Права и обязанности пациентов медучреждений

951

Часто на практике медицинская организация не может защитить свои права должным образом вследствие отсутствия четкого понимания того, что с точки зрения закона является обязанностями пациента. Пациент является субъектом гражданских правоотношений, его статус определен в нормативно-правовых актах. Однако, если мы обратимся к закону, то обнаружим, что у пациента есть ряд закрепленных за ним прав, а обязанности практически отсутствуют.

Права и обязанности пациента в сфере здравоохранения

В законодательстве в сфере охраны здоровья большинство норм посвящено правам пациентов, однако крайне мало сказано об их обязанностях.

Специально выделенные нормы содержатся лишь в ст. 27 ФЗ «Об охране здоровья». Рассмотрим их.

  1. Пациенты обязаны заботиться о состоянии своего здоровья

Эта норма по большей части имеет декларативный характер, т.к. на практике сложно представить себе ситуацию, когда медицинский работник или иное лицо в суде доказывают, что больной ненадлежащим образом заботится о состоянии своего здоровья.

Недостатком нормы можно назвать то, что в ней ничего не сказано о заботе родителей и опекунов за состоянием здоровья своих детей.

Не определено и то, каким образом и в каком объеме применяются санкции к больному, который о своем здоровье не заботится.

  1. Граждане должны периодически проходить профилактические медицинские исследования

Эта обязанность пациента непосредственно относится к сфере здравоохранения, поскольку в этом случае гражданин рассматривается как специальный субъект регулирования – пациент медицинского учреждения.

Отметим, что норма соответствует правам и свободам человека, не противоречит другим нормам, изложена последовательно.

Кроме того, формулировка именно такой обязанности не входит в противоречие с правом больного на мотивированный отказ от медицинского вмешательства, т.к. обязанность по прохождению медосмотров предусмотрена для прямо определенных обстоятельств и условий. Например, представители некоторых профессий, в силу специфики своих должностных обязанностей могут быть опасны для окружающих людей из-за имеющегося у них заболевания или иного состояния.

В ряде случаев успешное прохождение медицинского исследования является составляющей квалификационных требований к той или иной профессии.

Часто в прессе обсуждается вопрос об обязанности граждан по проставлению профилактических прививок. Полагаем, что в этом случае речь идет об определенных рисках для граждан, поэтому законодатель может возложить на пациентов обязанность при конкретных условиях проходить такую медицинскую процедуру, если она признана в медицине безопасной, полезной и действенной.

  1. Обязанность пациента по соблюдению правил поведения в медучреждении и следование режиму лечения

Несоблюдение такой обязанности, т.е. сознательное нарушение врачебных предписаний и лечебного режима возможно в том случае, если больной даст официальный письменный отказ от проведения медицинского вмешательство. Закон больному это позволяет.

Однако, на практике, пациенты не дают официального отказа и самовольно нарушают предписанные режимы лечения, питания, приема лекарственных препаратов и т.д.

Как в таком случае должен поступить медперсонал?

Может ли врач отказать такому пациенту в оказании медпомощи и выписать его из больницы?

Такие действия врача будут правомерны только в том случае, если жизни и здоровью его больного ничего не угрожает. Поэтому при поступлении в больницу пациент должен быть ознакомлен:

  • с правилами поведения в медучреждении;
  • с планом лечения;
  • с правилами выполнения врачебных назначений.

Тогда за нарушение порядка, с которым он был ознакомлен, ему грозит законная санкция – выписка из медицинского учреждения.

Но если речь идет об оказании экстренной и неотложной помощи, медработник не может отказаться помогать пациенту.

Так, в некоторых больницах в правилах внутреннего распорядка для больных изначально прописаны виды нарушений, которые влекут выписку пациента.

  1. Обязанность больных, страдающих общественно опасными заболеваниями, проходить периодические обследования и лечение

В данном случае речь идет о больных, у которых имеются психиатрические заболевания и иные социально-опасные болезни – туберкулез, СПИД и т.д.

Такое положение позволяет медицинским учреждениям применять к указанным больным меры принудительного характера.

Эти нормы говорят о том, что основные обязанности больных регламентированы законодателем и установлены они для того, чтобы, в первую очередь, повысить их ответственность за свое здоровье, а также оградить других граждан от нарушений режима в учреждении здравоохранения.

Читайте также в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении»

Правила поведения в медучреждении

  • неуважение к персоналу;
  • самовольное оставление больницы во время госпитализации;
  • нарушение режима больницы;
  • грубость, угрозы, асоциальное поведение;
  • отказ от приема лекарственных препаратов;
  • одновременное прохождение иного курса лечения в другом медицинском учреждении и т.д.

права и обязанности пациента медицинское правоТакие нарушения как курение и распитие алкогольных напитков не просто нарушают режим медучреждения, а являются правонарушениями, за которые наступает административная ответственность. Поэтому в этом случае представители больницы могут направить соответствующее заявление в органы внутренних дел.

Однако, в законе ничего не говорится о том, каким образом больной должен возместить затраты, которые были понесены больницей в связи с устранением последствий вреда здоровью пациенту, нарушившему установленный лечебный режим.

Обязанности пациента как получателя медицинской услуги

Последствия несоблюдения пациентом рекомендаций медицинского учреждения относительно оказываемой медицинской услуги носят вполне реальный характер.

К ним можно отнести материальные издержки, ухудшение здоровья и др.

В частности, несоблюдение пациентом назначенного врачом режима лечения (например, распорядка дня, соблюдения лечебной диеты, физическая активность) дает медицинскому учреждению основания:

  • Не удовлетворять заявленные пациентом требования в случае просрочки исполнения договора (ст. 28 ФЗ «О защите прав потребителей»). Например, пациентка, которой поставили брекет-систему для исправления прикуса, решила снять межчелюстные тяги по личным соображениям, и по этой причине затянула сроки лечения. В таком случае медицинское учреждение и врач, с которой она заключила договор, не будут нести ответственность за просрочку исполнения указанного договора.
  • Не отвечать за недостатки, возникшие в период гарантийного срока, если они связаны с несоблюдением или нарушением пациентом рекомендаций, направленных на сохранение результатов лечения (ч. 4 ст. 29 ФЗ О защите прав потребителей»)

Например, пациенту были имплантированы металлокерамические коронки, и врачом были даны рекомендации воздерживаться от употребления твердой пищи. Пациент же, в нарушение рекомендаций грыз твердые орехи, в результате чего на протезах образовались сколы и они повредились.

В этом случае все повреждения должен устранять сам пациент за свой счет, а не медицинское учреждение.

Обязанность пациента по оплате предоставленных медицинских услуг

права и обязанности пациентовГражданским кодексом предусмотрено, что в рамках договора об оказании услуг, заказчик обязан оплатить предусмотренные договором услуги. Стороны самостоятельно определяют условия оплаты услуг: внесение полной предоплаты, внесение аванса, после оказания медуслуги.

На практике, чаще всего, в медицинском учреждении существует утвержденный прайс, а услуги оказываются при 100% предоплате их со стороны заказчика.

Органы Роспотребнадзора признают такое требование незаконным и на медицинское учреждение накладывается штраф, в соответствии со ст. 14.8 КОАП, в связи с ущемлением прав потребителей.

Однако данная позиция оспорима с точки зрения ст. 711 ГК РФ, которая позволяет сторонам самостоятельно выбирать порядок оплаты медицинских услуг.

Таким образом, внесение полной предоплаты, за оказание медицинской услуги действующее законодательство не запрещает.

Иные обязанности пациента, предусмотренные договором

В договоре об оказании медицинских услуг могут содержаться и другие обязанности пациента, не названные выше.

  1. Часто предусматривается обязанность пациента проинформировать исполнителя о состоянии своего здоровья, наследственных и перенесенных заболеваниях, реакциях и наличие аллергии на лекарственные препараты и т.д.
  2. На пациента может быть возложена обязанность соблюдать определенные правила подготовки к сдаче анализов, иных исследований;
  3. Возлагается обязанность предупреждать медучреждение о невозможности явки на процедуру, на прием, сообщить о проявившихся осложнениях и т.д.

Данные обязанности могут быть рассмотрены как предусмотренное ГК содействие надлежащему исполнению договора (по ст. 718 ГК РФ).

В заключении отметим, что пациент, являясь потребителем медицинской услуги и обладая автономией воли должен осознавать, что начало гражданских правоотношений с медицинским учреждением предполагает наличие у сторон целого комплекса прав и обязанностей, по поводу важного объекта – здоровья пациента, которое невозможно сохранить без определенных усилий со стороны самого пациента.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль