Реализация компетенций специалиста с высшим сестринским образованием в клинических исследованиях педиатрического профиля

107

Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» предусматривает целый комплекс мер по совершенствованию системы среднего и высшего профессионального образования по подготовке сестринских и врачебных кадров [1] для обеспечения отрасли высококвалифицированными специалистами, обладающими не только медицинскими, но и экономическими, управленческими, педагогическими и правовыми знаниями, а также владеющими современными компьютерными технологиями. Такие специалисты новой формации готовятся на факультете менеджмента и высшего сестринского образования (МВСО) ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» с 1994 г. [2]. Кафедра пропедевтики детских болезней и факультетской педиатрии с курсом детских болезней лечебного факультета (далее – Кафедра) обеспечивает преподавание дисциплины «Сестринское дело в педиатрии» и руководство клиническими сестринскими исследованиями в области педиатрии при выполнении студентами факультета МВСО квалификационных дипломных выпускных работ.

В настоящее время система российского профессионального образования находится в стадии перехода на новые образовательные стандарты, разработанные на основе компетенций как ведущего критерия подготовленности современного выпускника высшей школы к быстро меняющимся условиям труда и социума [3, 4]. Если прежнее понятие «квалификация специалиста» подразумевало функциональное соответствие целей образования требованиям рабочего места, а подготовка сводилась к усвоению учащимся определенного комплекса знаний, умений и навыков, то «компетенция» предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непрогнозируемых профессиональных ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность [4, 5]. Компетентностный подход, отражающийся на закономерностях развития и олицетворяющий инновационный процесс в системе образования, обусловлен поиском путей ее приближения к непрерывно развивающимся потребностям общества и нацелен на усиление связи образования с практикой и реальными потребностями общества. Особое значение это имеет в медицинской профессиональной деятельности, в частности, медицинских сестер с высшим образованием [6, 7, 8].

Авторы сравнили государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения (ГОС ВПО 2) и федеральный образовательный стандарт нового поколения (ФГОС ВПО 3) по специальности «сестринское дело». Если в ГОС ВПО 2 оговорены сферы и виды профессиональной деятельности будущего выпускника, то во ФГОС ВПО 3 представлены конкретные профессиональные компетенции (ПК), как способность и умения эффективно действовать в рамках своей профессии и квалификации (табл. 1).

Таблица 1

Квалификационная характеристика выпускника факультета МВСО по разным образовательным стандартам

Квалификационная характеристика выпускника

ГОС ВПО 2

ФГОС ВПО 3

Готовность к решению профессиональных задач по всем видам профессиональной деятельности

Владение профессиональными компетенциями по видам  профессиональной деятельности:

  • лечебно-диагностическая (ПК 1–4)
  • реабилитационная (ПК 5–6)
  • медико-профилактическая (ПК 7–11)
  • организационно-управленческая (ПК 12–16)
  • исследовательская (ПК 17–18)

Оценочным средством результатов образовательного процесса в образовательном учреждении является итоговая государственная аттестация выпускника. При этом выполнение и защита дипломной работы дает интегральную оценку качества подготовки выпускника и может наиболее полно служить для определения его компетентности в выбранной области профессиональной деятельности. Выполнение исследовательской работы именно на клинической кафедре дает студенту возможность раскрыть все сформированные в процессе обучения ПК, предусмотренные в ФГОС ВПО 3 для специальности «сестринское дело».

Многолетний опыт выполнения выпускных квалификационных работ студентов факультета МВСО на упомянутой выше кафедре показывает, что практически все компетенции реализуются выпускником в ходе клинического сестринского исследования.

На этапе выбора темы, формирования цели и задач выявляется, прежде всего, компетентность студента в исследовательской деятельности, которая по ГОС ВПО 2 представлена в форме навыков и умений, тогда как во ФГОС ВПО 3 конкретизирована в иерархическом виде (табл. 2), что позволяет дифференцированно оценить уровень владения компетенцией.

Таблица 2

Сопоставление образовательных стандартов в области исследовательской деятельности выпускника факультета МВСО

ГОС ВПО 2

ФГОС ВПО

– Самостоятельная работа с информацией (учебной, справочной, нормативной, научной);

– организация и проведение научно-практических

исследований в области

сестринского дела

– Готов осуществлять сбор и обработку медико-статистических данных (ПК-16);

– готов к оперативному поиску, обмену, анализу информации в области исследований в сестринской практике и медицине; способен к созданию условий для их осуществления (ПК-17);

– готов проводить исследовательскую работу в области своей профессиональной деятельности (ПК-18)

Несмотря на то, что формально дипломные работы на Кафедре выполнялись в рамках ГОС ВПО 2 поколения, фактически ее специалистами использовался компетентностный принцип, а именно: осуществлялся студентцентрированный и практикориентированный подход, т. е. процесс шел от практики к теории. Выбор темы всегда исходил от потребностей и проблем в профессиональной деятельности студента в конкретной медицинской организации с учетом запросов и требований работодателя. Клиническими базами для выполнения исследований являлись стационарные и амбулаторные учреждения различного уровня и типа (станции скорой медицинской помощи, фельдшерско-акушерские пункты, детские отделения центральных районных больниц, городские педиатрические стационары, детские поликлиники, неонатологические отделения родильных домов и перинатальных центров, детская республиканская клиническая больница, детские санатории и др.), а также медицинские кабинеты детских образовательных учреждений. Далее на некоторых примерах будут продемонстрированы возможности реализации конкретных компетенций в ходе выполнения дипломной работы.

Сбор и обработку медико-статистических данных (ПК-16) все студенты Кафедры осуществляли непосредственно на своем рабочем месте в период прохождения менеджерской и преддипломной практики; оперативный поиск, обмен и анализ информации, создание условий для их осуществления (ПК-17) проводились ими самостоятельно при консультирующей роли кафедрального руководителя дипломной работы. Все это в итоге реализовалось в высший уровень компетенции (ПК-18) – готовность проведения исследовательской работы в области своей профессиональной сестринской и менеджерской деятельности.

Пример

На основании ежегодных официальных отчетов о стационарной и амбулаторной работе Центральной районной больницы (ЦРБ) анализировалось состояние здоровья и медицинское обслуживание детского населения одного из сельских районов республики в динамике последних 5 лет. В ходе обработки медико-статистических данных были выявлены основные проблемы – рост первичной и общей заболеваемости детей, травматизма, требующие более углубленного изучения. С этой целью были разработаны анкеты для персонала ЦРБ и родителей, проведен социологический опрос, позволивший выявить причины такой тенденции и наметить пути улучшения качества работы.

Компетентность специалиста сестринского дела определяется, прежде всего, его профессионализмом в клинической работе непосредственно с пациентами. Если в ГОС ВПО 2 это формулировалось как осуществление сестринского процесса, то во ФГОС ВПО 3 – это уже более высокий уровень подготовки, включающий готовность не только к сестринскому обслуживанию больного, но и к анализу, например, результатов оценки эффективности оказания медицинской и медико-социальной помощи пациенту (табл. 3).

Таблица 3

Сопоставление образовательных стандартов в области лечебно-диагностической (клинической) деятельности выпускника факультета МВСО

ГОС ВПО 2

ФГОС ВПО

– Осуществление сестринского процесса, ориентированного на индивидуальные потребности пациента;

– диагностика экстренных, неотложных состояний и оказание неотложной медицинской помощи

– Готов обеспечить квалифицированный уход за пациентом с учетом его индивидуальных потребностей и проблем, на основе владения методами сбора и оценки данных о состоянии здоровья пациента, методологии сестринского процесса, результатов оценки эффективности оказания медицинской и медико-социальной помощи пациенту (ПК-2);

– готов оказать медицинскую помощь при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-4);

Пример

При выполнении дипломной работы в пульмонологическом отделении детской городской больницы было установлено, что одним из самых частых сестринских диагнозов является «кашель». Итогом исследования стала разработка стандарта сестринской помощи при кашле у детей, параметров сестринского контроля при проведении противокашлевой терапии с динамической оценкой ее эффективности для своевременной индивидуальной коррекции (ПК-2). Практическим результатом явились сокращение сроков госпитализации, снижение медикаментозной нагрузки на детей и повышение удовлетворенности родителей качеством медицинской помощи.

В реабилитационной деятельности, являющейся неотъемлемой частью медицинской помощи, специалист сестринского дела по ГОС ВПО 2 обязан, кроме осуществления сестринского процесса, анализировать состояние здоровья населения и проводить профилактические и оздоровительные мероприятия. По ФГОС ВПО 3 компетенции специалиста расширяются до полномочий фактически организатора сестринского обеспечения реабилитационной работы в учреждения здравоохранения (ПК-6) и разработчика специализированных реабилитационных программ (ПК-5) (табл. 4).

Таблица 4

Сопоставление образовательных стандартов в области реабилитационной деятельности выпускника факультета МВСО

ГОС ВПО 2

ФГОС ВПО

– Осуществление сестринского процесса, ориентированного на индивидуальные потребности пациента;

– анализ состояния здоровья населения; организация и проведение профилактических, оздоровительных мероприятий

– способен и готов к участию в разработке и реализации специализированных реабилитационных программ (ПК-5);

– способен и готов к организации сестринского обеспечения реабилитационной работы в учреждениях здравоохранения (ПК-6)

Пример

В санатории-профилактории одного из высших учебных заведений проведено исследование алиментарного статуса подростков (студентов I курса), включая оценку физического развития. У трети подростков наблюдался дефицит, а у каждого 6-го – избыток массы тела. При нутрициологическом обследовании рационов повседневного питания оказалось, что во многих случаях оно не отвечает требованиям по качеству и режиму. Разработка и реализация специализированной оздоровительной программы, включающей бесплатное питание и обеспечение полноценного режима без отрыва от учебной деятельности, привела к положительной динамике физического развития и самочувствия студентов (ПК-5, ПК-6).

Решающую роль в поддержании здоровья детей, в формировании принципов здорового образа жизни, мотивации к сохранению здоровья играют медицинские работники, в частности медицинские сестры ЛПО и детских образовательных учреждений. Профилактика признана перспективным средством решения медицинских и социальных проблем, а ее рычагом является гигиеническое воспитание и санитарное просвещение. Современная система подготовки на факультете МВСО вполне позволяет расширить традиционные подходы к профилактической работе, так, согласно ФГОС ВПО 3, выпускник способен выполнять роль консультанта пациента и семьи по вопросам здорового образа жизни (ПК-8), профилактики обострений заболеваний, их осложнений, травматизма, организации рационального питания, обеспечения безопасной среды и физической нагрузки (ПК-9) (табл. 5).

Таблица 5

Сопоставление образовательных стандартов в области медико-профилактической деятельности выпускника факультета МВСО

ГОС ВПО 2

ФГОС ВПО

– Анализ состояния здоровья населения;

– организация и проведение профилактических, оздоровительных мероприятий;

– осуществление педагогической и воспитательной деятельности

– Способен применять знания общих закономерностей … с целью проведения целенаправленных мероприятий по профилактике заболеваний, укреплению восстановлению здоровья индивида и группы населения (ПК-7);

– способен вести пропаганду здорового образа жизни (ЗОЖ) на основе научного представления о здоровом образе жизни, владения методами, умениями и навыками физического самосовершенствования (ПК-8);

– способен консультировать пациента (семью) по вопросам профилактики обострений заболеваний, их осложнений, травматизма, вопросам организации рационального питания, обеспечения безопасной среды, физической нагрузки (ПК-9)

Пример

Методом анкетирования родителей изучен образ жизни детей дошкольного возраста, проходивших курс оздоровления в детском санатории. Выделены приоритеты просветительной работы, нацеленной на увеличение комплаенса родителей к проведению утренней гимнастики, повышению физической активности детей и применению специфической профилактики. Разработан сценарий утренника «Если хочешь быть здоров», который может использоваться для целенаправленного гигиенического обучения родителей в плане проведения комплекса профилактических мероприятий в домашних условиях и формирования здорового образа жизни семьи (ПК-8,ПК-9).

Наконец, нельзя не сказать о компетенциях выпускников МВСО в области организационно-управленческой деятельности. Сопоставление образовательных стандартов в этой области приведено в табл. 6.  

Таблица 6

Сопоставление образовательных стандартов в области организационно-управленческой деятельности выпускника факультета МВСО

ГОС ВПО 2

ФГОС ВПО

– Руководство сестринским персоналом и разработка управленческих решений по повышению эффективности работы организации;

– анализ работы и оценка потенциальных возможностей развития сестринской службы учреждения;

– осуществление социально-психологического регулирования в трудовом коллективе

– Способен и готов к реализации правовой компетентности, соблюдению норм в области профессиональной деятельности и оказанию помощи в защите прав и интересов пациента (ПК-12);

– способен к руководству сестринским персоналом и готов к разработке управленческих решений по повышению эффективности работы структурного подразделения/учреждения (ПК-13);

– способен к анализу работы, оценке потенциальных возможностей развития и определению потребности в изменениях сестринской службы структурного подразделения/учреждения (ПК-14)

Пример

Проанализирована система организации специализированной педиатрической помощи в Консультативной поликлинике с оценкой результатов модернизации деятельности амбулаторной службы и внедрения автоматизированных технологий. Изучена удовлетворенность родителей пациентов качеством медицинской помощи в сравнительном аспекте, до и после модернизации, продемонстрировавшая высокую оценку всей работы учреждения, а особенно сестринского персонала. На основе детального анализа позиций выявлены резервы совершенствования медицинского обслуживания: усиление организационной работы по пунктам с наименьшими оценками, информирование пациентов о новых возможностях записи на прием и спектре консультаций специалистов и обследований; управление потоками пациентов с целью сокращения сроков ожидания медицинской помощи. По итогам исследования определены потребности по оптимизации деятельности среднего медицинского персонала и разработаны управленческие решения по повышению эффективности работы учреждения (ПК-12, ПК-13, ПК-14).

Таким образом, представленный опыт подготовки выпускниками факультета МВСО своих дипломных работ убедительно показывает, что проведение клинических сестринских исследований в области педиатрии является связующим звеном между образованием и практической деятельностью, уникальным интегральным инструментом оценки сформированных в процессе обучения профессиональных компетенций специалиста с высшим сестринским образованием с их полной реализацией.

Список использованной литературы

  1. Об итогах работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2012 году и задачах на 2013 год (по материалам доклада В.И. Скворцовой на расширенном заседании коллегии Минздрава России 24 мая 2013 г.) // Главная медицинская сестра. 2013. № 8. С. 12–21.     
  2. Вахитов Ш.М., Нуриева Э.И. Роль медицинских сестер в современном здравоохранении // Казанский медицинский журнал. 2010. № 2. С. 260–263.
  3. Приказ Минобрнауки России от 22.12.2009 № 800 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060400 Общественное здравоохранение (квалификация (степень) “магистр”)».
  4. Компетентностный подход к формированию основных образовательных программ третьего поколения. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. 107 с.
  5. Медведенко Н.В. Определение понятий компетентностного подхода, компетентности и компетенций в современном образовании // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3. С. 33–37.
  6. Русина Н.А. Компетентностный подход в системе высшего медицинского образования // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 100–107.
  7. Двойников С.И., Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. Место специальности “сестринское дело” в системе высшего медицинского образования // Главная медицинская сестра. 2011. № 4. С. 13–22. 
  8. Мухарямова Л.М. Бакалавр сестринского дела: от новой программы к новому статусу // Главная медицинская сестра. 2013. № 8. С. 107–112. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль