text
Портал для медицинских работников

Законодательное регулирование права гражданина на выбор медицинской организации с позиции медицинской организации

  • 7 сентября 2014
  • 87

Нормативная база, регулирующая право граждан на выбор медицинской организации

Действовавшие еще в советское время Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (Закон СССР от 19.12.1969 № 4589-7), в отличие от принятого в настоящее время Закона об охране здоровья, не содержали нормы, предусматривающей право гражданина на выбор медицинского учреждения. Это вполне объяснимо – спектр гражданских прав и свобод значительно расширен по сравнению с недавним прошлым. Человек вправе самостоятельно решать, где ему жить и работать.

Возможность свободного приобретения недвижимости без необходимости обязательной регистрации по новому адресу, распространенная практика аренды жилья молодыми семьями, массовая трудовая миграция создают ситуацию, когда миллионы людей проживают не по тому адресу, где они постоянно зарегистрированы. Для современного общества это норма, являющаяся практическим выражением конституционного права гражданина на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (ст. 27 Конституции РФ).

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

При этом у гражданина есть предусмотренное Конституцией РФ право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), которое также не ограничено в своей реализации по какому-либо территориальному признаку и гарантировано на всей территории РФ. Таким образом, право на выбор медицинской организации, закрепленное в законодательстве, следует считать одним из значимых элементов в общей конструкции обеспечения конституционных прав и свобод российского гражданина.

Помимо ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) право на выбор медицинской организации также закреплено в ст. 16 Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», согласно которой застрахованные по ОМС лица имеют право на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.

Детально вышеназванные нормы урегулированы приказами Минздрава России от 21.12.2012 № 1342н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи» и Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».

Законодательное регулирование права граждан на выбор медицинской организации на этом фактически заканчивается. И следует отметить, что ни в одном из приведенных актов нет норм, регламентирующих возможность и порядок отказа медицинской организации (при определенных условиях) от выбора ее застрахованным лицом, что является добротной почвой для потенциального злоупотребления данным правом.

При этом с ростом правового сознания населения и повышением его информированности проблема злоупотребления правом со стороны гражданина становится крайне актуальной.

Но ведь любое субъективное право должно обязательно иметь свои пределы (границы), поскольку в противном случае оно перестает быть правом и трансформируется в правовой произвол. Это в полной мере можно отнести к праву гражданина на выбор медицинской организации.

Основания для отказа в прикреплении к медицинской организации


Единственным и достаточно спорным основанием для руководства медицинской организации отказать в прикреплении к своей организации в случае исчерпания ее ресурсных возможностей может стать ст. 21 Закона № 323-ФЗ, согласно которой гражданин выбирает медицинскую организацию в т. ч. по территориально-участковому принципу. Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» раскрывает суть данного принципа.

Согласно приказу первичная доврачебная и первичная врачебная медико-санитарная помощь организуются по территориально-участковому принципу. Принцип заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения) в определенных организациях и (или) их подразделениях. В целях обеспечения права граждан на выбор врача и медицинской организации допускается прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения с учетом рекомендуемой численности прикрепленных граждан.

Следуя логике приведенной выше конструкции, главный врач принимает решение о прикреплении гражданина, не проживающего (пребывающего) на обслуживаемой территории, с учетом сложившейся фактической нагрузки (численность прикрепленного населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала). По идее, он вправе отказать гражданину, если фактическая нагрузка чрезмерна, однако данная аргументация, скорее всего, будет оспорена при обращении гражданина в суд, что подтверждается анализом имеющейся судебной практики.

Суд в большинстве случаев принимает сторону гражданина. Немалую роль в этом играют неоднозначность и условность определений, содержащих слова «допускается», «в том числе», «рекомендуемый», а также отсутствие четко определенной верхней границы допустимого превышения рекомендуемой численности.

В действовавшем ранее приказе Минздравсоцразвития России от 04.08.2006 № 584 «О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу» содержалась норма, согласно которой руководители амбулаторно-поликлинических или стационарно-поликлинических учреждений в целях обеспечения права граждан на выбор врача и лечебно-профилактического учреждения прикрепляют граждан, проживающих вне зоны обслуживания таких учреждений, к врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения, не превышая численности населения на одну должность участкового врача более чем на 15% от норматива.

В действующем сегодня приказе Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н подобного ограничения нет, и прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, допускается «с учетом рекомендуемой численности прикрепленных граждан».

Вместе с тем важно понимать, что установление пределов (границ) права имеет решающее значение именно с позиции реализации права гражданином. С одной стороны, наличие этих границ позволяет пресечь либо исключить возможное злоупотребление правом, повышая тем самым правовую культуру населения в целом. С другой стороны, в контексте права на выбор медицинской организации оно самым непосредственным образом влияет на соблюдение других прав гражданина, в т. ч. доступность и качество оказываемой медицинской помощи.

Очевидно, что не поддающееся жесткому контролю прикрепление граждан к конкретной медицинской организации в конечном итоге приведет к дисбалансу между возможностями организации и числом потенциальных пациентов. А последствием станет обеспечение права одного гражданина в ущерб правам другого. Данный тезис в полной мере соответствует одному из ключевых принципов теории права – «свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей».

Резюмируя изложенное, можно констатировать, что законодательное регулирование права гражданина на выбор медицинской организации носит с позиции права незавершенный характер, создает предпосылки для злоупотребления этим правом и требует дополнительной регламентации – установления условий, при которых медицинская организация вправе отказать гражданину, а также порядка оформления отказа. Для этого целесообразно внести дополнения в соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие порядок реализации гражданином права на выбор медицинской организации.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.