Обеспечение лекарственными средствами укладок выездных бригад СМП

441

Приказ Минздрава России от 07.08. 2013 № 549н нуждается в приведении в соответствие со стандартами медицинской помощи и перечнем ЖНВЛП

Оказание медицинской помощи в условиях работы выездных бригад требует оснащения медицинских работников минимальным, самым необходимым ассортиментом лекарственных средств. В соответствии с требованиями Закона об охране здоровья эти лекарственные средства должны входить как в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), так и в стандарты медицинской помощи. Введение с 1 июня 2015 г. в действие национального стандарта ГОСТ Р 56034–2014 «Клинические рекомендации (протоколы лечения)»  (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ от 04.05.2014 № 503-ст) требует от органов управления здравоохранением оптимизации правил выбора медицинских технологий, включаемых в нормативные документы, регламентирующие оказание медицинской помощи.

В январе 2014 г. вступил в силу приказ Минздрава России от 07.08. 2013 № 549н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи» (далее – приказ № 549н). Мы решили выяснить, насколько ассортимент включенных в приказ лекарственных средств соответствует требованиям Закона об охране здоровья, т. е. ассортименту лекарственных средств, включенных в перечень ЖНВЛП и стандарты медицинской помощи.

В приказ № 549н включены лекарственные средства с использованием анатомической терапевтической и химической классификационной системы (АТХ классификация), разработанной норвежскими учеными с целью предоставления статистических результатов исследований рынка для нужд фармацевтической промышленности.  Данная классификация принята ВОЗ в качестве основы международной методологии проведения статистических исследований в области потребления лекарственных средств, но не соответствует классификации, используемой при регистрации лекарственных средств, разрешенных к медицинскому применению, в Государственном реестре лекарственных средств . В связи с этим для исследования потребовалось привести наименования лекарственных средств, указанных в приказе, в соответствие с наименованиями, перечисленными в Государственном реестре лекарственных средств.

Проведенный анализ показал, что ассортимент лекарственных средств для комплектации общепрофильных укладок для оказания скорой медицинской помощи состоит из 91, а специализированных укладок – из 112 международных непатентованных наименований лекарственных средств (далее – МНН).

Приказом № 549н в комплектацию общепрофильных укладок включены:

  • 14 МНН (15,4%) лекарственных средств, которые не входят в утвержденные приказами Минздрава России стандарты скорой медицинской помощи;
  • 13 МНН (14,3%) лекарственных средств, не входящих в перечень ЖНВЛП и не имеющих зарегистрированной цены.

В комплектацию специализированных укладок приказом включены 16 МНН (14,3%), отсутствующих в перечне ЖНВЛП, и 22 МНН (19,6%), не входящих в стандарты скорой медицинской помощи.

При анализе закупочной деятельности 26 станций скорой медицинской помощи, действующих в Московской области в качестве самостоятельных юридических лиц (муниципальные учреждения здравоохранения), выяснилось, что в 2013 г. шесть организаций не размещали никакой информации на официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru. Десять организаций приобретали не лекарственные средства, а иную продукцию. Данные о закупках лекарственных средств разместили десять организаций, заключивших 48 контрактов на общую сумму 20 662,3 тыс. руб. Большая часть этой суммы (80,1%) была направлена на оплату 34 контрактов, заключенных по результатам итогов открытых аукционов, проводимых в электронном виде.

Общий ассортимент приобретенных лекарственных средств составил 115 МНН (без учета кислорода и динитрогена оксида). В данный ассортимент вошли 32 МНН (27,8%), отсутствующие в перечне ЖНВЛП, а также 42 МНН (36,5%), не включенные в стандарты скорой медицинской помощи. В общем ассортименте закупленных лекарственных средств обнаружилось также 9 МНН (7,8%), которые не входят ни в перечень ЖНВЛП, ни в стандарты скорой медицинской помощи. В соответствии с ранее действовавшим приказом Минздравсоцразвития от 11.06.2010 № 445н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения укладки выездной бригады скорой медицинской помощи» были приобретены лекарственные средства 68 МНН (73,2%) из 93 МНН, включенных в приказ. Ассортимент лекарственных средств, не включенных в утвержденный этим приказом состав медицинской укладки выездной бригады скорой медицинской помощи, составил 47 МНН (40,9% от общего ассортимента приобретенных лекарственных средств).

С целью изучения влияния приказа № 549н на закупки лекарственных средств для оказания скорой медицинской помощи в 2014 г. был проведен анализ приобретения лекарственных средств Государственным бюджетным учреждением г. Москвы «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова».

За период с 1 июля 2013 г. по 1 июля 2014 г. станцией скорой и неотложной медицинской помощи были приобретены лекарственные средства по 38 контрактам (из 255 контрактов, заключенных за этот период времени) на сумму 47 846,8 тыс. руб. Лидирующую позицию (26,3%) в структуре расходов на приобретение лекарственных средств заняло фибринолитическое средство (МНН – тенектеплаза). Общий ассортимент приобретенных лекарственных средств составил 31 МНН.

Нужно отметить, что среди приобретенных лекарственных средств 8 МНН (25,8%) не входят в перечень ЖНВЛП. В стандарты скорой медицинской помощи и в приказ № 549н не входят по 9 МНН (29%). Не были приобретены лекарственные средства по 90 МНН. Это 80,4% от включенного в приказ № 549н ассортимента препаратов, которыми должны быть укомплектованы общепрофильные и специализированные укладки.

Анализ ассортимента лекарственных средств, закупленных в I квартале 2014 г. 388 медицинскими организациями муниципальной и областной формы собственности, оказывающими медицинскую помощь гражданам на территории Центрального федерального округа (ЦФО), показал следующее. Медицинские организации, имеющие в своей структуре подстанции скорой медицинской помощи на правах структурного подразделения, не приобретали лекарственные средства 3 МНН, которыми должны были быть укомплектованы общепрофильные укладки, а также лекарственные препараты 6 МНН, необходимых для комплектации специализированных укладок согласно требованиям приказа № 549н.

Вероятная причина того, что эти лекарственные средства не были приобретены медицинскими организациями, заключается в их несоответствии потребностям медицинских работников. В самом деле, трудно представить необходимость приобретения для всех специализированных укладок кальция тринатрия пентетата или калий-железо гексацианоферрата, применяемых для оказания неотложной помощи и последующего лечения при интоксикациях (отравлениях) тяжелыми и редкоземельными металлами, в т. ч. радиоактивными изотопами цезия и рубидия. Упомянутый в приказе карбоксим обладает выраженным антидотным эффектом при лечении поражений фосфорорганическими соединениями, однако отравление этими соединениями встречается довольно редко. Назначение аминометилбензойной кислоты при кровотечениях требует предварительного определения фибринолитической активности крови и уровня фибриногена. Не совсем целесообразно использование при острых отравлениях комбинированного адсорбента в составе активированного угля и алюминия оксида при наличии активированного угля. Инсулин глулизин вводится с применением шприц-ручки. Для предотвращения инфицирования предварительно заполненная шприц-ручка должна использоваться только для одного пациента, что исключает применение данной формы выпуска в условиях работы бригад скорой медицинской помощи.

Вызывает вопросы включение в ассортимент лекарственных средств, используемых для комплектации укладок для оказания скорой медицинской помощи, ректальных суппозиториев или суспензии для приема внутрь (парацетамол), таблеток, покрытых кишечнорастворимой или пленочной оболочкой (ацетилсалициловая кислота, клопидогрел, ондансетрон), а также инсулина аспарта двухфазного.

В соответствии с ГОСТ Р 56034–2014 к середине 2015 г. должны быть разработаны протоколы лечения. Разрабатывать их предлагается силами общественных профессиональных медицинских организаций, представители которых включаются в состав рабочей группы. Созданный протокол лечения утверждается членами рабочей группы и согласовывается исполнительным органом организации, инициировавшей разработку протокола лечения.

С целью учета наибольшего влияния на выбор медицинских технологий создается нозологическая, синдромальная или ситуационная модель пациента. Протоколы лечения (как сказано в стандарте) применяют:

  • для проверки на соответствие требованиям, установленным протоколами лечения, при проведении процедуры лицензирования медицинских организаций;
  • планирования объемов медицинской помощи;
  • разработки и реализации стандартов медицинской помощи и обоснования затрат на ее оказание;
  • обоснования программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
  • проведения экспертизы и оценки качества медицинской помощи объективными методами и планирования мероприятий по совершенствованию протокола лечения;
  • выбора оптимальных технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации для конкретного пациента;
  • обучения в рамках непрерывного медицинского образования;
  • защиты прав пациента и врача при разрешении спорных и конфликтных вопросов.

Как следует из ГОСТ Р 56034–2014, протоколы лечения могут существовать в форме национальных протоколов лечения, территориальных протоколов лечения, а также протоколов лечения медицинской организации. Создание протоколов лечения предусматривает также подготовку клинико-экономических стандартов (!) на уровне субъектов РФ и медицинских организаций.

Разработанные документы должны использоваться в процессе оказания медицинской помощи на уровне «медицинский работник – пациент», однако необходимость соблюдения множества условий может привести к полной остановке лечебного процесса. Например, разрабатываемые модели пациента должны формироваться с учетом значимых различий диагностических и лечебных технологий, необходимых для ведения пациентов. Следует указывать критерии и признаки, позволяющие врачу в процессе применения протокола лечения установить соответствие модели и курируемого пациента, определить перечень лекарственных средств, которые используются для данной модели пациента. Должны быть приведены основные торговые наименования, схемы и продолжительность терапии, особенности применения лекарственных средств в различных группах пациентов (дети, пожилые, беременные, кормящие), правила дозировки, критерии эффективности, отмены или изменения дозы, преимущественные пути введения лекарственных средств, также альтернативные схемы применения лекарственных средств, входящих в основной перечень, и т. д. и т. п.

Однако все проблемы легко устраняются, если вместо словосочетаний «протокол лечения» и «клинико-экономический стандарт» использовать понятие «протокол об оказании медицинской помощи». Протокол об оказании медицинской помощи подписывается представителями медицинской и финансирующей организации, а приложением к нему является расчет необходимого финансирования деятельности медицинской организации с учетом используемого ассортимента медицинских услуг и лекарственных средств.

Для расчета суммы финансирования, требуемой для приобретения лекарственных средств, используется стандарт обеспечения лекарственными средствами медицинской помощи . Стандарт составляется членами формулярной комиссии медицинской организации на основе стандартов медицинской помощи, утвержденных приказами Минздрава. По окончании закупок лекарственных средств приказом по медицинской организации вводится в действие формуляр обеспечения лекарственными средствами медицинской помощи, который после проверки на соответствие требованиям нормативных документов согласовывается органом исполнительной власти в сфере здравоохранения и финансирующей организацией и получает статус договора присоединения в соответствии со ст. 428 ГК РФ.

Формуляр обеспечения лекарственными средствами медицинской помощи, в отличие от протоколов лечения, которые одновременно являются клиническими рекомендациями и клиническими практическими руководствами, выступает локальным нормативным документом, способным заменить собой протокол лечения.

Созданная и действующая с 2000 г. в Московской области  формулярная система обеспечения лекарственными средствами понятна и удобна в использовании, не требует выделения дополнительного финансирования и отвлечения специалистов от основной работы. Основными документами формулярной системы лекарственного обеспечения медицинской помощи являются стандарты обеспечения лекарственными средствами и формуляры обеспечения лекарственными средствами медицинской помощи. Следует особо отметить, что формуляры обеспечения лекарственными средствами, составленные по всем классам МКБ-10, разрешают, а не запрещают и не ограничивают применение лекарственных средств, которые были приобретены медицинской организацией. Каждая медицинская организация имеет право уменьшить или увеличить ассортимент приобретаемых лекарственных средств (по согласованию с органами исполнительной власти) в зависимости от реально складывающейся ситуации с заболеваемостью и наличия финансовых возможностей.

Таким образом, формулярная система лекарственного обеспечения медицинской помощи позволяет объединять действия различных организаций без административного вмешательства в деятельность организаций, входящих в данную систему.

Выводы

1. Приказ Минздрава России от 07.08.2013 № 549н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи» нуждается в приведении в соответствие со стандартами медицинской помощи и перечнем ЖНВЛП.

2. Ассортимент лекарственных средств, приобретаемых для комплектации укладок выездных бригад скорой медицинской помощи, во многом не соответствует стандартам скорой медицинской помощи, перечню ЖНВЛП, а также приказам, регламентирующим ассортимент лекарственных средств (в частности, приказу № 549н).

3. В связи с началом финансирования скорой медицинской помощи через систему ОМС использование финансовых средств для закупки лекарственных средств, не включенных в стандарты скорой медицинской помощи и перечень ЖНВЛП, может быть признано нецелевым.

4. Формулярная система лекарственного обеспечения медицинской помощи позволяет органам управления системой здравоохранения предпринять незамедлительные действия по оптимизации ассортимента лекарственных средств, включаемых в нормативные документы, регламентирующие оказание медицинской помощи.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль