О стандартизации сестринской деятельности в стоматологии

425

В Программе развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010–2020 годы указано: «Целью развития сестринского дела является повышение качества сестринской помощи за счет рационального использования потенциала сестринского персонала. Одной из основных задач развития сестринского дела является стандартизация практической деятельности специалистов со средним медицинским образованием».

Вместе с тем, на сегодняшний день практическое здравоохранение испытывает острый дефицит утвержденных в установленном порядке стандартов сестринской медицинской помощи, в т. ч. в стоматологии. Проблема может быть решена разработкой и внедрением стандартов сестринской деятельности на уровне медицинской организации.  

Под стандартизацией будем понимать набор внутренних правил, регламентирующих технологий (процессы и процедуры), выполняемых медицинской сестрой на стоматологическом приеме. Методическую основу разработки стандартов технологий выполнения простых медицинских услуг определяет ГОСТ Р 52623-2006 «Технология выполнения простых медицинских услуг. Общие положения» (далее – ТПМУ).

Поскольку оказание медицинской стоматологической помощи имеет идентичные технологии и методы контроля качества, то внутренние правила выполнения различных видов стоматологических услуг будут схожи.  

Цели стандартизации:

  • установление единых требований к сестринским технологиям и структурирование методик их выполнения;
  • унификация расчета затрат на выполнение сестринских технологий;
  • оценка качества выполнения.

Итогом работ по стандартизации сестринской деятельности должен стать набор документально оформленных правил по всем основным и вспомогательным процессам и процедурам.

Стандартизация должна строиться по следующей схеме:

  • выявление основных и вспомогательных процессов;
  • выявление рисков, ошибок в рамках данных процессов, устранение причин;
  • разработка алгоритмов действий (процедуры) в типичных ситуациях для достижения наилучшего результата при минимальной затрате ресурсов;
  • документирование процесса в виде регламента на бумажном или электроном носителе;
  • обучение сотрудников;
  • контроль результатов процессов и процедур и поиск возможностей их улучшения.

Разработкой документов в учреждении здравоохранения, по нашему опыту, должна заниматься комиссия, возглавляемая заместителем главного врача по медицинской части.

Приводим пример разработки стандарта.

Технология выполнения простой медицинской услуги

«Прием пациента»

(в составе сложной медицинской услуги «В01.065.01 Прием врача-стоматолога-терапевта первичный»)

Код технологии

Название технологии

В01.065.01

Прием пациента

1

Требования к специалистам и вспомогательному персоналу

1.1

Перечень специальностей (кто участвует в выполнении услуги)

1) специалист, имеющий диплом установленного образца об окончании высшего образовательного учебного заведения по специальности «Стоматология»;

2) специалист, имеющий диплом установленного образца об окончании среднего профессионального медицинского образовательного учебного по специальности «Сестринское дело»

1.2

Дополнительные или специальные требования к специалистам и вспомогательному персоналу

Имеются навыки выполнения данной простой медицинской услуги

2

Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала

2.1

Требования по безопасности труда при выполнении услуги

– соблюдение правил электробезопасности;

– соблюдение правил пожарной безопасности;

– во время процедуры использовать одноразовые стерильные перчатки;

– до и после проведения процедуры вымыть руки с мылом и обработать спиртовым кожным антисептиком

3.

Условия выполнения простой медицинской услуги:

амбулаторно-поликлинические

4.

Функциональное назначение простой медицинской услуги:

лечебное

5.

Материальные ресурсы

5.1

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения 

Стоматологическая установка, кресло,  индивидуальный смотровой стоматологический комплект, состоящий из набора инструментов (лоток – 1 шт.; зеркало стоматологическое – 1 шт.; пинцет зубоврачебный – 1 шт.; зонд стоматологический – 1шт.), очки защитные – 2 шт.; пакет с ватными валиками, пакет с пинцетом (для работы со стерильными инструментами)

5.2

Реактивы

Отсутствуют

5.3

Иммунобиологические препараты

Отсутствуют

5.4

Продукты крови

Отсутствуют

5.5

Лекарственные средства

– аптечка неотложной помощи;

– аптечка анти-СПИД;

– антисептический раствор для полоскания полости рта

5.6

Прочий расходуемый материал

– маска одноразовая;

– бумажные полотенца;

– салфетка нагрудная;

– бахилы;

– кожный антисептик;

– одноразовый стакан

6

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги

Алгоритм приема пациента

I. Подготовка рабочего места

1. Отрегулировать свой стул таким образом, чтобы при стопах, установленных на ножную опору, Ваши бедра были параллельны полу. Опорный барьер располагается ниже уровня ребер ассистента.

Отрегулировать общую высоту стула таким образом, чтобы Вы находились на 10–15 см выше уровня врача для удобного обзора операционного поля. Сесть на стул. Слегка наклониться вперед на барьер. Убедиться, что при этом спина и шея выпрямлены.

2. Приготовить инструменты. Смотровые инструменты должны лежать в упакованном виде на рабочем столике.

3. Проверить свой внешний вид и пригласить пациента.

II. Приветствие пациента

1. Войти в приемную с открытым лицом (без маски), без перчаток.

2. Называть пациента только по имени-отчеству.

3. Представиться пациенту.

4. Если на пациенте верхняя одежда, попросить снять ее.

5. Проводить пациента в кабинет врача.

III. Размещение пациента

Процедуры до прихода врача

1. Попросить пациента сесть в стоматологическое кресло.

2. Установить подлокотник кресла.

3. Справиться о самочувствии. Если пациент чувствует себя хорошо, проверить правильность заполнения анкеты. Спросить об основной причине визита. Если состояние пациента тревожное, либо соматический фон неблагоприятный – измерить артериальное давление, пульс, при необходимости температуру тела. Настроить пациента на благожелательное расположение до прихода врача. 

IV. Подготовка пациента к приему

1. Подать пациенту защитные очки.

2. Надеть на пациента салфетку, закрепив ее вокруг шеи.

3. Если у пациента имеются съемные протезы, попросить снять их и положить в чистую стоматологическую кюветку или одноразовый стакан до процедуры лечения.

4. Налить антисептический раствор для полоскания рта в чистый стакан.

5. Попросить пациента интенсивно прополоскать рот два раза по 15 с.

6. Дать пациенту салфетку, чтобы вытереть рот.

7. Проконсультировать пациента относительно предстоящего изменения положения стоматологического кресла.

8. Отрегулировать высоту и угол наклона подголовника.

Процедуры после прихода врача.

9. Нажатием на кнопки кресла уложить пациента в горизонтальное положение.

Если процедура выполняется на верхнечелюстной дуге, голова и ноги пациента должны быть параллельны поверхности пола.

При лечении на участке нижнечелюстной дуги откинуть спинку кресла под углом 25о относительно пола. Поднять ногодержатель так, чтобы ноги были параллельны полу. Нос и колени пациента должны находиться примерно на одном уровне.

10. Направить стоматологический светильник на область живота пациента прежде чем включить его. После включения свет переместить в район нижней трети лица.

11. Подготовиться к приему: обработать руки, надеть очки, маску и перчатки непосредственно перед пациентом.

V. Процедуры после окончания приема

1. Выключить свет и отвести светильник.

2. Вернуть кресло в вертикальное положение.

3. Снять с пациента защитные очки.

4. Вернуть пациенту его съемные протезы, при необходимости дать бумажную салфетку.

5. Снять с пациента салфетку.

6. Снять свою маску.

7. Поднять подлокотник кресла, чтобы выпустить пациента.

8. Уточнить при пациенте с врачом дату следующего посещения. Проводить пациента в приемную.

9. Пожелать пациенту всего доброго.

10. Вернуться в кабинет. Вложить в медицинскую карту рентгеновские снимки, данные других исследований. Подготовить карту для следующего приема или сдачи в регистратуру.

11. Приступить к подготовке кабинета для приема нового пациента.

7

Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики

Прежде чем пригласить пациента в кабинет следует подготовиться к приему. В кабинете должна быть идеальная чистота, аккуратно расположенные приборы, ничего лишнего. Стакан для пациента –одноразовый. Не должно быть никаких вещей личного потребления.

8

Достигаемые результаты и их оценка

  • пациент опрятен;
  • пациент чувствует себя комфортно

9

Форма информированного согласия пациента при выполнении методики и дополнительная информация для пациента и членов его семьи

Пациент должен быть информирован о предстоящей процедуре. Информация, сообщаемая ему, включает сведения о цели и ходе данной процедуры. Информация передается в устной беседе посредством информационных стендов, на сайте поликлиники. Письменного подтверждения согласия пациента или его родственников (доверенных лиц) на данную процедуру не требуется, т. к. данная процедура не является потенциально опасной для жизни и здоровья пациента.

В случае выполнения простой медицинской услуги в составе сложной или комплексной медицинской услуги дополнительное информированное согласие не требуется

10

Параметры оценки и контроля качества выполнения методики:

  • отсутствуют отклонения от алгоритма выполнения измерения;
  • своевременность выполнения процедуры (в соответствии со временем назначения);
  • гигиеническое состояние пациента удовлетворительное;
  • удовлетворенность пациента качеством предоставленной медицинской услуги

11

Стоимостные характеристики технологий выполнения простой медицинской услуги:

Коэффициент УЕТ врача – 0

Коэффициент медицинской сестры – 0,5

12

Графическое, схематическое и табличное представление технологий выполнения простой медицинской услуги:

Отсутствует

13

Формулы, расчеты, номограммы, бланки и другая документация (при необходимости):

Отсутствует

Следующим этапом после разработки ТПМУ является обучение персонала. Обучение вновь разработанным и модифицированным ТПМУ может проводиться до их утверждения.

Обучение проводится для сотрудников, в чьи должностные обязанности входит выполнение действий описанных в ТПМУ. По итогам обучения выносятся рекомендации по оптимизации процессов и (или) текста ТПМУ (если таковые имеются), которые разработчик корректирует и вносит в окончательный вариант ТПМУ.

Если ТПМУ описывает выполнение хорошо отлажененной технологии, то обучение проводится лишь для вновь принятых сотрудников. В обязательном порядке ведется журнал обучения, где отмечаются сотрудники, прошедшие обучение по конкретной ТПМУ и допущенные к работе.

Оценку качества и эффективности сестринской помощи проводят руководители сестринских служб по критериям, которые специфичны для каждого рабочего места.

Результаты оценки качества деятельности важно использовать для материального стимулирования, в т. ч. при введении эффективного контракта, поскольку в настоящее время у среднего медицинского персонала отсутствует мотивация к повышению качества медицинской помощи. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль