Зарплата врача в 2016 году

5212

Когда-то осуществление медицинской деятельности предполагало весьма простое взаимодействие больного и врача. Затраты на различные виды ресурсов при этом предполагали не более 10%. Появление высокотехнологичной специализированной медпомощи во многом способствует изменению традиционных пропорций между ресурсами, необходимыми для реализации инновационных исследований.

Отрасль здравоохранения является трудоемкой, что подтверждается рядом данных относительно стоимости используемых ресурсов. На сегодняшний день  около  65% всех расходов здравоохранения приходится на оплату труда медицинского персонала со всеми начислениями.  Рассмотрим тенденции изменения оплаты труда медработников в 2016 году.

Организационные основы

Фонд оплаты труда в медицинских организациях (государственных и муниципальных) сформирован в соответствии с проводимой тарификацией медицинского и иного персонала и напрямую зависит от занятых в медучреждении ставок, а также показателей, которые определяют особенности оплаты труда специалистов (вредность, надбавки за стаж, компенсационные выплаты за работы в сельской местности, надбавки молодым специалистами и т.д.).

В свою очередь, количество ставок определяется исходя из мощности медучреждения, объема оказания медицинских услуг, количеством коек и других критериев.

Смотреть гид по зарплате врачей >>

В 2012 году государством принят курс, направленный на повышение оплаты труда врачей, среднего и иного медицинского персонала с конкретными сроками повышения данного показателя.

Минздрав опубликовал данные по соотношению заработных плат врачей и среднего медицинского персонала в период с 2013 по 2018 год в процентном отношении, которые представлены  в таблице  (в %):

Категория персонала

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Средний медперсонал

75,6

76,2

79,3

86,3

100,00

100,00

Врачебный медперсонал

125,7

130,7

137,0

159,60

200,00

200,00

Учитывая специфику формирования фондов оплаты труда в нашем здравоохранении, необходимо не только последовательное увеличение этих показателей, но и сохранение должного качества оказания медицинских услуг. Кроме  того, параметры заработной платы установлены на конкретное физлицо, а не на ставку врача, медсестры и др.

Зарплаты медработников в 2016 году

По данным Росстата за первое полугодие прошлого года средняя зарплата врачей и медицинских работников составила 48 946 руб. 

Самые высокие зарплаты врачей предсказуемо зафиксированы в  Ненецком, Чукотском, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском - Югра,  автономных округах;  Камчатском крае; Магаданской, Сахалинской, Тюменской областях; Москве и Республике Саха (Якутия). 

Самые высокие зарплаты врачей в России

Самые низкие зарплаты медицинских работников и врачей: Орловская область, Республика Марий Эл, Ульяновская область, Республика Ингушетия, Республика Адыгея, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Калмыкия. 

Самые низкие зарплаты врачей в России

Полную таблиц зарплат врачей в России, смотрите ниже >>

Направления по достижению высокого уровня средней заработной платы

Читайте бесплатно в системе Экономика ЛПУ:

  • Простое повышение финансовой составляющей средней заработной платы медицинского работника, согласно постоянной численности штатов медработников.
  • Уменьшение числа медицинских работников за счет закрытия неэффективных медучреждений без уменьшения фонда оплаты труда.
  • Поиск дополнительных финансовых источников для  увеличения оплаты труда на одно физлицо. К таким мерам можно отнести: расширение объема оказания платных медицинских услуг, часть этих денег будет идти на оплату труда медработников.

На практике в субъектах России применяются успешно все три направления, с высокой степенью субъективности в оценке высокой или низкой эффективности лечебной региональной сети или отдельного медицинского учреждения, а также с применением средних нормативов программ государственных гарантий (базовой программы ОМС).

Проблема состоит в том, что ускоренное решение проблем повышения размера оплаты труда, при невысокой степени определённости возможных предложенных направлений может привести к нерациональной оптимизации системы здравоохранения и реально сократит объем медицинских услуг, оказываемых населению бесплатно.

Вторым аспектом является ограничение финансирования программ  государственных гарантий (ОМС), что уже приводит фактически к уменьшению расходов учебный процесс в ущерб растущей оплате труда медицинских работников.

