Государственная монополия в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ

620

Распространение наркомании в России – угроза, направленная на все сферы жизнедеятельности, включая национальную безопасность, жизнь и здоровье граждан, морально-нравственные устои нашего общества.

Основой совместного участия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в эффективном решении проблемы развития наркотической угрозы служит государственно-правовая политика охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности, мониторинга и противодействия наркотизации населения. Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее – Закон № 3-ФЗ) с целью охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности устанавливается государственная монополия и политика в сфере легального оборота и противодействия незаконному обороту наркотических средств (НС), психотропных веществ (ПВ) и их прекурсоров.

В Законе № 3-ФЗ формулированы и нормативно закреплены основные положения государственной антинаркотической политики: правовые, экономические, информационные, организационные, кадровые.

Задачи и принципы государственной политики в сфере оборота НС, ПВ, их прекурсоров и противодействия их незаконному обороту законодательно определены в ст. 4 Закона № 3-ФЗ. Среди задач выделены:

  • строгий контроль оборота НС, ПВ, их прекурсоров;
  • раннее выявление незаконного потребления НС и ПВ;
  • сокращение числа больных наркоманией;
  • сокращение правонарушений, связанных с незаконным оборотом НС, ПВ, их прекурсоров.

В законе также перечислены принципы государственной политики в сфере оборота НС, ПВ, их прекурсоров:

  • государственная монополия на основные виды деятельности оборота НС, ПВ, прекурсоров Списка I;
  • лицензирование всех видов деятельности оборота НС, ПВ, прекурсоров Списка I;
  • координация деятельности исполнительной власти федеральных органов, органов субъектов РФ и местного самоуправления;
  • профилактика незаконного потребления НС и ПВ; наркомании; правонарушений, связанных с незаконным оборотом НС и ПВ; стимулирования антинаркотической пропаганды;
  • государственная поддержка научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании;
  • привлечение негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании, а также к развитию сети учреждений медицинской реабилитации и социальной реабилитации больных наркоманией;
  • побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и к медицинской, социальной реабилитации;
  • побуждение лиц, эпизодически потребляющих НС, ПВ без назначения врача, к профилактическим мероприятиям;
  • развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту НС, ПВ, их прекурсоров;
  • лицензирование деятельности, связанной с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением, использованием прекурсоров таблицы I Списка IV;
  • государственная поддержка деятельности организаций, осуществляющих мероприятия:
  • по профилактике незаконного потребления НС и ПВ;
  • профилактике наркомании;
  • медицинской реабилитации;
  • социальной реабилитации;
  • реинтеграции лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества;
  • финансовой помощи.

Основополагающим принципом государственной политики в обсуждаемой сфере является государственная монополия на культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных, экспертных целях и основные виды деятельности, связанные с оборотом НС, ПВ, их прекурсоров (ст. 5 и 9 Закона № 3-ФЗ).

В табл. 1 представлены виды деятельности, связанные с оборотом НС, ПВ, их прекурсоров в соответствии со списком в зависимости от применяемых государством мер контроля (ч. 1 ст. 2 Закона № 3-ФЗ).

Табл. 1. Виды деятельности, связанные с оборотом НС, ПВ, их прекурсоров в соответствии со списком в зависимости от применяемых государством мер контроля

Список

Предмет оборота

Виды деятельности

Список I

НС, ПВ, их прекурсоры

– Производство

– Изготовление

Список I

НС, ПВ

– Разработка

– Производство аналитических образцов

– Изготовление аналитических образцов

– Переработка

Список I, II

НС, ПВ

– Распределение

– Ввоз (вывоз)

Список I, II, III

НС, ПВ

– Уничтожение

Список I

прекурсоры

– Уничтожение

Список I, таблица I Списка IV

прекурсоры

– Ввоз (вывоз)

Культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных, экспертных целях и основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров ведутся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями в соответствии с порядком, законодательно установленным нормативными правовыми актами РФ.

Лицензирование – часть контрольно-разрешительной системы в России, включающей сертификацию, лицензирование, аккредитацию. К лицензируемым согласно Закону о лицензировании относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан (ст. 2, ч. 1). Ч. 2 ст. 2 названного закона определены задачи лицензирования, в частности предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований федеральных законов и нормативных правовых актов РФ юридическим лицом, его руководителем, иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями.

В медицинских организациях оборот наркотических средств и психотропных веществ осуществляется в процессе медицинской деятельности. В соответствии с Законом о лицензировании лицензированию подлежат: оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ст. 12, ч. 18), медицинская деятельность (за исключением медицинских организаций входящих в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (ст. 12, ч. 46). Лицензирование медицинской деятельности – ведущее направление системы управления качеством медицинской помощи в России.

В п. 13 постановления Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085 определено, что лицензионный контроль деятельности по обороту НС, ПВ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений осуществляется в порядке, предусмотренном Законом № 294-ФЗ, с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Законом о лицензировании.

Проблема распространения наркомании в России рассматривается как угроза, направленная на все сферы жизнедеятельности, включая национальную безопасность, жизнь и здоровье граждан, морально-нравственные устои общества (Концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации (утв. ФСКН России 16.10.2009, далее – Концепция)). В целях совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения, наркотического надзора, противодействия наркотизации населения в России в период с 2005 г. был проведен целый ряд мероприятий. Мы приводим нормативные и правовые первичные источники в хронологическом порядке.

В 2005 г. был организован Совет при директоре Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Российской Федерации по взаимодействию со средствами массовой информации, основными задачами которого было формирование открытых информационных ресурсов по разъяснению государственной политики в области оборота НС, ПВ, их прекурсоров (приказ ФСКН России от 15.04.2005 № 122).

Два года спустя для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту НС, ПВ, их прекурсоров Указом Президента РФ от 18.10.2007 № 1374 образованы государственный антинаркотический комитет и антинаркотические комиссии (в субъектах РФ).

В 2009 г. в связи с активизацией транснациональной преступности, распространением героина и «синтетических наркотиков» была принята Концепция, в которой сформулированы основные цели и направления государственной антинаркотической политики. В Концепции представлены субъекты антинаркотической деятельности: государственный антинаркотический комитет, антинаркотические комиссии, ФСКН России, МВД России, Минздрав России, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба безопасности, Министерство иностранных дел РФ, Генеральная прокуратура РФ, и другие органы в пределах полномочий, предоставленных Президентом или Правительством РФ. Руководит антинаркотической деятельностью Президент РФ.

Указом Президента РФ от 09.06.2010 № 690 определена Стратегия государственной антинаркотической политики. Направления Стратегии – предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотиков, их прекурсоров, профилактика немедицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитация больных наркоманией.

В постановлении Правительства РФ от 20.07.2011 № 599 установлено, что в отношении препаратов с малым содержанием НС, ПВ и их прекурсоров, являющихся лекарственными препаратами, содержащими кроме НС, ПВ или их прекурсоров другие фармакологические активные вещества, применяются предусмотренные законодательством РФ следующие меры контроля:

  • запрет пересылки в почтовых отправлениях, в том числе международных, а также пересылки под видом гуманитарной помощи, за исключением случаев, когда при чрезвычайных ситуациях указанные препараты направляются в конкретные субъекты РФ в соответствии с решениями Правительства РФ;
  • отпуск физическим лицам указанных препаратов, предназначенных для медицинского применения, в порядке, установленном Минздравом России по согласованию с ФСКН России. При этом препараты с малым содержанием кодеина или его солей отпускаются физическим лицам по рецепту врача (фельдшера).

Концепцией профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (письмо Минобрнауки России от 05.09.2011 № МД-1197/06) определено, что основным структурным и содержательным компонентом системы профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) в образовательной среде является педагогическая профилактика. Ее идеология определяется системной организацией учебно-воспитательного процесса, комплексным воздействием на причины и последствия употребления ПАВ молодежью. Основа содержания педагогической профилактики – система представлений об употреблении ПАВ как о многоаспектном социально-психологическом явлении, имеющем социокультурные корни.

Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» в перечень мер по формированию здорового образа жизни включены обеспечение профилактики алкоголизма, наркомании, потребления табака.

В целях реализации Концепции общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 20.11.2013) постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 299 утверждена государственная программа РФ «Противодействие незаконному обороту наркотиков» на период с 2013 по 2020 гг. Ожидаемые результаты программы – межведомственная комплексная реабилитация и ресоциализация ежегодно до 150 тыс. лиц, потребляющих НС и ПВ в немедицинских целях; достижение стойкого (свыше 2 лет) прекращения потребления наркотиков до 30% и более пациентов, окончивших программы комплексной реабилитации и ресоциализации.

В настоящее время государственная регламентация правил отпуска НС, ПВ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, осуществляется федеральными органами исполнительной власти: Минздравом России и ФСКН России. Эти органы выполняют функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота НС, ПВ, их прекурсоров, в области противодействия их незаконному обороту (ч. 3 и 4 ст. 55 Закона № 61-ФЗ). Утверждено Положение о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, предусматривающее проведение исследований незаконного оборота наркотиков (социального, медицинского, правоохранительного, экономического и других аспектов), с привлечением научно-исследовательских учреждений, использование информации международных компетентных органов (постановление Правительства РФ от 20.06.2011 № 485). В государственной антинаркотической политике контроля за оборотом НС и ПВ, противодействия нелегальному обороту задействованы также государственный антинаркотическотический комитет, антинаркотические комиссии и другие государственные органы, уже перечисленные ранее.

В медицинских организациях незаконное приобретение, использование, изготовление наркотических средств и психотропных веществ может осуществляться по трем направлениям:

  • хищение НС и ПВ, поступающих для медицинских нужд, с использованием служебного положения, злоупотребление служебным положением;
  • хищение НС и ПВ, поступающих в аптечные склады, аптеки, лечебные, научно-исследовательские и другие учреждения, осуществляющие лицензированную деятельность по хранению, обороту, реализации и использованию этих средств;
  • получение НС и ПВ в аптеках по поддельным и незаконно выписанным рецептам.

Заключение

Итак, правовые основы государственной политики и стратегия деятельности в сфере оборота НС, ПВ и их прекурсоров, а также противодействие их незаконному обороту определены Законом № 3-ФЗ. Государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с НС, ПВ, прекурсорами НС и ПВ, является основным препятствием для их незаконного оборота.

Регламентация деятельности в этой сфере определяется в российском законодательстве:

1) государственной монополией на все виды деятельности, связанные с оборотом НС, ПВ, их прекурсоров;

2) лицензированием всех видов деятельности, связанных с оборотом НС, ПВ, их прекурсоров;

3) координацией деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти;

4) противодействием незаконному (нелегальному) обороту НС, ПВ и их прекурсоров;

5) профилактикой наркотизации населения, наркомании, преступности, связанной с нелегальным оборотом НС.

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×