Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи как основа обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности

178

Повышение доступности и качества медицинской помощи является важнейшей стратегической целью, определенной на государственном уровне. Для ее реализации многое уже сделано, но большее еще предстоит.

Пути решения проблемы, связанной с качеством медицинской помощи, были конкретизированы и стали во многом понятны после вступления в силу основного закона в сфере здравоохранения – Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ). В данном документе впервые на законодательном уровне, дано определение качества медицинской помощи – как совокупности характеристик, отражающих:

• своевременность оказания медицинской помощи;

• правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи;

• степень достижения запланированного результата.

С учетом этих основных характеристик и должна строиться организация медицинской помощи каждому пациенту в каждом конкретном случае в любой медицинской организации, независимо от ее организационно-правовой формы, имеющей соответствующее разрешение (лицензию) на медицинскую деятельность.

Система мер, направленных на обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности

С целью обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности на законодательном уровне предусмотрена система мер, в частности:

• лицензирование медицинской деятельности;

• трехуровневый контроль за деятельностью медицинских организаций;

• экспертиза качества медицинской помощи.

Единство подходов при реализации этих системных мер обеспечивается законодательным закреплением обязательности применения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи при организации и осуществлении медицинской деятельности.

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Министерством здравоохранения РФ.

Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает:

• этапы оказания медицинской помощи;

• правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);

• стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;

• рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;

• иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

• медицинских услуг;

• зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;

• медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;

• компонентов крови;

• видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

• иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

По состоянию на 1 сентября 2014 г. утверждены 56 порядков оказания медицинской помощи и около 800 стандартов медицинской помощи.

Как уже было отмечено, одной из предусмотренных законодательством мер, направленных на обеспечение безопасности медицинской деятельности и гарантирующих пациенту получение медицинских услуг должного качества, является лицензирование медицинской деятельности. Именно на этом разрешительном этапе оценивается возможность медицинской организации или индивидуального предпринимателя выполнять медицинскую деятельность согласно утвержденным порядкам оказания медицинской помощи и, прежде всего, в части соответствия стандартам оснащения медицинским оборудованием, рекомендуемым штатным нормативам и соблюдения этапности оказания медицинской помощи.

На этапе лицензирования медицинской помощи, опираясь на порядки оказания медицинской помощи, проводится оценка наличия и соответствия лицензионным требованиям ресурсов соискателя лицензии: необходимых помещений, медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), медицинского персонала, имеющего соответствующую заявленным работам (услугам) профессиональную подготовку, в т. ч. соответствие структуры и штатного расписания медицинской организации требованиям, установленным соответствующими порядками оказания медицинской помощи.

Соблюдение требований соответствующих порядков оказания медицинской помощи, регулирующих процесс оказания медицинской помощи (этапы оказания медицинской помощи, правила организации деятельности медицинской организации), является одним из лицензионных требований, предъявляемых в дальнейшем при осуществлении медицинской деятельности (после получения лицензии).

Еще одной важной составляющей законодательно сформированной системы, направленной на обеспечение безопасности медицинской деятельности и качества оказания медицинской помощи, является трехуровневый контроль качества и безопасности медицинской деятельности, который осуществляется посредством проведения проверок, в т. ч., применения медицинской организацией порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи:

• государственный контроль (постановление Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности»);

• ведомственный контроль (приказ Минздрава России от 21.12.2012 № 1340н «Об утверждении Порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности»;

• внутренний контроль (приказ Минздрава России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»).

Государственный контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, его территориальными органами и, в части лицензирования, – органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291.

Контрольные мероприятия осуществляются путем проведения плановых и внеплановых проверок. При проведении проверок, предусмотренных Положением о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляются, в т. ч., следующие мероприятия:

• рассмотрение документов и материалов, характеризующих организацию работы и оказание медицинской помощи в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

•        оценка соблюдения порядков оказания медицинской помощи, в т. ч. в части:

–       требований к организации деятельности организаций (их структурных подразделений, врачей), индивидуальных предпринимателей;

–       стандартов оснащения;

–       рекомендуемых штатных нормативов;

•        оценка соблюдения стандартов медицинской помощи, в т. ч. в части:

–       обоснованности назначения медицинских услуг, имеющих усредненную частоту предоставления менее 1, а также полноты выполнения медицинских услуг с усредненной частотой предоставления 1;

–       обоснованности и полноты назначения лекарственных препаратов, имплантируемых в организм человека медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

•        экспертиза качества медицинской помощи, оказанной пациенту.

Ведомственный контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ (далее – органы исполнительной власти) в подведомственных им органах и организациях, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность.

Ведомственный контроль также включает проведение проверок соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

При проверке соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи оцениваются:

• соблюдение выполнения этапов, условий и сроков оказания медицинской помощи по соответствующему виду, профилю заболеваний или состояний;

• соответствие организации деятельности медицинской организации, ее структурного подразделения, врача требованиям положений, регламентированных порядками оказания медицинской помощи;

• соблюдение требований стандартов оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;

• соответствие штатного расписания рекомендуемым штатным нормативам;

• соответствие деятельности организации иным установленным положениям исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

При проверке соблюдения медицинскими организациями стандартов медицинской помощи оцениваются:

• соблюдение выполнения медицинских услуг в зависимости от усредненных показателей частоты и кратности их применения, обоснованность назначения медицинских услуг, имеющих усредненную частоту менее 1,0, полнота выполнения услуг с усредненной частотой 1,0;

• обоснованность и полнота назначения лекарственных препаратов, компонентов крови;

• обоснованность и полнота назначения имплантируемых в организм человека медицинских изделий;

• обоснованность и полнота назначения видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

• иные положения, исходя из особенностей заболевания (состояния).

Вопросы организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности были изложены ранее .

Оценка исполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи является неотъемлемой частью проверок по обращениям и заявлениям граждан, информации от правоохранительных органов по вопросам качества оказания медицинской помощи, проводимых в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

При проведении экспертизы качества медицинской помощи, проводимой в соответствии с ч. 6 ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в качестве основных критериев оценки используются положения и требования, изложенные в соответствующих порядках оказания медицинской помощи и стандартах медицинской помощи.

С учетом вышеизложенных норм законодательства формируется и соответствующий блок вопросов:

• своевременно ли начато оказание медицинской помощи и выполнены ли все необходимые лечебно-диагностические вмешательства?

• правильно ли выбраны методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи; соответствовали ли они состоянию пациента, имеющимся показаниям и противопоказаниям?

• сформулирован ли предполагаемый результат лечения, и какова степень достижения запланированного результата?

Основные нарушения при осуществлении медицинской деятельности

Читайте также в журнале «Управление качеством в здравоохранении»

По результатам контрольной деятельности Росздравнадзора в 2013 г. выявлено несоблюдение порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в 56,9%, нарушение стандартов медицинской помощи – в 20,0% проверенных медицинских организациях.

Типичными нарушениями порядков оказания медицинской помощи явились:

• несоблюдение стандартов оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений – 62,4%;

• несоблюдение рекомендуемых штатных нормативов медицинской организации, ее структурных подразделений – 25,4%;

• несоблюдение правил организации деятельности медицинской организации, ее структурных подразделений, врачебного персонала – 12,4%.

Наиболее частым нарушением, выявляемым при проверках выполнения стандартов оказания медицинской помощи, явилось несоблюдение кратности медицинских услуг, имеющих усредненную частоту предоставления 1.

При проверках как государственных, муниципальных так и медицинских организаций частной системы здравоохранения выявляются факты нарушения одного из основных принципов охраны здоровья – доступности и качества медицинской помощи. Так, при отсутствии в медицинской организации возможности выполнения определенных медицинских услуг, пациентам не оказывается необходимая медицинская помощь на месте, и они не направляются в другие медицинской организации, имеющие возможность оказать данные услуги.

Таким образом, не соблюдаются требования порядков оказания медицинской помощи, предусматривающих этапность оказания медицинской помощи.

Результаты как плановых, так и внеплановых проверок свидетельствуют о довольно низком уровне организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, регламентированного ст. 90 Закона № 323-ФЗ и являющегося лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, и, прежде всего, в части оценки исполнения требований стандартов медицинской помощи.

По результатам оценки работы врачебных комиссий медицинских организаций как основной составляющей внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности выявляются серьезные нарушения, в т. ч. невыполнение (либо формальное выполнение) основных функций врачебной комиссии:

• не принимаются решения по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения;

• не проводится оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в т. ч. назначения лекарственных препаратов;

• не изучается каждый случай смерти пациента в целях выявления причины смерти, а также выработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента;

• не разрабатываются мероприятия по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов.

На сегодняшний день все медицинские организации государственной, и муниципальной систем здравоохранения сталкиваются с проблемой кадрового дефицита. В отличие от частных медицинских организаций, где эта проблема практически отсутствует, укомплектованность врачами-специалистами некоторых государственных и муниципальных медицинских организаций составляет менее 60%.

Немаловажной проблемой, которая служит одной из причин нарушений при организации медицинской деятельности (независимо от организационно-правовой формы медицинской организации), является крайне слабое знание, а зачастую и незнание, администрацией медицинской организации основных требований законодательства в сфере здравоохранения, в т. ч. изложенных в следующих нормативных правовых актах:

•        Федеральных законах от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

•        постановлениях Правительства РФ № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”)», от 12.11.2012 № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности»;

•        приказе Минздрава России от 21.12.2012 № 1340н «Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности».

Это же относится и к членам врачебных комиссий медицинских организаций, которые призваны играть ключевую роль в организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности этом важнейшем направлении. Вместе с тем, проверки показывают, что во многих медицинских организациях работа врачебных комиссий носит формальный характер.

Следует отметить, что подавляющее большинство врачей, независимо от организационно-правовой формы организации, в которой они работают, также не знают норм действующего законодательства в сфере здравоохранения и при осуществлении медицинской деятельности руководствуются не порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, утвержденными в установленном порядке, а различными методическими пособиями и изданиями, рекомендации которых, по большей части, не соответствуют требованиям современного законодательства и поэтому не могут использоваться при оказании медицинской помощи.

Заключение

С 1 января 2015 г. на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи будут формироваться критерии оценки качества медицинской помощи по группам заболеваний или состояний.

Клинические рекомендации (протоколы лечения), которые разрабатываются и утверждаются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, размещены на сайте Федеральной электронной медицинской библиотеки (www.femb.ru). По состоянию на 1 сентября 2014 г. размещено 250 клинических рекомендаций (протоколов лечения).

Незнание основополагающих нормативных актов здравоохранения, неумение организовать работу медицинской организации в соответствии с требованиями по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, непринятие мер по жалобам и обращениям граждан (которые являются в определенной степени критериями, индикаторами качества), – все это порождает негативное отношение у населения ко всему здравоохранению. Вместе с тем, принятые за последние годы нормативные правовые акты в сфере здравоохранения определили критерии и требования к обеспечению безопасности и качеству медицинской помощи, а разработанные порядки оказания и стандарты медицинской помощи явились своего рода реперными точками, вехами «дорожной карты» для реализации этих требований на уровне отдельного пациента в каждом конкретном случае.

Таким образом, слагаемыми качественной медицинской помощи являются многие факторы, в т. ч. стандартизация медицинских услуг и организация эффективного контроля за их осуществлением, инструменты и критерии оценки которых базируются на порядках оказания медицинской помощи и стандартах медицинской помощи.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль