text
Портал для медицинских работников

Снабжение аптечных организаций. Современное состояние и перспективы

  • 21 октября 2015
  • 570

Открываем серию статей, посвященных анализу современного состояния и перспектив развития фармацевтической логистики. Рассмотрим теоретические аспекты снабжения аптечных организаций: понятие товародвижения на фармацевтическом рынке, содержание и значение фармацевтической логистики.

В настоящее время к медицинскому применению в РФ разрешено 18 тыс. ЛС и 40 тыс. медизделий, из них на предприятиях российской медицинской промышленности производится лишь около 3 тыс. ЛС и 7 тыс. медизделий. Российский фармрынок импортозависим, а принятие адекватных управленческих решений в данной области затруднено разнообразием социально-экономических, природно-климатических и иных условий на территории РФ.

Все это предопределяет актуальность изучения современного состояния и перспектив снабжения аптечных организаций. Прежде всего, необходимо определить понятие товародвижения на фармацевтическом рынке.

Фармацевтический рынок – это совокупность экономических отношений, возникающих между его субъектами по поводу купли-продажи и назначения-потребления лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента.

Функционирование фармацевтического рынка направлено на достижение социальных (сохранение здоровья нации) и экономических целей. При этом субъекты и объекты фармрынка взаимодействуют в неразрывной взаимосвязи с влияющими на них факторами.

Основные экономические законы фармрынка (объективные экономические законы):

– закон спроса (повышение рыночной цены при прочих равных условиях уменьшает объем спроса, и наоборот);

– закон предложения (повышение рыночной цены при прочих равных условиях увеличивает объем предложения, и наоборот);

– закон стоимости.

Фармацевтический рынок – открытая система, совокупность взаимосвязанных составляющих, среди которых выделяются:

1 Структурные элементы системы (внешняя среда, внутренняя среда, система «вход – выход»).

2 Связи между элементами.

3 Окружающая среда фармацевтической отрасли.

При этом функционирующая система «фармацевтический рынок» вследствие взаимодействия между его элементами приобретает свойства, отсутствующие при простом суммировании этих элементов, т. е. выполняется принцип синергии. Изменение свойств любого из элементов влечет за собой изменение характеристик всей системы в целом (рис. 1).

Рис. 1. Общая структура фармацевтического рынка

Действие объективных экономических законов в условиях фармацевтического рынка ограничивают факторы, связанные с особенностями фармацевтической деятельности, особенностями взаимоотношений в цепочке «продавец – покупатель», с особенностями лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента. Поэтому на фармацевтическом рынке не всегда полностью проявляются рыночные отношения.

Причины данного явления состоят в следующем. В сфере лекарственного обеспечения экономическая эффективность должна сочетаться с социальной справедливостью. Социальная ориентация фармрынка предполагает обязательное функционирование системы социальной защиты отдельных категорий населения, которые сами не в состоянии оплачивать по полной стоимости необходимую им лекарственную помощь. Одновременно следует помнить, что социальная справедливость как морально-этическая категория не исключает действия принципов рыночной экономики.

Назначение ЛС нельзя ставить в зависимость от уровня дохода больного.

Товар на фармрынке – фармацевтическая продукция, большую часть которой составляют ЛС рецептурного отпуска, отличающиеся спецификой потребления, поэтому важное место при их реализации отводится промежуточному потребителю – врачу. В связи с этим в фармацевтической отрасли существеннее сказывается асимметрия информации относительно потребительских свойств ЛС у производителей, фармработников и потребителей по сравнению с другими отраслями. Для потребителя обширность и научная емкость информации создают дополнительные трудности при выборе фармацевтической продукции.

Значительная часть ЛС относится к перечню ЖНВЛП, т. е. продукции стратегического назначения, определяющей здоровье нации. В связи с этим государством введен ряд ограничений и льгот при ценообразовании и налогообложении.

Фармацевтическая сфера характеризуется повышенными затратами на вхождение в отрасль (необходимо лицензирование, специальная подготовка персонала) и соблюдение условий осуществления фармацевтической деятельности. Затраты труда фармацевтических работников при оказании фармацевтической помощи не поддаются точной количественной оценке. Спрос, предложение и цена остаются основными инструментами фармацевтического рынка.

С точки зрения маркетингового подхода фармацевтический рынок может рассматриваться как совокупность существующих и потенциальных потребителей фармацевтической продукции и товаров и услуг, удовлетворяющих потребности в фармпомощи.

Отличие фармрынка от других рынков заключается в том, что наряду с институциональными и конечными потребителями в его структуре имеется группа промежуточных потребителей.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.