text
Портал для медицинских работников

Роль медсестры в лечении сахарного диабета

  • 1 ноября 2014
  • 3540

При оказании медицинской помощи пациентам с хроническими заболеваниями, требующим длительного ухода и наблюдения, роль среднего медицинского персонала становится особенно значима. К таким заболеваниям относится и сахарный диабет (СД).

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Исторические факты

Впервые медсестры начали принимать участие в лечении пациентов с СД в 1924 г. Двумя годами ранее стала доступна инсулинотерапия, и американский врач-эндокринолог Эллиот Проктор Джослин впервые заговорил о том, что «нехватка обучения так же опасна, как и нехватка инсулина». Он призвал активно привлекать медсестер к обучению пациентов, назвав диабет «болезнью, преимущественно, для сестер».

Более широко медсестры стали участвовать в лечении сахарного диабета лишь в 1980 г., когда каждому пациенту, находящемуся на инсулинотерапии, понадобилась помощь для перехода на инсулин с концентрацией 100 ЕД в 1 мл. Несмотря на то, что в последующее десятилетие все больше медсестер было вовлечено в процесс лечения диабета, лишь в 1991 г. была определена роль медсестры как полноправного участника лечебного и обучающего процесса в терапии больных СД (Diabetes nursing forum working party, 1991).

Распределение ролей врача и медсестры в лечебном процессе

Активируйте доступ к журналу «Главная медицинская сестра» и читайте проверенные экспертами статьи:

Медицинская помощь, которая требуется пациенту с СД, включает несколько составляющих:  

  • профилактику;
  • непрерывное обучение пациентов;
  • подбор сахароснижающей терапии;
  • лечение острых и поздних осложнений диабета;
  • общение с родственниками пациентов;
  • психологическую помощь и поддержку больного и его близких.

И в этом лечебном процессе роли между врачом и медсестрой распределены неравномерно. Именно врач, помимо своих непосредственных обязанностей по подбору сахароснижающей терапии и лечению осложнений сахарного диабета, занимается профилактикой, обучением пациентов, не говоря уже об общении с родственниками и психологической поддержке. В то же время объем высококвалифицированной работы, который официально доверяется медсестрам эндокринологического отделения, очень мал – зачастую намного меньше, чем может выполнить опытный работник со средним медицинским образованием.

В большинстве диабетологических отделений роль медсестры в лечебном процессе сводится к измерению уровня сахара в крови, выполнению инъекций инсулина и других врачебных назначений. И только в единичных профильных медицинских центрах медсестры помимо перечисленного выполняют коррекцию доз инсулина, работают в кабинете «Диабетическая стопа», проводят обучение пациентов.

В теории же диабетологической медсестре отводится роль отнюдь не работника, механически выполняющего указания врача, а самостоятельного, полноправного члена медицинской команды, осуществляющего патронаж пациента с СД, специалиста, обладающего широким спектром знаний и опытом курации, обучения, консультирования таких больных. Как член команды патронажа пациента с СД медсестра диабетологического профиля должна обладать широкой эрудицией и опытом в различных областях ведения больных с этим диагнозом (Davies M., Davis R., 1998).

Нельзя не упомянуть и о психологическом аспекте взаимодействия медсестры и пациента. Медсестра проводит большую часть времени с больным и в стационаре, и на амбулаторном этапе лечения, как, например, в клинике эндокринологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Пациенту гораздо легче задать вопрос именно медицинской сестре, оказывающейся существенно ближе к больному во всех смыслах, нежели врачу. Работа медсестры связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением, т. к. именно она является тем человеком, с которым можно просто поговорить, найти поддержку и посоветоваться.

Зарубежный опыт

Если посмотреть, какое количество обязанностей возлагается на медсестру в соответствии с определенной ей ролью, то очень показательными в этом плане являются данные исследования, проведенного в Великобритании, участие в котором приняли 347 центров, в которых работают медицинские сестры диабетологического профиля (James J et al, 2009). В спектр их задач входят:

  • помощь врачу в осуществлении технических задач (измерение уровня сахара в крови, артериального давления, индекса массы тела);
  • коррекция доз инсулина;
  • работа с родственниками пациента;
  • психологическая поддержка пациента;
  • обучение медсестер, социальных работников;
  • обучение пациентов, включая обучение он-лайн;
  • помощь пациенту на дому;
  • профилактика развития синдрома диабетической стопы;
  • работа в кабинете «Диабетическая стопа»;
  • разработка новых программ обучения, как для пациентов, так и для среднего медицинского персонала;
  • первичное консультирование пациентов.

>

Какие обязанности можно делегировать диабетической медсестре

Но, если за рубежом, участие среднего медицинского персонала в лечении пациента с СД (да и с другими заболеваниями) хорошо организовано и отлажено, то в России остается еще много проблем и вопросов. Ведь если медсестре доверена самостоятельная работа с пациентами, это предполагает ответственность, контроль качества, стандартизацию данного вида медицинской помощи. Вопросов, которые необходимо решить в этой области в российском здравоохранении – очень много. Хотя первый опыт расширения лечебно-диагностических полномочий медсестер при курации больных с осложненным сахарным диабетом имеется и в России (Павлов Ю.И., Холопов А.А., 2011; Анфимова И.А., Павлов Ю.И., 2011).

Медсестре диабетологического профиля могут быть делегированы следующие обязанности:

  • обучение людей с СД;
  • обучение медсестер недиабетологического профиля (зачастую пациент с СД, находясь в кардиологическом или других отделениях не получает в достаточном объеме помощь, связанную с соблюдением режима инсулинотерапии; регулярно нарушается техника инъекций инсулина и т. д.);
  • помощь в кабинете «Диабетическая стопа».

Медсестре также вполне под силу отвечать на распространенные вопросы родственников пациента, касающиеся рекомендаций по питанию.

Терапевтическое обучение является основой лечения сахарного диабета. Осуществление помощи уже на этом этапе могло бы сделать вклад медсестры в лечение данного заболевания неоценимым. Цель обучения пациентов с СД состоит в том, чтобы помочь им перевести теоретические знания в практические навыки.

Роль группового обучения крайне важна и во многих странах мира не только медицинские сестры занимаются этим, но и социальные работники и сами люди с СД. Ключевым моментом в терапевтическом обучении является его непрерывность. Не менее важным, чем групповое обучение, является ежедневное взаимодействие с пациентом, его обучение.

На примере британских центров, можно продемонстрировать какие вопросы обсуждают медицинские сестры в рамках терапевтического обучения (James J et al, 2009):

  • «Причины развития сахарного диабета»;
  • «Важность метаболического контроля»;
  • «Диеты и физическая нагрузка»;
  • «Гипогликемии и вождение»;
  • «Путешествие, страховка»;
  • «Прием на работу»;
  • «Курение»;
  • «Обувь»;
  • «Инсулинотерапия, коррекция доз инсулина»;
  • «Контрацепция»;
  • «Эректильная дисфункция»;
  • «План управления диабетом».

Для того чтобы в российских реалиях медицинские сестры могли проводить обучение на таком высоком квалифицированном уровне, необходимо решить много вопросов по подготовке самих медсестер, оценке качества и стандартизации такого вида помощи. Но уже сейчас, на данном этапе, достаточно сделать всего лишь небольшие усилия, чтобы перевести в обучающий процесс те же измерения сахара, инъекции инсулина и т. д. Так, находясь в эндокринологическом стационаре, пациенты часто измеряют сахар по часам, не обращая внимания на время приема пищи. Медсестре, прежде чем брать кровь на анализ, следует выяснить у пациента, ел ли он что-нибудь, и разъяснить, что после приема пищи целесообразности в контроле сахара нет.

Логично, что именно медсестра, которая ежедневно выполняет инъекции инсулина, будет обучать правилам инсулинотерапии людей с сахарным диабетом. Особенно, принимая во внимание тот факт, что в рамках группового обучения или индивидуального общения с врачом практические аспекты инсулинотерапии (время между инъекцией инсулина и приемом пищи, места инъекций инсулина, техника выполнения инъекций, частота смены игл на шприц-ручках), к сожалению, пациентами часто игнорируются. 

Аналогичная ситуация складывается с навыками купирования гипогликемических состояний, обучению которым зачастую не уделяется должного внимания. В стационаре показатель сахара в крови, свидетельствующий о гипогликемии, первой видит медсестра. Именно в ее компетенции объяснить больному, как правильно купировать это состояние, и проследить за выполнением данных рекомендаций. Даже пациенты, прошедшие обучение, допускают огромное количество ошибок при купировании гипогликемий:

  • купирование гипогликемий медленноусвояемыми углеводами;
  • бездействие в случае бессимптомных гипогликемий;
  • употребление легкоусвояемых углеводов в недостаточном или избыточном количестве.

Подготовка медсестры диабетологического профиля и расширение ее функционала

Квалификационные стандарты по специальности «медсестра диабетологического профиля» до сих пор не утверждены. Необходимо установить национальный стандарт в последипломной подготовке и обучении средних медицинских работников данного направления в соответствии с юридическими нормами и профессиональным законодательством.

Целесообразно усилить базисную подготовку по диабету среди медицинских сестер – учащихся.

В результате команда по лечению человека с сахарным диабетом получит высококвалифицированную медицинскую сестру, способную:

  • разрабатывать информационные и обучающие материалы;
  • организовывать, проводить и оценивать индивидуальные и групповые обучающие программы для больных;
  • внедрять образовательные и патронажные программы в обществе при визитах на дом и сотрудничестве с первичными звеньями в системе диабетической помощи;
  • разрабатывать образовательные программы для лиц, которые по роду службы непосредственно контактируют с больными СД (преподавателями, патронажными медицинскими сестрами);
  • выступать там, где это уместно, и это ключевая роль – в качестве защитника больного сахарным диабетом;
  • принимать, в рамках местных инструкций, участие в лечении;
  • сотрудничать с другими командами специалистов;
  • быть помощником и советником для организаторов здравоохранения;
  • быть активной в клинической практике, основанной на научном поиске (медсестра диабетологического профиля должна поощряться для участия и/или проведения независимого научного поиска);
  • участвовать в разработке программ усовершенствования медицинских работников совместно с соответствующими институтами.

Список использованной литературы

1. Анфимова И.А., Павлов Ю.И. Сестринское обеспечение медицинской помощи больных с синдромом диабетической стопы // Главная медицинская сестра. 2011. № 7. С. 142–148;

2. Павлов Ю.И., Холопов А.А. Организационная модель профилактической медсестринской помощи пациентам с синдромом диабетической стопы // Главная медицинская сестра. 2011. № 6. С. 57–72.

3. Castledine G. The role of the diabetes specialist nurse: Nursing forum presentation. In Royal college of Nursing forum presentation and Diabetes specialist nursing working party report. Diabetes specialist nursing working party (eds). London: Royal college of nursing, 1991.

4. Davies M., Davis R. Role of the hospital diabetes specialist nurse: perception vs reality // Journal of Diabetes Nursing. 1998. № 2 (4).

5. James J, Gosden C, Winocour P, Walton C, Nagi D, Turner B, Williams R, Holt RI. Diabetes specialist nurses and role evolvement: a survey by Diabetes UK and ABCD of specialist diabetes services 2007 // Diabetic мedcine. 2009 May; 26(5): 560–5.

6. Winocour, PH. Association of British Clinical Diabetologists (ABCD): survey of specialist

diabetes care services in the UK, 2000. 2. Workforce issues, roles and responsibilities of diabetes specialist nurses // Diabetic Medicine 2002; 19 (4), 27-31.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.