text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Реализация компетенций специалиста с высшим сестринским образованием в клинических исследованиях педиатрического профиля

  • 1 июля 2014
  • 114

Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» предусматривает целый комплекс мер по совершенствованию системы среднего и высшего профессионального образования по подготовке сестринских и врачебных кадров [1] для обеспечения отрасли высококвалифицированными специалистами, обладающими не только медицинскими, но и экономическими, управленческими, педагогическими и правовыми знаниями, а также владеющими современными компьютерными технологиями. Такие специалисты новой формации готовятся на факультете менеджмента и высшего сестринского образования (МВСО) ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» с 1994 г. [2]. Кафедра пропедевтики детских болезней и факультетской педиатрии с курсом детских болезней лечебного факультета (далее – Кафедра) обеспечивает преподавание дисциплины «Сестринское дело в педиатрии» и руководство клиническими сестринскими исследованиями в области педиатрии при выполнении студентами факультета МВСО квалификационных дипломных выпускных работ.

В настоящее время система российского профессионального образования находится в стадии перехода на новые образовательные стандарты, разработанные на основе компетенций как ведущего критерия подготовленности современного выпускника высшей школы к быстро меняющимся условиям труда и социума [3, 4]. Если прежнее понятие «квалификация специалиста» подразумевало функциональное соответствие целей образования требованиям рабочего места, а подготовка сводилась к усвоению учащимся определенного комплекса знаний, умений и навыков, то «компетенция» предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непрогнозируемых профессиональных ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность [4, 5]. Компетентностный подход, отражающийся на закономерностях развития и олицетворяющий инновационный процесс в системе образования, обусловлен поиском путей ее приближения к непрерывно развивающимся потребностям общества и нацелен на усиление связи образования с практикой и реальными потребностями общества. Особое значение это имеет в медицинской профессиональной деятельности, в частности, медицинских сестер с высшим образованием [6, 7, 8].

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Авторы сравнили государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения (ГОС ВПО 2) и федеральный образовательный стандарт нового поколения (ФГОС ВПО 3) по специальности «сестринское дело». Если в ГОС ВПО 2 оговорены сферы и виды профессиональной деятельности будущего выпускника, то во ФГОС ВПО 3 представлены конкретные профессиональные компетенции (ПК), как способность и умения эффективно действовать в рамках своей профессии и квалификации (табл. 1).

Таблица 1

Квалификационная характеристика выпускника факультета МВСО по разным образовательным стандартам

Квалификационная характеристика выпускника

ГОС ВПО 2

ФГОС ВПО 3

Готовность к решению профессиональных задач по всем видам профессиональной деятельности

Владение профессиональными компетенциями по видам  профессиональной деятельности:

  • лечебно-диагностическая (ПК 1–4)
  • реабилитационная (ПК 5–6)
  • медико-профилактическая (ПК 7–11)
  • организационно-управленческая (ПК 12–16)
  • исследовательская (ПК 17–18)

Оценочным средством результатов образовательного процесса в образовательном учреждении является итоговая государственная аттестация выпускника. При этом выполнение и защита дипломной работы дает интегральную оценку качества подготовки выпускника и может наиболее полно служить для определения его компетентности в выбранной области профессиональной деятельности. Выполнение исследовательской работы именно на клинической кафедре дает студенту возможность раскрыть все сформированные в процессе обучения ПК, предусмотренные в ФГОС ВПО 3 для специальности «сестринское дело».

Многолетний опыт выполнения выпускных квалификационных работ студентов факультета МВСО на упомянутой выше кафедре показывает, что практически все компетенции реализуются выпускником в ходе клинического сестринского исследования.

На этапе выбора темы, формирования цели и задач выявляется, прежде всего, компетентность студента в исследовательской деятельности, которая по ГОС ВПО 2 представлена в форме навыков и умений, тогда как во ФГОС ВПО 3 конкретизирована в иерархическом виде (табл. 2), что позволяет дифференцированно оценить уровень владения компетенцией.

Таблица 2

Сопоставление образовательных стандартов в области исследовательской деятельности выпускника факультета МВСО

ГОС ВПО 2

ФГОС ВПО

– Самостоятельная работа с информацией (учебной, справочной, нормативной, научной);

– организация и проведение научно-практических

исследований в области

сестринского дела

– Готов осуществлять сбор и обработку медико-статистических данных (ПК-16);

– готов к оперативному поиску, обмену, анализу информации в области исследований в сестринской практике и медицине; способен к созданию условий для их осуществления (ПК-17);

– готов проводить исследовательскую работу в области своей профессиональной деятельности (ПК-18)

Несмотря на то, что формально дипломные работы на Кафедре выполнялись в рамках ГОС ВПО 2 поколения, фактически ее специалистами использовался компетентностный принцип, а именно: осуществлялся студентцентрированный и практикориентированный подход, т. е. процесс шел от практики к теории. Выбор темы всегда исходил от потребностей и проблем в профессиональной деятельности студента в конкретной медицинской организации с учетом запросов и требований работодателя. Клиническими базами для выполнения исследований являлись стационарные и амбулаторные учреждения различного уровня и типа (станции скорой медицинской помощи, фельдшерско-акушерские пункты, детские отделения центральных районных больниц, городские педиатрические стационары, детские поликлиники, неонатологические отделения родильных домов и перинатальных центров, детская республиканская клиническая больница, детские санатории и др.), а также медицинские кабинеты детских образовательных учреждений. Далее на некоторых примерах будут продемонстрированы возможности реализации конкретных компетенций в ходе выполнения дипломной работы.

Сбор и обработку медико-статистических данных (ПК-16) все студенты Кафедры осуществляли непосредственно на своем рабочем месте в период прохождения менеджерской и преддипломной практики; оперативный поиск, обмен и анализ информации, создание условий для их осуществления (ПК-17) проводились ими самостоятельно при консультирующей роли кафедрального руководителя дипломной работы. Все это в итоге реализовалось в высший уровень компетенции (ПК-18) – готовность проведения исследовательской работы в области своей профессиональной сестринской и менеджерской деятельности.

Пример

На основании ежегодных официальных отчетов о стационарной и амбулаторной работе Центральной районной больницы (ЦРБ) анализировалось состояние здоровья и медицинское обслуживание детского населения одного из сельских районов республики в динамике последних 5 лет. В ходе обработки медико-статистических данных были выявлены основные проблемы – рост первичной и общей заболеваемости детей, травматизма, требующие более углубленного изучения. С этой целью были разработаны анкеты для персонала ЦРБ и родителей, проведен социологический опрос, позволивший выявить причины такой тенденции и наметить пути улучшения качества работы.

Компетентность специалиста сестринского дела определяется, прежде всего, его профессионализмом в клинической работе непосредственно с пациентами. Если в ГОС ВПО 2 это формулировалось как осуществление сестринского процесса, то во ФГОС ВПО 3 – это уже более высокий уровень подготовки, включающий готовность не только к сестринскому обслуживанию больного, но и к анализу, например, результатов оценки эффективности оказания медицинской и медико-социальной помощи пациенту (табл. 3).

Таблица 3

Сопоставление образовательных стандартов в области лечебно-диагностической (клинической) деятельности выпускника факультета МВСО

ГОС ВПО 2

ФГОС ВПО

– Осуществление сестринского процесса, ориентированного на индивидуальные потребности пациента;

– диагностика экстренных, неотложных состояний и оказание неотложной медицинской помощи

– Готов обеспечить квалифицированный уход за пациентом с учетом его индивидуальных потребностей и проблем, на основе владения методами сбора и оценки данных о состоянии здоровья пациента, методологии сестринского процесса, результатов оценки эффективности оказания медицинской и медико-социальной помощи пациенту (ПК-2);

– готов оказать медицинскую помощь при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-4);

Пример

При выполнении дипломной работы в пульмонологическом отделении детской городской больницы было установлено, что одним из самых частых сестринских диагнозов является «кашель». Итогом исследования стала разработка стандарта сестринской помощи при кашле у детей, параметров сестринского контроля при проведении противокашлевой терапии с динамической оценкой ее эффективности для своевременной индивидуальной коррекции (ПК-2). Практическим результатом явились сокращение сроков госпитализации, снижение медикаментозной нагрузки на детей и повышение удовлетворенности родителей качеством медицинской помощи.

В реабилитационной деятельности, являющейся неотъемлемой частью медицинской помощи, специалист сестринского дела по ГОС ВПО 2 обязан, кроме осуществления сестринского процесса, анализировать состояние здоровья населения и проводить профилактические и оздоровительные мероприятия. По ФГОС ВПО 3 компетенции специалиста расширяются до полномочий фактически организатора сестринского обеспечения реабилитационной работы в учреждения здравоохранения (ПК-6) и разработчика специализированных реабилитационных программ (ПК-5) (табл. 4).

Таблица 4

Сопоставление образовательных стандартов в области реабилитационной деятельности выпускника факультета МВСО

ГОС ВПО 2

ФГОС ВПО

– Осуществление сестринского процесса, ориентированного на индивидуальные потребности пациента;

– анализ состояния здоровья населения; организация и проведение профилактических, оздоровительных мероприятий

– способен и готов к участию в разработке и реализации специализированных реабилитационных программ (ПК-5);

– способен и готов к организации сестринского обеспечения реабилитационной работы в учреждениях здравоохранения (ПК-6)

Пример

В санатории-профилактории одного из высших учебных заведений проведено исследование алиментарного статуса подростков (студентов I курса), включая оценку физического развития. У трети подростков наблюдался дефицит, а у каждого 6-го – избыток массы тела. При нутрициологическом обследовании рационов повседневного питания оказалось, что во многих случаях оно не отвечает требованиям по качеству и режиму. Разработка и реализация специализированной оздоровительной программы, включающей бесплатное питание и обеспечение полноценного режима без отрыва от учебной деятельности, привела к положительной динамике физического развития и самочувствия студентов (ПК-5, ПК-6).

Решающую роль в поддержании здоровья детей, в формировании принципов здорового образа жизни, мотивации к сохранению здоровья играют медицинские работники, в частности медицинские сестры ЛПО и детских образовательных учреждений. Профилактика признана перспективным средством решения медицинских и социальных проблем, а ее рычагом является гигиеническое воспитание и санитарное просвещение. Современная система подготовки на факультете МВСО вполне позволяет расширить традиционные подходы к профилактической работе, так, согласно ФГОС ВПО 3, выпускник способен выполнять роль консультанта пациента и семьи по вопросам здорового образа жизни (ПК-8), профилактики обострений заболеваний, их осложнений, травматизма, организации рационального питания, обеспечения безопасной среды и физической нагрузки (ПК-9) (табл. 5).

Таблица 5

Сопоставление образовательных стандартов в области медико-профилактической деятельности выпускника факультета МВСО

ГОС ВПО 2

ФГОС ВПО

– Анализ состояния здоровья населения;

– организация и проведение профилактических, оздоровительных мероприятий;

– осуществление педагогической и воспитательной деятельности

– Способен применять знания общих закономерностей … с целью проведения целенаправленных мероприятий по профилактике заболеваний, укреплению восстановлению здоровья индивида и группы населения (ПК-7);

– способен вести пропаганду здорового образа жизни (ЗОЖ) на основе научного представления о здоровом образе жизни, владения методами, умениями и навыками физического самосовершенствования (ПК-8);

– способен консультировать пациента (семью) по вопросам профилактики обострений заболеваний, их осложнений, травматизма, вопросам организации рационального питания, обеспечения безопасной среды, физической нагрузки (ПК-9)

Пример

Методом анкетирования родителей изучен образ жизни детей дошкольного возраста, проходивших курс оздоровления в детском санатории. Выделены приоритеты просветительной работы, нацеленной на увеличение комплаенса родителей к проведению утренней гимнастики, повышению физической активности детей и применению специфической профилактики. Разработан сценарий утренника «Если хочешь быть здоров», который может использоваться для целенаправленного гигиенического обучения родителей в плане проведения комплекса профилактических мероприятий в домашних условиях и формирования здорового образа жизни семьи (ПК-8,ПК-9).

Наконец, нельзя не сказать о компетенциях выпускников МВСО в области организационно-управленческой деятельности. Сопоставление образовательных стандартов в этой области приведено в табл. 6.  

Таблица 6

Сопоставление образовательных стандартов в области организационно-управленческой деятельности выпускника факультета МВСО

ГОС ВПО 2

ФГОС ВПО

– Руководство сестринским персоналом и разработка управленческих решений по повышению эффективности работы организации;

– анализ работы и оценка потенциальных возможностей развития сестринской службы учреждения;

– осуществление социально-психологического регулирования в трудовом коллективе

– Способен и готов к реализации правовой компетентности, соблюдению норм в области профессиональной деятельности и оказанию помощи в защите прав и интересов пациента (ПК-12);

– способен к руководству сестринским персоналом и готов к разработке управленческих решений по повышению эффективности работы структурного подразделения/учреждения (ПК-13);

– способен к анализу работы, оценке потенциальных возможностей развития и определению потребности в изменениях сестринской службы структурного подразделения/учреждения (ПК-14)

Пример

Проанализирована система организации специализированной педиатрической помощи в Консультативной поликлинике с оценкой результатов модернизации деятельности амбулаторной службы и внедрения автоматизированных технологий. Изучена удовлетворенность родителей пациентов качеством медицинской помощи в сравнительном аспекте, до и после модернизации, продемонстрировавшая высокую оценку всей работы учреждения, а особенно сестринского персонала. На основе детального анализа позиций выявлены резервы совершенствования медицинского обслуживания: усиление организационной работы по пунктам с наименьшими оценками, информирование пациентов о новых возможностях записи на прием и спектре консультаций специалистов и обследований; управление потоками пациентов с целью сокращения сроков ожидания медицинской помощи. По итогам исследования определены потребности по оптимизации деятельности среднего медицинского персонала и разработаны управленческие решения по повышению эффективности работы учреждения (ПК-12, ПК-13, ПК-14).

Таким образом, представленный опыт подготовки выпускниками факультета МВСО своих дипломных работ убедительно показывает, что проведение клинических сестринских исследований в области педиатрии является связующим звеном между образованием и практической деятельностью, уникальным интегральным инструментом оценки сформированных в процессе обучения профессиональных компетенций специалиста с высшим сестринским образованием с их полной реализацией.

Список использованной литературы

  1. Об итогах работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2012 году и задачах на 2013 год (по материалам доклада В.И. Скворцовой на расширенном заседании коллегии Минздрава России 24 мая 2013 г.) // Главная медицинская сестра. 2013. № 8. С. 12–21.     
  2. Вахитов Ш.М., Нуриева Э.И. Роль медицинских сестер в современном здравоохранении // Казанский медицинский журнал. 2010. № 2. С. 260–263.
  3. Приказ Минобрнауки России от 22.12.2009 № 800 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060400 Общественное здравоохранение (квалификация (степень) “магистр”)».
  4. Компетентностный подход к формированию основных образовательных программ третьего поколения. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. 107 с.
  5. Медведенко Н.В. Определение понятий компетентностного подхода, компетентности и компетенций в современном образовании // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3. С. 33–37.
  6. Русина Н.А. Компетентностный подход в системе высшего медицинского образования // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 100–107.
  7. Двойников С.И., Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. Место специальности “сестринское дело” в системе высшего медицинского образования // Главная медицинская сестра. 2011. № 4. С. 13–22. 
  8. Мухарямова Л.М. Бакалавр сестринского дела: от новой программы к новому статусу // Главная медицинская сестра. 2013. № 8. С. 107–112. 

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.