Мнение эксперта

Зимой 2014 года была проведена Всероссийская научно-практическая конференция, в которой был представлен доклад доктора экономических наук, профессора Высшей школы экономики, С.В. Шишкина, который говорил о проблемах и перспективах финансирования здравоохранения в России. Приведем некоторые тезисы:

  • Стремление повышения оплаты труда медработников при фиксированных и запланированных размерах финансирования неизбежно ведет к дефициту на покрытие прочих важных расходов: приобретение и ремонт медицинского оборудования, медикаментозное обеспечение, питание и др.
  • Доля дефицита по данным прочим расходам к 2018 году составит 49%.
  • Рост дефицита по прочим расходам будет означать повышение цен на оказание медицинской помощи, снижение ее доступности для незащищенных групп населения.
  • В связи с этим увеличиться простой медицинского и лабораторного оборудования, необходимого для проведения анализов.
  • Снижение обновления медицинского оборудования, что через несколько лет приведет к отставанию нашей медицины в технологическом плане от других стран Запада.

Мнение министра

В.И. Скворцова в том же 2014 году отметила,  что среднемесячная заработная плата врачей в среднем по стране составляет 46 тысяч рублей, среднего медперсонала (медсестер, фельдшеров) составляет 26 тысяч рублей.

Данные показатели, судя по многочисленных жалобам граждан, сильно преувеличены, в некоторых случаях до 9 раз. Это связано с низкой долей фиксированной части заработной платы (оклада работника) в структуре зарплаты, а также зачастую субъективным распределением доли стимулирующих и компенсационных выплат.  В связи с этим, заработная плата медицинских работников по стране, а в некоторых случаях и в одном регионе крайне дифференцирована.

В связи с вышеизложенным, нам представляется необходимым проведение в субъектах Российской Федерации определенной работы, направленной на совершенствование системы оплаты труда медработников, внедрение новых подходов по формированию гарантированной части заработной платы так, чтобы доля оклада сотрудника составляла не менее 55-60% от общего заработка, и лишь 30% составляли стимулирующие выплаты, направленные на достижение определенных результатов работы, а также компенсационные оплаты.

Внедрение новых систем оплаты труда медработников в регионах

С 2008 г. субъектами РФ осуществляется перевод медработников с региональных ЕТС (единая тарифная сетка) на новые системы оплаты труда, который предполагает:

  • Повышение самостоятельности медучреждения при определении условий оплаты труда работников, формировании штатов в пределах фонда оплаты труда.
  • Установление примерных должностных окладов путем отнесения конкретных должностей к квалификационным группам медработников.
  • Принятие перечней видов оплат для установления выплат стимулирующего и компенсационного характера в учреждениях.
  • Введение зависимости заработной платы руководителя медучреждения от эффективности его работы (достижения определенных результатов деятельности),по критериям, которые        должны быть регламентированы и прозрачны.

Новая система позитивно повлияла на динамику роста заработной платы работников здравоохранения, что позволило сохранить среднюю численность персонала.  Но есть и существенные недостатки:

  • Сохранение межрегиональной дифференциации оплаты труда врачебного персонала и среднего медицинского персонала. Так, например, оклад по первому квалификационному уровню профессиональной группы Врачи и провизоры составляет от 3450 руб.  (Карачаево-Черкесская Республика) до 12190 руб. (в Московской области), что приводит к существенным различиям в среднемесячной заработной плате врачей.
  • Увеличение дифференциации между заработной платой руководителей медучреждений и работников данных учреждений, в некоторых случаях оплата труда руководителей превышает среднюю заработную плату работников учреждений более, чем в 10 раз.
  • В структуре оплаты труда все так же высока доля стимулирующих «статусных» выплат, которые не нацелены на достижение эффективного результата работы (стаж работы, непрерывность, выслуга лет и т.д.).

Важно учитывать, что принятые нормативы не оценивают этот труд, и не ставят перед собой вопросы нормирования именно медицинской деятельности. Единственными нормативными ведомственными документами, позволяющими измерить объем медицинской деятельности врачебного и иного персонала, а также оценить стоимость данной деятельности, исходя из состояния пациента, а также использования той или иной медицинской технологии, являются стандарты медицинской помощи.

С точки зрения наличия информации для нормативной оценки стоимости медицинской деятельности (а именно нормативный метод расчета тарифа ОМС стоит первым в перечне предлагаемых методов экономических расчетов, в рамках Правил ОМС, утвержденных Минздравом России) стандарт медицинской помощи содержит исходные данные, характеризующие только клинические аспекты.

Подобные клинические данные могут содержаться не только в стандартах, но и в любом одобренном медицинским сообществом (группой клиницистов) среднем наборе услуг для лечения и диагностики заболевания или группы заболеваний, с учетом корректного формирования среднего числа и средней частоты применения медицинских услуг.

Рассматривая совокупность медицинских услуг в рамках статистически достоверного (или прогнозируемого) количества пациентов, для диагностики и лечения которых необходимы конкретные медицинские технологии, можно достаточно точно определить суммарное время медицинской и немедицинской деятельности по следующей формуле:

  • Тв/с = ∑(Уix Чi) x ti( в/с), (1)
  • где: Tв/с — время медицинской деятельности врачебного ((в) и (или) среднего медицинского персонала (с));
  • Уi — количество i-х услуг с соответствующей частотой применения Ч;
  • Чi — частота применения для i-х услуг;
  • ti( в/с) — трудоемкость (время выполнения) медицинских услуг врачебным и (или) средним медицинским персоналом.

Номенклатура медицинских услуг, утвержденная Минздравом России в 2013 г., не содержит данных по времени выполнения медицинских услуг (ti), данный параметр может быть определен на основании технических характеристик диагностического и лечебного оборудования, с помощью которого эти услуги выполняются, и времени, необходимого для подготовки оборудования для следующего использования.

  • ti = tп  tо tз, (2)
  • где: tп — время подготовки пациента (оборудования) к оказанию медицинской услуги;
  • tо — время непосредственного использования медицинского оборудования при оказании услуги;
  • tз — время, необходимое для начала следующего этапа подготовки пациента (оборудования) к оказанию медицинской услуги (может быть равным «нулю»).

Значение параметров tз и tп необходимо учитывать не только для корректного расчета трудозатрат, но и при оценке медицинской деятельности по услугам, допускающим одновременное выполнение одним и тем же специалистом (например, физиотерапия), и расчета коэффициента одновременного выполнения медицинских услуг — Кτ.

Из представленной схемы очевидно, что один специалист не сможет одновременно обслуживать больше 4 пациентов, т. к. подготовительное время для пятой услуги (tп5) совпадает с окончанием времени непосредственного использования медицинского оборудования для первой медицинской услуги (to1).

Коэффициент одновременного выполнения медицинских услуг определяется по следующей формуле:

  • Кτ = (ti — tн — tз) / tн. (3)
  • Данная формула может быть преобразована к более простому виду, если tз равно нулю:
  • Кτ = tо / tн. (3.1)
  • При одновременном выполнении нескольких услуг одним специалистом формула 1 примет следующий вид:
  • Тв/с = ∑(Уi x Чi) x ti/ Кτ. (4)

Для медицинских услуг, выполняемых непосредственно врачебным и средним медицинским персоналом, без применения медицинского оборудования время выполнения определяется хронометражем.

Кроме того, номенклатура медицинских услуг не содержит данных по составу сложных медицинских услуг, что усложняет оценку времени их выполнения, по совокупности входящих в нее простых медицинских услуг, и делает некорректным применение коэффициента маржинальности. По этой причине оптимальным способом оценки времени сложных услуг является проведение хронометража.

До утверждения приказом Минздрава России времени выполнения медицинских услуг в рамках номенклатуры медицинских услуг определение трудоемкости услуг можно отнести к компетенции структуры, отвечающей за нормирование медицинской деятельности и оценку стоимости труда в здравоохранении на уровне субъекта РФ.

Зарплаты врачей и медицинских работников в 2016 году*

Средняя заработная плата, рублей

всего

в том числе по формам собственности организаций

федеральная

субъектов Российской Федерации

муниципальная

Российская Федерация

48 946

48 838

49 734

40 454

Центральный федеральный округ

56 861

56 495

56 974

32 750

Белгородская область

40 904

28 651

41 918

17 100

Брянская область

34 490

28 766

34 976

11 800

Владимирская область

40 192

32 249

41 154

6 548

Воронежская область

35 411

29 970

36 035

11 624

Ивановская область

33 190

38 917

32 393

-

Калужская область

44 697

44 262

44 847

17 133

Костромская область

37 325

31 124

37 932

-

Курская область

32 228

29 938

32 545

15 191

Липецкая область

35 044

29 763

35 435

25 637

Московская область

57 447

44 701

60 113

44 283

Орловская область

31 799

27 668

32 212

10 533

Рязанская область

33 626

29 647

34 105

26 649

Смоленская область

34 468

42 527

33 125

12 697

Тамбовская область

35 365

35 476

35 351

-

Тверская область

37 441

34 495

37 857

8 900

Тульская область

43 190

30 501

44 359

-

Ярославская область

36 328

29 642

36 930

23 520

г.Москва

80 759

68 099

86 626

-

Северо-Западный федеральный округ

59 381

57 926

59 770

25 061

Республика Карелия

52 037

43 669

52 854

14 167

Республика Коми

60 540

49 651

61 430

-

Архангельская область

56 687

55 363

57 013

29 833

в том числе:

Ненецкий авт. округ

125 101

71 523

128 097

-

Архангельская область без авт. округа

54 199

55 207

53 953

29 833

Вологодская область

44 006

37 758

44 441

14 683

Калининградская область

43 062

35 818

45 475

20 650

Ленинградская область

48 041

34 915

50 287

32 486

Мурманская область

67 269

66 789

67 462

43 449

Новгородская область

37 855

24 767

39 184

-

Псковская область

38 143

30 143

39 175

14 205

г.Санкт-Петербург

67 202

64 617

68 030

1)

Южный федеральный округ

36 013

35 318

37 671

34 321

Республика Адыгея

30 780

25 226

31 493

16 267

Республика Калмыкия

26 416

20 781

27 059

7 375

Краснодарский край

38 309

35 538

50 335

33 755

Астраханская область

35 211

42 585

34 129

24 241

Волгоградская область

35 122

35 098

35 142

18 344

Ростовская область

35 292

34 593

36 308

35 109

Северо-Кавказский федеральный округ

31 971

28 802

32 469

29 421

Республика Дагестан

30 480

20 855

31 290

26 877

Республика Ингушетия

31 024

24 560

31 545

1)

Кабардино-Балкарская Республика

30 112

22 907

30 694

-

Карачаево-Черкесская Республика

29 636

25 762

30 108

29 766

Республика Северная Осетия - Алания

28 761

28 497

28 832

22 372

Чеченская Республика

33 015

28 785

33 297

-

Ставропольский край

35 643

33 821

36 022

21 983

Приволжский федеральный округ

37 853

36 835

38 012

20 721

Республика Башкортостан

42 629

41 766

42 696

14 653

Республика Марий Эл

31 649

25 529

32 310

-

Республика Мордовия

32 043

30 612

32 170

-

Республика Татарстан (Татарстан)

38 215

31 511

38 996

20 330

Удмуртская Республика

36 409

32 136

36 812

17 377

Чувашская Республика - Чувашия

34 024

49 865

32 276

18 425

Пермский край

41 647

37 549

42 260

23 746

Кировская область

40 405

34 315

41 304

29 511

Нижегородская область

38 255

41 975

37 652

20 773

Оренбургская область

39 602

32 349

40 331

19 489

Пензенская область

39 574

46 877

38 530

16 743

Самарская область

37 506

34 346

37 981

29 413

Саратовская область

32 325

35 447

31 770

15 155

Ульяновская область

31 510

31 777

31 464

21 758

Уральский федеральный округ

60 153

44 708

67 438

50 640

Курганская область

44 671

45 349

44 521

1)

Свердловская область

54 016

41 414

55 814

58 078

Тюменская область

77 184

55 109

81 696

44 813

в том числе:

Ханты-Мансийский авт. округ-Югра

86 097

59 568

86 920

59 294

Ямало-Ненецкий авт. округ

111 562

66 152

114 295

67 538

Тюменская область без авт. округов

51 415

52 098

53 207

44 593

Челябинская область

47 404

42 580

50 933

47 021

Сибирский федеральный округ

44 840

46 562

44 699

43 382

Республика Алтай

45 844

30 720

47 807

-

Республика Бурятия

45 533

32 286

47 184

1)

Республика Тыва

46 326

39 689

46 978

-

Республика Хакасия

45 460

41 824

46 005

9 222

Алтайский край

37 094

36 108

37 205

8 979

Забайкальский край

39 912

39 115

40 067

-

Красноярский край

52 007

53 054

51 905

24 872

Иркутская область

49 611

46 455

50 172

11 613

Кемеровская область

43 218

35 388

44 622

43 723

Новосибирская область

45 832

59 148

43 267

33 583

Омская область

37 948

34 945

38 269

12 454

Томская область

47 272

48 929

46 730

25 922

Дальневосточный федеральный округ

63 694

53 792

65 717

44 868

Республика Саха (Якутия)

71 950

52 632

73 901

47 537

Камчатский край

95 529

78 256

99 613

65 881

Приморский край

52 845

46 455

54 965

26 452

Хабаровский край

60 512

62 597

60 040

29 707

Амурская область

45 518

42 067

46 028

-

Магаданская область

90 158

66 288

92 657

36 100

Сахалинская область

85 224

64 628

87 198

28 611

Еврейская автономная область

60 839

38 148

63 447

-

Чукотский автономный округ

112 887

77 969

117 588

-

Крымский федеральный округ

38 873

31 674

39 747

21 764

Республика Крым

39 197

30 509

40 044

21 764

г. Севастополь

37 464

33 974

38 291

-

*) включены врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) в учреждениях образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обслуживания. Источник: Росстат

*Уровень средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг)* в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской

Читайте в ближайших номерах журнала «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×