Сайт медицинской организации как объект приложения новых контрольно-надзорных полномочий Росздранадзора

209

Предыдущее законодательство об охране здоровья и о медицинском страховании как его неотъемлемой составляющей, регулярно дополняемое и изменяемое, тем не менее, не содержало упоминаний о сети Интернет как информационном пространстве, в котором в обязательном порядке должны присутствовать медицинские учреждения. Однако не было и запрета на создание и поддержание сайтов – источников информации о своей деятельности. Данным правом пользовались, прежде всего, медицинские организации частной формы собственности для продвижения своего бренда и оказываемых медицинских услуг. Государственные и муниципальные медицинские учреждения создавали сайты, как правило, по личной инициативе их руководства.

Тенденция удешевления широкополосного доступа в Интернет, как для граждан, так и для юридических лиц, и взрывной спрос на подобные услуги как отвечающий интересам пользователей и превращающий интернет-среду в доступный круглосуточный источник информации наложили свой отпечаток и на законотворческую деятельность, регулирующую сферу охраны здоровья.   

Необходимость присутствия в сети Интернет медицинских организаций, в т. ч. бюджетных учреждений здравоохранения, впервые была зафиксирована в Федеральном законе от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ), ч. 2 ст. 20 которого устанавливает обязанность медицинских организаций размещать на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи.

Из данной правовой нормы и в целом Закона № 326-ФЗ напрямую не следовала обязанность медицинской организации иметь свой официальный сайт, тем не менее, приказ ФФОМС от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» в приложении 8 эту обязанность фактически устанавливал, связывая ее с реализацией права застрахованного населения на информацию об ОМС. В противном случае это могло стать основанием для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи). Можно предположить, законодатель посчитал, что обязанность по размещению информации невыполнима при отсутствии собственного сайта, следовательно, медицинская организация, работающая в системе ОМС, обязана иметь свой официальный сайт.  

Цитируем документ

Перечень

оснований для отказа в оплате медицинской помощи

(уменьшения оплаты медицинской помощи)

Раздел 2. Отсутствие информированности застрахованного населения    

2.1. Отсутствие официального сайта медицинской организации в сети Интернет.

2.2. Отсутствие на официальном сайте медицинской организации в сети Интернет следующей информации:

2.2.1. о режиме работы медицинской организации;

2.2.2. об условиях оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в том числе о сроках ожидания медицинской помощи; 2.2.3. о видах оказываемой медицинской помощи;

2.2.4. о показателях доступности и качества медицинской помощи;

2.2.5. о перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, применяемых при оказании стационарной медицинской помощи, а также скорой и неотложной медицинской помощи бесплатно;

2.2.6. о перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен.

Приложение 8 к приказу ФФОМС от 01.12.2010 № 230

 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию»

Автор не располагает информацией о результатах применения п. 2.1 приведенного перечня. Но с учетом того, что в настоящее время еще не все медицинские организации имеют свой сайт, и даже территориальные фонды ОМС не всегда предоставляют такую информацию, хотя и осуществляют реализацию государственной политики в сфере ОМС на территориях субъектов РФ, можно предположить, что данное основание или не включалось в перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) при контроле объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой ОМС и договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, или размер штрафных санкций был настолько незначительным, что экономически не мотивировал медицинские организации создавать собственные сайты в сети Интернет.

Кроме того, хотя в Законе № 326-ФЗ было использовано понятие «свой официальный сайт в сети Интернет», его определение появилось только в 2012 г. в Федеральном законе от 28.07.2012 № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому владелец сайта в сети Интернет – лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети Интернет, в т. ч. порядок размещения информации на таком сайте.

Таким образом, собственный сайт медицинской организации в сети Интернет означал, что медицинская организация имеет исключительные правомочия по его использованию, в т. ч. и в части наполнения информационным содержанием, и данное правомочие должно иметь соответствующее правовое основание.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обязывает медицинские организации присутствовать в Интернете, но, опять же, не обязывает их иметь свой собственный сайт, как и не устанавливает юридической ответственности за невыполнение обязывающей правовой нормы.

Цитируем документ

Статья 79. Обязанности медицинских организаций

Медицинская организация обязана:

3) информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

<…>

7) информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети «Интернет», об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинских организаций, об уровне их образования и об их квалификации;

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Тем не менее, прокуратура начала применять свои полномочия для обязания медицинских организаций иметь собственные сайты. Так, Октябрьским районным судом г. Грозного 9 июля 2012 г. рассмотрено исковое заявление первого заместителя прокурора Чеченской Республики Шарпудди Абдул-Кадырова об обязании ГКУ «Республиканский центр медицины катастроф» в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда обеспечить создание официального сайта в сети Интернет. Суд удовлетворил требования прокуратуры в полном объеме.

Дальнейшее правовое регулирование данного вопроса было связано с выходом постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (далее – Постановление № 1006), обязавшего медицинские организации размещать на своем сайте информацию согласно установленному перечню.

Цитируем документ

<…>

11. Исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения:

а) для юридического лица – наименование и фирменное наименование (если имеется);

для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя и отчество (если имеется);

б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;

е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;

з) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

 Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006

«Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»

Так как почти абсолютное большинство бюджетных учреждений здравоохранения оказывало платные медицинские услуги, то наличие сайта для них становилось обязательным в силу того, что платные медицинские услуги уже регулировались Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», предусматривающим юридическую ответственность за невыполнение его требований. В частности, Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в ст. 14.5 и 14.8 содержал меры административной ответственности за нарушение прав потребителей на получение информации об услуге, ее исполнителе, его режиме работы. Отсутствие сайта у медицинской организации как источника информации для потребителей грозило наложением административного штрафа на нее в размере от 5 тыс. до 40 тыс. руб. в зависимости от квалификации административного правонарушения.

Так, например, прокуратура Домбаровского района выявила нарушения законодательства, регламентирующего предоставление платных медицинских услуг, в деятельности МБУЗ «Домбаровская ЦРБ». В ходе проверки было установлено, что на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет отсутствовали данные документа, подтверждающие факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществляющего государственную регистрацию, перечень услуг, составляющих медицинскую деятельность МБУЗ «Домбаровская ЦРБ», а также сведения об уровне профессионального образования и квалификации медицинских работников. Прокурор усмотрел в действиях главного врача МБУЗ «Домбаровская ЦРБ» признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, – нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемых услугах. Материалы проверки направлены для дальнейшего рассмотрения.

Предоставляя бюджетным учреждением здравоохранения право оказания платных медицинских услуг, государство столкнулось с тем, что экономические интересы бюджетного здравоохранения по зарабатыванию внебюджетных средств стали противоречить их целевому предназначению – оказанию бесплатной медицинской помощи. На эту тему неоднократно высказывался Президент РФ, в частности о необходимости обеспечить доступ граждан к информации о программе государственных гарантий, об условиях предоставления бесплатной медицинской помощи – «изложить ее ясно, без всяких двойных толкований, чтобы все было прозрачно».

Минздрав России реализовал указание Президента РФ. Уже 31 июля 2013 г. в интервью телеканалу «Россия 24» Министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова заявила следующее: «Если государственное учреждение здравоохранения продает очередь и оказывает платные услуги через свои кассы – это грубейшее нарушение. Мы сейчас внесли изменения в законодательство, это будет караться как административное правонарушение и повлечет серьезные штрафы для медучреждений».

И действительно, Федеральным законом от 25.11.2013 № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в КоАП РФ была введена ст. 6.30, предусматривающая ответственность за невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Цитируем документ

Статья 6.30. Невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

1. Невыполнение медицинской организацией обязанности об информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Невыполнение медицинской организацией, участвующей в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, обязанности о предоставлении пациентам информации о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Кодекс РФ об административных правонарушениях

 от 30.12.2001 № 195-ФЗ

Формально в ст. 6.30 КоАП РФ ничего не говорится о том, что на официальном сайте медицинской организации должна быть размещена информация для пациентов о порядке, объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и за ее отсутствие наступает административная ответственность. Законодатель использует более широкую диспозицию данной правовой нормы, отсылая к нормативным актам, в которых раскрывается содержание обязанности медицинской организации в части предоставления пациентам информации о порядке, объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. И таким нормативным актом является Постановление № 1006, устанавливающее в подп. «д» п. 11 соответствующую обязанность применительно к информации, размещенной на сайте медицинской организации.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, и его территориальные органы получили право с 1 января 2014 г. рассматривать дела об административных правонарушениях по ст. 6.30 КоАП РФ. Так, 4 марта 2014 г. на официальном сайте Росздравнадзора появилась информация о том, что в ходе плановых проверок в 2014 г. Территориальный орган Росздравнадзора по Ростовской области возбудил нескольких дел об административном правонарушении. В частности, руководителем ведомства было рассмотрено дело в отношении МБУЗ «Городская поликлиника № 4» г. Ростов-на-Дону, где установлено, что в медицинской организации и на ее официальном сайте отсутствует информация о порядке, объеме и условиях оказания бесплатной медицинской помощи (ч. 2 ст. 6.30 КоАП РФ). По информации с сайта Территориального органа Росздравнадзора по Ростовской области, МБУЗ «Городская поликлиника № 4» г. Ростова-на-Дону на основании протокола об административном правонарушении от 21.01.2014 была привлечена 28 января 2014 г. руководителем Росздравнадзора по Ростовской области к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.30 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 20 тыс. руб., а на заместителя главного врача МБУЗ «Городская поликлиника № 4» г. Ростова-на-Дону по той же статье КоАП РФ наложен административный штраф в размере 10 тыс. руб.

Следует отметить, что административное правонарушение, установленное ч. 2 ст. 6.30 КоАП РФ, было обнаружено в ходе плановой проверки МБУЗ «Городская поликлиника № 4» г. Ростова-на-Дону, к которой бюджетное учреждение здравоохранения и его должностные лица могли подготовиться заранее и избежать мер административной ответственности, тем более, что внесение на сайт медицинской организации информации о порядке, объеме и условиях оказания бесплатной медицинской помощи не требует значимых трудозатрат и возможно как собственными силами, так и с привлечением сторонней организации, оказывающей услуги по сопровождению сайта.

Необходимо отметить, что медицинская организация, осуществляющая свою деятельность в сфере ОМС, вправе использовать средства ОМС на оплату услуг сторонних организаций по созданию Интернет-сайта медицинской организации и по дальнейшему администрированию сайта. Соответствующее разъяснение дано в ответе ФФОМС за подписью заместителя председателя ФФОМС А.И. Кувалдин на запрос, направленный автором статьи 21 октября 2013 г..

По мнению автора, анализ действующих нормативных правовых актов позволяет утверждать, что участие медицинской организации в системе ОМС или в оказании платных медицинских услуг влечет обязанность иметь свой собственный сайт и размещать на нем информацию, согласно рассмотренным требованиям действующего законодательства.  

Таким образом, заместителю главного врача, во избежание как личных имущественных потерь, так и расходов бюджетного учреждения здравоохранения, следует оценить состояние сайта медицинской организации и принять управленческие решения для предотвращения административных правонарушений, установленных ст. 6.30 КоАП РФ, т. к. в противном случае Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, и его территориальные органы могут реализовать свои полномочия, при этом поводом к возбуждению дела об административном правонарушении может быть не только непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, но и поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а также сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль