения медицинских сестер в различных ситуациях, с различными пациентами, отличающимися полом, поведением, жизненными установками, отношением к заболеванию, к рекомендациям медицинских работников.

Принцип единства знания и поведения подразумевает перевод толерантности из области теории, чистого знания в практическую деятельность, в область действия («знаю – умею – применяю») при сохранении взаимосвязи уровней формирования толерантности.

Соблюдение принципа диалогичности и сотрудничества требует от руководителя стимулирования потребности медицинского персонала к самовоспитанию толерантности с применением активных форм и методов формирования толерантности.

При формировании и развитии толерантности можно использовать различные методы и приемы, затрагивающие те или иные сферы личности: интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную, волевую, предметно-практическую. При этом можно использовать различные формы воспитания, включая проведение обучающих занятий в виде лекций, семинаров, круглых столов, тренингов и т. п.

Формирование толерантности возможно в рамках неформального общения членов коллектива (при совместном проведении досуга, общественных мероприятий, изучения национальных кухонь, костюмов, культурных традиций народов России и мира).

На занятиях по формированию толерантности можно акцентировать внимание на культурных традициях, особенностях национального характера разных народов, отношении к сохранению, поддержанию здоровья, различным медицинским вмешательствам. Необходимо также уделить внимание различным подходам представителей разных религий к осознанию мира, вопросам жизни и смерти.

Важными являются и вопросы, касающиеся возрастных особенностей человека, его психологического состояния в разные периоды жизни, а также при развитии заболеваний.

При воздействии на интеллектуальную сферу можно использовать различные виды лекций, семинарских занятий, которые позволяют сформировать знания о ценности толерантности, ее необходимости в повседневной и профессиональной жизни, изучить принципы взаимоотношений между людьми различных национальностей, социальных групп, конфессий, различных возрастных групп. Одним из действенных методов воздействия на интеллектуальную сферу является убеждение, предполагающее разумное доказательство необходимости толерантного поведения, что позволяет в дальнейшем через самоубеждение сформировать осознанное отношение к самостоятельному формированию взглядов на те или иные проблемы.

Эти же формы занятий применимы и при воздействии на эмоциональную сферу, но основным методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу, является внушение.

В эмоциональной сфере следует формировать положительный характер нравственных переживаний, определяемый нормами поведения или отклонениями от норм и идеалов, присущих профессии медицинского работника. К таким нормам можно отнести сопереживание, сочувствие, отзывчивость, доверие и др. Формировать эти качества на занятиях достаточно сложно, воздействие на эмоциональную сферу может и должно происходить постоянно, в процессе общения, выполнения профессиональных обязанностей. И задачей руководителя сестринской службы может стать коррекция (при необходимости) поведения медицинских сестер при осуществлении контроля их деятельности.

При воздействии на мотивационную сферу можно использовать метод стимулирования, который позволяет формировать осознанное побуждение к эффективной деятельности, толерантному поведению. Варианты стимулирования могут быть различными, включая одобрение, выраженное в той или иной форме (одобрительный взгляд, одобрительная фраза, совместная деятельность представителей различных национальностей, различных возрастных групп, направленная на достижение цели).

Воздействие на волевую сферу предполагает формирование мужества, принципиальности при отстаивании своих убеждений, нравственных идеалов при опоре на доказательства. Одним из действенных методов воздействия на волевую сферу могут стать требования, выраженные в той или иной форме, в т. ч. и косвенной (советы, просьбы, намеки и т. д.). Результативными при воздействии на волевую сферу могут стать и упражнения, проводимые в форме тренингов. Однако проведение тренингов лучше доверить специально подготовленным профессионалам, имеющим опыт проведения тренингов соответствующей направленности – тренерам по управлению персоналом, психологам. Результатом успешно проведенных тренингов может стать выработка устойчивых привычек, формирование навыков толерантного поведения в различных ситуациях.

Важным для формирования толерантности является воздействие на предметно-практическую сферу, поскольку именно в профессиональной, практической деятельности медицинских сестер возникает необходимость проявления толерантного поведения, которое реализуется в процессе повседневного общения с коллегами, пациентами, их родственниками. Методы воздействия на эту сферу личности могут быть направлены на развитие таких компонентов, как способности, поступки, навыки, необходимые при осуществлении различных видов деятельности и реализации коммуникаций. При воздействии на предметно-практическую сферу можно использовать метод моделирования проблемных ситуаций или разбор конкретных ситуаций, имевших место в реальной жизни и требующих принятия самостоятельного решения. Занятия по воздействию на предметно-практическую сферу можно проводить в форме семинарских, практических занятий или в виде тренингов.

Помимо проведения различного рода занятий с медицинскими сестрами по формированию толерантности, нельзя игнорировать и такие методы как самовоспитание, воспитание собственным примером, а также применение демократического стиля управления, который подразумевает в числе прочего и толерантное поведение руководителя.

Толерантность может формироваться ежедневно в процессе профессиональной деятельности медицинских работников, при наблюдении за поведением других участников лечебно-диагностическогьо процесса, сравнении своего поведения с поведением, которое представляется им правильным (или неправильным) с точки зрения толерантности, когда после завершения рабочего дня они оценивают стиль своего поведения, стиль общения.

Личный пример руководителя, проявление им толерантности в общении с подчиненными, пациентами, коллегами весьма ценны при формировании толерантности у медицинских сестер.

Таким образом, можно говорить, что толерантность, являясь многокомпонентным понятием, должна стать обязательным стилем поведения медицинских работников, показателем их профессионализма, неотъемлемой частью общения как с пациентами, так и с коллегами и руководителем. Толерантное поведение как руководителя, так и его подчиненных, толерантность при общении с пациентами являются одним из способов профилактики возникновения конфликтных ситуаций в медицинской организации или ее структурных подразделениях, способствует созданию и поддержанию благоприятной психологической атмосферы в коллективе и приводит в конечном итоге к повышению эффективности деятельности медицинской организации, росту ее конкурентоспособности.

При формировании толерантности у медицинских сестер можно использовать различные методы и способы, учитывающие, прежде всего, уровень толерантности, сложившийся в коллективе, а также индивидуальные особенности каждого члена коллектива.   



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль