Здравоохранение

Где искать резервы эффективности аптечного бизнеса

  • 5 ноября 2015
  • 168

Кадровый вопрос всегда был одним из самых сложных на фармацевтическом рынке. С одной стороны, нашему рынку (особенно фармритейлу) присущ «кадровый голод», а менеджеры высшего звена – вообще «штучный товар» на рынке труда. С другой стороны – постоянная потребность в оптимизации бизнес-процессов, сокращении расходов, основную лепту в которые вносит фонд оплаты труда (ФОТ).

- Сергей Максимович, за последние 10 лет на фармрынке произошла масса судьбоносных изменений. Чему, по-вашему мнению, мы научились, например, в кадровой политике?

- В последние годы я встречаю компании, которые делают одинаковые ошибки.

В кризис 1998 г., в период развития компаний, понимая, что жизнь не закончится, они сохранили костяк, сделали «кадрированную дивизию», потом, после восстановления экономики, набрали кадры и продолжили развитие. В 2008 г., когда кризис был существенно меньше, а во многих бизнесах его вообще не было (было только ожидание кризиса) поступили наоборот: сократили наиболее оплачиваемых сотрудников из среднего уровня управления. Конечно, не резать же доходы себе любимым! Но в результате произошли существенные потери компетенций, активности, а как следствие – потери долей рынка, доходности и т. д.

Причины понятны. В первом случае собственники принимали решения на начальном этапе жизни компании, которому обычно присущи драйв, пассионарность. И, что самое главное, терять, в общем-то, было нечего.

За 10 лет все изменилось, компании обросли особняками, самолетами, сами собственники – кабинетами с мраморными колоннами и секретаршами, которые занимались только их личными делами, но главное – руководители перестали сами вкалывать. И в этой ситуации, когда было что терять, решения принимались другие. Исходили из того, чтокомпания устойчива, сокращали уже по формальному признаку.

- Как же надо?

- То, что оптимизация необходима, очевидно: бизнес-процессы оптимизируются, а с ними должен меняться и персонал; возникают новые сегменты и сервисы, старые теряют актуальность; компании сливаются и т. д.

Формально говоря, оптимизация – это нахождение оптимального соотношения «задача – численность». На практике под оптимизацией обычно понимают сокращение персонала при возникновении тех или иных чрезвычайных обстоятельств, хотя принцип «людей должно быть столько, сколько нужно, и ни одним человеком больше» верен всегда, и всегда должен входить в обязанности кадровой службы.

В реальной жизни задача сокращения возникает в рамках решения задачи по уменьшению убытков или увеличению прибыльности. Вопрос решается в терминах процентов от численности или размера ФОТ, подлежащего сокращению.

Как ни смешно, сокращение не всегда приводит к существенному сокращению расходов.

Сокращение при соблюдении законов – процесс не дешевый и не быстрый.

Обычно под сокращение попадают секретарши, уборщицы, обслуживающий персонал, доля которых в расходах мала. Сокращают людей, а не процессы, что часто приводит к существенному падению производительности. Например, в сбыте сокращаем людей, которые занимаются отчетностью, договорами, перекладывая эту работу на сбытовиков (у которых зарплаты существенно больше), в результате время, уделяемое клиентам, сокращается, а вместе с этим, в среднесрочном периоде, падают и доходы.

Бывает, что при сокращении, чтобы отчитаться о результатах, сокращают и сотрудников, работающих на сдельной оплате, или сотрудников, у которых премиальная часть составляет большую часть в ФОТ.

В реальной жизни сокращают не обязательно балласт. Сотрудники, работающие в компании «с основания Рима», родственники и знакомые основателей компании, да и многие другие обычно «вне закона». В результате кампания по сокращению численности выполняется частично, а расходы обычно меняются не существенно.

Однако сокращать численность все же надо, но не в рамках «кампании», а в виде постоянной деятельности по оптимизации путем увеличения производительности там, где она измерима. Например, производительность склада измеряется количеством собранных линий или в тоннах собранного груза на сотрудника, производительность сбытовиков оценивают суммой оборота или валового дохода в расчете на одного сотрудника.

Оптимизация – это упрощение схемы управления, снижение количества уровней управления, рассмотрение целесообразности существования непрофильных подразделений, которые можно отдать на аутсорсинг, и т. д.

Если все же нужно экстренное сокращение, то качество выполняемых работ не должно пострадать, а костяк коллектива должен быть сохранен.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Новая аптека»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.