Доклад Министра В.И. Скворцовой "Итоги работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2013 году и перспективах развития отрасли"

239

Прошедший 2013 г. был первым годом реализации государственной программы «Развитие здравоохранения» и ряда стратегий, разработанных в соответствии с указами Президента РФ, проведения пилотных проектов.

В 2013 г. завершены начатые в 2011 г. беспрецедентные по масштабу и финансовому обеспечению региональные программы модернизации здравоохранения, на которые было выделено более 664 млрд руб.

Возникшая в 2012 г. экономия средств позволила значительно расширить программы модернизации: дополнительно включить для завершения строительства 15 объектов, провести капитальный ремонт 118 медицинских организаций, увеличить планы по приобретаемому оборудованию на 52,0%.

Всего за период реализации программ завершено строительство 101 медицинского учреждения, отремонтировано больше 4 тыс. медицинских учреждений, закуплено и уставлено более 389 тыс. единиц оборудования, в т. ч. более 700 магнитно-резонансных и компьютерных томографов, более 6,5 тыс. единиц рентгеновской и ангиографической аппаратуры.

В целом, в 2013 г. фондооснащенность государственных медицинских организаций в регионах страны повысилась в 2,5 раза по сравнению с 2011 г.: с 7,7 тыс. до 19 тыс. руб. на 1 м2.

Демографические показатели

По результатам 2013 г. ожидаемая продолжительность жизни населения увеличилась на полгода – до 70,8 лет. У женщин продолжительность жизни достигла исторического максимума для нашей страны – 76,6 лет, у мужчин пока остается чуть выше 65 лет. Но при этом прирост продолжительности жизни у мужчин превысил прирост продолжительности жизни у женщин более чем в два раза, что позволяет прогнозировать положительную динамику. За год умерло на 34,5 тыс. чел. меньше, чем в 2012 г. Таким образом, общая смертность снизилась до показателя 13 на 1 тыс. населения.

Основным результатом 2012 г. явилось максимальное приближение к долгожданному перекресту рождаемости и смертности, завершившему 20-летний период активной убыли населения. А в 2013 г. удалось выйти на естественный прирост населения, который превысил 24 тыс. чел. Важно отметить, что этот результат достигнут на фоне некоторого уменьшения показателя рождаемости – на 0,2%, т. е. прирост достигнут лишь за счет снижения смертности населения. Почти на 5,0% снизилась младенческая смертность – с 8,6 до 8,2 на 1 тыс. родившихся живыми, несмотря на учет детей с экстремально низкой массой тела от 500 г до 1 кг. Устойчивое снижение этого показателя подтверждено результатами января-февраля 2014 г. Показатель составил уже сейчас 7,9 на 1 тыс., причем в 20 регионах показатель ниже 6, что соответствует лучшим мировым стандартам. Уровень материнской смертности достиг минимальной отметки за всю историю страны. По данным 12 мес., она снизилась более чем на 5,0% по сравнению с показателями 2012 г. Для сравнения, в расцвет советского периода здравоохранения материнская смертность была более чем в 4 раза выше – 44,8 против 11 с небольшим на 100 тыс. родов в настоящее время.

Достоверно снизилась смертность россиян от главной причины – болезней системы кровообращения (на 4,5%), достигнув уровня, который ожидался только в 2015 г.

Смертность от туберкулеза снизилась почти на 10,0%, целевой индикатор 2012 г. существенно перевыполнен, достигнуто значение, которое в 2011 г. планировалось лишь к 2020 г.

Снижение смертности от онкологических заболеваний установлено в 32 регионах, однако в масштабах всей страны этот показатель значимо не изменился, что еще раз подтверждает необходимость активного демографического скрининга с целью выявления онкологических заболеваний на самых ранних стадиях, поддающихся эффективному лечению. Пока к результатам 2013 г. показатель по раннему выявлению составил 55,0%.

Смертность от внешних причин в стране снизилась более чем на 4,0%, в т. ч. и от дорожно-транспортных происшествий – на 0,7%. Таким образом, тенденция, которая была намечена, к росту смертности от дорожно-транспортных происшествий была преодолена. Но запланированное целевое значение, к сожалению, не было достигнуто.

Важно отметить, что до 75,0% всех случаев смертности регистрировалось на месте аварии, от травм, не совместимых с жизнью. Однако, несмотря на очевидные успехи экстренной медицинской помощи, для дальнейшего уменьшения смертности необходимо продуманное межведомственное сотрудничество, направленное на устранение причин и сокращение числа аварий, формирование правильного поведения водителей и пешеходов.

Первичная медико-санитарная помощь населению

Читайте бесплатно в системе «Экономика ЛПУ»:

Одним из приоритетов модернизации стало развитие первичной медико-санитарной помощи, в т. ч. населению, проживающему в удаленных районах страны и в сельской местности. По количеству фельдшерских акушерских пунктов, сельских врачебных амбулаторий, офисов врачей общей практики, введенных в строй, исходный план, принятый в конце 2010 г. – начале 2011 г., был перевыполнен на 731 объект (16,7%), причем число врачебных сельских служб увеличилось более чем на 1,5 тыс. Это позволило увеличить мощность сельских амбулаторных служб на 6,6 тыс. посещений в смену.

Активно развивались выездные формы медицинской помощи, в эту работу включены 915 мобильных медицинских комплексов, в т. ч. 204 передвижных комплекса для диспансеризации, 27 центров здоровья, 58 врачебных амбулаторий, передвижные фельдшерские акушерские пункты, сформированы более 8,5 тыс. выездных врачебных бригад, полностью оснащенных портативным диагностическим оборудованием. В ряде регионов, с учетом имеющейся транспортной инфраструктуры, активно работали теплоходы и поезда здоровья. Подобный опыт отмечен в Красноярском, Хабаровском краях, Ханты-Мансийском автономном округе.

Если по состоянию на 2011 г. доля сельских аптечных организаций составляла 27,6% от общей системы, то в 2013 г. она превысила 50,0%. Вместе с тем в ряде регионов страны, таких как Курская, Рязанская, Архангельская, Вологодская, Волгоградская области, Пермский край, Республика Бурятия, Алтайский край и некоторых других, проблема сельской медицины по-прежнему стоит очень остро. Необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры сельского здравоохранения с использованием быстро возводимых модульных концепций, а также привлечение в село медицинских работников, для которых должны быть созданы соответствующие условия работы и жизни.

Особое внимание уделялось устранению кадрового дефицита в сельской местности и районах с низкой плотностью населения. Благодаря реализуемой программе «Земский доктор» более 11,5 тыс. молодых специалистов пришли работать на село. Была увеличена и доля целевого контрактного приема в медицинские вузы, которая достигла в 2013 г. 40,0% от общего числа абитуриентов.

Совместно с Минсельхозом России в 2013 г. министерство разработало сегмент по развитию сельской медицины в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий до 2020 года». Эта программа была принята Правительством РФ. Дополнительно предусмотрено введение в строй более 850 фельдшерских акушерских пунктов или офисов врачей общей практики, увеличение мощности сельских амбулаторно-поликлинических учреждений на 7,5 тыс. посещений в смену и мощности участковых и районных больниц – более чем на 6 тыс. мест.

Специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь

Важнейшее место в программах модернизации было отведено развитию системы оказания медицинской помощи второго уровня. Количество межмуниципальных, межрайонных центров экстренной и специализированной медицинской помощи в 2013 г. увеличилось более чем в 2 раза, а число пациентов, получивших экстренную помощь в соответствии с современными требованиями, возросло до более чем 15 млн чел., что на 20,0% превышает показатель 2012 г. Однако в ряде регионов сеть учреждений выстроена лишь на 50,0–60,0%. Так что предстоит активная работа по ее достраиванию в соответствии с потребностями населения.

Благодаря модернизации, более чем в 4 раза возросло число пациентов, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь (далее – ВМП) в региональных медицинских учреждениях. Только за 2013 г. на 30,0% (с 127 тыс. до 166 тыс. чел.) увеличилось число пациентов, пролеченных в региональных учреждениях с использованием высокотехнологичных методов. При этом количество региональных учреждений, оказывающих ВМП, увеличилось за год с 222 до 289 в 60 субъектах РФ. Это позволило увеличить и общий объем ВМП населению с 450 тыс. до 505 тыс., а также привело к значительному сокращению времени ожидания пациентами высокотехнологичного лечения: среди взрослого населения – на 27,6% за год (до 21 дня), для детей – более чем на 33,3% (до 14 дней).

В то же время для некоторых медицинских профилей сохраняются более длительные сроки ожидания. Прежде всего это касается нейрохирургии – 35 дней, что требует увеличения числа медицинских организаций, оказывающих данный вид медицинской помощи, и усиленной адресной подготовки специалистов-нейрохирургов.

Особого внимания заслуживает и трансплантология. Несмотря на несомненное ее развитие: в 2013 г. число проведенных трансплантаций увеличилось более чем на 2 тыс., причем 25,0% из них было сделано в региональных медицинских учреждениях, – необходимы качественные системные изменения службы донорства органов и тканей.

В 2013 г. прошло широкое обсуждение и одобрен медицинским экспертным сообществом, пациентскими организациями, организаторами здравоохранения разработанный Минздравом России законопроект «О донорстве и трансплантации органов». Законопроект базируется на основополагающих этических принципах, современных профессиональных подходах и полностью соответствует международным рамочным документам. Его принятие не только даст стимул дальнейшему развитию трансплантологии, но и создаст основы для развития биомедицины в целом. Законопроект в ближайшее время будет внесен на рассмотрение в Правительство РФ.

Важно отметить, что проведенный министерством совместно с субъектами РФ анализ показал, что потребность в ВМП населению значительно выше объема сегодняшнего дня. В своем послании Президент РФ В.В. Путин поставил перед министерством задачу: увеличить объемы ВМП в 1,5 раза – до 750 тыс. пациентов к 2016 г.

Для реализации этой задачи, с 2014 г. начался перевод наиболее распространенных методов ВМП, широко применяемых в субъектах РФ, в систему ОМС, что по сути снимает ограничения с их объема. Из 1466 используемых методов 459 в 2014 г. уже финансируются из средств ОМС. Результаты первых 2 мес. 2014 г. свидетельствуют о том, что это позволило увеличить число пациентов, получивших ВМП, на 7 тыс. чел

.

Информатизация здравоохранения

Важнейшим компонентом всех организационных мероприятий является системная информатизация отрасли. Число приобретенной в 2013 г. компьютерной техники превысило 374 тыс., организовано 630 тыс. локальных вычислительных сетей.

Мероприятия по введению электронного паспорта медицинского учреждения завершены почти в 6 тыс. учреждений, более чем в 7 тыс. обеспечена возможность ведения электронной медицинской карты. В 2013 г. в федеральный сервис загружено более 36 млн электронных медицинских карт, что на сегодняшний день составляет около 26,0% численности населения страны.

В 5,7 тыс. медицинских организациях внедрен сервис «Запись на прием к врачу в электронном виде». С момента ввода в эксплуатацию в декабре 2012 г., с помощью данного сервиса учтено почти 255 млн посещений, т. е. каждый пятый визит в амбулаторное учреждение в настоящее время осуществляется через систему электронной записи, при этом 49 млн россиян записалось на прием через Единый портал государственных услуг.

В рамках дальнейшего развития данного сервиса Минздравом России создан «Личный кабинет пациента». С помощью данного кабинета каждый гражданин сможет получать информацию об оказанных медицинских услугах, в т. ч. с четким обозначением бесплатных и платных медицинских услуг, поставленных диагнозах и результатах обследований, записаться на прием к врачу, осуществить вызов неотложной помощи. «Личный кабинет пациента» полностью готов к запуску, который запланирован 30 апреля нынешнего года.

В 2013 г. создано и апробировано электронное рабочее место врача, обеспеченное всеми необходимыми информационными ресурсами, нормативными базами, системами помощи в принятии решений, а также позволяющее существенно сократить бумажный документооборот и перераспределить рабочее время врача, с высвобождением времени для непосредственного контакта с пациентом. В настоящее время доступ к личному кабинету получили 27 тыс. медицинских работников, но данная система должна быть внедрена повсеместно всеми регионами до конца этого года.

Существенное развитие получили технологии дистанционного консультирования. В телемедицинскую сеть уже включены более 5 тыс. учреждений. Начат обмен телемедицинскими файлами, введена система электронного документооборота.

Спутниковой навигацией ГЛОНАСС оснащены около 20 тыс. машин скорой помощи и более 2,6 тыс. станций скорой помощи. В результате число дистанционных консультаций, с передачей ЭКГ с борта машины, возросло более чем в два раза. А число ранних активных вмешательств на догоспитальном этапе увеличилось за 2013 г. на 23,0%.

Одним из приоритетных направлений информатизации в 2013 г. стало создание унифицированного программного обеспечения для скорой медицинской помощи, которое позволит полностью автоматизировать деятельность служб и центра медицины катастроф. Апробация этого программного обеспечения проведена в пяти субъектах РФ: Белгородской, Тамбовской, Пензенской, Волгоградской и Костромской областях – и охватила более 200 станций скорой помощи и более 1 тыс. бригад. Это позволило существенно сократить время доезда машины до места вызова и время довоза пациента.

В настоящее время данное программное решение передано для использования во все субъекты РФ; для более эффективной работы скорой медицинской помощи регионам необходимо в ближайший год обеспечить оснащение территориальных центров медицины катастроф аппаратными комплексами и их использование для всех станций скорой медицинской помощи.

Профилактическое направление здравоохранения

Заработала Правительственная комиссия по охране здоровья граждан, возглавляемая Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым. Был принят Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака», содержащий всесторонний комплекс мер стимулирования населения к отказу от курения. Принятые нормативные акты и реализующие их меры способствовали снижению уровня курения среди россиян в 2013 г. до 28,0%.

В 2013 г., после 30-летнего перерыва, началась широкомасштабная диспансеризация взрослого и детского населения. Мероприятия осуществлялись на современной основе с использованием дифференцированного подхода к определению объема и смыслового наполнения диспансеризации в разных половозрастных группах населения, с учетом различия в вероятности развития тех или иных заболеваний, а также медицинской и экономической целесообразности проведения отдельных видов исследований.

За первый год прошли диспансеризацию 35 млн чел. (21 млн взрослых и 14 млн детей), проживающих во всех регионах страны.

Итоги диспансеризации показали, что почти 44,0% взрослого населения имеют уже сформированные хронические неинфекционные заболевания. Впервые диагностировано с помощью диспансеризации более 1,8 млн сердечно-сосудистых заболеваний, а также более 31 тыс. онкологических заболеваний, при этом важно подчеркнуть, что среди новообразований наиболее часто выявляют потенциально эффективно излечиваемые: 13,3 тыс. случаев рака молочной железы, 7,7 тыс. случаев рака предстательной железы, – что делает особенно острой необходимость их своевременного выявления. Еще 23,0% взрослого населения, которые являются т. н. практически здоровыми людьми, имеют высокий риск внезапной смерти из-за совокупности факторов риска.

О неформальном характере проведенной диспансеризации свидетельствует тот факт, что по ее результатам впервые было назначено показанное лечение 21,0% обследованных (более 5 млн чел.), их них 70,0% – в возрасте до 60 лет; 28,7 тыс. чел. были сразу госпитализированы для получения специализированной, в т. ч. высокотехнологичной, медицинской помощи, около 3,6 млн чел. прошли углубленное профилактическое консультирование.

Диспансеризация более 14 млн детей позволила констатировать в целом улучшение здоровья детского населения. Большинство (85,0%) детей были отнесены к 1-й и 2-й группам здоровья, т. е. были полностью здоровы или имели обратимые функциональные нарушения, полностью устранимые при проведении индивидуальных коррекционных программ. В то же время в обследованной группе 550 тыс. детей-сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, состояние здоровья оказалось значительно хуже: у 59,5% выявлялись уже сформированные хронические заболевания, а к 1-й и 2-й группам здоровья были отнесены лишь 4,5% детей. Для нормального развития этих детей Министерством разработаны специальные программы медицинского сопровождения и постоянного наблюдения.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и борьба с инфекционными заболеваниями

В 2013 г. был обеспечен широкий охват населения прививками как в рамках Национального календаря, так и профилактического календаря. Впервые в Национальный календарь профилактических прививок включена прививка против пневмококковой инфекции, а также были расширены показания для вакцинации населения против гриппа. За 2013 г. привито против гриппа почти 40 млн чел., т. е. 27,8% всего населения страны.

Осенью 2013 г. впервые министерством была разработана и применена новая тактика иммунизации населения против сезонного гриппа на основе обязательной регистрации «входных ворот» инфекции и прогноза траектории ее распространения. Благодаря своевременным и выверенным действиям удалось добиться стабилизации заболеваемости гриппом, и впервые в эпидемический сезон осени – зимы 2013 г. заболеваемость не превысила средние эпидемические значения. За год зарегистрировано снижение заболеваемости по 28 инфекционным заболеваниям, по некоторым существенно – на 40,0%. Данные позитивные изменения являются результатом наших согласованных действий с Роспотребнадзором и другими ответственными ведомствами.

