Текущая и генеральная уборка в ЛПУ

40482

Текущая и генеральная уборка помещений ЛПУ является необходимой мерой, направленной на предотвращение развития инфекций и распространения внутрибольничных заболеваний среди его пациентов и медперсонала.

Инвентарь для уборки должен соответствовать требованиям СанПиН, а сама уборка проводится по определенному правилу, с которым должен быть ознакомлен медперсонал.

Требования к инвентарю и прочему материалу

Основные требования к оборудованию и технике, предназначенной для уборки помещений, изложены в нормах СанПиН № 2.1.3.2630-10. Прежде всего, требования к инвентарю и оборудованию зависят от того, какой способ будет выбран:

  1. ручной способ – предполагает использование персоналом ручного инвентаря, а очищение поверхностей происходит специальными моющими средствами;
  2. механизированный способ – сотрудник использует специализированную технику и оборудование.

Требования к оборудованию и технике

  • пылесосы используются в административных и технических помещениях с ковровым покрытием, поскольку они могут загрязнить воздух в помещениях с асептическим режимом;
  • машины для мытья пола используются в коридорах и переходах, где нет пациентов и их родственников. Во избежание травмирования персонала и посетителей необходимо устанавливать предупреждающую табличку «Осторожно, мокрый пол»;
  • оборудование, производящее шум и вибрацию, должно соответствовать действующим техническим стандартам и условиям, а также иметь документ, подтверждающий его соответствие требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10 для медперсонала и посетителей;
  • техника и уборка помещений лпу должны иметь легко очищающееся покрытие, стойкое к обработке дезсредствами;
  • оборудование должно обладать уровнем шума не выше 50-60 децибел.

К ручному инвентарю относятся: швабры, ведра, изделия с щётками, тележки, щетки для мытья окон и стеклянных поверхностей и др.

Эти изделия должны быть выполнены из металла, резины и полимерных материалов, которые могут выдержать постоянную обработку сильнодействующих дезинфицирующих средств, а также автоклавирование.

Этапы проведения

Предполагают разные виды мероприятий, поэтому необходимо выделить разные наборы инвентаря для:

  • проведения повседневной и капитальной уборки;
  • для разных помещений учреждения (для санузла, для палаты, для коридора и т.д.);
  • для разных видов обрабатываемых объектов и поверхностей (стены, окна, полы, оборудование и т.д.).

На приобретенный инвентарь предварительно наносится цветовая или буквенная маркировка. Схемы, разъясняющие значение маркировок на инвентаре в зависимости от вида, способа обрабатываемого объекта, необходимо разместить на видном месте в помещении, в котором хранится соответствующий инвентарь. Отметим, что хранить инвентарь в лечебно-диагностических помещениях запрещено СанПиН.

В п. 11.10 СанПиН изложены требования к материалу, из которого должны быть изготовлены предметы для уборки:

  1. материал должен легко очищаться;
  2. изделия должны после обработки дезсредствами, после ручной и машинной стирки сохранять свой внешний вид и свойства;
  3. в случае необходимости материал, из которого изготовлено изделие, должен выдерживать и автоклавирование

Кроме того, существует специальное технологическое оборудование, например, средства малой механизации и механизированная техника, а также профессиональный инвентарь (швабры, мопы, ветошь), могут использоваться в медицинских учреждениях, но только при соблюдении установленных технологий и правил.

Также по решению руководства медучреждения услуги по уборки подразделений и отдельных помещений могут быть переданы аутсорсинговым организациям, предлагающим клининговые услуги. При этом необходимо также руководствоваться требованиями СанПиН и ГОСТ Р № 51870-2014.

Весь инвентарь и оборудование должны иметь сертификаты соответствия от производителя.

Читайте также в журнале «Главная медицинская сестра»

Этапы и частота проведения повседневных мероприятий по уборки помещений в ЛПУ

Повседневное мытье помещений в медицинском учреждении включает в себя обработку всех рабочих поверхностей, оборудования, мебели, подоконников, полов влажным способом не реже двух раз в сутки с применением специальных моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных в установленном порядке.

Частота проведения повседневных уборок в ЛПУ зависит от профиля конкретного структурного подразделения медучреждения и объекта:

  • в перевязочных помещениях необходимо 2 раза в день осуществлять мытье полов, стен, ручек дверей раковин; 1 раз в день дверей, окон, подоконников, радиаторов и медицинского шкафа.
  • повседневные мероприятия по уборке палат (послеоперационных, интенсивной терапии) проводятся с частотой 2 раза день (полы, ручки дверей), 1 раз в день (стены, двери, окна, подоконники, радиаторы, медицинские шкафы).
  • повседневные мероприятия по уборке обычных палат проводится 1 раз в день.
  • Пол в коридорах и на ступенях, а также в туалетах убирается 2 раза в день; унитаз очищается не реже 2 раз в день.
  • Стены в коридоре очищаются 1 раз в 3 месяца.

Периодичность проведения повседневных мероприятий по уборке помещений в ЛПУ в зависимости от профиля структурного подразделения и объекта представлена в таблице

Объект уборки

  • Функциональные помещения;
  • манипуляционные;
  • перевязочные
  • Палаты интенсивной терапии;
  • послеоперационные палаты

Палаты

  • Коридоры;
  • ступеньки

Туалеты

полы

2 раза в день (далее - р/д)

2 р/д

1 р/д

2 р/д

2 р/д

стены

2 р/д

1 раз в неделю

1 раз в месяц

1 раз в 3 мес.

1 р/д

двери

1 р/д

1 р/д

1 раз в неделю

1 раз в месяц

1 р/д

ручки дверей

2 р/д

2 р/д

1 р/д

1 р/д

1 р/д

окна

1 р/д

1 р/д

1 раз в месяц

1 раз в 3 месяца

1 раз в 3 месяца

подоконники

1 р/д

1 р/д

1 р/д

1 р/д

1 р/д

Радиаторы (верхняя часть)

1 р/д

1 р/д

1 раз в неделю

1 раз в месяц

1 раз в неделю

шкаф для медикаментов (внутренняя часть)

1 р/д

1 р/д

раковины для мытья рук

2 р/д

2 р/д

1 р/д

_

1 р/д

унитазы

-

-

-

-

по необходимости, но не менее 2 раз в день

Инструкция по проведению повседневных мероприятий по влажной очистке помещений ЛПУ скачать >>

Требования к рабочим поверхностям

Рабочие поверхности помещений, оборудования и мебели должны иметь гигиеническое покрытие, находящееся в исправном состоянии, обеспечивающее возможность проведения качественной влажной очистки.

Необходимо незамедлительно проводить ремонт протечек на потолке и стенах, устранять следы сырости и плесени, ремонтировать трещины и выбоины на полах, восстанавливать дефекты облицовочной плитки и напольных покрытий.

Поврежденное состояние рабочих поверхностей приводит к увеличению микробной обсемененности и снижению эффекта от проводимых по очистке мероприятий.

Читайте бесплатно в системе «Главная медицинская сестра»:

Санитарно-гигиеническое содержание

Генеральные мероприятия по уборке помещений в ЛПУ

Генеральные мероприятия по мытью помещений в ЛПУ в медицинском учреждении представляет собой комплекс гигиенических и дезинфекционных мер, которые проводятся с целью снижения микробной обсемененности и удаления всех загрязнений в помещениях ЛПУ.

Мероприятия по генеральной уборке проводятся по строго утвержденному администрацией ЛПУ графику и в соответствии с режимами дезинфекции, подходящими для соответствующего профиля отделения больницы.

Как часто проводится

  • В палатных отделениях и функциональных помещениях и процедурных кабинетах плановая генеральная уборка проводится не реже одного раза в месяц, включая обработку полотков и стен, различного инвентаря и светильников.
  • Оперблоки, перевязочные, родильные комнаты, а также процедурные, стерилизационные и иные помещения с асептическим режимом в соответствии с требованиями САНПИН подлежат плановой генеральной уборке не реже одного раза в неделю. При этом в день ее проведения операций в операционном блоке не допускается.
  • По эпидемиологическим показаниям, а также в случае получения неудовлетворительных показаний микробной обсемененности внешней среды, в помещениях ЛПУ проводится внеплановая генуборка.

памятка для медперсонала при проведении мероприятий по очистке помещений ЛПУ

Инструкция по проведению генуборки в операционном блоке, а также кабинетах с асептическим режимом работы скачать>>

Памятка для медперсонала при проведении мероприятий по уборке помещений ЛПУ

  1. Во время повседневных мероприятий по уборке помещений ЛПУ проводится проветривание палат.
  2. Повседневные мероприятия по уборке помещений ЛПУ проводятся в определенные часы в утреннее и вечернее время.
  3. Влажная уборка проводится с применением моющих и дезинфицирующих средств, которые хранятся в упаковке производителя с наличием этикетки.
  4. Сначала необходимо протереть двери, ручки, прикроватные тумбочки, спинку кровати больного, санитарное оборудование душевых и туалетов, затем можно мыть пол.
  5. Коридоры и санитарные узлы палатных отделений подлежат уборке 2 раза в день.
  6. Можно проводить профуборку в виде протирания поверхностей в присутствии в палате пациентов, при условии использования дезинфицирующих средств 4 класса опасности
  7. Генеральные мероприятия по уборке помещений ЛПУ проводятся по утверждённому руководителем отделения (или иного структурного подразделения медучреждения) графику их проведения.
  8. Генеральные мероприятия по уборке помещений ЛПУ подразумевают мытье всего оборудования, мебели, окон и подоконников, а также стен.
  9. В качестве очищающего раствора допустимо применение комплекса из дезинфицирующего и моющего средства. При этом раствор используют в тех же пропорциях, что и при повседневной дезинфекции.
  10. Специальные емкости для растворов моющих и дезсредства должны быть раздельными для мебели, пола, оборудования и стен и содержать маркировку, указывающую на это.
  11. После завершения весь используемый инвентарь необходимо продезинфицировать в растворе дезинфектанта, тщательно прополоскать и просушить .

Персонал, осуществляющий уборку, должен иметь для этого специальную одежду и средства защиты (маска, шапка, резиновые перчатки), пользоваться промаркированным инвентарем и чистыми тряпками и салфетками.

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Наши продукты




















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль