Опыт реализации программы наставничества в отделении скорой медицинской помощи

289

Одной из основных проблем отечественного здравоохранения является нехватка медицинского персонала. Еще одна проблема – недостаточная практическая подготовка студентов, которые могли бы в полном объеме выполнять свою работу сразу же после окончания медицинского колледжа. Не менее важно и решение вопроса о том, как удержать молодых специалистов на рабочем месте. Как правило, в первые трудовые будни в медицинской организации новички опасаются больше всего не справиться со своими обязанностями, обнаруживают недостаток своих знаний, умений, навыков.

Большим подспорьем в подготовке и удержании на рабочих местах молодых специалистов здравоохранения является наставничество опытных медицинских работников, отлично знающих и любящих свою профессию, готовых поделиться своими навыками с неопытными коллегами.

Так, в 2012 г. в отделении экстренной, скорой, неотложной помощи и санитарной авиации (ЭСНП и СА ГУЗ) ГУЗ «Краевая больница № 4» (КБ № 4) одновременно приступили к работе 11 молодых специалистов, стаж которых составлял до 3 лет. Это 38% от общего числа сотрудников, работающих в отделении. Встал вопрос о необходимости введения программы наставничества. Для ее реализации был разработан план:

  1. Определить цели.
  2. Обозначить задачи.
  3. Выбрать наставников для наставляемых.
  4. Разработать план занятий.
  5. Разработать критерии оценки.
  6. Определить лучшего наставника.

Цели и задачи программы наставничества

Разработанная в отделении программа наставничества ставит перед наставниками следующие цели:

  1. Помочь молодым специалистам влиться в жизнь организации КБ № 4 и коллектив отделения ЭСНП и СА.
  2. Обучить их самостоятельной работе в условиях скорой помощи, экстренных ситуаций.
  3. Закрепить и удержать новых работников в отделении.

В задачи наставников входят правильная адаптация новичка (социально-психологическая и профессиональная) и передача ему своего опыта и навыков. Для выполнения второй задачи опытный сотрудник проводит профессиональное обучение своего молодого коллеги с использованием рабочей ситуации, теоретических и практических занятий, объясняет, как повысить качество обслуживания пациентов, обратившихся за медицинской помощью, контролирует достигнутые результаты обучения с использованием обратной связи.

Определение наставляемых и наставников, режим проведения занятий

В отделении ЭСНП и СА нуждающимися в наставничестве (наставляемыми) считаются специалисты, приступившие к работе сразу после окончания медицинского колледжа и не имевшие ранее опыта работы в системе здравоохранения. Таких специалистов в 2012 г. было 4 человека.

В программе наставничества были сформулированы основные требования к наставнику, действующие по настоящий момент:

  • он должен быть один (у определенного числа наставляемых);
  • иметь стаж работы – более 15 лет по данной специальности и работы в отделении;
  • иметь высшую квалификационную категорию;
  • пользоваться авторитетом и уважением в коллективе;
  • быть коммуникабельным;
  • уметь обучать людей.

Исходя из приведенных критериев для 4 новичков в 2012 г. было выбрано два наставника. Распределение кандидатур проводилось методом анкетирования; также учитывались и личные симпатии коллег.

Наставничество длится 3 года.

Плановые занятия наставников с новичками проходят согласно графику. В приложении 1 приводится пример тематического плана таких занятий на месяц.

Внеплановые занятия проводятся по необходимости и по просьбе молодых специалистов при анализе анкет и в ходе индивидуальных бесед.

Оценка эффективности программы наставничества

Оценка работы наставников проводилась и по сей день проводится в отделении ЭСНП и СА по результатам анализа итоговых отчетов, предоставленных фельдшерами за каждую рабочую смену, а также по качественным и количественным показателям. Для оценки используется балльная система (максимальное количество баллов – 5).

Оценка эффективности наставничества определяется мини-отчетами наставников, результатами индивидуального анкетирования наставников и наставляемых, на «пятиминутках» и собраниях Совета наставников, а также отражается на так называемом «Экране качества».

Мини-отчет заполняется наставником в свободной форме, но должен раскрывать следующие пункты:

  1. Как происходит адаптация новичка в коллективе.
  2. Находит ли молодой специалист взаимопонимание с наставником.
  3. Оценка трудовой дисциплины наставляемого.
  4. «Слабые» стороны наставляемого.
  5. Знания, которые наставник передал наставляемому в течение смены.
  6. Ошибки, грубые нарушения (если таковые были) наставляемого.
  7. Замечания и предложения наставника о дальнейшей совместной работе с наставляемым.

Анкетирование проходят и наставник, и наставляемый. Наставник в ходе опроса оценивает теоретические и практические навыки своего подопечного, его работу на вызовах, заполнение документации, соблюдение нормативных актов и документов. Молодой специалист, заполняя анкету, анализирует, возникло ли между ним и наставником доверие, насколько четкими были поручения опытного сотрудника, оценивает их совместную медицинскую деятельность и т. д..

Эти анкеты заполняются при совместной работе «наставник + наставляемый». Результаты позволяют выявить взаимоотношения между ними.

Первые итоги такого анкетирования в 2012 г. показали, что в начале своей совместной работы наставники воспринимают своих наставляемых как студентов-практикантов, еще не доверяют им и не воспринимают как равноценных сотрудников. Молодые же специалисты во всем полагаются на опыт своих наставников и не проявляют должной активности.           

Спустя 3 месяца после начала действия программы наставничества дистанция между наставниками и наставляемыми стала сокращаться, а отношения вышли на новый уровень общения – более профессиональный и дружеский; скованность и недоверие ушли.

В процессе реализации программы наставничества формы анкет для наставников и наставляемых корректировались. В приложениях 2 и 3 приведены формы анкет, действующих в настоящее время.

На «пятиминутках» в присутствии заведующего отделением и старшего фельдшера наставники докладывают о совместной работе с наставляемыми.

На Совете наставников они делятся друг с другом результатами своей работы, корректируют ее по необходимости, советуются и т. д.

Ежеквартально составляется отчет об эффективности проводимой программы наставничества с обработкой анкет, мини-отчетов, индивидуальных бесед и после проведенного Совета наставников.

Наконец, на стенде в отделении располагается так называемый «Экран качества», на котором отражаются качественные и количественные показатели самостоятельной работы молодых специалистов (пример ведения этих данных – в приложении 6). Такая таблица заполняется в конце каждого месяца. Она позволяет поддерживать конкуренцию между молодыми специалистами, что заставляет их не только улучшать свои показатели, но и постоянно повышать свой профессиональный уровень. Наставляемые читают медицинскую литературу, отрабатывают манипуляции, участвуют в подготовке занятий, конференций. Это позволяет заработать дополнительные баллы.

Параллельно с показателями молодых специалистов оценивается и работа наставников, по итогам своих наставляемых, т. е. те молодые специалисты, которые находятся на лидерских позициях, автоматически выдвигают своего наставника вперед.

Благодаря такой конкуренции, наставники все время стараются улучшить показатели своих наставляемых, постоянно контролируют их и проводят работу над ошибками, что и требуется в данной работе.

Читайте бесплатно в системе Главная медсестра:

>

Достижения молодых специалистов

На краевых профессиональных конкурсах «Лучший по профессии» среди фельдшеров Забайкальского края были одержаны победы специалистов КБ № 4: в 2012 г. III место заняла фельдшер К.М. Ерохина (стаж работы 2 года), в 2013 г. II место заняла фельдшер О.А. Монкина (стаж работы 2,5 года).

Более того, итогом работы программы «Наставничество» стал профессиональный конкурс «Лучший молодой специалист и лучший наставник» в рамках Сестринской научно-практической конференции «Профессиональное развитие в рамках наставничества» по зачетно-накопительной системе постдиполного образования с выдачей сертификата участника. В этом конкурсе приняли участие наставники и наставляемые трех отделений, победителями стали фельдшеры отделения ЭСНП и СА: наставник Е.А. Якимова и молодой специалист Е.Ю. Литвинцева.

Заслуженные победы являются, по мнению автора, доказательством эффективности представленной программы наставничества, которая действует по сей день. Наставники сами будут представлять своих молодых специалистов, когда придет время аттестации их подопечных на квалификационную категорию.

Приложение 1

Пример тематического плана занятий наставника с наставляемым на месяц

Темы

Срок планирования

Срок исполнения

Замечания и предложения

Изучение должностной инструкции

1.08.12

1.08.–04.08.12

Изучение санитарно-эпидемических правил

1-я среда месяца, 13:00

1.08.12

Отработать технику мытья рук

Основы лекарствоведения

2-я среда месяца,

13:00

8.08.12

Плохо ориентируются в сумке-укладке. Провести зачет на рабочем месте

Стандарт и порядок оказания неотложной помощи

3-я среда месяца, 13:00

15.08.12

Мало используют диагностическую аппаратуру (ЭКГ)

Отработка профессиональных навыков

В течение рабочей смены

Каждая рабочая смена специалиста

Недостаточно владеют в/в манипуляциями

Основы этических и деонтологических правил

В течение первого месяца работы в отделении

29.08.12

Работа с нормативными документами. Изучение приказов

4-я среда месяца

22.08.12

Много исправлений в учетной документации (исправляют, зачеркивают, пользуются штрихом)

Приложение 2

Анкета для молодого специалиста

Откровенные ответы позволят реально оценить Ваши качественные показатели на этапе Вашей адаптации в профессии и коллективе.

  1.             Когда Вы приступили к рабочей смене?
  2.             Как Вы оцениваете свою готовность к работе?
  3.             С кем в паре Вы работаете?
  4. Присутствует ли на смене Ваш наставник?

а) Если да, то обращаетесь ли Вы к нему за советом? Как он реагирует на Ваши обращения? Уделяет ли он Вам внимание в течение смены? Интересуется ли Вашими результатами в работе?

б) Если нет, то звоните ли Вы ему для консультации? Как на это он реагирует?

  1.             Устраивает ли Вас смена, с которой вы работаете?
  2.             Вы уверено чувствуете себя на вызовах?
  3.             Присутствие наставника облегчило бы Вам рабочую смену?
  4. Как Вам лучше работать: с наставником или в одиночку?
  5. Коллектив отделения оказывает Вам консультативную помощь?
  6. У Вас появились друзья в отделении?
  7. Вы испытываете страх при обслуживании вызовов в ночное время?
  8. Укажите манипуляции, которые не вызывают у Вас затруднения?
  9. Укажите манипуляции, которые вызывают у Вас затруднения?
  10. Возникают ли у Вас конфликты на вызовах?
  11. Как на вызове к Вам относятся пациенты (доверительно, насторожено, агрессивно, не воспринимают как профессионала и др.)?
  12. Возникают ли у Вас конфликты с коллегами?
  13. Испытываете ли Вы стресс в экстремальных ситуациях?
  14. Устраивает ли Вас Ваш график работы?
  15. Пользуетесь ли Вы медицинской литературой в течение смены? Если да, то укажите, какой.
  16. Если у Вас возникает конфликт, то кто Вам оказывает моральную поддержку?
  17. Не разочаровались ли Вы в выбранной Вами профессии?
  18. Как Вы оцениваете результат отработанной вами смены (исходя из Ваших показателей за смену: доля госпитализации, расхождение диагноза и назначений и т. д.)?
  19. Какие вызовы вызывают у Вас наибольшие переживания?
  20. Как Вас встречают в приемном отделении?
  21. Были ли у Вас конфликты с врачами приемного отделения?
  22. Часто ли Вы обращаетесь за консультативной помощью?
  23. Делали ли Вам замечания Ваши коллеги?
  24. Делали ли Вам замечания Ваше руководство?
  25. Как Вы реагируете на замечания?
  26. Какие темы необходимо повторить на Ваших занятиях (указать обязательно!)?
  27. Ваши просьбы, замечания, предложения, вопросы (слово нет не указывать!)?

Приложение 3

Анкета для наставника

Анкета заполняется для каждого молодого специалиста индивидуально.

  1.             Ф. И. О. наставляемого: ________________________________________________.
  2.             Часто ли у Вас с наставляемым совпадают рабочие смены?
  3.             Общаетесь ли Вы в пересмене с наставляемым?
  4.             Интересуетесь ли Вы результатами отработанной смены Вашего подопечного?
  5.             Обращается ли он к Вам за консультацией?
  6.             Может ли наставляемый позвонить вам, даже если вы не на смене?
  7.             В течение совместной рабочей смены продолжаете ли Вы общаться с молодым специалистом?
  8.             Нуждается ли наставляемый в Вашем контроле?
  9.             Всегда ли Ваша консультативная помощь ему оправдана?
  10. Какие наиболее частые вопросы возникают у наставляемого?
  11. Каким, на ваш взгляд, является Ваше общение с молодым специалистом на данный момент?
  12. Видит ли в Вас наставляемый своего наставника, несмотря на то, что работает самостоятельно?
  13. Какие темы необходимо повторить на ближайших занятиях с Вашим подопечным?
  14.  Ваши просьбы и предложения.

Приложение 4

Качественные и количественные показатели молодых специалистов отделения ЭСНП и СА за июль 2013 г.

Показатели

Н.С.

Л.И.

Е.Ю.

Е.Н.

Общее количество самостоятельных вызовов

87

72

110

121

Доставлено в приемное отделение медицинской организации

12–13%

15–21%

12–11%

20–21%

Доставлено в травмпункт

1

3

5

4

Госпитализировано

12–100%

13–86%

11–91%

15–75%

Количество повторных вызовов

2

1

1

Наличие безрезультатных выездов

1

2

1

3

Наличие жалоб от пациентов

Благодарности от пациентов

+

Соблюдение стандартов и протоколов лечения больных

4

3

4

3

Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил

4

4

4

4

Соблюдение трудовой дисциплины

5

5

5

5

Использование диагностической аппаратуры

4

4

4

4

Замечания, ошибки

Итого:

26 баллов – I место

19 баллов – IV место

24 баллов – III место

25 баллов – II место

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×