text
Портал для медицинских работников

Cтратегия управления товарными запасами в аптеке

  • 29 октября 2015
  • 339

Удовлетворение потребностей покупателей – основная задача любого розничного предприятия, в т. ч. реализующего ЛС. Сезонные всплески спроса, неравномерность врачебных назначений, риски несвоевременной доставки и финансирования диктуют необходимость формирования собственного товарного запаса в аптеке.

Ассортимент аптечного предприятия должен соответствовать запросам всех посетителей как в момент формирования или корректировки, так и в течение всего времени функционирования аптеки или аптечного пункта. Широкие возможности выбора должен иметь не только первый клиент, но и все последующие.

Объемы потребности в ЛС обусловлены численностью потребителей, уровнем и структурой заболеваемости в том или ином регионе (или в ЛПУ) и многими другими факторами. При этом, чем менее равномерен спрос на продукцию, тем сложнее спрогнозировать его величину, следовательно, сложнее определить необходимый уровень товарного запаса на предприятии.

Наиболее эффективно использовать ресурсы аптечного предприятия при формировании товарного запаса позволяют различные методы анализа спроса и продаж. Чаще всего используют АВС-анализ. Еще один вид анализа, предусматривающий деление товара на три группы, – XYZ-анализ. В отличие от АВС-анализа, рассматривающего спрос на продукцию в разрезе его абсолютного объема (в денежном или натуральном выражении), XYZ-анализ позволяет оценить характер спроса, в частности, ответить на вопросы: как часто покупается продукция; насколько равномерно происходит реализация.

Наложение XYZ-анализа на анализ АВС позволяет наиболее эффективно формировать товарный запас аптечного предприятия. Первый помогает оценить равномерность спроса и потребность в создании «страхового» запаса или минимального «стандарта», второй – определить степень важности постоянного наличия позиции в ассортименте предприятия. Таким образом, объединение результатов данных видов анализа позволяет принять экономически обоснованные решения по вопросам выбора источников финансирования и формирования ассортимента в условиях ограниченных ресурсов. А именно: какие средства использовать при формировании товарного запаса – собственные или заемные.

Заемные средства – это не только кредиты и займы, но и задолженности перед поставщиками (приобретение товара с отсрочкой платежа).

Товарный запас позволяет обеспечить постоянное равномерное поступление товара в продажу и получить доход за счет удовлетворения потребностей всех покупателей. В то же время затраты на формирование запасов готовой продукции и обеспечение ее хранения могут быть существенными. При этом важно понимать, что денежные средства, вложенные в создание и поддержание товарного запаса, принесут прибыль только после продажи товара, т. е. фактически после оплаты препарата клиентом. Это ключевой аргумент в пользу сокращения времени нахождения товара на аптечном складе.

Минимальный размер товарного запаса зависит от нескольких факторов: с одной стороны, от структуры и размеров локального рынка, на котором работает данное аптечное предприятие, от покупательской активности, параметров и интенсивности спроса; с другой – от условий работы с поставщиками, возможных объемов и сроков поставки. Не стоит забывать, что помимо собственного дефицита существует дефектура рынка (позиции, спрос на которые высок, но при этом ограничен либо отсутствует товарный запас, не только собственный, но и у поставщиков).

В зависимости от условий поставщиков, размера локального рынка, уровня спроса, а также с учетом возможностей финансирования каждое аптечное предприятие должно найти свои оптимальные размеры товарного запаса, частоту закупок, объемы единовременной закупки у поставщика. А также выявить основные приоритеты в работе с производителями и дистрибьюторами: цену, качество товара, стабильность поставок и т. д.

Существует две точки зрения на проблему формирования товарного запаса. С одной стороны, недостаточный товарный запас провоцирует многочисленные «отказы», что в условиях жесткой конкуренции означает потерю клиента, т. к. отсутствие необходимого ЛС воспринимается покупателем как скудность ассортимента и приводит к ухудшению имиджа аптеки. Возникает понятие недополученной прибыли (прибыль, которую могла бы получить аптека, если бы товар был в наличии). Таким образом, ситуация «отказа» неприемлема как с экономической точки зрения, так и при формировании лояльности покупателей к данному предприятию.

С другой стороны, сверхзапасы также связаны с определенными рисками:

– изменение потребительских свойств товаров;

изменение цен на продукцию(обесценивание товарного запаса);

– нереализация товарного запаса.

Не стоит забывать и о том, что извлечение значительных денежных средств из оборота аптечного предприятия может оказать существенное влияние на скорость оборота денежных средств. За счет этого снижается общий объем денежных средств, что, в свою очередь, не может не отразиться на рентабельности предприятия.

Таким образом, величина товарного запаса должна быть определена индивидуально для каждого аптечного предприятия. Это позволит найти необходимый баланс в работе, максимизировать скорость оборачиваемости товарного запаса, а следовательно, и денежных средств, но при этом не допустить увеличения количества «отказов».

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.