text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Основы мерчандайзинга для сотрудников аптеки

  • 19 октября 2015
  • 308

История вопроса

Если просто перевести слово «merchandising» на русский язык – получится не что иное, как «торговля». Но в России торговля существовала с глубокой древности, амерчендайзинг начал развиваться только в 90-х годах прошлого столетия. Почему? Потому что под этим термином подразумевается не просто торговля, а искусство торговать! Разницу чувствуете?

Имерчендайзинг нужен только тогда, когда существует конкуренция.

Вспоминаю прилавки магазинов моего детства: из консервов – аккуратные горки «Завтрака туриста» и «Кильки в томатном соусе», из конфет – «Карамель фруктово-ягодная», а если выбрасывали ветчину с многообещающим названием «Ассорти» по 3 руб. 50 коп, то за ней выстраивалась очередь на 2 км...

Ассортимент аптеки советского прошлого тоже не отличался большим разнообразием. Недостатка в покупателях не было, а значит, не было и необходимости в прогрессивных формах торговли.

Но страна росла и «развивалась». Из социализма вместо обещанного коммунизма мы, сами не заметив, плавно въехали в капитализм с его изобилием товаров, социальным неравенством и растущей день ото дня конкуренцией. И вот тогда-то граждане бывшей Страны Советов и услышали еще одно заморское слово – «мерчендайзинг».

Что же это такое? И кому это нужно?

Мерчендайзинг – это не только грамотная выкладка товаров, как полагают некоторые сотрудники аптек. Это целый комплекс мер, применяемых в торговой точке, который направлен на увеличение объема продаж. Если посмотреть на это с точки зрения владельца бизнеса, томерчендайзинг – это решение проблем клиентов с выгодой для себя. Еще одно краткое, но очень точное определение:мерчендайзинг – продажа без продавца.

Это означает, что товар в торговом зале должен быть выставлен таким образом, чтобы продажа была бы вполне возможна без участия или с минимальным участием сотрудника аптеки. Ведь одна часть посетителей покидает торговый зал без покупки из-за занятости первостольника. Другая – из-за невнимания и нежелания что-либо объяснять. Кто-то уходит, потому что не смог рассмотреть товар и прочитать аннотацию. А кто-то – из-за того, что не имел возможности узнать о наличии товара, т. к. в кассу стояла очередь.

Таким образом, цель мерчендайзинга одна – получить больше прибыли. «А на сколько больше?» – спросите вы. Мой личный опыт показывает, что только грамотная выкладка способна увеличить месячную выручку аптеки на 7,5–12%.

Но вернемся к целимерчендайзинга. Казалось бы, цель самая что ни на есть корыстная. Но вся прелесть заключается в том, что в выигрыше оказываются все (рисунок 1).

Рис. 1. Кому выгоденмерчандайзинг.

Важности и полезности

Что же должна сделать аптека, чтобы достигнуть этой заветной цели? Впрочем, вернее сказать «чтобы стремиться к этой заветной цели» (т. к. достигнуть ее невозможно). Это как спортсмен, который, взяв одну высоту, поднимает планку выше и тренируется, чтобы покорилась новая вершина.

Необходимо решить множество задач, т. е. найти ответы на следующие вопросы:

• Как создать конкурентное преимущество аптеки?

• Как влиять на поведение посетителей, не нарушая принятые в обществе законы?

• Как увеличить время пребывания клиента в торговом зале?

• Что необходимо сделать, чтобы каждый посетитель стал постоянным покупателем?

• Как эффективно представить товары?

• Как облегчить выбор товара?

• Как лучше всего информировать покупателя о новинках?

• Как стимулировать его на те покупки, в которых наиболее заинтересована аптека?

• Как повысить средний чек?

• Как ускорить оборачиваемость товаров?

Все эти вопросы мы шаг за шагом рассмотрим в нашем ликбезе. Сейчас вам лишь нужно понять формулу эффективногомерчендайзинга (рисунок 2).

Рис. 2. Формула эффективногомерчендайзинга.

А вот инструменты, чтобы осуществить эти цели:

1. Планировка торгового зала, внутренний дизайн: расположение межприлавочных проходов, размещение торгового оборудования, атмосфера аптеки и пр.

2. Зонирование – наблюдение за поведением покупателей, определение «холодных» и «горячих» зон, приемы замедления потока покупателей, определение оптимального места в зале для каждой группы товаров.

3. Выкладка товара на полках витрин, гондолах.

4. Реклама: наружное оформление, входная группа, торговый зал, полки витрин, прикассовая зона и др.

5. Ассортимент: какой и насколько богатый.

Подытожить сегодняшний разговор о мерчендайзинге хочется схемой, где скомпонованы все основные тезисы нашей беседы.

Схема. Что такоемерчандайзинг?

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.