Размещение предписаний Росздравнадзора в сети Интернет

105

Размещение предписания в сети Интернет влияет на деловую репутацию медицинской организации. Это обстоятельство должно служить дополнительным стимулом для скорейшего выполнения требований предписания, что в полной мере отвечает общественным интересам.

В задачи государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности входят предупреждение, выявление и пресечение нарушения требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством РФ об охране здоровья граждан, и принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения этих обязательных требований. В зону контроля попадают органы государственной власти и местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность организации и индивидуальные предприниматели. Это определено в п. 2 Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152, далее – Положение о госконтроле).

Данные задачи выполняются в целях реализации общих конституционных норм, согласно которым:

  • в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ);
  • признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2);
  • каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).

Защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья относится к полномочиям федеральных органов государственной власти (ч. 1 ст. 14 Закона об охране здоровья) и полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 16 Закона об охране здоровья).

Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности ведется органами государственного контроля, среди которых перечислена и Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор). Пунктом 17 Положения о госконтроле определено, что орган государственного контроля размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» решения и предписания, принятые в процессе проведения государственного контроля и затрагивающие интересы неопределенного круга лиц.

Автором было проведено исследование сайта Росздравнадзора и сайтов его территориальных органов (далее - ТО) по Сибирскому федеральному округу (табл. 1) за период с 1 января по 1 июля 2014 г. на предмет выполнения требований п. 17 Положения о госконтроле.

В результате исследования выяснилось, что на официальном сайте Росздравнадзора (www.roszdravnadzor.ru) в разделе «Результаты проверок в 2014 году» не размещены предписания за 2014 г.

Таблица 1. Анализ выполнения требований п. 17 Положения о госконтроле в ТО Росздравнадзора по Сибирскому федеральному округу (СФО)

Субъект Федерации

Адрес официального сайта ТО Росздравнадзора

Раздел сайта, где размещается информация о контрольно-надзорных мероприятиях

Факт размещения на официальном сайте принятых в 2014 г. предписаний

1

Республика Алтай

http://02reg.roszdravnadzor.ru

Результаты проверок и предписаний

Предписания размещены согласно требованиям п. 17 Положения о госконтроле

2

Республика Бурятия

http://04reg.roszdravnadzor.ru

Контрольно-надзорные мероприятия

Отсутствуют

3

Республика Тыва

http://17reg.roszdravnadzor.ru

Результаты контрольно-надзорных мероприятий

Отсутствуют, но есть частичная информация о выдаче предписаний

4

Республика Хакасия

http://19reg.roszdravnadzor.ru

Контроль за реализацией программы модернизации здравоохранения

Есть предписание от 28.02.2014 в отношении ГБУЗ Республики Хакасия «Абаканская городская клиническая поликлиника»

5

Алтайский край

http://22reg.roszdravnadzor.ru

Результаты контрольно-надзорных мероприятий

Отсутствуют, но есть частичная информация о выдаче предписаний

6

Забайкальский край

http://75reg.roszdravnadzor.ru

Контроль программы модернизации здравоохранения

Есть предписание от 06.02.2014 в отношении ГУЗ «Читинская ЦРБ»

7

Красноярский край

http://24reg.roszdravnadzor.ru

Новости

Отсутствуют, но есть частичная информация о выдаче предписаний

8

Иркутская область

http://38reg.roszdravnadzor.ru

Не найден

Отсутствуют

9

Кемеровская область

http://42reg.roszdravnadzor.ru

Итоги контрольно-надзорных мероприятий

Отсутствуют

10

Новосибирская область

http://54reg.roszdravnadzor.ru

Информация о контрольно-надзорных мероприятиях за 2014 год

Отсутствуют, но есть частичная информация о выдаче предписаний

11

Омская область

http://55reg.roszdravnadzor.ru

Результаты контрольно-надзорных мероприятий за 2014 год

Отсутствуют, но есть частичная информация о выдаче предписаний

12

Томская область

http://70reg.roszdravnadzor.ru

Результаты проведения контрольных мероприятий за 2014 год

Отсутствуют, но есть частичная информация о выдаче предписаний

Из таблицы следует, что требования п. 17 Положения о госконтроле для Федеральной службы в СФО не являются приоритетными, особенно это касается ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия, Иркутской, Кемеровской областям. В отдельных регионах для публичного доступа выкладывается частичная информация из предписаний (Республика Тыва, Алтайский край, Красноярский край, Новосибирская, Омская, Томская области).

К примеру, на сайте ТО Росздравнадзора по Республике Тыва имеется информация следующего содержания: «ГБУЗ РТ “Республиканская детская больница”. В период с 20.05.2014 по 17.06.2014 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения порядков и стандартов оказания медицинской помощи в связи с поступлением в Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Тыва обращения гражданина. Проведение проверки согласовано с Прокуратурой Республики Тыва. В ходе проверки установлены нарушения законодательства и учреждению выдано предписание об устранении нарушений законодательства». Само предписание отсутствует.

На сайте ТО Росздравнадзора по Красноярскому краю есть информация о проведенных проверках, например, новость от 6 июня 2014 г.: «КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 7». Проведена комплексная плановая выездная проверка с целью государственного контроля за организацией и осуществлением внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; соблюдением медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи; контроля за приоритетным национальным проектом “Здоровье” в части реализации мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечением больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий. Выявлены нарушения в части осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, проведении диагностических мероприятий, ведении медицинской документации, отсутствует информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, отказ от медицинского вмешательства; оснащение медицинскими изделиями не соответствует стандарту. Выдано предписание об устранении выявленных нарушений». Само предписание отсутствует.

Столь же неполная информация содержится на сайтах ТО Росздравнадзора других названных субъектов.

Образцом соблюдения требований можно считать ТО Росздравнадзора по Республике Алтай.

Наименования разделов на сайтах ТО Росздравнадзора формируются по принципу «кто во что горазд», хотя с учетом вертикальной структуры данной федеральной службы разделы сайтов ТО Росздравнадзора, по мнению автора, должны называться так же, как и на сайте Росздравнадзора.

Может ли отсутствие информации на официальных сайтах большинства ТО Росздравнадзора в СФО быть обусловлено тем, что выданные предписания не затрагивают интересы неопределенного круга лиц? Для ответа на это вопрос необходим юридический анализ данной категории.

Надлежащее качество и безопасность медицинской деятельности характеризуют общественные отношений в сфере охраны здоровья и должны быть обеспечены правообязанными лицами – субъектами отношений.

Качество и безопасность медицинской деятельности отвечают общественным интересам, под которыми понимаются законные интересы граждан, связанные с обеспечением их безопасности и благополучия, стабильного и устойчивого развития общества, а также публичным интересам, как признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее существования и развития.

Интерес – это потенциальный объект правовой охраны. Защита того или иного интереса обеспечивается путем закрепления в нормах права санкций за нарушение правил поведения в отношении данного интереса. То есть признание государством определенного интереса в качестве объекта правовой охраны подтверждается фактом урегулирования отношений, возникающих в связи с удовлетворением данного интереса, на законодательном уровне.

Под интересом понимается произвольная и стойкая направленность внимания к объекту, цели, результату деятельности, которые субъективно рассматриваются индивидом как имеющие для него значительный или глубокий смысл.

Соответствие фактических характеристик качества и безопасности медицинской деятельности нормативно заданным параметрам имеет значение для граждан как потребителей медицинских услуг. Интерес граждан в этой сфере обусловлен в том числе их правом на выбор медицинской организации и врача при получении медицинской помощи как в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, так и платно. В последнем случае пациент вступает в договорные отношения на основании предоставляемой информации согласно ст. 8–10 Закона о защите прав потребителей, действуя своей волей и в своем интересе (ч. 2 ст. 1 ГК РФ).

Кроме того, Закон об охране здоровья устанавливает приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, который должен соблюдаться.

Фактические характеристики качества и безопасности медицинской деятельности должны быть объектом пристального внимания как должностных лиц организаций, ведущих подобную деятельность, так и ее учредителей, с позволения которых принимаются управленческие решения.

Есть еще одна группа лиц, для которых предписания Росздравнадзора будут представлять постоянный интерес. Речь идет о формируемых в настоящее время общественных советах, чья деятельность регламентирована Федеральным законом от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» (вступает в силу 21 октября 2014 г.). Независимая оценка будет проводиться путем сбора и анализа общедоступной информации о деятельности медицинских организаций, в том числе сведений в форме открытых данных, и составления на ее основе рейтингов медицинских организаций.

Наконец, в силу вполне понятных причин проявлять интерес к подобным предписаниям всегда будут средства массовой информации.

Понятие «неопределенный круг лиц» легального толкования не имеет, хотя встречается в гражданском и гражданском процессуальном законодательстве. Так, в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2004 г. разъясняется, что «под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела».

В письме ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624 в ответ на обращение Федеральной налоговой службы сообщается, что в ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Как указывается далее в письме, такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Исходя из приведенного толкования категорий «интересы» и «неопределенный круг лиц», под интересами, затрагивающими неопределенный круг лиц, в контексте предписаний Росздравнадзора следует понимать направленность внимания к информации о фактических характеристиках качества и безопасности медицинской деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей со стороны неперсонифицированного круга субъектов правоотношений в сфере охраны здоровья. Это могут быть граждане – потребители медицинской деятельности во всем ее многообразии, должностные лица, учредители медицинских организаций, субъекты независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, средства массовой информации и другие лица, перечень которых не является закрытым.

Предписание – это документ установленной формы, выдаваемый по результатам проверки уполномоченным органом с изложением обязательных действий по устранению выявленных нарушений и недопущению возможных.

Наличие предписания, выданного ТО Росздравнадзора, объективно свидетельствует о том, что медицинская деятельность ведется с нарушениями, имеются дефекты ее качества и угрозы безопасности, повышающие риск причинения вреда здоровью или жизни человека.

Статья 23 Закона об охране здоровья устанавливает, что граждане имеют право получать достоверную и своевременную информацию о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая сведения о потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Данное право логично вытекает из ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, предоставляющей гражданам право на получение информации.

Под предоставлением информации понимаются действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц, а под распространением информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», далее – Закон № 149-ФЗ).

Среди принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации можно назвать открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами, достоверность информации и своевременность ее предоставления (ст. 3 Закона № 149-ФЗ).

Иными словами, Росздравнадзор и его территориальные органы обязаны размещать информацию о предписаниях, вынесенных по результатам государственного контроля, на своих официальных сайтах.

В подтверждение данной позиции отметим, что Генеральная прокуратура РФ была вынуждена вынести представление руководителю Росздравнадзора, указав, в частности, следующее: «Территориальными органами Росздравнадзора не всегда обеспечивается доступ к информации о деятельности государственного органа, нарушаются принципы открытости, достоверности и своевременности предоставления информации».

Возникает и другой закономерный вопрос: как долго предписания, размещенные на официальных сайтах Росздравнадзора, должны находиться в открытом доступе для неопределенного круга лиц?

Цель предписания – устранить выявленные нарушения и предупредить потенциальные. В документе указываются сроки, к которым нарушения должны быть устранены. За неисполнение предписания контрольно-надзорный орган имеет право наложить административный штраф на должностных лиц медицинской организации в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб., а на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (п. 5 ст. 19.5 КоАП РФ).

Размещение предписания в сети Интернет влияет на деловую репутацию медицинской организации. Потребитель, увидев эту информацию, вряд ли сделает выбор в пользу этой организации. Это обстоятельство должно служить дополнительным стимулом для скорейшего выполнения требований предписания, что в полной мере отвечает общественным интересам.

Закон № 294-ФЗ одним из принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) называет презумпцию добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Исходя из этого принципа, после устранения выявленных нарушений было бы логичным удалить информацию о предписании Росздравнадзора из открытого доступа (с официального сайта), хотя из норм действующего законодательства не вытекает обязанность контрольно-надзорного органа изъять предписание из сети Интернет.

Если территориальный орган Росздравнадзора не сделал этого самостоятельно, медицинская организация вправе обратиться в ТО Росздравнадзора с заявлением (см. образец документа).


Образец документа

Руководителю ТО Росздравнадзора по субъекту Федерации

Ф.И.О.

ЗАЯВЛЕНИЕ

В результате осуществления контрольно-надзорных мероприятий БУЗ «Городская больница № 99» было выдано предписание от 15 мая 2014 г. С 20 мая 2014 г. предписание размещено на официальном сайте по адресу http://02reg.roszdravnadzor.ru.

На текущий момент – 1 июня 2014 г. БУЗ «Городская больница № 99» предписание исполнено в полном объеме, выявленные ТО Росздравнадзора нарушения согласно акту проверки от 8 мая 2014 г. устранены.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ одним из принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) называет презумпцию добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

На основании изложенного прошу изъять с официального сайта ТО Росздравнадзора предписание от 15 мая 2014 г., т. к. его наличие негативно влияет на деловую репутацию БУЗ «Городская больница № 99».

Главный врач БУЗ «Городская больница № 99»

Ф.И.О.

Дата, подпись


Если обращения не последовало, значит, в медицинской организации не дорожат деловой репутацией и не считают ее важным фактором медицинской деятельности. В любом случае информация о факте выдачи предписания в отношении конкретной медицинской организаций должна быть размещена на официальном сайте ТО Росздравнадзора, как и информация о том, что выявленные нарушения устранены. Эта обязанность контрольно-надзорного органа вытекает из ст. 3 Закона № 149-ФЗ.

Возвращаясь к проведенному исследованию, отметим, что 21 мая 2014 г. на сайте Росздравнадзора был размещен для общественного обсуждения Ведомственный план Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора) по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2014 г., а 30 мая 2014 г. план был утвержден. Это документ, охватывающий несколько референтных групп, среди которых названы, в частности, граждане, нуждающиеся в медицинской помощи, а также медицинские и фармацевтические работники.

Странно, что среди всех текущих и планируемых мероприятий Росздравнадзора не нашлось места такой обязательной процедуре, как размещение на сайтах ТО Росздравнадзора решений и предписаний, принятых по результатам государственного контроля и затрагивающих интересы неопределенного круга лиц. Никаких указаний на этот счет Ведомственный план не содержит, да и слово «предписание» в нем вообще отсутствует.

Полагаем, руководству Росздравнадзора следует не только внести корректировки в Ведомственный план, но и обеспечить размещение на сайтах ТО Росздравнадзора принятых решений и предписаний. Это полностью отвечает рекомендациям, изложенным в распоряжении Правительства РФ от 30.01.2014 № 93-р «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти». Соблюдать требования законодательства должны не только субъекты контроля, в отношении которых проводятся проверки со стороны Росздравнадзора, но и сама Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление качеством в здравоохранении»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×