Территориальные программы государственных гарантий: повторение ошибок

140

Системные, повторяющиеся из года в год ошибки присутствуют в территориальных программах государственных гарантий

Постановлением Правительства РФ от 18.10.2013 № 932 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. Принятие данного документа обусловлено ст. 80 Закона об охране здоровья. Опыт применения программ прошлых лет свидетельствует о наличии системных пробелов в оказании медицинской помощи гражданам. Анализу содержания и проблем реализации федеральной программы была посвящена отдельная статья .

На основе общероссийского документа в каждом субъекте РФ должна приниматься соответствующая территориальная программа, практика принятия и реализации которой имеет свои особенности. Следует признать, что региональный уровень чаще всего не является предметом пристального внимания, хотя именно на этом уровне обеспечиваются реальные гарантии бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Именно субъекты РФ принимают решения, которые обеспечивают финансирование системы здравоохранения «шаговой доступности». Наличие системных недостатков на этом уровне власти приводит к выхолащиванию многих позитивных тенденций, которые обеспечиваются решениями Правительства РФ. Попытаемся восполнить пробел и исследовать содержание и значение территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – территориальные программы).

Требования к территориальным программам

Статьей 81 Закона об охране здоровья заложены основы разработки и принятия территориальных программ. Законодательство предъявляет определенные требования к региональному документу.

1. Территориальная программа принимается в соответствии с федеральной. То есть федеральная программа – не совокупность территориальных, а самостоятельный документ, который, в свою очередь, становится основой для разработки программ, принимаемых субъектами РФ.

2. Принятие программы – обязанность каждого субъекта РФ, однако строгие сроки принятия Закон об охране здоровья не устанавливает.

3. Территориальная программа разрабатывается в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании. Базовыми ориентирами при формировании территориальной программы служат три документа: Закон об охране здоровья, федеральная Программа государственных гарантий и Закон об ОМС. В этой триаде приоритет отдан Закону об охране здоровья, поскольку в ч. 2 ст. 3 Закона закреплено: «Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона». Подчеркнем это особо, поскольку в юридической литературе высказывалась точка зрения , что законодательство об ОМС имеет приоритет по отношению к Закону об охране здоровья.

4. Форма утверждения территориальной программы не определена, в отличие от федеральной (постановление Правительства РФ). Вследствие этого территориальные программы утверждаются различными по уровню нормативными актами. В большинстве субъектов РФ это постановление высшего коллегиального органа исполнительной власти (правительства или администрации субъекта РФ). В то же время во Владимирской области программа утверждена постановлением губернатора, в Рязанской, Тверской, Кемеровской, Волгоградской областях, городе Санкт-Петербурге – законом субъекта РФ, а в Вологодской области – постановлением Законодательного собрания.

5. Программа принимается на текущий год и на плановый период – два последующих года, тем самым происходит привязка к бюджетному планированию. Аналогичные сроки установлены для федеральной программы, что позволяет корректировать содержание документов разного уровня.

6. Закон об охране здоровья устанавливает требования к содержанию территориальной программы, а именно:

  • целевые значения критериев доступности медицинской помощи;
  • порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке;
  • перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы, и др. (ч. 2 ст. 81 Закона об охране здоровья содержит внушительный перечень параметров территориальной программы).

7. Территориальные программы не могут занижать усредненные показатели, установленные стандартами медицинской помощи. Это требование фактически относится и к показателям, утвержденным федеральной Программой. Допускается лишь установление дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, а также дополнительных объемов медицинской помощи, но с одной оговоркой: «при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».

8. Закон об охране здоровья закрепляет перечень оснований, которые учитываются при формировании территориальной программы (ч. 4 ст. 81). Перечень носит закрытый характер и не может служить основанием для снижения уровня гарантий, предусмотренных федеральной Программой.

Государственным Собранием Республики Саха (Якутия) внесен в Государственную Думу РФ проект федерального закона № 357089-6, в котором п. 4 ч. 4 ст. 81 предлагается изложить в следующей редакции: «климатические и географические особенности региона, плотность и особенности расселения населения в регионе, а также транспортная доступность медицинских организаций». Добавляется фраза «плотность и особенности расселения населения в регионе», что весьма актуально для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Согласно Заключению Правительства РФ от 02.09.2013 № 5200п-П12 проект не поддерживается федеральным органом исполнительной власти. Несмотря на это, 21 ноября 2013 г. он рассмотрен Советом Государственной Думы Федерального Собрания РФ и внесен в план деятельности на 2014 г.

Часть 5 ст. 81 Закона об охране здоровья устанавливает возможность ежегодного мониторинга формирования, экономического обоснования территориальных программ и оценки их реализации. Предусматривается также мониторинг территориальных программ обязательного медицинского страхования (в нем участвует ФФОМС). Положение об осуществлении мониторинга формирования, экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий утверждено приказом Минздрава России от 18.11.2013 № 854.

Мониторинг ведется Межведомственной комиссией, в состав которой входят специалисты Минздрава России и ФФОМС, а также могут быть включены представители Минфина России (по согласованию), Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико-биологического агентства. Персональный состав и положение о деятельности Межведомственной комиссии утверждаются приказом Минздрава России.

Сам мониторинг проводится в период с 15 января по 15 февраля текущего года. Выполняется анализ соответствия территориальных программ федеральной Программе. Тексты программ размещаются органами государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья на интернет-портале Минздрава России (в системе «Оказание и ресурсное обеспечение медицинской помощи населению») или направляются в Минздрав России на бумажном носителе до 15 января текущего года. Соответствие устанавливается в части:

  • структуры территориальных программ;
  • сбалансированности по видам, условиям и формам оказания медицинской помощи, источникам их финансового обеспечения;
  • территориальных нормативов объема медицинской помощи, территориальных нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевых нормативов финансирования медицинской помощи;
  • соблюдения требований к определению в территориальных программах порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи;
  • способов оплаты медицинской помощи.

Если территориальные программы имеют существенные (влияющие на качество и доступность бесплатной медицинской помощи) отступления от федеральной Программы, Межведомственная комиссия принимает решение о необходимости заслушивания руководителей органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья и руководителей территориальных фондов ОМС.

Письмо Минздрава

Порядок формирования территориальной программы определен письмом Минздрава России от 08.11.2013 № 11-9/10/2-8309 (далее – письмо № 11-9/10/2-8309). Подобные письма выпускаются каждый год на основе федеральной Программы. При всей значимости данного документа к нему имеются претензии концептуального характера. Во-первых, дата его принятия свидетельствует, что документ был принят сразу после федеральной Программы, но за 2 месяца до окончания года. Федеральная Программа утверждена постановлением Правительства от 18.10.2013 № 932 (далее – постановление № 932). Выходит, что субъекту РФ необходимо в весьма сжатые сроки провести объемную работу, что создает ненужный ажиотаж.

Даты принятия территориальных программ говорят сами за себя. Например, 24 декабря 2013 г. принято постановление Правительства Москвы № 892-ПП «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Закон Санкт-Петербурга № 775-142 «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» принят 27 декабря 2013 г.

Во-вторых, данный документ имеет ограниченный срок действия. В его наименовании определен год формирования. Получается, что это одноразовый документ. Предполагается, что в 2015 г. будет действовать другое письмо, принятое в конце 2014 г. Есть ли смысл в ежегодном дублировании положений, которые по большей части просто переносятся из письма в письмо? Вопрос риторический.

Наконец, документ официально не опубликован, что вообще исключает его из сферы применения. В Указе Президента РФ от 23.05.1996 № 763 сказано: «Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера». Пункт 10 Указа определяет последствия неопубликования в установленном порядке: «…не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров».

Ссылки на то, что документ не затрагивает права граждан, безосновательны, поскольку на основании данного письма Минздрава России формируется конкретное содержание территориальной программы, которая, в свою очередь, направлена на реализацию основного права гражданина – права на охрану здоровья. В преамбуле постановления № 932 подчеркивается, что Программа принята «в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи».

Подобная позиция четко изложена в Определении Верховного Суда РФ от 20.11.2013 № 31-АПГ13-5 (касалось территориальной программы, принятой в Чувашской Республике). Представитель органа государственной власти Чувашской Республики в обоснование своей позиции как раз ссылался на аналогичное письмо, направленное Минздравом России в 2012 г.

Верховный Суд РФ отклонил данный довод по причине того, что разъяснения, содержащиеся в письме Минздрава России, не принимаются во внимание, поскольку такие письма нормативными правовыми актами не являются.

Ранее в Определении от 13.02.2013 № 88-АПГ13-1 (касалось территориальной программы Томской области) Верховный Суд РФ более благосклонно отнесся к письмам Минздрава России, сообщив, что ведомство в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 21.10.2011 № 856 вправе давать разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ. Суд признал, что именно во исполнение приведенной нормы ведомством были направлены в субъекты РФ соответствующие разъяснения в виде информационного письма от 22.12.2011 № 20-2/10/1-8234. Однако и в этом определении Верховного Суда РФ письмо признано лишь уточняющим документом, не влияющим на суть решения: территориальная программа оценивалась на предмет соответствия федеральному законодательству. Добавим, что данное письмо, даже если и обязательно, то только для органов управления здравоохранением, а территориальные программы такими органами не утверждаются.

Получается, что письму искусственно придано техническое значение. С помощью этого письма Минздрав России пытается «обкатать» многие показатели, которые были неоднозначно встречены при обсуждении содержания федеральной программы. Например, это касается сроков ожидания медицинской помощи, которые вызвали наиболее жаркие споры медицинской общественности в части реальности их исполнения. В федеральной программе данный раздел отсутствует, что позволило ведомству включить его в анализируемое письмо . При разработке федеральной Программы сроки ожидания подверглись критике, и их не решились включать в постановление Правительства РФ. Ведомственное же письмо, по сути, обязало исходить из этих показателей, которые не нашли поддержки. Если инициатива ведомства удастся, вполне возможно, что сроки ожидания будут включены в следующую федеральную Программу (на 2015 г.).

Письмо № 11-9/10/2-8309 принято ведомством, уполномоченным лицом и, следовательно, обязательно для подведомственных организаций. Но письмо – это даже не приказ Минздрава, который надо регистрировать в Минюсте. И здесь возникают противоречия. Для органов исполнительной власти, медицинских организаций, территориальных фондов ОМС это письмо носит обязательный характер, им они руководствуются в работе. Но если дело доходит до судебных споров, то у судов к письму есть принципиальные претензии. Оно не отвечает многим критериям нормативного акта. Если нормативный акт затрагивает права человека, он должен пройти регистрацию в Минюсте. Однако у письма такой регистрации нет. Кроме того, нормативный акт должен быть официально опубликован, но и это положение не соблюдено. В результате в судах идет постоянная «юридическая игра». Причем суды тоже по-разному относятся к письму.

Письмо № 11-9/10/2-8309 предъявляет требования к содержательной части территориальной программы. Указывается, что должно быть в ее текстовой, а также табличной части (приложение к программе). Добавлено, что территориальная программа должна быть сбалансирована в части объема медицинской помощи и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по условиям ее оказания. Письмо фактически определяет систему организации медицинской помощи, разделяя ее на три уровня:

1) оказание преимущественно первичной медико-санитарной, в том числе первичной специализированной медицинской помощи, а также специализированной медицинской помощи и скорой медицинской помощи (в центральных районных больницах, городских, районных, участковых больницах, городских поликлиниках, станциях скорой медицинской помощи);

2) оказание преимущественно специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих в своей структуре специализированные межмуниципальные (межрайонные) отделения и (или) центры, а также в диспансерах, многопрофильных больницах;

3) оказание преимущественно специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, в медицинских организациях.

Невольно возникает вопрос, какое значение может иметь подобное деление, не предусмотренное ни одним федеральным законом. Закон об охране здоровья специально выделяет виды и формы медицинской помощи, об уровнях в нем ничего не говорится.

Письмо № 11-9/10/2-8309 устанавливает обязательность районного коэффициента при определении стоимости единиц объема медицинской помощи по видам медицинской помощи. Практика Верховного Суда РФ свидетельствует о том, что данное положение не соблюдается органами государственной власти субъектов РФ, что приводит к снижению уровня гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. В частности, в Определении Верховного Суда РФ от 04.12.2013 № 88-АПГ13-6 признаны недействующими отдельные положения Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам РФ медицинской помощи на территории Томской области на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. (утв. постановлением администрации Томской области от 25.12.2012 № 526а). В определении указывается, что средние подушевые нормативы финансирования устанавливаются органом государственной власти субъекта РФ исходя из нормативов, предусмотренных федеральной Программой, с учетом соответствующих районных коэффициентов.

Данное нарушение было весьма распространено в 2013 г. Об этом свидетельствуют и иные решения Верховного Суда РФ, например, Определения Верховного Суда РФ от 06.11.2013 № 51-АПГ13-4, от 13.02.2013 № 88-АПГ13-1. Однако судебные решения, устанавливающие незаконность действий органов государственной власти субъектов РФ, не принимаются во внимание этими органами. Так, декабрьское заседание состоялось, несмотря на то что аналогичное судебное решение по Томской области было принято в феврале того же года. Получается, что лица, составляющие программу, знают, что вносят положения, не соответствующие закону, и все равно это делают. Ответственности за дублирование незаконных положений нет.

Письмо № 11-9/10/2-8309 устанавливает единицы объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях. Введено понятие «обращение по поводу заболевания» – это законченный случай лечения заболевания в амбулаторных условиях с кратностью не менее двух посещений по поводу одного заболевания. Письмом определено, что при оказании медицинской помощи лицам, проживающим в других субъектах РФ, по видам и условиям, не включенным в территориальную программу ОМС, субъекты РФ вправе осуществлять взаимные расчеты в виде межбюджетных отношений на основании заключенных соглашений. Дается прямое указание на заключение межрегиональных соглашений, однако давать подобные указания Минздрав России не уполномочен. И такие поручения органам государственной власти субъекта РФ (в виде рекомендаций) встречаются в письме неоднократно. Например, п. 19 устанавливает: «Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется обеспечить широкое обсуждение с гражданами вопросов планируемой оптимизации сети медицинских организаций и их реструктуризации». Пункт 9 закрепляет: «Субъектам Российской Федерации рекомендуется применять эффективные способы оплаты медицинской помощи, ориентированные на результат деятельности медицинских организаций (за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний), по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц в сочетании с оплатой за единицу объема медицинской помощи и другие)». Можно привести и другие фрагменты, где косвенно закреплена рекомендуемая модель поведения органа государственной власти субъекта РФ.

Корректировка территориальных нормативов

Письмо № 11-9/10/2-8309 отчасти повторяет Правила ОМС, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н, согласно которым формирование территориальных программ ОМС осуществляется создаваемой в субъекте РФ комиссией по разработке территориальной программы ОМС. В письме отмечается, что органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения и территориальные фонды ОМС для подготовки проекта территориальной программы ОМС в рамках деятельности комиссии производят расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи и соответствующих финансовых показателей на основе анализа целого ряда показателей (они перечисляются в письме).

Территориальные нормативы могут стать предметом проверки со стороны антимонопольных органов. Примечательно в этом плане постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.09.2013 № Ф03-4296/2013 по делу № А04-5384/2012.

Как следует из материалов дела, антимонопольным органом было выявлено нарушение – занижение государственными органами объемов оказания медицинских услуг по территориальной программе и согласование дискриминационных условий (протокол от 12.12.2011, составленный между министерством здравоохранения Амурской области и отделенческой больницей ст. Тында) для больницы по объему оказания медпомощи. Суды первой и апелляционной инстанций поддержали доводы Минздрава Амурской области и Правительства Амурской области о том, что Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) не распространяется на отношения по поводу участия медицинских организаций в системе ОМС. В их решениях отмечалось, что предоставление услуг в рамках ОМС обеспечивает реализацию гарантированного государством права граждан РФ на выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договором ОМС, а по своему экономическому содержанию получаемые в этом случае учреждениями денежные средства представляют собой целевые поступления.

Лишь Кассационный суд в своем решении указал, что анализ законодательства, в частности ст. 3, ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, а также ч. 1 и 2 ст. 15, ч. 1 ст. 20 и ч. 2 ст. 39 Закона об ОМС, позволяет сделать следующий важный вывод. Деятельность медицинских организаций по реализации (введению в оборот) медицинских услуг как товара, в том числе в рамках ОМС, является лицензируемой экономической деятельностью, осуществляемой на возмездной основе с заключением договоров, оплачиваемой страховыми медицинскими организациями за счет средств, выделяемых в рамках соответствующих программ ОМС. Соответственно, деятельность органов власти субъекта РФ по определению условий оборота медицинских услуг в рамках ОМС подпадает под действие Закона о защите конкуренции, на что обоснованно указал в кассационной жалобе антимонопольный орган. Следовательно, вывод суда первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, о том, что возникшие спорные правоотношения не регулируются Законом о защите конкуренции, основан на ошибочном истолковании данного Закона и сделан без учета названных выше материальных норм. Кассационный суд признал обоснованными объемы медицинской помощи, указав на возможность их корректировки, что и стало основанием для признания предписания антимонопольного органа не соответствующим закону и не подлежащим удовлетворению.

Действительно, письмо № 11-9/10/2-8309 также устанавливает, что объемы медицинской помощи, предоставляемые в соответствии с территориальной программой ОМС, распределяются решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями. Письмо определяет, какие показатели учитываются при распределении объемов медицинской помощи. Далее указывается, что объемы медицинской помощи устанавливаются страховым медицинским организациям решением Комиссии на год с поквартальной разбивкой, с последующей корректировкой при необходимости и обоснованности.

К данной корректировке многие медицинские организации относятся скептически. Однако судебная практика свидетельствует, что проводить ее необходимо, поскольку превышение объемов финансирования не может быть основанием для неоплаты оказанных медицинских услуг в рамках программы ОМС (постановление ФАС Московского округа от 03.02.2014 № Ф05-16887/2013 по делу № А40-58148/13). Иными словами, в случае превышения медицинской организацией выделенного территориальным фондом ОМС объема финансирования оплатить услуги все же придется, и оплачивать их будет ТФОМС.

Так, в упомянутом постановлении ФАС Московского округа от 03.02.2014 сказано, что гемодиализ и перитонеальный диализ являются методами заместительной почечной терапии и производятся пациентам с терминальной стадией хронической болезни почек, то есть являются жизненно важными процедурами и не могут быть прерваны. Медицинская организация не вправе отказать в оказании жизненно необходимой медицинской помощи по основанию превышения объема финансирования для оплаты оказанных истцом в 2012 г. медицинских услуг, установленного территориальной программой ОМС. Оказанные истцом медицинские услуги сверх установленного объема финансирования для оплаты оказанных истцом в 2012 г. медицинских услуг являются страховыми случаями и подлежат оплате в заявленном размере.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть значение данного вывода для большинства медицинских организаций. Требование удовлетворено, поскольку оказанные организацией медицинские услуги сверх установленного объема финансирования являются страховыми случаями и подлежат оплате в заявленном размере.

Читайте бесплатно в системе Главный врач:

>

Определения ВС РФ

Территориальные программы в течение 2013 г. нередко становились предметом судебных разбирательств. Рассмотрим некоторые судебные решения.

1. Определением Верховного Суда РФ от 04.12.2013 № 88-АПГ13-6 признаны недействующими отдельные положения Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на территории Томской области на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. (утв. постановлением администрации Томской области от 25.12.2012 № 526а).

Данное решение интересно тем, что оно принято по жалобе обычного гражданина, который даже не обращался за медицинской помощью в медицинскую организацию в рамках указанной программы, то есть нарушение его прав носило гипотетический характер.

Именно на этом настаивала администрация Томской области, защищая свою точку зрения. Однако утверждение администрации о том, что оспариваемые нормы не нарушают права заявителя, было признано судом несостоятельным. Иными словами, сам факт принятия Программы, не соответствующей требованиям федерального законодательства, нарушает права жителей «подведомственной» территории.

2. Определение Верховного Суда РФ от 20.11.2013 № 46-АПГ13-14 (дело инициировано прокурором Самарской области) показательно тем, что суд признал необоснованными доводы о возможности субъекта РФ корректировать нормативы с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта РФ. По мнению суда, действующее законодательство не наделяет субъекты РФ правом занижать нормативы оказания бесплатной медицинской помощи.

3. В Определении от 30.10.2013 № 19-АПГ13-3 (касалось программы Ставропольского края) Верховный Суд РФ дал толкование ст. 81 Закона об охране здоровья: «Территориальные программы государственных гарантий… могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи, при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий. Таким образом, органы государственной власти субъекта РФ наделены полномочием устанавливать на территории своего субъекта исключительно дополнительные виды и объемы медицинской помощи к установленным на территории РФ средним показателям Федеральной программы».

4. В Определении Верховного Суда РФ от 21.08.2013 № 82-АПГ13-1 (предметом рассмотрения стала территориальная программа, принятая в Курганской области) указывается, что нормативы финансирования, установленные федеральной программой, являются средним гарантированным показателем для обеспечения определенного качественного уровня медицинской помощи на всей территории страны в целом для всех ее граждан (независимо от места проживания). Аналогичная позиция озвучена в Определении Верховного Суда РФ от 21.08.2013 № 7-АПГ13-3 (относительно программы, принятой в Ивановской области).

5. Отдельно хотелось бы обратить внимание на Определение Верховного Суда РФ от 14.08.2013 № 83-АПГ13-7. Оспаривалась не сама территориальная программа, а отдельные положения Закона Брянской области от 20.12.2007 № 173-З «Об охране здоровья населения Брянской области», содержащие указание относительно видов, объемов, порядка и условий предоставления и финансирования медицинской помощи, не предусмотренных ст. 81 Закона об охране здоровья. Подчеркнем: заявителем выступил гражданин Миронов Ю.Н., проживающий на территории Брянской области и работающий в должности врача государственного учреждения здравоохранения Брянской области «Брянский противотуберкулезный диспансер». Представитель законодательного органа Брянской области настаивал, что права Миронова Ю.Н. не затронуты, значит, гражданин не имел права обращаться в суд с подобным заявлением. Этот довод был признан Верховным Судом РФ несостоятельным.

По существу дела суд полностью процитировал ч. 2 ст. 81 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан, а именно что устанавливают органы государственной власти субъекта РФ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Данный перечень был признан Судом как носящий исключительный характер.

Заключение

Судебная практика указывает на повторение одних и тех же ошибок субъектами РФ при разработке территориальных программ. Более того, некоторые субъекты, несмотря на вынесенные судебные решения, дублируют неправильные положения в программах следующего года. Это обусловливает необходимость проведения мониторинга судебной практики и рассылки его результатов региональным органам государственной власти. Необходимо также принять постановление Правительства РФ, которое бы определило ключевые правила формирования и экономического обоснования территориальной программы без привязки к текущему или ожидаемому сроку. Письма Минздрава России в этом случае носили бы технический разъяснительный характер.

Следует приветствовать принятие Минздравом России Положения об осуществлении мониторинга формирования, экономического обоснования территориальных программ (приказ от 18.11.2013 № 854). 2014 год станет годом начала такого мониторинга. Будем надеяться, что работа даст положительный результат, то есть будет способствовать повышению уровня гарантий оказания качественной, доступной и бесплатной медицинской помощи всем гражданам России.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×