Профилактическое консультирование пациентов с риском хронических неинфекционных заболеваний

1906

Профилактическое консультирование подразумевает информирование и обучение пациента для повышения его приверженности к выполнению врачебных назначений и формирование поведенческих навыков, способствующих снижению риска заболеваний и их осложнений.

Консультирование при хронических неинфекционных заболеваниях

Медицинская профилактика хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной преждевременной смертности и инвалидизации населения, – приоритетное направление первичной медико-санитарной помощи.

В настоящее время в комплекс мероприятий, проводимых в рамках диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения, в качестве обязательного компонента включено профилактическое консультирование, направленное на снижение рисков хронических неинфекционных заболеваний.

Профилактическое консультированиеПрофилактическое консультирование (ПК) подразумевает не только информирование и обучение пациента для повышения его приверженности к выполнению врачебных назначений, но и формирование поведенческих навыков, способствующих снижению риска (при отсутствии заболеваний) и осложнений заболеваний (при их наличии).

В связи с этим ПК должно носить адресный характер и проводиться как пациентам без клинических проявлений заболеваний, но имеющим риск их развития, т. е. как элемент первичной профилактики, так и больным с клиническими формами заболеваний – в комплексе мер вторичной профилактики.

Организационные формы (варианты) профилактического консультирования

  1. Краткая
Проводится в течение 5–7 мин в ходе повседневных приемов, а также как обязательный компонент диспансеризации и профилактического медицинского осмотра при приеме участковым врачом (врачом общей практики, фельдшером). Именно в связи с ограниченностью по времени такое консультирование рекомендуется проводить по четкой структурированной схеме (алгоритму).
  1. Углубленная индивидуальная
Проводится специально обученным медицинским работником (врач, фельдшер) в отделении (кабинете) медицинской профилактики, центрах здоровья, по направлению участкового врача. Выполняется по расширенному алгоритму и имеет большую продолжительность – около 20–30 мин. Углубленное ПК является обязательным компонентом диспансеризации лиц, относящихся к II и III группам здоровья. Вне рамок диспансеризации такое консультирование может проводиться пациентам при самостоятельном обращении в отделение (кабинет) медицинской профилактики.
  1. Групповая (школа пациента)
Организационная форма консультирования группы пациентов. Как правило, это цикл обучающих групповых занятий, проводимых по определенным принципам, при соблюдении которых вероятность достижения стойкого положительного эффекта в отношении оздоровления пациентов и изменения поведенческих факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) повышается, что неоднократно доказано в проспективных контролируемых наблюдениях. Групповое ПК включает несколько посещений (занятий) продолжительностью около 60 мин каждое. Группы пациентов формируются по относительно однородным признакам (сходные течение заболеваний и (или) факторы риска их развития).

Проводились специальные научные исследования по оценке результативности краткого ПК.

  • Показано, что краткое ПК курящего человека – это результативный метод помощи в отказе от потребления табака.
  • Вероятность отказа от курения у таких пациентов в 1,7 раза выше по сравнению с теми, кто не получал рекомендаций по отказу от курения.
  • Более того, изучение эффективности краткого ПК по отказу от курения как единственного вида вмешательства в 20-летнем рандомизированном контролируемом исследовании показало, что по сравнению с контрольной группой в группе лиц, получивших краткое ПК, уровень смертности от всех причин был ниже на 7%, от инфаркта миокарда – на 13%, от рака легких – на 11%.

Краткое ПК в отношении всех имеющихся у пациента факторов риска должен проводить лечащий врач (участковый, врач общей практики, врач-специалист) или фельдшер, выполняющий функции лечащего врача.

Алгоритм краткого профилактического консультирования

Содержание рекомендаций при кратком ПК определяется, прежде всего, имеющимися у конкретного пациента факторами риска и формируется врачом индивидуально для каждого пациента.

Задачи врача при кратком ПК

  1. Информировать пациента о выявленных заболеваниях, факторах риска их развития, уровне суммарного сердечно-сосудистого риска, уровнях АД, общего холестерина, глюкозы крови и пр., а также, при наличии показаний, о важности соблюдения назначений врача при диспансерном наблюдении; о рекомендуемых для конкретного пациента целевых уровнях факторов риска, а также, при наличии показаний, о необходимости пройти углубленное ПК или обучение в школе пациента (график работы кабинета медицинской профилактики, центра здоровья, порядок записи на прием желающих бросить курить, снизить избыточную массу тела и др.).
  2. Объяснить пациенту с факторами риска их негативное влияние на здоровье и необходимость снижения риска и поддержания здорового образа жизни, повышения ответственности за свое здоровье, важность регулярного контроля факторов риска; объяснить правила самоконтроля уровня АД, основы самопомощи при острых состояниях и показания к вызову скорой медицинской помощи.
  3. Оценить отношение пациента к имеющимся поведенческим факторам риска развития ХНИЗ, его желание и готовность к изменению образа жизни (оздоровлению).
  4. Регистрировать в амбулаторных картах факторы риска, рекомендации, сроки повторных контрольных визитов (при необходимости).
  5. Контролировать выполнение рекомендаций, одобрять позитивные изменения и соблюдение рекомендаций, повторять советы при последующих визитах.

Алгоритм углубленного профилактического консультирования

Углубленное ПК – это не просто расширенные рекомендации, это комплекс мер и действий врача, направленных на достижение эффективности консультирования, который может быть представлен в виде алгоритма с условным названием «Десять действий», включающего следующие действия:

Задачи врача при углубленном ПК

  1. Спросить пациента о поведенческих факторах риска развития заболеваний (курение, употребление алкоголя, неправильное питание, недостаток физической активности и др.), информировать о риске, оценить суммарный сердечно-сосудистый риск. Дать пациенту объяснение риска.
  2. Объяснить пациенту необходимость снижения риска и поддержания здорового образа жизни, повышения ответственности за свое здоровье, важность контроля факторов риска и снижения их повышенных уровней.
  3. Оценить отношение пациента к факторам риска, его желание и готовность к изменению образа жизни (оздоровлению), оценить индивидуальные особенности (наследственность, привычки питания, физическая активность, степень никотиновой зависимости у курящих и пр.). Если пациент мотивирован на снижение факторов риска, необходимо разъяснить важность не только снижения риска, но и динамического наблюдения в отделении (кабинете) медицинской профилактики.
  4. Обсудить с пациентом план действий и составить совместно с ним согласованный, конкретный и реалистичный план профилактики, оздоровления, график повторных посещений и контроля факторов риска.
  5. Уточнить, насколько пациент понял рекомендации (активная беседа по принципу обратной связи). Желательно предоставить пациенту письменные рекомендации (памятки, листовки и пр.).
  6. Повторять рекомендации и акцентировать внимание пациента на важности снижения риска заболеваний при каждом посещении медицинского учреждения.
  7. Научить пациента конкретным навыкам по самоконтролю и основам здорового образа жизни, дать конкретные советы и рекомендации. Дать советы по правилам доврачебной помощи при острых состояниях и основам самопомощи, желательно предоставить памятку.
  8. Регистрировать в амбулаторных картах и учетных формах диспансеризации, паспорте здоровья факторы риска, рекомендации по снижению риска, сроки повторных контрольных посещений, а также по возможности соблюдение рекомендаций (приверженность) и полученный результат.
  9. Вносить необходимые изменения в тактику ведения пациента при каждом визите, повторять рекомендации и уточнять график повторных визитов. Одобрять позитивные изменения.
  10. Контролировать соблюдение рекомендаций, преодоление барьеров, изменение поведенческих привычек, отношение к здоровью, результат.

Углубленное ПК, безусловно, более развернуто и детализировано, чем краткое; содержание рекомендаций и примеры консультирования можно найти в методической литературе.

Углубленное ПК относится к индивидуальному консультированию, поэтому важен индивидуальный подход с учетом отношения пациента к изменению поведенческих привычек и стереотипов.

Групповое профилактическое консультирование

Обеспечить эффективную реализацию ПК на практике в полной мере позволяет обучение пациентов в школе для пациентов (школе здоровья) – форме группового ПК, основанного на принципах эффективного обучения.

Основные задачи школ для пациентов:

  • формирование «тематической» целевой группы пациентов с относительно сходными характеристиками, численностью не более 10–12 человек, например: больные с артериальной гипертонией неосложненного течения; больные ишемической болезнью сердца неосложненного течения; больные ишемической болезнью сердца, перенесшие инфаркт миокарда, острый коронарный синдром, интервенционное вмешательство и др.; пациенты с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний без клинических симптомов болезни и т. п. Такое формирование групп создает атмосферу социальной поддержки, что немаловажно для эффективного консультирования и получения долгосрочного результата;
  • проведение цикла занятий для избранной целевой группы по заранее составленному плану и согласованному графику; одно из основных требований – посещение всего цикла занятий;
  • организация группового ПК в специально оборудованном помещении (стол, стулья, демонстрационный материал, раздаточный материал, блокноты и пр.).

Наиболее частая ошибка при организации школы здоровья – проведение лекций для пациентов. Подобная практика недопустима, т. к. она малоэффективна и весьма трудоемка для медицинских специалистов.

Читайте бесплатно в системе «Главный врач»:

Школы для пациентов

Школы для пациентов организуются в медицинских учреждениях разного уровня (поликлиники, амбулатории, стационары, дневные стационары, санатории, профилактории и др.), проводятся обученными медицинскими работниками кабинетов (отделений) медицинской профилактики (врач по медицинской профилактике, фельдшер) или центров здоровья.

Документы для работы школы пациентов

Для работы школы разрабатываются и утверждаются документы:

  • программа – определяет цели, задачи и направления работы;
  • приказ о создании школы здоровья – включает ответственных лиц; к документу прилагаются план и график работы школ, положение и программа, критерии оценки качества работы школы;
  • положение о работе школы здоровья – включает общие положения, цели, задачи, порядок работы школы, оснащение;
  • учебный план работы – включает темы, время проведения занятий, количество часов на каждую тему, ответственного исполнителя по каждому занятию;
  • методические материалы к каждому занятию;
  • журнал учета посещаемости;
  • отчеты, в т. ч. с анализом эффективности работы школы.

При необходимости для проведения отдельных занятий могут привлекаться профильные специалисты (при наличии в учреждении – психологи, диетологи, эндокринологи и др.).

  • Направление пациентов на занятия осуществляют участковый врач, врач-специалист, возможно самостоятельное обращение.
  • Программа обучения включает цикл структурированных занятий продолжительностью 60–90 мин каждое. Всего в цикле оптимально 3–4 занятия в зависимости от целевой группы.
  • Каждое занятие включает информационную часть и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов.
  • Информационная часть в течение каждого занятия дается дробно, блоками продолжительностью не более 10–20 мин, чтобы избежать лекционной формы работы с пациентами.
  • Содержание обучения изложено в специальной методической литературе и в базовом информационном материале по углубленному ПК.

Имеются многочисленные доказательства результативности ПК при его систематическом проведении в соответствии с рекомендуемыми принципами.

Общие правила работы школ пациентов

Есть несколько правил, общих для всех школ пациентов:

  1. Формируется «тематическая» целевая группа пациентов с относительно сходными характеристиками. Одно из основных требований обучения – посещение всего цикла занятий.
  2. В каждую группу набирается не более 10–12 человек.
  3. Под занятия выделяется специально оборудованное помещение (столы, стулья, демонстрационный материал, раздаточный материал, блокноты и пр.).
  4. Для избранной целевой группы проводится цикл занятий по заранее составленному плану и по согласованному графику.
  5. Посещаемость занятий и усвояемость материала контролируется. К этой работе обычно привлекается средний медицинский персонал (приглашение на занятия, отметки о посещении, анкетирование).
  6. Пациентов направляет в школу участковый врач. Их обучение в рамках диспансеризации, профилактических медицинских осмотров проводят медицинские работники кабинетов (отделений) медицинской профилактики – врач, фельдшер медицинской профилактики.
  • При необходимости для проведения отдельных занятий привлекаются профильные специалисты, в т. ч. и медицинские сестры, если, например, речь идет об уходе за тяжелобольными пациентами. Желательно, чтобы врач (фельдшер) кабинета (отделения) медицинской профилактики предварительно ознакомился с данными амбулаторной карты пациентов.
  1. Программа обучения строится из цикла структурированных занятий продолжительностью около 60 мин каждое. Всего в цикле оптимально 2–3 занятия в зависимости от целевой группы.
  • Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Программу обучения можно составить на основе материалов, изложенных в разделе по углубленному профилактическому консультированию Методических рекомендаций «Организация проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения».
  1. Все занятия должны быть заранее хронометрированы, иметь четкие инструкции по ведению.
  2. Информационная часть занятий проводится в течение каждого занятия дробно, по блокам не более 10–15 мин, чтобы избежать лекционной формы работы с пациентами.
  • Содержание обучения изложено в специальной методической литературе и частично в базовом информационном материале по углубленному профилактическому консультированию.Не эффективно вместо школ пациентов проводить лектории. То есть анонсировать лекции на определенные темы в определенное время и приглашать на них пациентов с разными заболеваниями.
  1. Активная часть занятий содержит активную работу с пациентами. Она может проводиться в разных формах и простых действиях:
  • вопросы-ответы;
  • заполнение вопросников, имеющих отношение к теме занятия, и обсуждение их результатов – по ходу обсуждения могут даваться целевые советы, что имеет более высокую эффективность и результативность, чем безадресные советы;
  • проведение расчетов и оценок (например, расчет индекса массы тела, суточной калорийности);
  • обучение практическим навыкам (измерения артериального давления, подсчета пульса и др.);
  • знакомство со справочными таблицами и построение рациона и пр.

Активная часть занятий с пациентом

Активная часть занятий включает работу с пациентами, которая может проводиться в разных формах:

  • вопрос – ответ;
  • заполнение вопросников по теме занятия и обсуждение их результатов; по ходу обсуждения могут даваться целевые рекомендации, что имеет большую результативность, чем безадресные советы;
  • проведение расчетов и оценок, например расчета индекса массы тела, суточной калорийности и пр.;
  • обучение практическим навыкам: измерение веса, окружности талии, АД, подсчет пульса и др.;
  • знакомство со справочными таблицами, построение рациона питания и пр.

ПК по факторам риска развития заболеваний, в какой бы форме оно ни проводилось, должно стать рутинной практикой в системе учреждений первичной медико-санитарной помощи и проводиться на всех уровнях оказания медицинской помощи.

Изменение стереотипов поведения, жизненных привычек взрослого человека – непростая задача.

В то же время именно посредством этих изменений происходит оздоровление организма и снижение риска развития заболеваний. Вот почему партнерские отношения врача и пациента – основа успешного ПК и достижения устойчивого долгосрочного результата по своевременному предупреждению заболеваний и снижению риска их осложнений.

Читайте в ближайших номерах журнала «Заместитель главного врача»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×