Здравоохранение

Мониторинг аптечных продаж антигистаминных препаратов

  • 19 октября 2015
  • 284

В обзоре рассмотрена группа антигистаминных препаратов R06. Все объемы приведены в ценах оптовой аптечной закупки за период январь — декабрь 2014 г. в сравнении с аналогичным периодом 2013 г.

Зайчикова М. С., старший специалист по фармацевтическому мониторингу DSM Grou

По данным ВОЗ, аллергические заболевания в большинстве развитых стран входят в десятку самых распространенных болезней. Одна из основных причин — условия современной жизни: загрязнение окружающей среды, применение химических реагентов в быту.

Для уменьшения симптомов аллергии используются противоаллергические, или антигистаминные, препараты. Их принято делить на препараты 1, 2 и 3-го поколения.

Антигистаминные препараты 1-го поколения («Тавегил», «Супрастин», «Диазолин» и др.) обладают седативным действием и имеют ряд побочных эффектов: нарушения зрения, дисфункции ЖКТ, сухость слизистых и т. д. Не рекомендуется применять эти ЛС при управлении транспортными средствами. В то же время седативный эффект может снимать, например, такие симптомы, как кожный зуд, усиливающийся в ночное время. Неоспоримое преимущество препаратов 1-го поколения — богатый врачебный опыт их применения.

Препараты 2-го поколения («Кларотадин», «Кларитин», «Зиртек», «Кестин» и др.) в значительной степени лишены недостатков препаратов 1-го поколения. Седативное действие выражено слабо или вообще отсутствует. Также эти ЛС можно использовать в целях профилактики, т. к. они способны оказывать воздействие на разные стадии аллергического воспалительного процесса.

Антигистаминные средства 3-го поколения («Телфаст», «Ксизал», «Эриус») более эффективны, а также лишены побочных эффектов, характерных для их предшественников.

Российский розничный рынок антигистаминных препаратов включает в себя 75 брендов и 190 полных наименований. Стоимостный объем рынка с января по декабрь 2014 г. составил 7,25 млрд руб. (+6,4%), а натуральный — 53,17 млн упаковок (-3,8%).

Рассмотрим рейтинг брендов антигистаминных препаратов по объему в рублях (рис. 1). Первое место (13,4%) занимает бренд «Супрастин» (Egis). На втором месте (11,5%) расположился «Зиртек». На третьей позиции — средство «Эриус» (10,7%). Максимальный прирост продаж (+17,5 %) среди ТОП-10 продемонстрировал «Зодак». Наибольшее падение (-8,9%) выявлено у бренда «Тавегил». На ТОП-10 брендов по объему в рублях приходится 82,5% от емкости группы.

Мониторинг аптечных продаж антигистаминных препаратов

Рис. 1. ТОП-10 брендов по объему в рублях за период январь — декабрь 2014 г. в сравнении с аналогичным периодом 2013 г.

Рейтинг, руб. Бренд Фирма-производитель Прирост, % Доля от продаж сегмента, руб., %
1 «Супрастин» Egis -4,8 13,4
2 «Зиртек» Ucb Farchim S.A. 10,6 11,5
3 «Эриус» Schering-Plough 7,0 10,7
4 «Цетрин» Dr.Reddy’s Laboratories Ltd 8,3 10,5
5 «Кларитин» Schering-Plough 2,6 10,0
6 «Зодак» Zentiva A.S. 17,5 8,6
7 «Фенистил» Novartis -0,7 6,1
8 «Тавегил» Novartis -8,9 4,8
9 «Диазолин» Разные производители -5,3 4,2
10 «Кестин» Takeda (Almiral Prodesfarma) 13,4 2,8

Данные розничного аудита DSM Group

В рейтинге брендов по натуральному объему лидирует (рис. 2) «Супрастин» (17,7%), выпускаемый Egis. С небольшим отрывом следует препарат «Диазолин» (разные производители). Его доля продаж в сегменте составила 13,3%. Замыкает тройку бренд «Цетрин», доля продаж которого за рассматриваемый период составила 9,5%. Максимальный прирост показал «Зиртек» (+11,8%), а наибольшее падение у бренда «Диазолин» (-18,8%). На ТОП-10 брендов по объему в упаковках приходится 76,9% от сегмента группы.

Мониторинг аптечных продаж антигистаминных препаратов

Рис. 2. ТОП-10 брендов по объему в упаковках за период январь — декабрь 2014 г. в сравнении с аналогичным периодом 2013 г.

Рейтинг, упак. Бренд Фирма-производитель Прирост, % Доля от продаж сегмента, упак., %
1 «Супрастин» Egis -4,3 17,7
2 «Диазолин» Разные производители -18,8 13,3
3 «Цетрин» Dr.Reddy’s Laboratories Ltd 3,1 9,5
4 «Зодак» Zentiva A.S. 6,7 7,8
5 «Кларитин» Schering-Plough -2,1 6,4
6 «Зиртек» Ucb Farchim S.A. 11,8 6,3
7 «Тавегил» Novartis -10,2 5,0
8 «Лоратадин» Разные производители 0,9 4,2
9 «Эриус» Schering-Plough 2,6 3,5
10 «Фенистил» Novartis -6,2 3,2

Данные розничного аудита DSM Group

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Новая аптека»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.