Кадровые программы

Достижение качества медицинской помощи невозможно без достаточного количества высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала. В начале 2013 г. всеми субъектами РФ были приняты кадровые программы, направленные на повышение квалификации медицинских кадров и поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, содержащие дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.

Для закрепления кадров в отрасли, доля целевого приема в образовательных учреждениях Минздрава России была увеличена до 38,5%, при этом эффективность целевого приема резко возросла и превысила 80,0%.

Программа «Земский доктор» позволила привлечь для работы в сельских медицинских организациях более 12 тыс. молодых врачей. И только в 2013 г. – 4,3 тыс., причем к сельским населенным пунктам добавлены и рабочие поселки. Эта программа продолжена в 2014 г.

На прошедшем съезде партии «Единая Россия» Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев поддержал идею повышения возраста специалистов, участвующих в программе «Земский доктор», с 35 до 40 лет, а возможно (это еще требует расчетов) и до 45 лет.

По итогам 2013 г. запланированные показатели соотношений средней заработной платы врачей и среднего медицинского персонала государственных и муниципальных учреждений РФ к средней заработной плате по экономике регионов, установленные отраслевой «дорожной картой», были достигнуты в 77 и 74 субъектах РФ соответственно. При этом в остальных 6 и 9 регионах «недостижение» не превысило 5,0%. Это регионы с исходно высоким уровнем заработной платы, в которых и сейчас заработная плата превышает среднюю по стране. К ним относятся Москва, Санкт-Петербург, Татарстан и некоторые другие.

Весь комплекс мер привел к тому, что впервые за последние 10 лет численность средних медицинских работников увеличилась более чем на 11 тыс. чел.

Важнейший вопрос – подготовка специалистов здравоохранения.

В 2013 г. выпуск из образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования составил более 100 тыс. молодых медиков. Совместно с Советом ректоров медицинских вузов учебно-методическим объединением Минздрава России были разработаны новые федеральные государственные образовательные стандарты по всем основным 11 врачебным направлениям и впервые за всю историю нашей страны разработаны стандарты по всем специальностям подготовки ординатуры – это 94 стандарта. Основу для образовательных программ составили национальные клинические протоколы, которые начали создаваться в нашей стране в 2013 г. Клинические протоколы создавались медицинским экспертным сообществом под руководством главных внештатных специалистов Минздрава России. За год было подготовлено 420 протоколов, из которых сегодня утверждено более 310. Учебно-методическим объединением при Минздраве России разработана и утверждена Концепция непрерывного медицинского образования. В ее создании приняли активное участие общественные медицинские профессиональные организации, в т. ч. Национальная медицинская палата.

Стартовал пилотный проект по отработке основных принципов непрерывного образования для участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики. Сегодня в этом проекте принимают участие 15 образовательных организаций Минздрава России, 9 общественных профессиональных организаций, 735 врачей первичного звена.

На основе методических рекомендаций, подготовленных Минздравом России, в субъектах РФ разрабатываются и внедряются показатели эффективности деятельности персонала медицинских учреждений, что необходимо для последующего перевода медицинских работников на систему эффективного контракта.

Для организации работы по пересмотру норм труда в здравоохранении сформирована межведомственная рабочая группа. Во втором полугодии 2013 г. на базе «пилотных» регионов: Архангельской, Воронежской, Самарской, Свердловской, Томской областей – проведена работа по созданию отраслевых типовых норм времени приема одного пациента участковым терапевтом, педиатром, врачом общей практики. В «пилотных» регионах проводится исследование деятельности врачей-специалистов первичного звена: офтальмолога, оториноларинголога, онколога, невролога, акушера-гинеколога.

Сегодня назрела необходимость внедрения новых технологий и в деятельность среднего медицинского персонала, с дифференцированным расширением его функций на разных уровнях оказания медицинской помощи. С января 2014 г. в десяти «пилотных» регионах на базе федеральных учреждений проводится исследование деятельности медицинских сестер с учетом типа и уровня медицинской организации, а также с учетом профиля медицинской помощи. По окончании этого анализа будет осуществлен пересмотр профессиональных параллелей сестринского персонала в лечебно-диагностическом процессе, в т. ч. при проведении профилактических мероприятий, медицинской реабилитации и оказании паллиативной помощи.

Министерство совместно с медицинским сообществом обеспечило работу и согласование с профсоюзом работников здравоохранения 27 проектов профессиональных стандартов. В настоящее время пятнадцать из них рекомендованы экспертным советом при Министерстве труда и социальной защиты РФ.

Обеспечение населения качественной и доступной медицинской помощью невозможно без построения оптимальной финансово-экономической модели здравоохранения. Сегодня как никогда необходимо наиболее эффективно использовать все имеющиеся государственные ресурсы отрасли.

Финансирование медицинской помощи

С 2013 г. осуществлен переход на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи за счет средств ОМС. Одновременно с этим впервые за весь постсоветский период мы перешли на полностью консолидированную и социально справедливую систему, основанную на едином подушевом финансовом нормативе на каждого гражданина РФ. Важно отметить, что подушевой норматив превысил норматив 2012 г. на 45,0%, при этом значительно расширилась структура тарифа ОМС, включившего расходы на текущее содержание медицинских организаций и приобретение основных средств стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу.

Подушевые финансовые нормативы, установленные Программой государственных гарантий, являются минимально достаточными для обеспечения бесплатной медицинской помощи населению в обоснованных объемах и в соответствии с современными требованиями. Безусловно, созданная бездефицитность базовой программы ОМС во многом решает проблемы, но вместе с тем субъектам РФ следует обратить особое внимание на обеспечение собственных расходных обязательств и не допускать дефицита финансового обеспечения государственных гарантий из региональных бюджетов.

С 2014 г. федеральный фонд ОМС реализует полномочия по разработке и установлению единых требований к структуре и содержанию тарифных соглашений. Разработана и утверждена новая редакции правил ОМС, в которой, в частности, конкретизирована методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотрена процедура мониторинга госпитализации и оказания помощи пациентам в стационарах. Особое внимание было уделено переходу на более прогрессивные способы оплаты медицинской помощи, ориентированной на результат деятельности медицинских организаций, в амбулаторном звене – на подушевой основе, в стационаре и в дневном стационаре – за законченный случай лечения заболевания с учетом соответствующей клинико-статистической группы.

Безусловно, наиболее затратными для государства являются медицинская помощь, оказываемая в условиях стационара, и скорая медицинская помощь. Так, расходы ОМС на одну койку в год в среднем составляют около 1 млн руб. Нам необходимо стремиться к повышению эффективности работы каждой больницы и каждой койки. На сегодня коечный фонд в стране используется недостаточно эффективно. Среднегодовая занятость койки составила 32 дня, а в некоторых регионах даже меньше. Имеют место случаи необоснованной госпитализации, лечения непрофильных пациентов в специализированных отделениях больниц. Перед нами стоит задача повысить эффективность и доступность работы, но при этом учитывать региональные особенности, плотность населения, транспортную доступность, климатические условия. Особое внимание должно быть уделено повышению доступности медицинской помощи на селе и в удаленных, труднодоступных районах страны. Для работы коечного фонда в этих регионах следует устанавливать индивидуальные нормативы, и это впервые закреплено в федеральной программе государственных гарантий на 2014 г. Основной резерв повышения эффективности коечного фонда, прежде всего, в больничных учреждениях в больших городах. Именно здесь койка особенно не дорабатывает. Среднегодовая занятость составляет 290–310 дней, а профильные отделения дублируют друг друга. Проведен детальный мониторинг формирования и экономического обоснования каждой из 83 территориальных программ государственных гарантий. По итогам этой работы во все регионы направлены конкретные рекомендации по снижению неэффективных расходов.

Руководителям органов здравоохранения субъектов РФ следует в кратчайшие сроки определить круг лиц, ответственных за разработку оптимизационного плана и его реализацию в регионе. План должен быть рассчитан с 2014 по 2020 г., с завершением первого этапа до конца 2015 г. Необходимо перейти от принципа сохранения содержания инфраструктуры на финансирование сохранения здоровья наших граждан.

Все достигнутые в 2013 г. результаты стали возможны во многом благодаря внедрению в работу принципов и механизмов открытого министерства. Активное взаимодействие с общественными профессиональными организациями, с организациями по защите прав пациентов, благотворительными фондами позволило нам не только установить обратную связь с профессиональным и пациентским сообществами, но и обеспечить общественный мониторинг деятельности министерства. Планируется и дальше развивать этот формат работы. Уже в текущем 2014 г. начал работу Общественный совет при Минздраве России, который должен внести свою лепту в решение общих задач.  



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль