Здравоохранение

Методы анализ ассортимента аптеки

  • 30 сентября 2015
  • 1609

Ассортимент аптечного предприятия должен соответствовать запросам всех посетителей как в момент формирования или корректировки, так и в течение всего времени функционирования аптеки или аптечного пункта. Для его формирования необходимо использовать методы анализа спроса и продаж.

Методы анализа спроса, продаж ассортимента аптеки по группам товаров

АВС-анализ

Ассортимент аптеки: группы товаров, методы ABC, XYZ анализаЧаще всего используют АВС-анализ, предполагающий деление объектов исследования по выбранному признаку на три группы: А, В, С.

Если выбранный показатель – объем продаж, то товары группы:

  • А – это препараты, которые вносят существенный вклад в этот объем;
  • В – значительный вклад;
  • С – незначительный вклад.

Обычно для аптечного предприятия характерно следующее процентное соотношение:

  • А
75% от общего объема продаж и примерно 20% ассортимента аптеки
  • B
20% объема продаж и около 30% ассортимента
  • C
порядка 50% позиций ассортимента, которые приносят всего 5% объема продаж

Правило 20/80, или закон Парето

В основе АВС-анализа лежит так называемое правило 20/80, или закон Парето (по имени экономиста Вильфредо Парето, открывшего это соотношение). Сущность правила заключается в том, что для достижения 80% результата требуется только 20% затраченных усилий. Соответственно остальные 80% усилий уходят на достижение лишь 20% результата.

График АВС-анализа

Ассортимент аптеки: группы товаров, методы ABC, XYZ анализаУ каждого аптечного предприятия свои особенности, поэтому выбранные границы групп (75, 20 и 5%) не единственный возможный вариант. Определяя объем продаж для АВС-анализа в денежном эквиваленте, измеряют спрос на каждую единицу наименований товарного запаса.

Существуют и другие подходы к проведению АВС-анализа, например, в качестве анализируемого параметра может быть выбран доход от реализации.

Если есть сомнения, как определить границы групп, какие ЛС отнести к той или иной группе, необходимо построить график Парето, используя два ключевых критерия:

  1. Доля в ассортименте.
  2. Доля в анализируемом параметре.

Анализируя этот график и отслеживая точки, в которых происходят резкие перепады значений исследуемого критерия, можно четко понять, как именно следует определить границы групп А, В, С.

Проведение АВС-анализа целесообразно не только при планировании товарного запаса по каждой позиции ассортимента, но и при изучении продаж отдельных фармакологических групп. При этом, если группа имеет высокий приоритет в ассортименте аптечного предприятия, АВС-анализ позволит отследить «провальные» позиции в этой группе, подумать о поиске альтернатив. Если же вся фармакологическая группа является «провальной», то анализ позволит выявить ходовые позиции. Возможно, товарный запас целесообразно формировать только на эти препараты данной группы, а остальные стоит и вовсе исключить из ассортимента.


XYZ-анализ

Еще один вид анализа, предусматривающий деление товара на три группы, – XYZ-анализ. В отличие от АВС-анализа, рассматривающего спрос на продукцию в разрезе его абсолютного объема (в денежном или натуральном выражении), XYZ-анализ позволяет оценить характер спроса, в частности, ответить на вопросы:

  • как часто покупается продукция;
  • насколько равномерно происходит реализация.

Объемы потребности в ЛС обусловлены:

  1. численностью потребителей;
  2. уровнем и структурой заболеваемости в том или ином регионе (или в ЛПУ) и многими другими факторами.

При этом, чем менее равномерен спрос на продукцию, тем сложнее спрогнозировать его величину, следовательно, сложнее определить необходимый уровень товарного запаса на предприятии.

Целесообразно проводить XYZ-анализ совместно с анализом ABC для ассортиментных позиций по всей линейке товаров, а также внутри отдельных фармакологических групп.

Для проведения XYZ-анализа ассортимент группируется в зависимости от значений коэффициента вариации, определяющего стабильность продаж каждого препарата.

  • Группа X
Позиции с минимальным коэффициентом вариации – препараты, спрос на которые наиболее равномерен и предсказуем. 
  • Группа Y
Как правило, включает препараты сезонного спроса.
  • Группа Z 
Составляют препараты с наибольшими значениями коэффициента вариации: позиции, спрос на которые предсказать невозможно, товары с нерегулярным спросом.

Коэффициент вариации характеризует относительную меру отклонения измеренных значений от среднеарифметического. Чем больше значение коэффициента вариации, тем больший разброс и меньшая равномерность исследуемых значений. Если коэффициент вариации меньше 10%, то изменчивость вариационного ряда принято считать незначительной, от 10 до 20% – средней, 20–33% – значительной. Если коэффициент вариации превышает 33%, это говорит о неоднородности информации и необходимости исключения самых больших и самых маленьких значений.

XYZ-анализ возможен на любом автоматизированном аптечном предприятии. Расчеты легко провести, используя стандартные функции программных продуктов, например Excel.

Разделение препаратов на группы по скорости оборота товарных позиций

Ассортимент аптеки: группы товаров, методы ABC, XYZ анализаДругой подход к проведению XYZ-анализа – разделение препаратов на группы в соответствии со скоростью оборота товарных позиций.

В этом случае группу:

  • X составят позиции с максимальной скоростью;
  • Y – средней;
  • Z – с минимальной скоростью оборота.

Этот вариант XYZ-анализа позволяет оценить, с какой скоростью деньги, вложенные в формирование товарного запаса тех или иных позиций, приносят доход.

Наложение XYZ-анализа на анализ АВС позволяет наиболее эффективно формировать товарный запас аптечного предприятия.

  1. Первый помогает оценить равномерность спроса и потребность в создании «страхового» запаса или минимального «стандарта».
  2. Второй – определить степень важности постоянного наличия позиции в ассортименте предприятия.

Таким образом, объединение результатов данных видов анализа позволяет принять экономически обоснованные решения по вопросам выбора источников финансирования и формирования ассортимента в условиях ограниченных ресурсов. А именно: какие средства использовать при формировании товарного запаса – собственные или заемные.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.